ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«И старость полна наслаждений,

если только уметь ею пользоваться»

Сенека

Известные Культурологи Лиас Канетти и Андре Мальро дали такое определение: «Досуговое (или рекреационное) время - это часть социального

времени личности, группы или общества в целом, которая используется для

сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья

человека, его интеллектуального совершенствования. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях». Надо подчеркнуть, что характеристика досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные.

Культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека,

предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые

позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время пожилых

людей.

Культурно-досуговая деятельность - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Коллективные формы проведения досуга помогают отвлечься от насущных проблем, снять напряженность, найти единомышленников, найти методы творческого самовыражения, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение.

Как сделать досуга пожилого человека достойным, насыщенным активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время работников культурно-досуговой сферы. И здесь в первую очередь встаёт проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям.

Психологические аспекты проблемы старения как с точки зрения общих психических процессов раскрыты в работах Н.Ф. Шахматова, а также в работах М.Д. Александровой, где рассматривается поведение, ощущения и восприятие жизни пожилых людей с позиций социальной психологии. Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха, спорта, занятий а также развлечений.

Досуг, отдых, рекреация являются важными факторами в жизни человека, наряду с его производственной деятельностью. Для людей, мало занятых в трудовой сфере деятельности (пожилых и инвалидов), досуг имеет огромное значение, так как обеспечивает специальные нужды людей с ограниченными возможностями.

В настоящее время общепризнанно, что старость - это длительный период, полноценный этап развития, такой же, как молодость или зрелость, имеющий свои возрастные задачи и возможности.

Ученые-геронтологи выделяют несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную.

Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет; физиологической - состояние здоровья, совокупность соматических отклонений организма; психологической – самоощущением человека своего места в возрастной структуре; социальная старость определяется уровнем старения населения в целом (то есть, чем выше уровень старения населения, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости). К старости, как правило, человек становится эмоционально более ранимым, требует более чуткого внимательного отношения, особенно со стороны близких, родственников, работников медицинских и социальных учреждений, и учреждений культуры.

«Ничто не отравляет так жизнь человека, как отсутствие у него задач и

целей» - говорится в одном из философских трактатов Паскаля. Ни для кого

не секрет, что люди, которые вышли на пенсию и не сумели возместить потерю своей профессиональной деятельности каким-нибудь равным ей в психологическом смысле занятием, в подавляющем большинстве случаев

начинают болеть различными болезнями.

Практикам известно, что значительная часть пожилых людей занимает иждивенческую позицию, ожидая заботы и внимания от окружающих людей: властей, медиков, семьи, возлагая на них решение своих насущных проблем. Помочь пожилому человеку вновь обрести смысл жизни, вернуться к самому себе, выявить, поддержать и развить его творческий потенциал, осознать свои возможности - вот важнейшая задача всех специалистов, работающих с пожилыми людьми.

Пожилые люди по отношению к другим поколениям имеют многие

преимущества, позволяющие им легко принимать правильные жизненные решения, гарантирующие высокий шанс успешного выживания в непростой

социально-экономической обстановке. Старость может означать высшую

ступень жизни, полную эмоциональной зрелости, мудрости, основанной на

опыте, наблюдениях в течение долгой полноценной жизни. Такие пожилые

люди являются подлинной ценностью общества.

Установлено, что чем интенсивнее человек работает творчески, тем дольше сохраняется активность его ума, поддерживаются интеллектуальные возможности. Поэтому особенно важно создать благоприятную психо-

эмоциональную атмосферу средствами культуры, образования, общения.

Активный образ жизни и участие в общественной деятельности помогают

пожилому человеку сохранить и реализовать себя как личность.

Научно обоснованная совокупность образовательных, рекреационных, релаксационных и других программ призвана обеспечить условия, в которых пожилые и престарелые люди могли бы осуществлять полноценную жизнедеятельность.

Поэтому смыслом концепции социальной политики в отношении граждан пожилого возраста должно стать включение их в активную общественную жизнь, конкретный живой труд, где прежде опекаемый человек становится творцом своего ближайшего и отдаленного будущего.

Социально-образовательная и досуговая деятельность помогает пожилым

людям избавиться от одиночества, изменить свою позицию в обществе, сделать ее более заинтересованной, проявлять интерес к делам, происходящим вокруг них. Активная жизненная позиция предоставляет пожилому человеку новые возможности для раскрытия и самореализации собственного творческого потенциала, передачи накопленных знаний и жизненного опыта, как своим ровесникам, так и представителям других поколений.

Культурно-досуговая деятельность людей пожилого возраста включают в себя:

– занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;

– досуговые праздники, обряды, конкурсы, фестивали;

– спорт, активное движение, экскурсии, игры;

– деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия;

– спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание

радио и др.).

Существуют различные реабилитационные виды досуга:

1) Библиотерапия.

