ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА К СПОРТИВНОМУ ПИТАНИЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА К СПОРТИВНОМУ ПИТАНИЮ

Тюшев И.А., Сальникова Ю.Н.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность спортивного питания в современном мире особенно велика. Пропаганда здорового образа жизни, приводит к тому, что все больше людей задумывается над изменением своего образа жизни и тела. Активная реклама спортивного питания транслирует человеку активную линейку продуктов, способных удовлетворить любую потребность организма при интенсивных физических тренировках. Физическая форма не единственный залог здорового образа жизни, правильное полноценное питание тканей организма при регулярном занятии спортом приводит к необходимости использования различных элементов спортивного питания.

Спортивное питание — это особая группа пищевых продуктов, выпускающаяся преимущественно для людей, ведущих активный образ жизни, занимающихся спортом и фитнесом [7]. Приём спортивного питания направлен в первую очередь на улучшение спортивных результатов, повышение силы и выносливости, укрепление здоровья, увеличение объёма мышц, нормализацию обмена веществ, достижение оптимальной массы тела и в целом на увеличение качества и продолжительности жизни.

В России спортивное питание относят к биологически активным добавкам, так как его правильное использование представляет собой дополнение к основному рациону, состоящему из обычных продуктов, а не полную их замену.

Спортивное питание разрабатывается и изготавливается на основе научных исследований и чаще всего представляет собой тщательно подобранные по составу концентрированные смеси основных пищевых элементов, специально обработанных для наилучшего усвоения организмом человека. По сравнению с обычной едой, на переваривание которой могут уходить часы, «спортивные добавки требуют минимальных затрат времени и усилий пищеварения на расщепление и всасывание, при этом многие виды спортивного питания обладают высокой энергетической ценностью. Спортивное питание абсолютно безвредно для здоровья человеческого организма, если принимать его согласно показаниям и рекомендуемым дозам» [5].

Основными разновидностями спортивного питания являются: высокобелковым продуктам (белки, часто их называют протеинами), углеводно-белковые смеси, аминокислоты, предтренировочные комплексы, жиросжигатели, левокарнитин, креатин и ВСАА- комплекс. Проанализировав качественные характеристики популярных продуктов спортивного питания, мы составили их сравнительный анализ по трем показателям. представленным в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ продуктов спортивного питания

Тип спортивного питания

Достигаемый эффект

Состав

Протеин

Используется для обеспечения организма белком при недостатке в основном питании.

белки

Гейнер

Для увеличения мускульной массы, дополнительный источник энергии

белки, углеводы

Предтренировочные комплексы

Способствует более эффективному тренировочному процессу, усиливает силовые показатели и выносливость

углеводы

Жиросжигатели

Сжигание жировых отложений

кофеин, гуарана, эфедрин,

L – карнитин, травяные экстракты

L-карнитин

Повышение мышечной выносливости. обеспечение клеток кислородом

Аминокислота левокарнитин

ВСАА

Создание рельефа тела, укрепление иммунной системы

лейцин, изолейцин, валин

Выбор для употребления необходимого типа продуктов осуществляется в зависимости от поставленных при составлении тренировочной программы целей. Например, для снижения массы тела принимают жиросжигатели, «L-карнитин, которые ускоряют утилизацию жиров в организме, а также улучшают транспорт жирных кислот в митохондрии. Если же необходимо набрать мышечную массу, то употребляют спортивные добавки, относящиеся к категориям гейнеров, протеинов, аминокислот, тестостероновых бустеров. Также в ассортименте спортивного питания существует много комплексных продуктов, которые способны восстанавливать силы и энергию, улучшать общий обмен веществ и многие функции организма» [4,c. 45]

С появлением любого продукта на рынке, связано формирование определенных стереотипов. Это связано с повышенным интересом общественности к незнакомым им продуктам, а также малой информированностью и низкой компетентностью в области человеческой физиологии и методики физического развития.

Попов, А. Л., Шестаков, Н. П. и др. исследователи выявили основные мифы в отношении спортивного питания:

  1. спортивное питание вредит здоровью;
  2. спортивное питание – это химические, а потому вредные продукты

  3. протеин необходим только в день тренировки

  4. без протеина невозможно развить мышечную массу

  5. протеин нужен только профессиональным спортсменам

  6. больше спортивных добавок – больше мышц.

Большая часть данных мифов формирует негативный образ многих биологически активных добавок пищи, что может привести к угрозе неправильного их использования во время тренировочных занятий, или низкие результаты целенаправленной физической активности человека, что являет на сегодняшний момент времени актуальную проблему. Исследователи из Санкт-Петербурга: А.Вороной, П. Манько, Е. Яковлева изучили рынок спортивного питания и выявили, что самая малая возрастная граница потребителя спортивного питания колеблется около 17 лет, а крайняя верхняя граница определена возрастом 30 лет. При этом можно определить ряд общих черт социального портрета потребителя спортивного питания: профессионально занятые в различных видах силового спорта или активные посетители фитнес-клубов. Как мы видим, основные заинтересованные потребители данных спортивных продуктов – это молодежь. Поскольку студентами технических и инженерных высших учебных заведений являются молодые люди от 18 до 25 лет мужского пола, попадающие по критерию в группу основных потребителей, мы решили выявить отношение студентов к спортивному питанию, а также распространённость вышеуказанных мифов в среде учащейся молодежи.

