АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОМ КЛУБЕ «НОВАЯ ВОЛНА» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОМ КЛУБЕ «НОВАЯ ВОЛНА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общая деятельности в сфере социально-экологического воспитания театрального объединения «Маскарад» клуба «Новая волна». Клуб «Новая волна» г. Ульяновск расположен по адресу: ул. Архитектора Шодэ, д.6.

В театральное объединение «Маскарад» при клубе «Новая волна» принимаются дети от 6 до 16 лет. Основной акцент в воспитательной работе творческого объединения направлен на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность, повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны.

Одним из основных направлений организации экологического воспитания и социализации детей является, экологическое воспитание, которое включает в себя:

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях;

- формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Основным направлением деятельности театрального объединения «Маскарад» является социально-экологическое воспитание детей, в состав данной деятельности включены.

1. Эколого-просветительская деятельность:

а) стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде:

  • уроки – деловые игры: «Главное вещество планеты – вода»;

  • уроки – сказки: «Репка на экологический лад»;

  • уроки – конференции «Шум и здоровье человека», «Наушники - друзья или враги современной молодежи»

  • Дни здоровья;

  • беседы: «Зеленая аптека»;

  • КВН: «Здоровый образ жизни»;

  • праздники: «День птиц»

б) развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности:

  • наблюдения «Здоровье в саду и на грядке»;

  • опыт «Курение: дань моде, привычка или болезнь»;

  • вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения:

  • организация экологической тропы,

  • пришкольный летний экологический лагерь,

  • защита природы от разрушения: лесовосстановление в местном лесничестве;

  • пропаганда экологических знаний: лекция «Советы доктора Айболита», беседа «О профилактике травматизма»,

  • праздники: «Красота родной земли»,

Стало доброй традицией проводить «Дни экологии» во время летнего отдыха (работа экологического звена). Ребята читают, а затем обсуждают книги; оформляют фотоальбомы, смотрят видеофильмы. Дети соревнуются на турнире знатоков «Букет цветов», решают красочно оформленные кроссворды, Задавая друг другу задачки посложнее, они волей – неволей расширяют свой кругозор. Ребята вместе с учителями оформляют выставки рисунков и поделок «Сказочные животные», «Нарисуем и угадаем», «Краски природы». Проводятся занятия, посвященные особо охраняемым природным территориям, по разработанной презентации «Особо охраняемые природные территории республики Татарстан». Ребята знакомятся с «Красной книгой» РТ, беседуют о причинах исчезновения растений и животных.

2. Природоохранная деятельность.

Одним из направлений творческого объединения является природоохранная пропаганда, экологическое воспитание и просвещение населения. Чтобы вызвать живой интерес детей к актуальным проблемам охраны природы, используются самые разнообразные формы и методы:

  • конкурсы рисунков «Природа глазами детей»,

  • акции «Покорми птиц зимой», «Встречай пернатых», «Очистим планету от мусора»,

  • выпуск стенных газет, бюллетеней; ребята рисуют и распространяют плакаты, призывающие беречь природные богатства и соблюдать чистоту на улицах поселка.

  • вечера вопросов и ответов, викторины.

Традиционными стали «День птиц», «День леса» и др.

Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах, смотрах, выставках и занимают призовые места в конкурсах и конференциях различного уровня. Во время работы летнего экологического лагеря была заложена экологическая тропа. Эта тропа имеет познавательное и оздоровительное значение.

В целях сохранения живой природы ребятами проводят ряд акций по таким экологическим проблемам, как мусор, вредный шум, сокращение биологического разнообразия.

3. Акции творческого объединения «Зеленый дом»

Акция «Чем мы дышим?»

Цель: оценка состояния окружающей среды ближайшего природного окружения – пришкольного участка.

Задачи:

1. Воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека.

2. Формирование умений и навыков исследовательской работы.

Ожидаемый результат: Оценка экологической обстановки на территории района и ее улучшение.

Оборудование: Рулетка измерительная, клейкая прозрачная лента, фотоаппарат, линейка, карандаш, блокнот.

