ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ ФОРМ ДОСУГА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ ФОРМ ДОСУГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Игра - самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества, поистине поле чудес. В ней заложен богатейший потенциал развития личности, заложен исторически мудростью народной. Включение в игровую деятельность позволяет сочетать труд и удовольствие, познание мира и игру, развивает логическое и образное мышление, воспитывает активную жизненную позицию человека - творца, пришедшего в этот мир созидать, а не существовать. Игровая деятельность - синтетический вид искусства, который соединяет в себе историю, музыку, хореографию, актерское мастерство и психологию. Не удивительно, что такой жанр как игровая программа пользуется все большей популярностью. Издается огромное количество книг с разнообразными сценариями игровых программ по поводу и без повода, но литературы о технологии, методики постановки режиссуры конкурсно - игровых программ очень мало, а может быть и нет совсем. Авторы таких программ, часто действуют интуитивно, собирая методический материал по крохам из собственного опыта и опыта своих коллег. На сегодняшний день это можно сделать на различных конкурсных встречах ведущих игровых программ, т.к. общеизвестно, что авторы игровых программ, являются не только сценаристами, но и режиссерами и ведущими игры.

Игра - один из видов деятельности человека, одна из форм досуга. Её можно рассматривать как непреднамеренное самообучение.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнований, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования.

В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

Зависимость выбора или разработки от поставленных задач.

При выборе, разработке организатор должен учитывать возрастные особенности предполагаемых участников, их развитие, физическую подготовленность, количество, кругозор. Следует выяснить состояние группы, межличностные связи, потребности, проблемы и т. д.Так же следует учитывать погодные условия (если проводится на улице), место проведения, наличие реквизита. Выбор зависит от эмоционального состояния участников, от их взаимоотношений, от индивидуального стиля организатора и его особенностей.

Исходя из этого, следует определить, какие цели и задачи ставятся перед игрой (необходимость снять напряжение в группе, решить какой-то конфликт, продемонстрировать неоднозначность и пути решения актуальной для группы ситуации, отработать навык взаимодействия в экстремальной обстановке, поставить или решить какую-то проблему и т.п.).

Следующий этап — осознание того, какой типаж игры следует выбрать для решения поставленных задач. Здесь надо быть очень внимательным, так как от этого зависят многие игровые факторы — динамика, плотность и характер взаимодействия отдельных игроков, степень возможной конфликтности в игре, то, как определят для себя дети свои игровые цели, и многое другое.

Типаж может быть задан теми внутренними целями, которые определяют для игроков ведущий.

Игровая программа бывает различного типа: авторская; интеллектуальная; интерактивная, спортивная и т.д.

Формы:

-Народные формы: Ярмарки, Посиделки, Гулянья, Скоморошины…

-Исторически сложившиеся формы: Балы-ассамблеи, Маскарады, Карнавалы, Гостиные, Салоны…

-Современные традиционные формы: КВН, Что? Где? Когда?, Дискотека, Стартинейджер,..

-Производные формы: Спектакль – игра, Фестиваль – игра, Концерт – игра, Игра – экспедиция, Игра – экскурсия, Игра – акция, Игра - аукцион,..

Место должно быть безопасным, комфортным, создающим или подкрепляющим соответствующую атмосферу. Перед проведением программы, мероприятия на местности, руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Желательно, чтобы он был ярким, красочным. Реквизит должен быть гигиеничным, по размеру и весу должен соответствовать силам участников. Количество реквизита также необходимо предусмотреть заранее.

Организатор должен предварительно продумать весь ход программы и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. А также необходимо проверить все ли готово к проведению (в большей степени это касается реквизита, оформления и призов).

Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий.

Для успешного проведения (особенно развлекательной, шоу - программы), а так же для того чтобы участники заинтересовались и быстро включились, желательно чтобы организатор находился в так называемом "легком весе". "Легкий вес" характеризуется эмоциональностью, подвижностью, раскрепощенностью, естественной улыбкой, приподнятым настроением. Введение в игру, программу, начало праздника и т.п. должно соответствовать сюжету и настроению программы. Например, на лирический лад может настроить соответствующая песня. У малышей началом “Путешествия по сказкам” может служить письмо, полученное от сказочного героя с просьбой о помощи или приглашением в гости и т.д.

Успех программы в значительной мере зависит от ее объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен ясно представлять себе весь ход программы. Объяснять правила лучше тогда, когда игроки заняли необходимое положение на площадке. Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии, (исключение составляют игры с малышами, которые необходимо объяснять в сказочной форме). Рассказ должен быть логичным и последовательным. Объяснение правил игры можно строить по следующему плану:

игровая задача;

роли и расположение на площадке;

ход;

правила, ограничения;

представление жюри (если таковое имеется).

