ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГРАФИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГРАФИКИ

Строкина Н.М. 1, Ершова Л.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ, факультет искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Слово “графика” ведет свое начало от греческого «grapho» - пишу, рисую. Графика как один из самых древних и распространённых видов художественного творчества занимает одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Рисунки древнейших художников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения — все это прекрасные образцы графики. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр — народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников. Благодаря сравнительной простоте художественного языка, удобству воспроизведения в больших тиражах, графика широко используется в самых разных областях современной культуры, изобразительных искусств, информации. Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств (1). Анализ теоретического и практического опыта в изобразительном искусстве убеждает, что язык графики включает в себя комплекс таких, выразительных средств, как линия, штрих, пятно, фон основы (обычно листа бумаги - белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Цель данной статьи выявить возможности одного из ведущих средств художественной выразительности графики – линии. Известно, что с помощью линии определяются границы форм, плоскостей, отделяющие изображаемую форму от окружающего ее пространства. В ходе исследования выявлено, что линия считается самым специфичным графическим способом изображения и выражения. Она выявляет не только границы форм, но и чувства, переживания художника. Техник работы линией много, и каждый художник вносит в них что-то новое, свое. Анализ теоретических источников в области искусства графики позволил систематизировать линейные техники и приемы работы линией. Условно линии, применяемые в графике можно свести к следующим видам: точная (жесткая, сухая) в одну толщину и одного напряжения; разнотолщинная (живая, живописная), то почти исчезающая в плоскости бумаги, то мощно выходящая из нее (наброски Леонардо да Винчи); неровная (несколько нервная), словно нанесенная дрожащей рукой, но именно от этого имеющая особую чувственность и нервность (наброски О. Домье); замкнутая, выполненная как бы на одном дыхании, точно улавливающая характерные особенности контура изображаемого объекта; разомкнутая, прерывистая, пропадающая на освещенных местах и вновь появляющаяся в тенях, складках; плавная, мягкая, передающая округлые, гладкие поверхности; резкая, беспорядочная или упорядоченная (зигзагообразная), передающая ярко выраженные шероховатости, неровности поверхностей; штриховая – линия плотно или редко ложащаяся на поверхность рисунка, делая его тоновым и позволяющая передать все нюансы изображаемого предмета (объем, форму, освещенность, фактуру, текстуру, состояние и т.д.) Можно и дальше продолжать перечень разновидностей линий, но невозможно ограничить их бесконечно разнообразные возможности, которые в руках каждого художника приобретают свой, неповторимый, характер. Сфера возможностей линии расширяется за счет того, она может быть исполнена карандашом, пером или кистью, на проклеенной и не проклеенной бумаге, получена в офорте, линогравюре, монотипии и т. д., и т. п., и везде линия будет иметь разный характер. Вот, к примеру, пейзажные офорты Рембрандта. Они удивительно живописны. Сложность и разнообразие штриховки позволяют художнику давать все переходы от густых теней до полной освещенности. Штрих то ложится частой, почти сплошной сеткой, то наносится очень легко, едва трогая лист. Благодаря такой манере Рембрандт воссоздает картину природы в ее изменчивом движении. Высочайшей культурой графической линии обладал выдающийся художник XX в. П. Пикассо. Гибкие, свободно льющиеся линии в его произведениях изображают грациозных женщин, резвящихся фавнов, наяд и т. п. Из русских мастеров графики, прекрасно владеющих линией, можно назвать И.И. Шишкина. Его офорты, посвященные изображению русской природы, отличаются большой мягкостью тональных переходов, широким и полным использованием выразительных средств этой графической техники. Яркими представителями отечественного графического искусства ХХ века были В.М. Конашевич, Н.В. Кузьмин, А.М. Лаптев, Т.А. Маврина, Б.Д. Григорьев и многие другие. Художником, тонко чувствующим и любящим красоту линии, был Н.В. Кузьмин. Его перовые рисунки видятся мгновенно брошенными на бумагу, легкими и воздушными. В ряде работ Н.В. Кузьмин не чужд использования украшающей функции свободно нанесенной линии (рисунок к книге «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя). Таким образом, линейная графика — чрезвычайно сложная изобразительная техника, так как минимум средств не означает отказа от максимума выразительности. При всей условности линейной графики выразительность и жизненность проявляются при изображении природного и предметного мира во всем многообразии.

Библиографический список:

  1. Строкина Н.М., Ершова Л.В. Архитектурные мотивы в искусстве графики.//

Международный студенческий научный вестник. 2016. № 4-5. С. 647

Просмотров работы: 979