СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНО – ЗРЕЛИЩНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ И. А. ГОНЧАРОВА В СИМБИРСКЕ – УЛЬЯНОВСКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНО – ЗРЕЛИЩНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ И. А. ГОНЧАРОВА В СИМБИРСКЕ – УЛЬЯНОВСКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Первым владельцем симбирского театра был помещик Николай Дурасов, который в своем доме принимал гостей на постановках крепостного театра. Собственное здание театра появилось позже, и последнее располагалось между Соборной площадью и Спасским женским монастырем. Площадь получила имя Ленина, монастырь снесли, а театр остался. Интересно, что на месте, на котором сейчас находится здание театра, в подвале в 1774-1775 годах содержался и допрашивался Емельян Пугачев. Может быть, поэтому 27 ноября 1774 года впервые в Симбирском театре была поставлена комедия «Пугачев Емелька».

1780 год. В громадном двухэтажном каменном особняке богатого симбирского помещика Николая Дурасова в Троицком переулке начинают с успехом идти представления его крепостной труппы.

В 1785 году Дурасовский театр прекращает свое существование, и Николай Алексеевич дарит помещение своего крепостного театра со сценой и декорациями губернскому дворянству. С этого момента начались регулярные постановки, в которых играли как крепостные актеры, так и «благородные лица».

Во 2-й половине 1830-х годов в городе появилось специальное деревянное здание для Временного театра. Его внешний вид, по воспоминаниям современников, напоминал «простой дощатый сарай; внутри он был обит войлоком, и на зиму ставились для отапливания его железные печи». Театр находился на углу Бараньей слободки (нынче начало улицы Минаева) и Александровской площади, где сейчас находятся корпуса областной больницы «наискось Александровского сада». В театре был один ярус лож, и только три ряда кресел, цена которым была одинаковая; за креслами следовали: «места за креслами, потом «партер», и наконец галерея, помещавшаяся сзади лож, против сцены». Своей труппы в Симбирске не было, и почти каждый сезон на сцене появлялся либо новый состав артистов, либо труппа, знакомая лишь заядлым театралам. Репертуар состоял только из тех произведений, которые входили в список, утвержденный столичной цензурой. Основными жанрами симбирской театральной афиши были комедии, трагедии, отрывки из опер и водевили. Работал Временный театр только летом, в остальное время представления шли в «Доме Дурасова». Но и это помещение к середине 1840-х обветшало. Не угасала лишь тяга симбирян к лицедейству. Все говорило о необходимости постройки в городе нового театра.

1846 год. На средства губернского предводителя полковника Михаила Наумова и благодаря немалым усилиям мещанина-кондитера Александра Слепнева, был сооружен новый театр — «не велик, но выстроен умно». Поклонники Мельпомены при подборе нового места для ее храма постарались приблизить его к центру города (см. рис. 1 приложение 1). Оно должно было иметь удобный подъезд для извозчиков и кучеров личных экипажей и быть свободным от построек. Всем эти условиям соответствовал участок на месте нынешней площади 30-летия Победы. А зеленый бульвар главной городской магистрали — Большой Саратовской (ныне — улица Гончарова) стал естественной дорогой к вновь сооруженному театру. Это было двухэтажное деревянное здание с антресолями и выступающим вперед портиком с высокими белыми столбами-колоннами. Они отчетливо выделялись на фоне темно-малиновых стен. Три входные двери вели в небольшое фойе. А далее — зрительный зал на 400 мест, окаймлявшие его коридоры, ведущие на сцену, а также в артистические уборные, бутафорскую, комнату суфлера-библиотекаря, помещение для репетиций и буфет.

Лето 1849 года. Гостивший в родном городе писатель-симбирянин Иван Гончаров отозвался о новом театре словами, которые теперь украшают нижнее зрительское фойе современной симбирской драмы: «Я рад за Симбирск, что в нем есть театр...» При этом классик добавил: «...какой бы то ни было». И чуть выше: „Был в здешнем театре: это было бы смешно, если бы не было очень скучно“. Избалованный столичной жизнью Гончаров признает: «Глупо было бы мне, приехавши из Петербурга, глумиться над здешними актерами...» Уже через 11 лет писатель бы взял свои слова обратно. Именно в это время выдающийся русский комик Берг играл здесь в комедии Александра Островского «Бедность не порок». В роли Катерины в «Грозе» блистала выдающаяся русская актриса Трусова-Васильева.

