КАМАНИН А. М. ХУДОЖНИК – ЗЕМЛЯК - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КАМАНИН А. М. ХУДОЖНИК – ЗЕМЛЯК

Макарова В.В. 1, Ершова Л.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ, факультет искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель моей статьи – обобщить имеющиеся сведения и рассказать о художнике- пейзажисте Александре Михайловиче Каманине (1905–1989). Имя этого художника

всего скорее, малоизвестно за пределами Нижегородского края, но в моем городе, наверно, нет ни одного человека кто бы не знал его фамилии. В ходе проведенного исследования установлено, что родился Александр Михайлович в Чкаловске, ранее считавшимся с. Василево (другое название - Василева Слобода) Нижегородской губернии. Он очень любил родные края, где проводил все свое детство. Именно детство повлияло на его творческую деятельность. Он рано начал заниматься рисованием, любил изображать волжские просторы, окрестности малой родины. Первоначальное обучение прошел в художественных студиях г.Горького (ныне Нижнего Новгорода (1930-е) у художников Л. А. Хныгина, В. И. Чупрунова, затем учился в Московском государственном художественном институте (с 1945г.) у известных мастеров живописи - П. П. Соколова-Скаля, Ф. П. Решетникова, В. Г. Цыплакова. Творчество А.М. Каманина разнообразно, он мастерски писал и лирический русские пейзаж, и портреты, и натюрморты, но его по праву можно назвать продолжателем традиций национальной реалистической пейзажной школы. Расцвет творчества Каманина пришелся на середину – вторую половину ХХ века, время послевоенного возрождения страны, время активного социалистического строительства, индустриализации, роста городов. В г. Горьком он создал немало замечательных работ, преимущественно индустриальных пейзажей, таких как «Строительство судов в цехе» (1949), «На строительстве Горьковской ГЭС» (1951), «В котловане Иркутской ГЭС» (1956) и др. Но лирический пейзаж его привлекал сильнее, поэтому работ, с картинами родного края в его творчестве было гораздо больше . «Город Горький в феврале» (1946), «Мартовский вечер» (1952), «Весеннее пробуждение» (1954), «Повеяло теплом» (1957), «Там, где встречаются Волга с Окой» (1961), «Нижегородская старина. Вечер на Волге» (1975), «Зима в Чкаловске (Василеве)» 1962). «Сходят снега весенние» (1981) и др. Его лирические пейзажи, тонко передающие состояния зимней природы знатоки и ценители живописи считают эталоном живописного мастерства. «Каманинские зимки», так в своё время были названы эти пейзажи, это определение прижилось и прочно укрепилось среди художников, среди людей, которых интересовало изобразительное искусство. И, действительно, «зимки» у Каманина - особенные, отличаются нежностью и особой любовью к природе. В них все каждый раз разное, неповторимое – и мягкий, пушистый снег, и закутанные, словно девицы в шубы, кусты и деревья. Игрушечными кажутся маленькие избы и баньки деревень, находящиеся где-то в дали, у самой кромки леса. В них все пронизано русским духом, в них – все родное и знакомое с детства. Начиная с 1935 года художник был постоянным участником зональных (Горький), республиканских и всесоюзных (Москва) художественных выставок. А.М. Каманин отличался большой работоспособностью, о чем свидетельствует множество персональных выставок, среди которых были выставки в городах Москве (1955, 1965, 1970), Горьком (1955, 1970, 1980, 1985), Калинине (1959, 1965), Костроме (1959), Ярославле (1965, 1970). За активную творческую деятельность в 1956 году он получил звание заслуженный деятель искусств РСФСР, а в 1976 году Каманину присвоили звание народный художник РСФСР. Творчество художника представлено во многих музейных собраниях, среди них — Государственный Русский музей, Нижегородский государственный художественный музей, Рязанский областной художественный музей, Ярославский художественный музей и другие. А. М. Каманин ушёл из жизни, когда ему было 84 года. В строю художников он оставался почти до конца жизни. Поистине неиссякаемой была его тяга к творчеству. Нагрузившись нелегким рюкзаком с этюдником и провиантом, с холстами в руках, во всякую погоду – в весеннюю, в осеннюю распутицу, в любой мороз, в летнюю жару, уходил пешком за несколько километров на работу в свои любимые места. У каждого художника есть своё творческое лицо, и определяют его те работы, в которых с наибольшей полнотой удалось, выразить средствами живописи свой душевный настрой, свои самые заветные чувства. Такое лицо было и у Каманина. Его безграничная и трепетная любовь к родному краю нашла отражение в его произведениях, в каждом мазке кисти, в каждом фрагменте его картин. Следует отметить, что в каждом уголке нашей большой страны можно встретить художников, преданно любящих и воспевающих красоту родного края в своих произведениях. И как важно, знакомить с творчеством земляков подрастающие поколения. Не случайно, в учебных программах и учебниках по ИЗО (Шпикалова Т.Я.) предусмотрен региональный компонент, предполагающий включение в образовательный процесс, ознакомление школьников с художественной культурой родного края [1]. Эмоциональное прикосновение к родному – путь к формированию любви к малой родине, к своему Отечеству.

Список литературы:

  1. Ершова Л.В. Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: Теория и практика:автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова. Москва, 2006

 
 
Просмотров работы: 496