Спортивное питание — это особая группа пищевых продуктов, выпускающаяся преимущественно для людей, ведущих активный образ жизни, занимающихся спортом и фитнесом [7]. Приём спортивного питания направлен в первую очередь на улучшение спортивных результатов, повышение силы и выносливости, укрепление здоровья, увеличение объёма мышц, нормализацию обмена веществ, достижение оптимальной массы тела и в целом на увеличение качества и продолжительности жизни.
В России спортивное питание относят к биологически активным добавкам, так как его правильное использование представляет собой дополнение к основному рациону, состоящему из обычных продуктов, а не полную их замену.
Спортивное питание разрабатывается и изготавливается на основе научных исследований и чаще всего представляет собой тщательно подобранные по составу концентрированные смеси основных пищевых элементов, специально обработанных для наилучшего усвоения организмом человека. По сравнению с обычной едой, на переваривание которой могут уходить часы, «спортивные добавки требуют минимальных затрат времени и усилий пищеварения на расщепление и всасывание, при этом многие виды спортивного питания обладают высокой энергетической ценностью. Спортивное питание абсолютно безвредно для здоровья человеческого организма, если принимать его согласно показаниям и рекомендуемым дозам» [5].
Основными разновидностями спортивного питания являются: высокобелковым продуктам (белки, часто их называют протеинами), углеводно-белковые смеси, аминокислоты, предтренировочные комплексы, жиросжигатели, левокарнитин, креатин и ВСАА- комплекс. Проанализировав качественные характеристики популярных продуктов спортивного питания, мы составили их сравнительный анализ по трем показателям. представленным в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ продуктов спортивного питания
Тип спортивного питания |
Достигаемый эффект |
Состав |
Протеин |
Используется для обеспечения организма белком при недостатке в основном питании. |
белки |
Гейнер |
Для увеличения мускульной массы, дополнительный источник энергии |
белки, углеводы |
Предтренировочные комплексы |
Способствует более эффективному тренировочному процессу, усиливает силовые показатели и выносливость |
углеводы |
Жиросжигатели |
Сжигание жировых отложений |
кофеин, гуарана, эфедрин, L – карнитин, травяные экстракты |
L-карнитин |
Повышение мышечной выносливости. обеспечение клеток кислородом |
Аминокислота левокарнитин |
ВСАА |
Создание рельефа тела, укрепление иммунной системы |
лейцин, изолейцин, валин |
Выбор для употребления необходимого типа продуктов осуществляется в зависимости от поставленных при составлении тренировочной программы целей. Например, для снижения массы тела принимают жиросжигатели, «L-карнитин, которые ускоряют утилизацию жиров в организме, а также улучшают транспорт жирных кислот в митохондрии. Если же необходимо набрать мышечную массу, то употребляют спортивные добавки, относящиеся к категориям гейнеров, протеинов, аминокислот, тестостероновых бустеров. Также в ассортименте спортивного питания существует много комплексных продуктов, которые способны восстанавливать силы и энергию, улучшать общий обмен веществ и многие функции организма» [4,c. 45]
С появлением любого продукта на рынке, связано формирование определенных стереотипов. Это связано с повышенным интересом общественности к незнакомым им продуктам, а также малой информированностью и низкой компетентностью в области человеческой физиологии и методики физического развития.
Попов, А. Л., Шестаков, Н. П. и др. исследователи выявили основные мифы в отношении спортивного питания:
спортивное питание – это химические, а потому вредные продукты
протеин необходим только в день тренировки
без протеина невозможно развить мышечную массу
протеин нужен только профессиональным спортсменам
больше спортивных добавок – больше мышц.
Большая часть данных мифов формирует негативный образ многих биологически активных добавок пищи, что может привести к угрозе неправильного их использования во время тренировочных занятий, или низкие результаты целенаправленной физической активности человека, что являет на сегодняшний момент времени актуальную проблему. Исследователи из Санкт-Петербурга: А.Вороной, П. Манько, Е. Яковлева изучили рынок спортивного питания и выявили, что самая малая возрастная граница потребителя спортивного питания колеблется около 17 лет, а крайняя верхняя граница определена возрастом 30 лет. При этом можно определить ряд общих черт социального портрета потребителя спортивного питания: профессионально занятые в различных видах силового спорта или активные посетители фитнес-клубов. Как мы видим, основные заинтересованные потребители данных спортивных продуктов – это молодежь. Поскольку студентами технических и инженерных высших учебных заведений являются молодые люди от 18 до 25 лет мужского пола, попадающие по критерию в группу основных потребителей, мы решили выявить отношение студентов к спортивному питанию, а также распространённость вышеуказанных мифов в среде учащейся молодежи.