Библиотерапия и ее реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с

персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение,

литературные и поэтические клубы. Художественно литературные вечера

могут снять напряжение, обеспечивает получение удовольствия от жизни.

2) Изотерапия.

Терапия художественным творчеством - психотерапевтический (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности).

3) Музыкотерапия.

В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна менять его в позитивную сторону. Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями людей пожилого возраста. Пение обогащает людей с физическими недостатками новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов.

4) Игровая терапия.

Игровая терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик.

Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения

патологических психических состояний человека. эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Для многих людей игра любимый вид деятельности и общения. Целесообразность использования игры в работе с людьми «третьего возраста» обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками.

5) Гарденотерапия.

Практика показывает, что люди «третьего возраста» с удовольствием

выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств.

6) Спорт, активный отдых и туризм.

Спорт, активный отдых и туризм являются важными факторами в процессе реабилитации и адаптации людей «третьего возраста». Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние человека. Кроме того, у людей «третьего возраста» уменьшаются осложнения, вызванные недостатком физической активности.

Личность пожилого человека может иметь проблемы психофизиологического и коммуникативного характера, которые ему трудно устранить самостоятельно. Часто за психическими и коммуникативными трудностями индивида стоит низкая самооценка. Помогая пожилому человеку поднять самооценку, мы тем самым способствуем совместному преодолению как психических, так и физиологических проблем.

Необходимо создавать оптимальные условия, стимулировать стремление пожилых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем незанятое свободное время. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь пожилые люди – это большой резерв традиций и не проходящих ценностей.

Социальные и экономические изменения в стране, снижение жизненного уровня, правовая незащищенность, неблагоприятная демографическая ситуация приводят к тому, что большая часть населения России не может оценивать свою жизнь как стабильную. Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.

В целях улучшения положения людей пожилого возраста в Российской

Федерации начиная с 1997 г. действует целевая программа «Старшее поколение». Она относится к числу наиболее важных федеральных целевых программ социальной направленности. Ее этапы рассматривались и утверждались постановлениями правительства.

Программа включает в себя следующие задачи:

- формирование основ общероссийской стратегии в отношении старения

населения на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- повышение эффективности механизмов нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, охраны здоровья, занятости и социального обеспечения пожилых людей;

- предоставление разносторонней помощи и услуг в целях устранения и предупреждения любых форм дискриминации;

- обеспечение информированности граждан о положении пожилых людей и мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости;

- укрепление взаимодействия государственных, муниципальных и иных

систем и служб, призванных способствовать решению социальных проблем

старшего поколения;

- развитие научных исследований по вопросам старения населения и внедрения достижений современной отечественной и зарубежной науки в практическую деятельность.

Давно известно, что нравственное состояние общества оценивается по его отношению к детям, старикам и женщинам. Ветераны – многочисленная социальная группа населения страны. В нынешних условиях самая незащищенная, испытывающая трудности в жизни. Повышение уровня и качества жизни пожилых людей, являясь важным условием сохранения достойного образа жизни в этом возрасте, предусматривает реализацию мероприятий, в ходе которых должны поддерживаться физическое и духовное здоровье, достигаться удовлетворенность условиями жизни, обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами. Давно замечено, что смех оказывает благотворное влияние на жизненные функции человека. Поэтому досуг следует наполнять содержанием, которое вызывает чувства радости, удовлетворения, повышает настроение.

Важное место в работе с пожилыми занимают общественные объединения, которые развивают активность людей, позволяют раскрыться их ресурсам, творческим инициативам, то есть задействуют многообразный, позитивный потенциал пожилого человека. Такие общественные объединения создаются при медицинских центрах, центрах социального обслуживания, при дворцах и домах культуры, при образовательных структурах, муниципалитетах.

Итак, крайне важным в работе по организации досуга пожилого человека является то, что необходимо помочь пожилому человеку справиться с принятием старости, то есть пожилой человек в итоге должен понять, что старость открывает иные возможности, именно в это время человек может заниматься тем, что ему нравится, открывать новые горизонты своего личностного развития и может продолжать работать над самим собой. Необходимо придерживаться определенных принципов и закономерностей, учитывать проблемы, которые могут встать на пути осуществления досуговой деятельности. При этом при планировании досуга пожилого человека приоритет среди используемых технологий отдается развивающим технологиям, с помощью которых пожилой человек вовлекается в различные виды художественной, технической и прикладной деятельности.

Список использованных источников

  1. Бодрин А.В., Таболько Л.А. Особенности досуговой деятельности пожилых людей // Молодой ученый. - 2016

  2. Ихисонова В.В. Пожилые люди как особая социально-демографическая группа населения // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы II Международной научно-практической конференции, 6-7 декабря 2013

  3. Климук С.С. Организация досуга пожилых людей методами PR // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]

Просмотров работы: 1981