Здесь блистали прославленные комик Живокини и тенор Владиславлев, зажглись звезды Модеста Писарева, Полины Стрепетовой, Василия Андреева-Бурлака (см. рис. 2 приложение 1). В это время, исчерпывая свои возможности, сам театр переходил из рук в руки: от Слепнева к дворянину Нейкову, затем к симбирскому помещику и меценату Вяземскому, наконец, к антрепренеру Полякову.

23 ноября 1879 года. Отставной гвардии штабс-капитан и энтузиаст театра Митрофан Прянишников во многом на капитал своей жены („временной купчихи второй гильдии“) отстроил новое двухэтажное каменное здание симбирской драмы на том месте, где оно стоит и по сей день — между Соборной площадью (площадь Ленина) и Спасским женским монастырем (ЦНК «Губернаторский») (см. рис. 3 приложение 1). Главный фасад театра, выходивший в сторону монастыря, выглядел изящно, но скромно, что дало фельетонистам повод для сравнения его внешнего вида с казармой. Но внутри — огромная сцена, просторная оркестровая. Из газет тех лет видно, что «лучший из всех губернских театров» для симбирян стал событием «значительных размеров. Здание должно, по-видимому, легко вместить до тысячи человек. В ход пошли все новейшие изобретения. В стенах только камень и железо, ложи висячие на рельсах; пол асфальтовый... Большие ложи, широкие коридоры громадные залы и фойе и оранжерея. Для Симбирска это как будто сказка...» Эта «сказка» имела 373 места в партере, амфитеатре и «литерных креслах» (по семь-восемь рублей за билет) и места в «нумерованных» и «ненумерованных» ложах всего за 25—30 копеек. На занавесе, отделяющем впечатляющий зрительный зал от столь же впечатляющей сцены, сиял начертанный на латыни девиз Прянишникова для скептиков: «Feci, quod rotui; faciant meliora potentes» («Сделал, что мог; кто может лучше — пусть сделает»).

С 1881 года в Симбирском театре ежегодно — то есть по году — играли антрепризные труппы с неплохими актерами и крепким репертуаром. На симбирской сцене ставились Островский, Сухово-Кобылин и Шиллер. Здесь играли «Горе от ума», «Ревизора» и «Гамлета».

1883 год. В течение нескольких месяцев актером в симбирской драме служит будущий русский писатель и журналист Гиляровский («дядя Гиляй»).

24 января 1899 года. В театре впервые зажглось электричество, которое через 11 лет сыграет со зданием театра злую шутку.

Сентябрь 1899 года. С разрешения Чехова симбирский театр в числе первых провинциальных трупп показывает «Дядю Ваню».

В конце 1909 года короткое время зав. труппой в Симбирске работает прославленный Таиров. Он даже ставит здесь одну из первых своих режиссерских работ — чеховские «Три сестры».

В дореволюционные годы Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова имел одну из сильнейших трупп России. На его подмостках выступали знаменитые актеры: М.С. Савина, основательница Всероссийского театрального общества, П. А. Стрепетова, М. И. Писарев, В. Н. Андреев-Бурлак, К. З. Пузинский, С. Голлидэй и другие.

В репертуаре постоянно присутствовали спектакли А.Н. Островского, А.П. Чехова, А.М. Горького, Л.Н. Толстого. После октябрьских событий в 1917 году наряду с этими авторам ставились произведения Н.В. Гоголя, А. Грибоедова, С.Г. Скитальца и др.

23 апреля 1910 года. Подвело электричество — раздался взрыв и в театре возник пожар, который ликвидировали лишь к утру. Жертв не было, но добычей огня стало все здание с обстановкой и декорациями. Сохранилась лишь костюмерная. Убытки составили около 20 тысяч рублей.

Декабрь 1912 года. Здание театра окончательно восстановлено после пожара.

Сентябрь 1917 года. Показаны две последние премьеры в дореволюционном Симбирске — «Женитьба Белугина» и «Без вины виноватые».