План действий:

Часть 1. Изучение территории.

Часть 2.т Определение количества выхлопных газов, поступающих в атмосферу на территории района за сутки.

Методика: Подсчитать какое количество автомобиле6й проходит по ближайшей автостраде за сутки и вычислить, сколько выхлопных газов выделяется, если известно, что 1 автомобиль в течение суток выбрасывает до 1кг выхлопных газов: 30 г углекислого газа, 6 г окиси азота и другие.

Результаты: за определяемые сутки прошло 65 автомобилей, 15 КАМАЗов и 14 тракторов. В атмосферу микрорайона выделилось 6,5 кг выхлопных газов, 1 кг 95 г угарного газа, 390 г оксидов азота.

Часть 3. Изучить степень запыленности.

Методика: в различных местах территории собрать листья растений и приложить к их поверхности клейкую ленту и сравнить отпечатанные контуры листа.

Результат: со стороны автострады наибольшая запыленность.

Часть 4. Изучение зеленых насаждений.

Защитная полоса протянулась вдоль забора и состоит из деревьев и кустарников площадью 100кв. м. на всей площади пришкольной территории 854 дерева, из них 408 берез, 295 кустарников. Общая площадь зеленых насаждений составляет 589 кв.м., что составляет 50 % пришкольной территории.

Итоги акции: Площадь зеленых насаждений позволяет сделать вывод о благоприятном экологическом состоянии территории района, так как на одного человека района приходится 9,3 куб м зеленых насаждений, а также с западной и северной стороны на расстоянии 180-210 метров соответственно. Деревья территории в возрасте 25-30 лет, а значит они средней величины. А такие деревья за 24 часа восстанавливают столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.

4. Акция: «Росток жизни».

Цель акции: создание зеленого сада внутри клуба.

Задачи:

- создать зеленый сад в стенах клуба;

- продолжить нравственное воспитание детей;

- улучшить экологическую обстановку внутри клуба за счет зеленых растений.

Ожидаемый результат: Комнатные и декоративные растения улучшат экологическое состояние внутри клуба, так как выделяют кислород и задерживают пыль. Создадут уютную обстановку в коридоре клуба. Продолжат воспитание чувства ответственности за уголок живой природы в стенах клуба, разовьют умения и навыки по уходу за растениями и работы с землей, ухаживая за своими цветами - «ростками жизни».

Результат: на втором этаже клуба создан зеленый сад из комнатных и декоративных растений.

Оборудование: земля садовая, ростки растений, кашпо.

Конкретных сроков акция не имеет, так как она постоянно пополняется новыми «ростками жизни»

5. Акция: «Очистим планету от мусора».

Эта акция проводится ежегодно в весеннее-летний период. Проводится на территории районов. Создаются однодневные лагеря по очистке территории от мусора. Обычно в одном лагере участвуют дети 6-16 лет. Разбиваются на группы по трудности выполняемой работы. Каждая группа имеет своего руководителя. Им может быт преподаватель данного клуба или старшие подростки.

Цель: очистка территории от мусора.

Задачи: очистить территории сосновых и еловых насаждений от сухостоя и мусора,

- очистить молодые еловые насаждения в местном лесничестве от мусора,

- очистить территории вдоль дорог от мусора,

- прививать детям и подросткам чувство ответственности за чистоту живой природы,

-прививать любовь к труду,

-развивать умения и навыки работы с орудиями труда,

- воспитывать чувство сплоченности в коллективе

Результат: Необходимо заметить, что количество мусора заметно сокращается. Можно сделать вывод: население бережет окружающую среду, а также свой труд.

6. Акция «Родничок».

Цель: очистка родника в лесу

Задачи: очистить родник, расположенный в местном лесу от мусора (сухие ветки, старые листья),

- прививать детям чувство ответственности за чистоту живой природы,

- воспитывать любовь к труду.

Результат: родник очищается ежегодно в весенний - летний период, в основном детьми, посещающими клуб «Новая волна» летом.

7. Акция «Пожар в лесу».

