ПРИЧИНЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В УЧЕБНОМ КЛАССЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИЧИНЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В УЧЕБНОМ КЛАССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследование причин межличностных конфликтов из года в год не утрачивает своей актуальности. Межличностные конфликты являются серьёзной проблемой, особенно если это касается подростков. Именно подростковый возраст является «переломным», кризисным. Негативные проявления в поведении ребёнка, сложный, протестующий характер, повышенная конфликтность - показатели этого сложного периода развития. Так как ребёнок в этом возрасте большую часть своего дня проводит в школе, в кругу своих сверстников, то именно межличностные конфликты в классе возникают чаще всего. Причинами данного явления становятся новообразования в психическом развитии ребёнка. Значительные изменения происходят, как в самосознании, так и в восприятии окружающего мира. Для подростков становится необходимым отстаивать свои права, доказывать правоту своей позиции, в связи с чем возникают споры, разногласия, зачастую приводящие к серьёзным межличностным конфликтам. Ещё одним важным моментом является ведущая деятельность подростка. По сравнению с младшим школьным возрастом, когда ведущей деятельностью является – учёба, в подростковом возрасте главную позицию начинает занимать общение со сверстниками. То есть подросток постоянно контактирует со своими одноклассниками, друзьями. Для него важно найти себя, своё место в коллективе, знать, кем его видят в компании. Часто подростки сравнивают себя с другими, стремятся занять лидирующие позиции, что приводит к конкуренции, влекущей за собой агрессивные действия, конфликты. Но всё же основная потребность подростов - чувствовать поддержку со стороны своей группы, являться неотъемлемой её частью, быть единым целом со своим коллективом. Поэтому очень важно предотвратить межличностные конфликты в подростковом возрасте в классе, для чего нужно чётко уметь определять их причины.

Причинами возникновения любого конфликта являются противоречия, которые испытывает личность при взаимодействии в социуме. В образовательном пространстве такими противоречиями с позиции учащегося может являться:

  • наличие возрастных сензитивных периодов, ведущих к изменению поведения, реакций на происходящее;

  • психологические, индивидуальные особенности личности учащегося;

  • неудовлетворенность формами подачи материала;

  • непонимание действий педагога (как следствие отсутствия гендерно-ориентированного подхода в межличностном взаимодействии) [2. стр. 28 -29].

Зарубежные и отечественные психологи имеют разные точки зрения на причины межличностных конфликтов в подростковом возрасте. Например, такими учёным, как А. бандура было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. В связи с этим ряд психологов, а именно Л. Джавинен, С. Ларсенс считают наказание моделью конфликтного поведения. По наблюдению психологов О. Ситковской, О. Михайловой - путь к лидерству в подростковом возрасте связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Именно эти составляющие прямо ведут к серьёзным межличностным конфликтам. В. Лозоцева утверждала, что конфликты подростков в отношении с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста –формированием морально -этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению [3, стр. 354].

М.М. Рыбакова предложила следующую классификацию причин конфликтов в образовательной среде:

  • конфликты, вызванные объективными причинами: социально-экономическим положением педагогов, условиями педагогической деятельности (средовой, этнический аспект);

  • конфликты, связанные с поведением участников учебно-воспитательного процесса;

  • конфликты в области межличностных отношений (т. е. вызванные субъективными причинами), которые связаны со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены психологическими особенностями каждого участника учебно-воспитательного процесса (возрастными, индивидуально - психологическими, социально психологическими) [4, стр. 138].

С целью обозначения причин конфликтности в подростковом возрасте, мы провели экспериментальное исследование, в котором приняли участие 15 учеников 9 класса (возраст 14 -15 лет).

В качестве диагностических методик были использованы: личностный опросник Айзенка, диагностика межличностных отношений Т. Лири, методика «Q-сортировка» X. Зален и Д. Шток.

Обратимся к полученным результатам по опроснику К. Томаса, цельюкоторого является выявление личностных параметров, нейротизма и экстраверсии /интроверсии. Опросник Айзенкавключает в себя2основные шкалы: экстраверсия – интроверсия, нейротизм. Помимо этого, на основе обследования шкал интроверсии – экстраверсии и нейротизма Айзенк вывел показатели темперамента личности по классификации Павлова.

