ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) современная медицина может максимум на 10% оказывать положительное влияние на укрепление здоровья населения, что значительно уступает влиянию здорового образа жизни, который среди других факторов, определяющих здоровье общества, достигает 55% [3]. Здоровая жизнедеятельность включает в себя следующие основные элементы: плодотворный и безопасный труд, научно организованный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный и специализированный двигательный режим, совершенную личную и общественную гигиену, закаливание, рациональное и специализированное питание, навыки и умения для осуществления здоровой жизнедеятельности в семье и обществе [1, 4]. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) граждан как задача государственной важности и национальной безопасности, отвечающая вызовам планетарного масштаба особо актуализируется в современной России. Так, В.В. Путиным был подписан указ № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», в котором правительству России дается поручение обеспечить к 2018 г. «снижение смертности» в том числе за счет «мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации». Различные подходы к пониманию феномена «здорового образа жизни» позволяют сделать вывод о том, что он объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья [2, 5].

Студенческий возраст характеризуется высоким уровнем социальной активности, познавательной мотивации, образованности и культуры, что создает благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни. Поэтому культура здорового образа жизни должна рассматриваться как неотъемлемая часть в процессе обучения и воспитания.

На основе анализа литературы и других источников можно сделать вывод, что большинство авторов в целях формирования и популяризации ЗОЖ среди студентов предлагают две основные стратегии действий: во-первых, меры психологического воздействия, связанные с формированием у студентов установки на ЗОЖ, и, во-вторых, организацию пропаганды медицинских и гигиенических знаний, повышение осведомленности студентов по вопросам ЗОЖ.

Для формирования ценностного отношения студенческой молодежи к здоровью и факторам ЗОЖ необходимо организовать социально-профилактическую работу в вузе, которая может быть представлена системой следующих видов работы специалистов:

  • целенаправленная организация массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;

  • оказание социально-медицинской помощи студентам группы риска;

  • стимулирование всех участников образовательного процесса к ведению ЗОЖ.

Только при взаимодействии мероприятий и проявлении активности всех участников образовательного процесса вуза можно решить проблему приобщения студенческой молодежи к принятию здорового стиля жизни и формирования ответственного отношения к здоровью [1, 5].

Для создания и укрепления теоретической базы различными исследователями предлагается введение и совершенствование специализированных учебных дисциплин, например:

  • «создание курсов, направленных на обучение молодых людей различным практикам для улучшения здоровья, психоэмоционального состояния и формирования позитивного мышления» [6];

  • «наиважнейшей должна стать роль образовательных программ, направленных

на сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование активной мотивации

заботы о своем здоровье и о здоровье находящихся вокруг людей» [7];

  • внедрение в учебные планы вузов валеологии - учебной дисциплины об индивидуальном здоровье человека, о культуре сохранения и укрепления здоровья, которая «способствовала бы формированию у студенчества убеждения в том, что для каждого индивида здоровье является основополагающей доминантой, на которую помимо различных условий окружающей среды влияют физическая и нравственная культура индивида, а также избранный им образ жизни, предполагающий активную жизненную позицию в борьбе за здоровье и самопомощь – решения и действия, предпринимаемые людьми в этом направлении» [7], и т.п.

Рассмотрев различные формы и методы воздействия на студентов в целях формирования у них здорового образа жизни в условиях образовательной среды, можно резюмировать, что наиболее эффективными они будут лишь в совокупном применении. Обозначенные выше направления деятельности вписываются в концепцию «валеологизации системы образования». Базовым условием реализации концепции является формирование у студентов валеологического мышления, то есть ответственного отношения к здоровью и позитивной мотивации к ведению здорового образа жизни.

Литература

  1. Артюхов, И.П. Воспитание молодого специалиста важнейшая, неотъемлемая часть высшего медицинского учебного заведения / И.П. Артюхов, П.А. Самотесов // Сибирское медицинское обозрение. 2008. T. 54, №6. С. 102-105.

  2. Артюхов, И.П. Динамическое исследование состояния здоровья студентов КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого за период 2011-2013 гг. / И.П. Артюхов, Е.А. Манухина, Д.С. Каскаева //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). №6(26). С. 101-108.

  3. Артюхов, И.П. Методические подходы к оценке факторов риска здоровья населения / И.П. Артюхов, С.А. Сульдин, Н.П. Протасова // Сибирское медицинское обозрение. 2012. №6 (78). С. 80-85.

  4. Каскаева, Д.С. Комплексная оценка состояния здоровья студентов Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития в 2011 году / Д.С. Каскаева, М.М. Петрова, А.А. Евсюков, А.А. Ларионов // Приволжский научный вестник. 2012. № 2. С. 65-71

  5. Сивас, Н.В. Инновационная деятельность по формированию ЗОЖ в образовательном учреждении // Ученые записки. 2011. № 4(74). С. 166-170.

  6. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2012.

  7. Ивахненко Г.А. Здоровье московских студентов: анализ самосохранительного поведения // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 78–81.

Просмотров работы: 907