ТИП ТЕМПЕРАМЕНТ И ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ МОЛОДЕЖЬЮ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТИП ТЕМПЕРАМЕНТ И ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ МОЛОДЕЖЬЮ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Кладова Д.Ю., Грибанова К.В., Сальникова Ю.Н.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования обусловлено распространением наркомании, злоупотребление наркотическими и психотропными веществами учащейся молодежью по всему миру. С каждым годом нижняя граница возраста лиц, употребляющих наркотические вещества доходит до 7-8 лет, при этом основной возраст людей, страдающих наркотической зависимостью колеблется в пределах от 16 до 22 лет. Многие исследователи, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. С. Кон и др. определяют данный возраст как период юности, главной особенностью которого является осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других [1,4,7]. Молодые люди преодолевают зависимость от взрослых и утверждаются как самостоятельные личности, различными путями, одним из которых является стремление попробовать «запрещенные» наркотические вещества.

Общество, государство, наука оказались неспособны отреагировать на всплеск юношеской наркомании в стране. Основными направлениями мер по профилактике наркомании являются социальные, педагогические и медико-психологические мероприятия, направленные на выявление имеющихся проблем и возможность их решения, но они не приносят желаемого результата, поэтому количество наркоманов не уменьшается, и по статистике 2015 года от общего числа наркоманов 60% - это молодежь в возрасте 16-30 лет [8]. Тем актуальней становится одна из задач сегодняшнего дня – создание эффективной системы профилактических мероприятий по борьбе с употреблением и распространением наркотических веществ. Система мер станет эффективной в том случае, если она будет опираться на научные исследования и обоснования причин возникновения этого явления и будет носить предупреждающий, превентивный характер. И в этом случае целесообразно основные усилия специалистов и всего государства сосредоточить именно на первичной профилактики наркомании. Общие проблемы борьбы с наркоманией и ее профилактики изучались Афанасьевым В., Гульданом В. и др [2]. Этими исследователями были изучены черты личности, провоцирующие ее поведение на потребление наркотических веществ, это слабые адаптационные возможности организма, низкая коммуникативная активность, замкнутость и эмоциональная незрелость. В нашем исследовании мы попытались подойти к данной проблеме с позиции психологической науки, где тип темперамента оказывает влияние на направленность психической деятельности и поведения человека.

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и эмпирическое исследование влияния типа темперамента на решение личностью употребления наркотических веществ.

Для достижения поставленной цели нами были намечены и решались следующие задачи:

1. Изучить научную литературу по исследуемой проблеме;

2.Подобрать контрольно-измерительный материал (диагностические методики) по изучению типа темперамента и способов поведения личности в критической ситуации;

3. Провести экспериментальную апробацию диагностических методик на студентах ПИЖТ УрГУПС.

Для реализации поставленной цели нами было организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 175 студентов ПИЖТ УрГУПС в возрасте от 16 до 20 лет. В ходе исследования нами были использованы методы теоретического анализа научной литературы, тестирование и опрос.

Исследование проходило в два этапа. I этап заключался в изучении научной литературы по проблеме исследования.По итогам которого, можно сказать, что первыми попытками определения сущности темперамента людей стали работы Гиппократа, Галена, которые определили 4 типа темперамента. В соответствии с этой типологией люди делятся на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Основанием для типологии послужило распределение в теле жидкостей: крови, слизи и желчи. Позднее их теория получила название гуморальной. Позднее, известный русский физиолог И.П. Павлов связал тип темперамента со свойствами нервной системы человека. Это: устойчивость - неустойчивость; динамичность - инертность; сила – слабость [1,8].

Также исследование физиологических основ темперамента и свойств нервных процессов представлено в работах В.М. Русалова, Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина. В западной науке психологические теории темперамента отражены в работах К.Г. Юнга и Г.Айзенка. Регулятивная теория темперамента на основе идеи И.П. Павлова была разработана Я. Стреляу. Согласно его теории, в структуре темперамента выделяются следующие свойства - реактивность (чувствительность и выносливость) и активность (объем и охват целенаправленных действий) при заданной величине стимуляции.

II этап предполагал изучение типа темперамента студентов и их мнение относительно первичного употрбления нароктических веществ среди учащейся молодежи. Для тестирования типа темперамента мы воспользовались опросником Г. Айзенка (вариант А), для выявления мнения - методом интервью по блокам вопросов:

  1. вопросы, связанные с определением внешнего состояния человека, впервые употребившего наркотические вещества;

  2. вопросы, связанные с описанием ситуаций, в которых впервые предлагается попробовать психотропные вещества;

  3. вопросы на тему специфики тех или иных наркотических веществ.

Результаты исследований: Темперамент является динамической характеристикой психической активности и связан с такими свойствами нервной системы, как темп, быстрота, интенсивность, сила. Он основан на физиологических особенностях человека и не может меняться с течением времени. В современной науке не существует единого мнения о сущности темперамента и его влияния на деятельность. Тем не менее, результаты нашего исследования позволили обнаружить взаимосвязь между темпераментом и особенностями поведения студентов в ситуации первичного потребления наркотических веществ.

Тест Г.Айзенка показал, распределение студентов по четырем типам темперамента (рис.1.)

Рис. 1.Типы темперамента студентов ПИЖТ УрГУПС.

По результатам интервьюирования студентов мы выявили, что 100% студентов с типом темперамента «флегматик» воздержаться от принятия наркотических веществ, нежели воспользуются единоразовым предложением их принять. 76% опрашиваемых с типом темперамента «холерик» демонстрируют готовность попробовать наркотические вещества, не задумываясь при этом о последствиях. 37% студентов с сангвинистическим типом темперамента склонны к принятию наркотических средств в «разумных» дозах, а студенты типа темперамента «меланхолик» сложно склонить к первичному употреблению наркотиков (рис.2.). Выводы: С каждым годом процент студентов, употребляющих наркотические вещества, растёт.

Рис.2. % положительных ответов студентов о первичном потреблении наркотических веществ в соответствии с типом темперамента

На сегодняшний день проблема наркомании является не только актуальной, но и увеличивается в масштабах. Решение данной проблемы мы видим в изучении темперамента человека и учёта его особенностей в профилактической работе на базе высшего учебного заведения. В ходе эксперимента были определены типы темпераментов респондентов и установлено, что тип темперамента может оказать влияние на их поведение при первичном употреблении наркотических веществ. Перспектива нашего исследования заключается разработке тренинговых и игровых упражнений согласно полученным данными исследования.

Список используемой литературы

  1. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 480 с.

  2. Афанасьев B.C. и Гилинский Я.И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. СПб.: Алетейя, 1995.- 115 с.

  3. Гульдан В.В., Романова O.A., Сиденко O.K. Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии – 1993 - № 2 - С. 44-48

  4. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1980.

  5. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  6. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е. Т. 3. М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  7. Сальникова Ю.Н. К вопросу изучения гендерной социализации личности студентов в системе высшего профессионального образования//Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. 2014. С. 124-125.

  8. Статистика наркомании за 2015 (Электронный ресурс). URL: http://utrezve.org.

  9. Даренский И.Д. Психотерапия в наркологии (интернет источник) URL: http://www.studfiles.ru/preview/399029/

Просмотров работы: 722