ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЮРИСДИКЦИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЮРИСДИКЦИЙ

Булацев И.Г. 1
1ФГБОУ ВО «Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М. Акмуллы»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация:

Статья посвящена проблеме принципов регулирования локальных нормативных актов в системе образовательных юрисдикций.

Актуальность исследования состоит в том, что:

- во-первых, локальные нормативные акты являются составным элементом общей системы нормативного регулирования;

- во-вторых, совершенствование всей системы невозможно представить без совершенствования важнейшего ее элемента - локальных нормативных актов;

- в-третьих, качественное содержание локальных нормативных актов отражает в себе все достоинства и недостатки все системы нормативного регулирования образовательного процесса;

- в-четвёртых, непротиворечивость, логическая завершенность, высокое качество юридической техники составления локальных нормативных актов - три критерия, в полной мере определяющие, в том числе, и совершенство и зрелость в развитии все системы нормативного регулирования образовательного процесса.

Государство, и уровень его демократического развития напрямую зависит не только от эффективности экономической, социальной, культурной политики, но и уровня развития гражданского общества. Чем развитее гражданское общество, тем выше уровень политической культуры в стране, а, следовательно, и выше уровень признания государства как подлинно демократического и развивающегося в соответствии с мировыми стандартами. Однако от чего же зависит гражданское общество?

Одним из факторов, напрямую влияющих на повышение качества гражданского общества, его знаний, на его политическую культуру – является качество образовательных процессов, как на локальном, так и на федеральном уровнях. Сам же процесс оказания образовательных услуг в свою очередь, как и государство, зависит от качества проводимой экономической и социальной политики в государстве.

Для качественной организации образовательного процесса каждое государство создаёт систему нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и проведение образовательных процессов на всех уровнях.

Для начала, скажем, что одним из важнейших нормативно-правовых актов, в соответствии с которым принимают нормативные правовые акты всех уровней, является Федеральный Закон № 273 «Об образовании», гласящий что:

«Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования)».1

В соответствии с ним принимают нормативно-правовые акты на всех уровнях осуществления образования.

Мы же остановимся на локальном уровне, ибо всё великое начинается с малого, и если существуют проблемы, препятствующие качественным образовательным процессам на локальных уровнях, то эти малые проблемы, как большой снежный ком, постепенно накапливаются и начинают влиять на более сложные уровни.

Локальные нормативно-правовые акты являются одной из важнейших составляющих частей системы нормативного регулирования образованием.

Действию локальных нормативных актов в указанном законе посвящена 30 статья. К локальным нормативно-правовым актам относятся:

  1. приказы;

  2. положения;

  3. правила;

  4. регламенты;

  5. инструкции.

Для регулирования образовательных процессов указанные документы имеют важное значение, так как образовательные организации учреждают их для как можно более качественного оказания образовательных услуг и осуществления своей собственной деятельности.

Например, локальные акты устанавливают режим занятий, осуществляют организацию проведения промежуточных и итоговых аттестаций, правила приёма в учебные заведения и т.д. Таким образом, данный вид актов как можно сильно приближен именно к участникам образовательных правоотношений и является первой ступенью в ознакомлении с системой, регламентирующей эти правоотношения.

Каждый локальный нормативно-правовой акт должен соответствовать следующим требованиям:

- Полное соответствие образовательному законодательству, что означает, что нормативно-правовые акты не должны заключать в себе нормы, идущие в разрез с основным документом об осуществлении образовательного процесса, не должны нарушать нормы трудового законодательства;

- Локальные нормативно-правовые акты должны приниматься и осуществляться в соответствии с уставом образовательного учреждения и осуществляться в пределах компетенции образовательного учреждения, которое и приняло данный акт;

- Если принятый локальный акт не соответствует вышестоящим по иерархии документам, то он запрещён к применению образовательным учреждением и должен быть отменён, так как принятые с нарушениями нормативно-правовые акты рушат единство системы правового регулирования образовательных отношений;

- Локальные нормативно-правовые акты содержат в себе права, как работников образовательных учреждений, так и обучающихся, что позволяет учитывать мнение как представительных органов работников и обучающихся, так и родителей, иными словами происходит за счёт соответствия полный учёт мнений всех участников образовательных отношений.

Иными словами основными принципами регулирования локальных нормативно-правовых актов в системе образовательных юрисдикций должны быть следующие:

- Полное соответствие вышестоящим нормативно-правовым актам;

- Качественное содержание локальных нормативно-правовых актов, позволяющих учитывать интересы всех участников образовательного процесса;

- Локальные нормативно-правовые акты должны быть качественно составлены, логически завершены, и предусматривать все проблемы, которые так или иначе могут возникнуть в осуществлении образовательного процесса;

- Несмотря на указанную логическую завершённость, принимаемые локальные нормативно-правовые акты должны совершенствоваться по мере обнаружения тех или иных небольших проблем, которые произошли впервые, и устраняться посредством внесения правок, чтобы указанные проблемы не могли возникнуть в будущем.

Нарушение единой системы образовательного пространства посредством нарушений разной степени значимости во время осуществления образовательного процесса в локальных нормативно-правовых актах в будущем может привести уже к более тяжёлым последствиям для сферы образования в будущем, что является недопустимым и требует немедленного исправления.

Также локальные нормативно-правовые акты, регулирующие образовательный процесс, должны обновляться, внося поправки, устраняемые нарушения, возникающие в правоотношениях между обучающимися и их родителями с одной стороны и работниками учебных учреждений с другой. За счёт устранения даже небольших проблем, база локальных нормативно-правовых актов, будет совершенствоваться.

Благодаря этому само образовательное пространство Российской Федерации станет более целостным, более качественным, повысится уровень гражданского общества, повысится квалифицированность обучающихся, которые в будущем позволят стране блистать на международной арене.

Притом блистать не только как стране, ведущей успешную внешнюю политику, но и как страну с высочайшим уровнем качества образования.

Список использованных источников и литературы:

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 No 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, No 32, ст. 3301

Материалы юридической практики

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/27f9ddea0cccf9a6b90bb2cb8b545d436f18157b/ (дата обращения: 03.01.2017).

1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/27f9ddea0cccf9a6b90bb2cb8b545d436f18157b/ (дата обращения: 03.01.2017).

Просмотров работы: 570