На рисунке 1 показано распределение учеников по типам темпераментам

Рис. 1. Распределение участников по типам темперамента

Мы видим, что большинство испытуемых (50%) холерики, то есть это люди, которым свойственна нетерпеливость, вспыльчивость, большая настойчивость, они тревожны, беспокойны. Все эти особенности людей с данным типом темперамента зачастую ведут к конфликтности. 30 % испытуемых принадлежат к такому типу темперамента, как сангвиник. Они активны, возбудимы, часто могут быть лидерами в своих коллективах. Данные качества также говорят о том, что люди – сангвиники часто могут быть зачинщиками конфликтов. Лишь 15% учащихся класса являются флегматиками (они малоэмоциональны, невозмутимы и спокойны, практически никогда не вступают в конфликты) и 5 % меланхоликами (очень чувствительны, обидчивы и мнительны, все обиды носят в себе, поэтому никогда сами не вступают в конфликты).

Вторая методика нашего исследования - диагностика межличностных отношений Т. Лири, изучающая взаимоотношения в малых группах. Данная методика позволяет распределить учащихся по восьми типам отношений:

  • авторитарный;

  • эгоистичный;

  • агрессивный;

  • подчиняемый;

  • дружелюбный;

  • подозрительный;

  • альтруистический;

  • зависимый.

На рисунке 2 показано распределение участников исследования по типу отношений в классе.

Рис. 2. Распределение участников по типу отношений в классе

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что причиной конфликтов может служить тип отношений в классе. Большинство участников (50 %) имеют агрессивный тип отношений, который характеризуется жестокостью и враждебностью по отношению к своим одноклассникам. Также таким людям свойственно упрямство, прямолинейность. 25% исследуемых нами учеников имеют эгоистичный тип отношений, т. е. им характерна склонность к соперничеству, ориентация на самого себя и т.д. 14% учеников – подростков имеют подозрительный тип отношений. Они злопамятные, часто всем недовольны, критичны. Остальные типы отношений выражены в незначительной степени (дружелюбный, альтруистический, зависимый, подчиняемый тип темперамента имеют лишь 2% учащихся, авторитарный тип отношений не выражен).

И заключительной методикой нашего исследования стала методика «Q-сортировка» X. Зален и Д. Шток. Её цель - определение тенденций поведения человека в реальной группе. С помощью данной методики можно определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе:

  • зависимость;

  • независимость;

  • общительность;

  • необщительность;

  • принятие "борьбы";

  • "избегание борьбы" [1 ,с 65 - 69].

На рисунке 3 показано распределение участников исследования по тенденциям поведения в реальной группе.

Рис.3. Распределение участников исследования по тенденциям поведения в реальной группе

По результатам данной методики мы видим, что большая часть класса (60%) имеют

такую тенденцию поведения в реальной группе, как принятие борьбы. Таким людям свойственно активное участие в групповой жизни, они готовы к соперничеству на пути к цели. 30% испытуемых свойственна такая тенденция общения, как общительность (так как наша исследуемая группа это подростки, у которой ведущей деятельностью является - общение). 9 % испытуемых – независимые. И лишь 1% предпочитают избегание борьбы. Необщительность не выражена.

Таким образом, можно сделать вывод, что из-за того, что большинству подростков свойственна такая тенденция общения, как принятие борьбы, ученики с лёгкостью идут на «борьбу» и конфликты.

Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать нам выводо том, что в подростковом возрасте ярко выражена конфликтность, причинами которой служат многочисленные факторы, как окружающей среды, так и психологического и физиологического развития. Важно знать особенности этого возрастного периода, а так же все возможные причины конфликтности для того, чтобы делать всё возможное для избегания как можно большего количества конфликтов.

Литература

1.Карелина А.А. Психологические тесты. – М., 2006. – Т.2. 134 с.

2.Курочкина, И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. 229 с.

3. Леонов Н. И. Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 232 с.

4. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе / М. М. Рыбакова. Москва: Просвещение, 1991. 128 с.

Просмотров работы: 744