В 1918 году актеры, игравшие в городском театре, объединяются в «Товарищество профессионального союза тружеников сцены». В это время на симбирской сцене блистает актриса Софья Голлидэй, которой позже Марина Цветаева посвятит цикл «Сонечке».

1920 год. Работавший в Симбирске драматург Билль-Белоцерковский пишет пьесу «Шторм», в основу которой положены исторические события в Симбирске в бурную эпоху гражданской войны и военной интервенции.

1926 год. Горсовет Ульяновска производит первый капитальный ремонт здания, как его называли в те годы, местного „Большого театра“.

Лето 1935 года. При поддержке Наркомпросса СССР в Ульяновске создан Государственный драматический театр с первой за всю историю города постоянной труппой. А ее художественным руководителем и главным режиссером становится Александр Верховский. На сезон на роль Кручининой в спектакль «Без вины виноватые» Островского приглашена выдающаяся актриса Малого театра Елена Гоголева.

Годы Великой Отечественной войны. Они застают ульяновский театр в самом расцвете становления творческого коллектива. Актеры в начале войны находятся на гастролях по Украине. После ряда эвакуаций и передряг труппа возвращается в Ульяновск без декораций и имущества. Следующие четыре года ульяновские лицедеи в составе фронтовых бригад выступают в боевых частях красной армии. Руководит ульяновской труппой в эти годы М. М. Маламуд. Затем его сменяет Александр Образцов. В послевоенные годы с театром активно сотрудничает художник Иван Франго. Украшением труппы становятся Матвей Шарымов (первый исполнитель роли В. И. Ленина на ульяновской сцене), Лия Радина, Григорий Муромский, Надежда Сухорукова, Глеб Юченков, Борис Знаменский.

1960 год. Начинается самая длительная в истории театра реконструкция. Семь лет ульяновские актеры играли спектакли в театре кукол на улице Гончарова и в филармонии на бульваре Венец. С тех пор ульяновский драматический реконструировали еще трижды — в 1970, 1980 и 2007 году (см. рис. 4 приложение 1).

1965 год. Ульяновский театр становится одним из тех, где при участии молодого драматурга, а ныне известного историка-эссеиста и телеведущего Эдварда Радзинского поставлена его пьеса «104 страницы про любовь» с Кларой Шадько в главной роли. Сам Эдвард Станиславович высоко оценил ульяновскую постановку.

1967 год. Заканчивается затянувшаяся реконструкция театра, и он предстает в том виде, в каком мы привыкли видеть его сегодня (см. рис. 5 приложение 1). Новым главным режиссером театра назначена Вера Ефремова. С ее именем связывают расцвет ульяновского драматического. Она приглашает главным художником Анатолия Клименко. При ней на ульяновской сцене работают замечательные артисты: Александр Чуйков, Юрий Заборовский, Нина Холопова, Кларисса Киреева. В труппу вливается талантливая молодежь, со временем выросшая в настоящих мастеров сцены: Алексей Дуров, Константин Юченков, Зоя Самсонова, Борис Александров и другие (см. рис. 6 приложение 1). Ульяновская публика не пропускает ни одной ефремовской премьеры, будь то «Маскарад» Лермонтова или «Бешеные деньги» Островского, «Поднятая целина» Шолохова или «Ульяновы» Осипова, «Униженные и оскорбленные» Достоевского или «Долги наши» Володарского.

1975 год. Главным режиссером театра становится Александр Михайлов при котором на ульяновской сцене зажигаются звезды Валерия Шеймана и Валентины Савостьяновой, Игоря и Татьяны Ливановых. Сегодня Игорь Ливанов — звезда российского театра и кино. На спектакль Михайлова „В списках не значился“ по одноименной пьесе Бориса Васильева с Алексеем Дуровым в главной роли в эти годы порой не найти лишнего билетика.

1976 год. Новый главный режиссер Юрий Галин приводит в театр талантливую молодежь, многие из которых сегодня составляют цвет ульяновской труппы. Это Сергей Кондратенко и Ирина Янко, Михаил Петров и Фарида Каримова, Андрей и Алла Троицкие, Алла Бабичева, Александр Никулин. На сцене театра идут «Энергичные люди» Шукшина, «Орфей спускается в ад» Уильямса, «Последняя жертва» Островского, «Сны Обломова» Гончарова, «Коварство и любовь» Шиллера, «Мамаша Кураж и ее дети“ Брехта» (балетмейстером в этой постановке работал Леонид Таубэ, поставивший танцы во многих фильмах Марка Захарова), «Васса Железнова» Горького и другие спектакли.