Цель: правила поведения в лесу во время пожара.

Задачи:

- изучить правила безопасности в лесу,

- познакомиться с очередностью действий при возникновении лесного пожара,

- принять участие в практических занятиях по отработке правил пожарной безопасности в лесу.

Ожидаемые результаты: дети должны знать правила поведения в лесу во время пожара, знать очередность своих действий при возникновении пожара не только теоретически, но и применить на практике.

8. Акция «Кормушка».

Цель: изготовление кормушек для птиц.

Задачи:

- научить изготавливать кормушки для птиц,

-развивать умения и навыки работы с орудиями труда,

- прививать чувство ответственности за животный мир в зимний период,

-воспитывать любовь к природе

Ожидаемый результат: акция проводится ежегодно. В этой акции принимают участие все воспитанники клуба. Наилучшие, отвечающие всем предъявленным требованиям, и отправляются на конкурс в Национальный парк г.Ульяновска.

Результат: По итогам конкурса, проводимым Национальным парком, творческое объединение «Маскарад» получило четыре именных диплома – два за первое место и два за третье место. Остальные кормушки были развешаны во дворе клуба. Эти кормушки функционируют.

9. Акция «Скворечник».

Цель: изготовление скворечников

Задачи:

- научить детей изготавливать скворечники,

- воспитывать ответственное отношение к живой природе,

- развивать умения и навыки работы с орудиями труда,

- наблюдать за поведением птиц.

Еще много акций можно перечислять, которые проводятся клубом «Новая волна». Но, как и у всего хорошего, у нашего клуба есть будущее. Будущее творческого объединения «Маскарад» мы видим в виде проекта под названием «Зеленая планета». Вывод: результативность работы по социально-экологическому воспитанию очевидна.

Оценка эффективности работы театрального объединения «Маскарад»

Социальный эффект заключается в следующем:

Созданы:

• условия для организации познавательного досуга детей;

• сеть взаимодействия социальных институтов в вопросах экологического воспитания и образования школьников;

• эффективная система экологического воспитания учащихся муниципальных образовательных организаций города Ульяновска;

• условий, способствующих развитию и формированию социальной ответственности учащихся;

• условия для реализация инновационных проектов по экологическому воспитанию и образованию школьников.

Повышение:

• экологической культуры юных граждан;

• социальной активности через включенность в социально-значимые акции и конкурсы;

• компетентности учащихся в вопросах природосбережения и экобезопасности;

• эффективности работы экологического просвещения;

• компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания;

• формирование потребности детей участвовать в решении проблем клуба и общества.

Рекомендации по социально-экологическому воспитанию детей и подростков клуба «Новая волна»: качестве рекомендаций по социально-экологическому воспитанию детей и подростков клуба «Новая волна» можно предложить включение в работу творческого объедения родителей воспитанников.

Работа с родителями по экологическому воспитанию учащихся – одно из составляющих направлений деятельности учреждения дополнительного образования детей. Экологические знания воспитанники получают, систематически занимаясь в профильных творческих объединениях, но гуманное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьёй ребенка. Задача педагогов вовлечь родителей в процесс экологического воспитания, показать им необходимость формирования у детей экологической культуры.

В современных педагогических исследованиях (Н.Е. Щурковой, Л.И. Маленковой, Н.В. Гребенникова, С.Г. Вершловского, Р.А. Низамова, Тавстуха О.Г. и др.) определяются следующие пути взаимодействия образовательных учреждений с семьей:

– создание единого воспитательного поля и единой социальной среды;

– сотрудничество педагогов и родителей в экологическом воспитании детей;

– информационное педагогическое просвещение родителей, маргинальные лектории для родителей; – педагогическая коррекция семейного воспитания, формирующего отношение ребенка к себе, другому человеку и миру природы;

– приобщение родителей к реальной жизнедеятельности детей и практической совместной природосообразной деятельности с детьми в социоприродной среде.