Если встречаются затруднения в четком, ясном изложении правил, то рекомендуется предварительно прописать объяснение на бумаге.

Деление на команды, распределение ролей- это достаточно трудный момент. Трудный потому, что в играх есть роли главные и второстепенные, интересные и менее интересные. Организатор должен обеспечить положение, при котором участники будут равны по силам, в одинаковых условиях, в противном случае пропадет интерес. Если кто-то не хочет участвовать, предложите ему роль эксперта, наблюдателя, вашего помощника, следуя принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше участников.

Деление на команды можно осуществить следующим образом:

по времени года: кто родился зимой-летом, играют в одной команде, весной-осенью — во второй (не всегда удобно, т.к. получается не равное количество человек в командах);

по разрезанным открыткам: игрокам выдаются разрезанные на равное число частей открытки, участники должны составить исходные открытки; те, кто имеют части одной открытки — играют в одной команде;

игроки сами набирают команду (например, игра "Два корабля": выбираются капитаны, капитаны сами выбирают себе кока, юнгу и т.д., затем даются задания каждой категории игроков);

при помощи игр-разбивок, при помощи многоуровневых жетонов.

Организатор (ведущий, конферансье) должен заинтересовать участников игрой (программой), увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в программе, увлекая своим примером, поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила, добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на участников.

Конкурсная программа требует объективного беспристрастного судейства. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных баллов, очков и т.п. Участники должны до начала игры представлять, чем грозит им нарушение правил.

Необходимо чередовать конкурсы, игровые задания интенсивные и малоподвижные. Продолжительность зависит от характера программы, возраста и состава участников. Если программа (игра) командная, рекомендуется предусмотреть конкурсы (игры и т.п.) со зрителями (болельщиками).

Ведущий игровой программы, должен быть настойчивым, но не назойливым. Бывают ситуации, когда у детей не возникает желания участвовать в предлагаемых играх. Для активного участия в игре - необходимы соответствующее настроение и внутренняя свобода. Любые попытки навязать, эмоционально не подготовленной для этого аудитории какую-то деятельность не только бессмысленны, но и способны вызвать стойкое негативное отношение к предлагаемому занятию.

Он основной организатор игрового действия. Он не просто даёт задания и следит за их выполнением: когда это необходимо, он оказывает играющим помощь, он подаёт новые идеи, следит за сюжетом, ходом игры и так далее.

Опыт показывает, что самой удобной позицией ведущего является позиция одного из участников. Он задаёт тон, его действия становятся образцом для подражания. В этом случае легче осуществляется управление процессом игры, а сама направляющая деятельность остаётся наименее заметной.

Задача ведущего – направить игру по такому пути, который обеспечил бы проявление инициативы, эрудиции, находчивости, ловкости каждого из его участников. Важно, чтобы играющие выступали в наиболее благоприятной для них роли, находили применение своим способностям, полнее раскрывали свою индивидуальность.

Очень важно закончить программу своевременно, по принципу: получили удовольствие, но не переутомились. Закончить игру лучше на эмоциональном и сюжетном подъёме, что обеспечивает яркость впечатлений и больше стимулов для предстоящего обсуждения. К тому же «сильная» концовка оставляет яркие воспоминания о прошедшей игре. Но окончание не должно быть для игроков неожиданным ("последнее задание" и т.п.). Желательно что бы конец программы был результативным - победа, поражение, и т. п., он должен быть ярким, эмоциональным.

Одним из традиционных приемов завершения досугового занятия является вручение наград, подарков, сюрпризов. При этом следует различать эти три понятия.

-Награждение, вручение призов проводится в случае, когда по своей сути мероприятие представляет соревнование, выбор лучшего, первого, которого и следует таким образом отметить. Соответственно вручение призов уместно в завершении конкурсов, викторин, смотров, фестивалей и прочих состязательных форм досуговой работы. Призы, награды могут быть индивидуальными и коллективными, материальными (грамоты, значки, сувениры и пр.) и моральными (присвоение звания, благодарность и пр.), приобретенными в магазине и сделанными своими руками. Их можно вручить только победителю или занявшим первые три места, а можно вручить утешительные призы проигравшим.

