РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема развития творчески активной личности приобретает сегодня все возрастающее социальное значение. Современное общество испытывает острую необходимость в творчески мыслящих и действующих, конкурентоспособных личностях.

Под конкурентоспособностью мы понимаем не только направленность личности адаптацию к постоянно изменяющимся условиям жизни, повышению производительности труда и проявлению деловых качеств, но и способности человека постоянно вносить в свою деятельность что-то новое, оригинальное, работать в режиме поиска. Сегодня на первый план среди разнообразных качеств личности выходят такие, как мобильность, инициативность, фантазия, способность к деловому общению, вариативность мышления [1].

Все эти качества тесно связаны с понятием «активность»: деловая, социальная, творческая и др. Однако активность часто проявляется стихийно, неосознанно или интуитивно. Вследствие этого активность может хаотично менять свой вектор развития: из области позитивной мотивации личности в негативную, не благодаря чему-либо, а вопреки, созидание через разрушение [4].

Поэтому для педагогической науки, занимающейся проблемами становления личности ребенка, очень важно направить его развитие (и корректировать в будущем) по пути выбора положительных мотивов самореализации. В этом случае, говоря о проявлении качеств творчески активной личности, мы подразумеваем процесс их воспитания, так как оно всегда имеет ценностно-мотивационную окраску, четкое целеполагание, представляет собой целенаправленный процесс и требует осознанного обратного действия со стороны воспитанника [3].

Подготовку подрастающего поколения к творческому труду, формирование и развитие его творческой активности необходимо осуществлять на научной основе.

Решение проблемы настоящего исследования потребовало от нас обратиться, прежде всего, к анализу сущности творческой активности, как интегральной характеристики личности современного, мобильно и гибко мыслящего и действующего, человека.

Творческая активность представляет собой сложное интегральное качество личности. Наше понимание творческой активности заключается в выделении существенных отличительных признаков этого свойства личности. Такими признаками являются: эвристический потенциал, интеллектуальная инициатива, самостоятельность и нестимулированная интенсивность деятельности [3].

Младший школьный возраст более всего предрасположен к развитию творческой активности у детей. Этому способствует и социальная ситуация, в которой происходит становление творческой активности личности младшего школьника и те психические новообразования, которые типичны для младшего школьника: любознательность, интерес к необычному, развитие мыслительных процессов [2].

Большими возможностями в воспитании творчески активной личности обладает внеучебная деятельность, которая создает условия для различных видов творчества (художественного, интеллектуального, социального), проявления и развития качеств творчески активной личности. В то же время, внеклассная деятельность в образовательных учреждениях зачастую имеет локальную, узкую направленность (преимущественно познавательную или досуговую), не является самоорганизующейся системной практикой, создающей новые образцы ценностного творческого взаимодействия воспитанников и воспитателей Посредством вовлечения детей во внеучебную деятельность по интересам и наклонностям происходит полноценное проявление пытливости ума, интеллектуальной инициации парадоксальных решений, настойчивости и самостоятельности в реализации собственной догадки, задумки, замысла [5].

Овладевая средствами изобразительного, музыкального, литературно-поэтического, театрального искусства дети реализуют свою природную креативность в рисунке, танце, придуманном рассказе, стихотворении, коллективном и индивидуальном музицировании, импровизировании при театрализации и т.д.

Анализ и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы позволил нам обосновать совокупность педагогических условий эффективности развития творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности: создание творчески развивающей среды, создание ситуаций успеха, пронизывание внеучебной деятельности детей творчеством.

На занятиях кружков по интересам мы стремились создать доброжелательную творческую атмосферу, чтобы учащиеся смогли проявить свои способности; использовали элементы соревнования, игры для выполнения детьми различных творческих заданий. Опора в учебном процессе на схемы, разработанные алгоритмы действий для каждого кружковца, памятки по выполнению проективных заданий способствовали развитию у детей навыков активной творческой работы [7].

Благодаря такому построению учебного процесса, младшие школьники усвоили различные приемы и способы творческого решения изобретательских задач, разрешения проблемных ситуаций. При работе по использованию проблемных ситуаций, требующих от учащихся проявления творчества, необходимо соблюдалась последовательность, систематичность, предлагались ситуации с постепенным повышением уровня их сложности.

Анализ результатов эксперимента позволяет нам сделать вывод о том, что выявленные нами педагогические условия необходимы и достаточны для развития творческой активности младших школьников.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М., 2003.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – М., 1991.

  3. Енин А.В. Система воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности: Автореф. дисс…. докт. пед. наук. - М., 2009. - 48 с.

  4. Кожина Л.А. Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности /Л.А. Кожина – 2008, pedsovet.org

  5. Развитие творческой активности школьников / под ред. А.М. Матюшкина; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

  6. Терехова Г.В. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе: методические материалы к программе «Уроки творчества» / Г.В. Терехова - 2004, www.trizminsk.org

7. Тутолмин А.В. Крезь в музыкальной этнокультуре удмуртского народа: презентация к урокам музыки http://www.metod-kopilka.ru/

Literature

1. Bogoyavlenskaya D. B. Psychology of creativity / D. B. Bogoyavlenskaya. – M., 2003.

2. Vygotsky L. S. Imagination and creativity in childhood / L. S. Vygotsky, M., 1991.

3. ENIN AV System of education of creative personality of pupils in extra-curricular activities: Avtoref. Diss.... doctor. PED. Sciences. - M., 2009. - 48 p.

4. Kozhina L. A. Development of creative activity of students in project activities /L. A. Kozhin – 2008, pedsovet.org

5. Development of creative activity of schoolchildren / ed. by A. M. Matyushkin; nauch.-issled. Institute of General and pedagogic psychology Acad. PED. of Sciences of the USSR. – M.: Pedagogika, 1991. – 160 p.

6. Terekhova G. V. Peculiarities of development of creative abilities of younger school students by means of creative tasks in educational process: methodical materials to the program "art Lessons" / Terekhova G. V. - 2004, www.trizminsk.org

7. Tutolmin A.V. Krez in the musical ethnic culture of the Udmurt people: presentation to music lessons http://www.metod-kopilka.ru/

Нуруллина Юлия Александровна, студ. 343 гр. фак. ПиХО, ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В.Г. Короленко»

Науч. рук.: А.В. Тутолмин, д.п.н., проф. ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В.Г. Короленко»

Просмотров работы: 946