После Галина в 1982—1986 годах главными режиссерами театра работают Олег Зарянкин, и затем — нынешний второй режиссер питерской «Александринки» Владимир Голуб. В афише театра появляются «Любовь и голуби» Гуркина, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Бесприданница» и «Картины московской жизни» Островского, Обыкновенная история" Гончарова и настоящий хит ульяновской сцены средины 1980-х — «Экспромт» Вилькина.

1980 год открывается малая сцена театра (ныне — малая сцена «Постскриптум») — место смелых театральных экспериментов. В труппу театра пришли Вячеслав Вершина, Алексей Кирилин, Юлия Игнатенко.

Кстати, на месте театра раньше находилась гостиница, а где малая сцена – ресторан «Постскриптум», который проработал до 60-х годов прошлого века.

В 1980-1990-х труппа театра принимала участие в республиканских и международных фестивалях: классической драматургии в Орле (1990 г.), «Голоса России» в Вологде (1995 г.), Европейский фестиваль в Польше (1994 г.), фестиваль немецкой драматургии в Германии (1980 г.).

На протяжении нескольких лет театр является инициатором и организатором различных всероссийских и межрегиональных фестивалей. Многие постановки театра получили всероссийское признание. Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова является лауреатом Премии Правительства Российской Федерации имени Фёдора Волкова за вклад в театральное искусство РФ.

1987 год. В театре начинается эпоха Юрия Копылова. Новый художественный руководитель заявляет о себе громко и ярко трагедией Шекспира «Ричард II», которую по достоинству оценивают в Москве. На главную роль Копылов приглашает актера Владимира Кустарникова. А еще один «протеже» Копылова, режиссер Вадим Климовский в содружестве с известным мастером сценического движения Андреем Дрозниным создают неповторимое действо «Игры с привидением» по пьесе культового польского драматурга Славомира Мрожека. Во время показа спектакля в Кракове его по достоинству оценивает сам автор. У театра открывается второе дыхание и начинается новая жизнь. Ядро репертуара театра Копылова — классика, и это, является фактом уникальным, в сравнении с другими театральными коллективами России выгодно отличает ульяновскую труппу.

12 июня 2002 года. В Кремле президент РФ Владимир Путин вручает Государственную премию России Юрию Копылову, Борису Александрову, Валерию Шейману, Кларе Шадько и Станиславу Шавловскому.

Коллектив театра неоднократно был участником и лауреатом театральных фестивалей в Европе (Закопане, Краков и Торунь — Польша) и в России (Москва, Белгород, Оренбург, Вологда, Самара, Магнитогорск, Тольятти, Калуга, Санкт-Петербург, Ярославль, Тамбов, Тверь). В это время на сцене симбирской драмы творили великие старики Глеб Юченков и Лия Радина Старается не отставать от корифеев и молодежь, за которой без сомнения будущее театра: Ольга Новицкая, Юлия Ильина, Екатерина Поздышева, Оксана Романова, Денис Верягин, Дарья Долматова, Гюзель Белоусова, Денис Бухалов, Виталий Злобин, Максим Копылов, Сергей Чиненов, Николай Шишигин и другие (см. рис. 7 приложение 1).

На ульяновской сцене в разное время ведущие роли исполняли народные и заслуженные артисты В.Е. Брагин, А.П. Рудяков, А.Ф. Горюнова, С.М. Хонина, П.С. Каранов, Н.Г. Сухорукова, К.И. Юрасова и другие.

Симбирская драма гордится своими лицедеями, у которых все удачно складывается в Москве (Валерий Шейман, Денис Юченков, Александр Никулин, Галина Гусева, Наталья Долгих), Санкт-Петербурге (Александр Семенов) и даже в США (Алла Троицкая).

К сожалению, в последние годы театр понес несколько невосполнимых утрат. Ушли из жизни Борис Александров и Алла Бабичева. Но в симбирской драме с оптимизмом смотрят в будущее и уверены, что театр находится на новом вираже дороги успеха и зрительской любви.