Практика показывает, что успешное решение проблем дополнительного образования детей возможно только там, где существуют взаимопонимание, взаимодействие, координация усилий родителей и педагогов. Стратегия сотрудничества семьи и учреждений дополнительного образования детей определяется, прежде всего, спецификой образовательного учреждения и его задачами, характером конкретных задач, выявленных в совместной деятельности, конкретных затруднений.

Основная цель организации системного взаимодействия учреждения дополнительного образования с родителями – максимальное вовлечение их в образовательный процесс, формирование у них позиции субъекта этого процесса. Это позволит изменить представления многих современных родителей об их роли в жизни ребенка, в основном сужающейся до материального обеспечения всем необходимым для счастливой жизни.

Основными направлениями деятельности учреждений дополнительного образования в работе с родителями являются:

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- совместная деятельность педагогов дополнительного образования с семьей по воспитанию детей;

- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;

- коррекция семейного воспитания;

- защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, городе, селе.

Взаимодействие с родителями в условиях учреждения дополнительного образования может иметь несколько уровней:

– личностный – непосредственное общение педагога и родителей;

– опосредованный – взаимодействие педагога с большинством родителей через небольшой выбранный родительский актив;

– функциональный – социально-ролевые контакты педагогического и родительского коллективов.

В повседневной практике учреждений дополнительного образования используются все уровни взаимодействия, дополняющие и углубляющие друг друга в различных социально-образовательных ситуациях.

В основе взаимодействия семьи и учреждения дополнительного лежат функции:

– информационная – знакомство педагогов с семьями воспитанников, диагностическая работа по изучению семьи (составление характеристик семей: состав, сфера деятельности, социальный уровень).

– воспитательно-развивающая – вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую социально-значимую деятельность.

– охранно-оздоровительная – укрепление и сохранение здоровья воспитанников и семьи.

– просветительская – работа с родителями по вопросам экологического образования и воспитания.

Существует много разнообразных форм совместной деятельности педагогов, родителей и их детей: формы познавательной деятельности, формы трудовой деятельности и формы проведения досуга.

К формам познавательной деятельности относятся: дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, форумы знаний, турниры знатоков, выпуск экологических газет, совместные олимпиады. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды, проведение семинаров для родителей например «Родительская школа».

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение двора, экологический десант, ярмарка — распродажа семейных поделок из природного материала, проведение выставок.

Формы проведения досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки, семейные праздники и фестивали являются формой проведения досуга.

Таким образом, форм привлечения родителей в учреждения дополнительного образования и совместного экологического воспитания множество. Все формы работы с родителями должны основываться на педагогике сотрудничества и проводиться в двух направлениях:

- педагог – родитель;- педагог – ребенок – родитель.

Выстраивая такую схему, необходимо учитывать образовательный уровень семьи, ее психологическое состояние и «микроклимат», проводить работу с родителями дифференцированно и использовать индивидуальный подход.

Анализируя результаты исследований в этой области различных авторов (Жилякова Е., Матюнин Е., Степанова Б., Финанжина С., Алексеев С.В., Шлемина Л.Н., Тавстуха О.Г.) можно выделить следующие формы привлечения и работы с родителями: групповые и индивидуальные консультации и беседы, собрания, анкетирование, вечера вопросов и ответов, совместные праздники и игры, создание выставок поделок из природных материалов, рисунков детей, новинок художественной и научно-популярной литературы, оформление папок-передвижек, знакомство с передовым опытом семейного воспитания.

Для привлечения родителей в совместную деятельность с педагогами по экологическому воспитанию детей Шлемина Л.Н. предлагает использовать такую форму как «Экологический сад семейного воспитания». Занимаясь с родителями, педагоги ставят перед собой задачу довести до них мысль о значимости экологического воспитания, о том, что экогуманирстическое отношение детей к природе, в первую очередь, начинается с воспитания в семье.

Чтобы пробудить у ребят светлые, добрые чувства, утвердить в их сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому и красивому необходимо создавать условия, как в образовательном учреждении так и дома. Дети должны иметь возможность ухаживать за животными, наблюдать и общаться с ними, фиксировать свои наблюдения доступными для них способами, наблюдать за растениями.