Исходя из этого, мы обозначили следующую цель исследования: выявить отношение студентов ВО ПИЖТ УрГУПС к спортивному питанию, изучить активных потребителей спортивных продуктов.

Для решения цели мы поставили ряд задач:

  1. изучить вторичную и первичную информацию по заявленной проблеме;

  2. подобрать валидные и надежные методы исследования отношения студентов к спортивному питанию;

  3. провести экспериментальное исследование.

  4. Провести анализ полученных результатов.

Гипотеза исследования: отношение к спортивному питанию определяется занятостью студентов в спортивной деятельности института и соблюдении здорового образа студенты, профессионально занимающиеся спортом, не подвержены мифам и положительно относятся к спортивному питанию.

Методы исследования: теоретический анализ, письменное анкетирование, наблюдение.

Результаты исследования: контингент исследования составили студенты 1 и 2 курса (юноши и девушки) факультета высшего образования Пермского института железнодорожного транспорта в количестве 68 человек.

В ходе анализа первого блока вопросов, нами было выявлено, что 71,5% из 100% опрошенных активно пользуются в своей жизнедеятельности различными физическими нагрузками или занимаются профессиональными видами спорта. Отношение студентов к основным правилам здорового образа жизни – положительное, пытаются их соблюдать. 28,5% студентов не занимаются физическими нагрузками и не считают необходимым соблюдать правила ЗОЖ. При этом у них наблюдалось нейтральное отношение к спорту. Вопросы, выявляющие участие студентов в различных видах спорта показал, что большая часть студентов увлечены летними и боевыми видами спорта. Это можно объяснить тем, что количество летних видов спорта почти вдвое больше, чем список зимних. Среди наиболее популярных среди учащихся института летних видов спорта: бадминтон, баскетбол, бокс, борьба, велосипедный спорт, волейбол, настольный теннис, тяжёлая атлетика, футбол.

Анализ ответов респондентов второго блока вопросов, направленных на выяснение информационной осведомленности в области спортивного питания показал: 19,5 % опрошенных не знают что такое спортивное питание, 32,5 % считают, что спортивное питание – это не натуральный продукт и 48 % считают, что спортивное питание – это биологически активна добавка.Из результатов качественного анализа опроса респондентов можно сделать вывод, что большинство студентов правильно относят спортивное питание к категории биологически активных добавок, при этом они не ориентируются в назначении различных видов спортивного питания и зачастую путают его продукты с категориями искусственных продуктов, что является подтверждением изученных ранее мифов (см.рис1.).

Рис.1. Изучение информационной осведомленности студентов ПИЖТ УрГУПС о спортивном питании

Данный блок вопросов также предполагал, изучение причин употребления спортивного питания или отказ их использования. Ответы респондентов распределились следующим образом: большинство студентов (69%) не употребляли спортивное питание, даже если занимались определенными видами физических нагрузок, причинами этого являлась либо нехватка денежных средств (22%), либо студенты считали, что в этом нет необходимости(56%), 5% респондентов считают что спортивное питание это химические продукты, вредные для здоровья. Лишь 5% опрошенных регулярно употребляют в каком-либо виде продукты спортивного питания.

Рис.2. % опрошенных, употребляющих спортивное питание

Как мы видим, несмотря на то, что контингент исследования составили студенты, мифы о вредности спортивного питания доминируют, особенно у тех, кто не связывает свою жизнь с профессиональной карьерой спортсмена. Большая часть студентов ведет здоровый образ жизни, и пытается сохранять свою физическую форму естественным путем.

Вороной А., Манько П., Яковлева Е. Обзор рынка спортивного питания г. Санкт-Петербурга. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.marketing.spb.ru/mr/food/sport_02.htm.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ворожбитова, А. Л. Гендер в спортивной деятельности: Уч. пособ. / А.. - Флинта : Наука, 2010. - 216 с.

  2. Вороной А., Манько П., Яковлева Е. Обзор рынка спортивного питания г. Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.marketing.spb.ru/mr/food/sport_02.htm. Дата обращения: 23.11.2016 г.

  3. Мифы о спортивном питании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://menspassion.ru. Дата обращения: 17.05.2016) ].

  4. Омаров, Р.С. Основы рационального питания: учебное пособие – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2014. – 80 с.

  5. Попов, А. Л. Спортивная психология: учеб. пособие для физкультурных вузов - 4-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 159 с.

  6. Спортивное питание. Электронный доступ URL: [http://dic.academic.ru/ ( дата обращения: 17.05.2016.

  7. Шестаков, Н. П. Спортивное питание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://sportwiki.to Дата обращения: 16.05.2016.

Просмотров работы: 551