26 ноября 2007 года. Театру присвоено имя Ивана Александровича Гончарова.

15 июля 2009 года. Театр удостоен Премии Правительства РФ имени Федора Волкова «За вклад в развитие театрального искусства России».

Июль 2010 года. Юрий Семенович Копылов по состоянию здоровья снимает с себя полномочия художественного руководителя и за заслуги перед театром становится его почетным Президентом.

Сегодня художественный руководитель театра — выпускник Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства Сергей Анатольевич Морозов, прежде работавший главным режиссёром в Костромском драматическом театре им. А.Н. Островского и Новгородском академическом театре драмы им. Ф.М. Достоевского.

Среди самых важных, знаковых событий последнего времени в жизни ульяновского коллектива - ежегодный Фестиваль театров Ульяновской области «Лицедей», Международный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене» и совсем новый фестиваль (с 2013-го) — Международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы», посвященный Н.М. Карамзину.

Интересно, что пьеса ульяновских авторов последний раз ставились на ульяновских театральных подмостках в 60-х годах XX века. В 2014 года впервые в новой истории театра был поставлен спектакль Сергея Гогина «Маленький человек, с большим сердцем». А спектакль, открывший театральный сезон 2014- 1015, «Ромео и Джульетта» является рекордсменом Симбирско-Ульяновского театра. Он был поставлен на региональной сцене 5 раз. В сентябре 2015 года Ульяновский драматический театр открыл свой юбилейный 230 театральный сезон, а это значит, что профессиональная труппа в Симбирске появилась 231 год назад (см. рис. 8 приложение 1).

Таким образом, из этого раздела видно, что даже на примере одного отдельно взятого театра, легко рассмотреть «временную кривую» становления и развития театрально-зрелищных представлений в России, в данном случае в Симбирске, со всеми взлётами и падениями. Частные вложения, людей неравнодушных к театральному искусству на первых парах, и весомый интеллектуальный вклад, как двигателей и вдохновителей, различных талантливых режиссёров театра в разные года, позволил зародиться театральному искусству в Симбирске и не угаснуть до наших дней, не смотря на различные трудности, за время его существования. И отсюда сам собой напрашивается вывод, что в процессе развития театрально-зрелищных представлений на первом месте всегда был не политический строй или экономическое состояние государства, а человек, как основная двигательная сила.

На сегодняшний день Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова сочетает в себе стремление говорить на современном сценическом языке и безмерное уважение к классическому театральному искусству. Основой репертуара на протяжении многих лет являются масштабные театральные полотна по произведениям Шекспира, Гончарова, Островского, Бомарше, Чехова, Мольера, Гольдони, Пиранделло, Гоцци, Толстого и многих других признанных мастеров слова.

Театр взаимодействует с разной возрастной аудиторией зрителей. На сегодняшний день любой желающий может приобщиться к театральному искусству и посетить любимый спектакль.

Таким образом, театр - это ни с чем несравнимое искусство, его специфика заключается в изображении событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем; зритель становится их свидетелем и соучастником, что определяет особую силу идейного и эмоционального воздействия театра. Проходят годы, столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства в России.

Список использованных источников

  1. Березина, В.Г., Ильин А.В. История русского театра, оперы и балета XVIII-XIX веков. – Хабаровск: Проект, 2013. – 517 с.

  2. Новожилова А.С. История русского театра и балета. Анализ этапов развития. – Нижний Новгород: Правый берег, 2014. – 696 с.

Приложение

Рис. 1. Театр в Симбирске на месте современной пл. 30-летия Победы построен в 1846 году

Рис. 2. Полина Стрепетова и Модест Писарев

Рис. 3. Театр в Симбирске – Ульяновске на Спасской улице построен в 1879 году

Рис. 4. Ульяновский драматический театр во время реконструкции

Рис. 5. Ульяновский драматический театр после последней реконструкции

Рис. 6. Артисты Ульяновского драматического театра 70 – 80-е года

Рис. 7. Молодые артисты «принимают эстафету»

Рис. 8. Ульяновский драматический театр им. И. А. Гончарова

в наши дни

16

Просмотров работы: 790