Таким образом, в работе с родителями по вопросам экологического воспитания учащихся необходимо использовать разнообразные направления деятельности. Заинтересованность и активное участие родительской общественности существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания детей в учреждении дополнительного образования.

Итак, в заключение необходимо отметить, что экологическое воспитание - это целеустремленное влияние на личность на всех этапах ее жизни с помощью развернутой системы средств и методов, что имеет целью формирование экологического сознания, экологической культуры, экологического поведения, экологической ответственности.

Обосновано, что социально-экологическое воспитание в сфере культуры и досуга на практике осуществляется как профессиональная, общественная и самодеятельная активность граждан, а социально-культурная деятельность в различных учреждениях культуры искусства и досуга носит специализированный характер и осуществляется в соответствии с основным профилем работы, на основе которого формируется концептуальное, доминирующее направление.

Содержание, цели, формы и методы социально-культурной деятельности, определяются в зависимости от вида, структуры, статуса, масштабов работы и ресурсов учреждения культуры. Работу такого учреждения рассмотрим во втором разделе курсовой работы.

Проведен анализ организации социально-экологического воспитания в сфере досуга и культуры г. Ульяновска на примере клуба «Новая волна» расположенного по адресу: ул. Архитектора Шодэ, д.6. Данное направление при клубе реализуется творчески объединением «Маскарад». Основной акцент в воспитательной работе творческого объединения направлен на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность, повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны. В творческом объединении «Маскарад» созданы:

- условия для организации познавательного досуга детей;

- сеть взаимодействия социальных институтов в вопросах экологического воспитания и образования школьников;

- эффективная система экологического воспитания учащихся муниципальных образовательных организаций города Ульяновска;

- условий, способствующих развитию и формированию социальной ответственности учащихся;

- условия для реализация инновационных проектов по экологическому воспитанию и образованию школьников.

В качестве рекомендаций по социально-экологическому воспитанию детей и подростков клуба «Новая волна» предложено включение в работу творческого объедения родителей воспитанников. Определено, что в работе с родителями по вопросам экологического воспитания учащихся необходимо использовать разнообразные направления деятельности, которые позволят заинтересовать родительскую общественность и позволит существенно дополнить разнообразные формы экологического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования

Список использованных источников

  1. Войтенко В. В. Ребенок – природа – здоровье. // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. – Томск: ОГБУ РЦРО. 2013.- 67 с.

  2. Глазачев С. Н. РИО +20: На пути к экологической культуре // Вестник МГГУ им. М. А.Шолохова. Социально-экологические технологии. – 2012. – № 1. – С. 5–7.

  3. Гришаева Ю. М. Социокультурное и информационное пространство мегаполиса как фактор воспитания экологической культуры детей и молодёжи // Вестник международной академии наук (Русская секция). – 2013. –Т.1 № 1. – С. 29–31

  4. Гришаева Ю. М. Информатизация и экологизация как объективные тенденции модернизации высшего образования // Вестник МГГУ им. М. А. Шо­лохова. Социально-экологические технологии. – 2013. – № 2. – С. 37–42.

  5. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром// Школьное воспитание. 2015. № 7. – 56 с.

  6. Игумнова Е.А. Личный опыт общения учащихся с природой как ресурс для формирования умения задавать вопросы//Биология в школе.–2011.– № 5.–С.48–54.

  7. Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды // Школьное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.

  8. Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Школьное воспитание. - 2014. - № 4. - С.14-20.

  9. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2015). //Экологическое образование. - №6, 2015 – с. 3 – 8.

  10. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2013.– 262 с.

  11. Ридигер О. И. Инновационные технологии в экологическом воспитании // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 8. – 12 с.

  12. Тайчинов М. М. Духовно-нравственное воспитание в процессе общения с природой // Среднее профессиональное образование. – 2011. –№ 5. – 45 с.

  13. Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 217 с.

  14. Флеенко А.В. Экологическая грамотность: современное состояние и проблемы // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-4. – С. 930-934

Просмотров работы: 590