Исходя из этого, мы обозначили следующую цель исследования: выявить отношение студентов ВО ПИЖТ УрГУПС к спортивному питанию, изучить активных потребителей спортивных продуктов.
Для решения цели мы поставили ряд задач:
изучить вторичную и первичную информацию по заявленной проблеме;
подобрать валидные и надежные методы исследования отношения студентов к спортивному питанию;
провести экспериментальное исследование.
Провести анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования: отношение к спортивному питанию определяется занятостью студентов в спортивной деятельности института и соблюдении здорового образа студенты, профессионально занимающиеся спортом, не подвержены мифам и положительно относятся к спортивному питанию.
Методы исследования: теоретический анализ, письменное анкетирование, наблюдение.
Результаты исследования: контингент исследования составили студенты 1 и 2 курса (юноши и девушки) факультета высшего образования Пермского института железнодорожного транспорта в количестве 68 человек.
В ходе анализа первого блока вопросов, нами было выявлено, что 71,5% из 100% опрошенных активно пользуются в своей жизнедеятельности различными физическими нагрузками или занимаются профессиональными видами спорта. Отношение студентов к основным правилам здорового образа жизни – положительное, пытаются их соблюдать. 28,5% студентов не занимаются физическими нагрузками и не считают необходимым соблюдать правила ЗОЖ. При этом у них наблюдалось нейтральное отношение к спорту. Вопросы, выявляющие участие студентов в различных видах спорта показал, что большая часть студентов увлечены летними и боевыми видами спорта. Это можно объяснить тем, что количество летних видов спорта почти вдвое больше, чем список зимних. Среди наиболее популярных среди учащихся института летних видов спорта: бадминтон, баскетбол, бокс, борьба, велосипедный спорт, волейбол, настольный теннис, тяжёлая атлетика, футбол.
Анализ ответов респондентов второго блока вопросов, направленных на выяснение информационной осведомленности в области спортивного питания показал: 19,5 % опрошенных не знают что такое спортивное питание, 32,5 % считают, что спортивное питание – это не натуральный продукт и 48 % считают, что спортивное питание – это биологически активна добавка.Из результатов качественного анализа опроса респондентов можно сделать вывод, что большинство студентов правильно относят спортивное питание к категории биологически активных добавок, при этом они не ориентируются в назначении различных видов спортивного питания и зачастую путают его продукты с категориями искусственных продуктов, что является подтверждением изученных ранее мифов (см.рис1.).
Рис.1. Изучение информационной осведомленности студентов ПИЖТ УрГУПС о спортивном питании
Данный блок вопросов также предполагал, изучение причин употребления спортивного питания или отказ их использования. Ответы респондентов распределились следующим образом: большинство студентов (69%) не употребляли спортивное питание, даже если занимались определенными видами физических нагрузок, причинами этого являлась либо нехватка денежных средств (22%), либо студенты считали, что в этом нет необходимости(56%), 5% респондентов считают что спортивное питание это химические продукты, вредные для здоровья. Лишь 5% опрошенных регулярно употребляют в каком-либо виде продукты спортивного питания.
Рис.2. % опрошенных, употребляющих спортивное питание
Как мы видим, несмотря на то, что контингент исследования составили студенты, мифы о вредности спортивного питания доминируют, особенно у тех, кто не связывает свою жизнь с профессиональной карьерой спортсмена. Большая часть студентов ведет здоровый образ жизни, и пытается сохранять свою физическую форму естественным путем.
Вороной А., Манько П., Яковлева Е. Обзор рынка спортивного питания г. Санкт-Петербурга. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.marketing.spb.ru/mr/food/sport_02.htm.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ворожбитова, А. Л. Гендер в спортивной деятельности: Уч. пособ. / А.. - Флинта : Наука, 2010. - 216 с.
Вороной А., Манько П., Яковлева Е. Обзор рынка спортивного питания г. Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.marketing.spb.ru/mr/food/sport_02.htm. Дата обращения: 23.11.2016 г.
Мифы о спортивном питании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://menspassion.ru. Дата обращения: 17.05.2016) ].
Омаров, Р.С. Основы рационального питания: учебное пособие – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2014. – 80 с.
Попов, А. Л. Спортивная психология: учеб. пособие для физкультурных вузов - 4-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 159 с.
Спортивное питание. Электронный доступ URL: [http://dic.academic.ru/ ( дата обращения: 17.05.2016.
Шестаков, Н. П. Спортивное питание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://sportwiki.to Дата обращения: 16.05.2016.