-Подарки - это сувениры вручаемые в честь какого-либо события или праздника. Их использование в качестве завершающего момента досугового дела применяется в случае организации праздников, утренников, тематических вечеров и т.п. Так же как и призы, они могут быть индивидуальными (книга каждому участнику Праздника посвящения в читатели) или коллективными (набор книг для классной библиотечки), приобретенными в магазине и сделанными своими .руками. Последние, в свою очередь, имеют наибольшее педагогическое значение, если они изготовлены самими ребятами друг для друга.

Сюрпризы всегда имеют оттенок неожиданности, непредсказуемости. Поэтому их использование возможно при организации любого дела, любой формы.

К формам поощрения можно отнести:

присвоение званий (капитан первого ранга);

объявление благодарности (за наибольший вклад в победу и т. п.);

выставление оценок, подсчет очков, определение мест;

вручение знаков отличий и т.д.

Там, где вкраплен сюжет, рекомендуется конец, соответствующий сюжету программы: начальник заставы "демобилизует" своих пограничников и отпускает их по домам.

Последующий разбор программы (при необходимости) имеет большое значение. Объективный разбор приучает к правильной самооценке. При анализе отмечаются наиболее удачные моменты дела и те, кому мы ими обязаны. Неудачи также вычленяются, и обговаривается, как их избежать в дальнейшем. Рекомендуется ответить на вопросы: что помогало, мешало достижению результата, и т.п.

Подготовка:

  • знакомство с имеющейся литературой;

  • выбор и разработка дела с учетом возраста;

  • выбор и подготовка места проведения;

  • подготовка реквизита, костюмов;

  • привлечение спонсоров;

  • подготовка, покупка призов;

  • определение сроков, длительности дела;

  • проведение рекламной кампании;

  • подготовка музыкального сопровождения;

  • выбор и работа с жюри;

  • деление на команды (если конкурс)

  • подготовка домашнего задания;

  • выбор и подготовка ведущих;

Проведение:

  • вовлечение, введение в программу (сюжет)

  • приветствие ведущих;

  • деление на команды или приветствие команд, распределение ролей;

  • объяснение правил (игровая задача, роли и расположение на площадке, ход дела, правила и ограничения);

  • представление жюри (если оно есть)

  • руководство (ведение) программой

  • заключение, выход из игры

  • подведение итогов

Последующий разбор, анализ подготовки, проведения дела (организаторы, ведущие). Последействие (публикация сценария, проведение дела для других участников, продолжение дела, изменение сценария и т.п.)

Итак, досуг - совокупность различных видов деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, позволяет удовлетворить его потребности в этом направлении. При этом именно разнообразные формы досуга могут оказать неоценимую услугу в формировании досуговой культуры. Чем шире и разнообразнее будет применяемый игровой репертуар, тем большие возможности открываются перед организаторами досуга.

В процессе игровой деятельности накапливается и закрепляется опыт коллективных переживаний, формируется нравственные нормы, формируется необходимый для общения эмоциональный запас уважительности к людям, бескорыстность, отзывчивость, сплочённость доброта, контактность. Каждому человеку свойственно радостно уметь и мочь. В игре рождается содружество, а значит, и дружба и такие ее слагаемые, как независимость, самостоятельность, защищенность, взаимопомощь и т. п.

Таким образом, игровые формы - это, как правило, коллективная - творческая деятельность. Добытые самостоятельно знания, умения, навыки становятся их богатством на всю жизнь. Поэтому игры являются своеобразным отражением, тренингом, прививающим полезные умения, навыки, закрепляющие важные человеческие свойства и качества в формировании культурно-досуговой деятельности.

Список использованных источников

  1. Сташкевич Н.А. Методы и формы игрового досуга в сфере дополнительного образования.; (Электронный ресурс ). – Режим доступа: http:/ /nsportal.ru/ shkola/ obshchepedagogicheskie -tekhnologii /library/ 2014/01/23/

  2. Морозова Е.С. Современные образовательные технологии. Игровая технология. Учебно-методический материал. Социальная сеть работников образования (Электронный ресурс). – Режим доступа: http:/ /nsportal.ru/

  3. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М. – Новая школа, 1994 (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.edubib.ru/books/psychilogy/shmakow.htm

  4. Школа. Образовательные технологии.Традиционное обучение. Обзор технологий. Игровые технологии (Электронный ресурс ) . – Режим доступа: http://edu.enterinfo.ru/ /игра-как-метод-обучения/

  5. Хейзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий. В тени завтрашнего дня. М.:, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Академия" 1992

  6. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность / А.Д. Жарков, В.М Чижиков. - М.: МГУК, 1998.

  7. Студопедия. Игра как метод обучения. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://studopedia.ru/1_52414_igra-kak-metod-obucheniya.html

Просмотров работы: 2187