ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАТАПТАЦИИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАТАПТАЦИИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наше общество является сложной структурой, элементы которой тесно связаны между собой. Каждый новый элемент привносит что-то свое. Так, люди являются одной из важнейших совокупностей элементов, поддерживающих жизнедеятельность и функционирование общества. Но для осуществления этих целей человеку необходимо пройти процесс социализации.

Социализация – это процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль. Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие собственного Я [1].

Социально здоровая личность способна не только успешно адаптироваться к своей среде, но и активно влиять на нее, перестраивая свое окружение в соответствии со своими убеждениями, принципами и ценностными ориентациями.

Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут возникнуть различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, то есть неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами. Скажем, инфантильность, социальная незрелость, возникающие в результате "тепличных условий" воспитания, преднамеренного ограждения подростка, юноши от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению каких-либо жизненных целей и т.д. Либо социальная дезадаптация, проявляющаяся в различных социальных отклонениях корыстного, агрессивного, социально-пассивного типа как на докриминогенном уровне, когда происходят нарушения норм морали, так и на криминогенном уровне, выражающемся в преступных, уголовно-наказуемых действиях.

По-видимому, необходимо различать нарушения социализации, при которых социальная дезадаптация, неадекватность поведения не носят асоциального и тем более противоправного характера, и нарушения социализации, при которых носит антиобщественный характер, противоречащий нормам морали и права, когда правомерно говорить о процессе десоциализации. Десоциализация возникает при отчуждении индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права. Формирование личности в данном случае идет под влиянием различных асоциальных либо преступных субкультур с собственными групповыми, корпоративными нормами и ценностями, носящими антиобщественный характер. По сути дела, дезадаптация — это не что иное как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоправный характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности [2, c.66].

Нарушение социальной адаптации – это процесс, который никогда не возникает спонтанно, случайно и без видимых на то причин, и не является врожденным. Формированию этого сложного механизма может предшествовать целый ряд, зачастую скрывающихся, различных психологически-отрицательных факторов, например, социальных, социально-экономических или сугубо психологических, возрастных.

В настоящее время наиболее актуальными факторами развития дезадаптации специалисты называют социальными. К в основном к ним относят: ошибки в воспитании, развод родителей, неполный состав семьи (часто приводит к усилению комплекса ущербности, неполноценности, депрессиям, озлобленности, преждевременному «взрослению» — принятию ролей кормильцев семей, защитников и т. д.), негативное отношение внутри семьи, а также недопонимание между ребенком и родителями, конфликты со сверстниками, неблагополучное включение в новую социальную группу, различные травмы психики в раннем возрасте и д.р.

Что касается сугубо биологических причин, то они не так часто становятся фактором развития дезадаптации сами по себе. К ним относят различные врожденные патологии, травмы, последствия вирусных и инфекционных заболеваний с повреждением центральной нервной системы, которые затронули функции эмоционально-волевой сферы. Такие индивидуумы более склонны к различного рода девиантному поведению, им сложно идти на контакт с окружающими, они агрессивны и раздражительны. Ситуация может усугубиться, если такой ребенок растет и воспитывается в неполноценной или неблагополучной семье.

К психологическим факторам, которые служат основанием для дезадаптации, можно отнести: 1) специфику формирования нервной системы и некоторые черты личности, являющиеся результатом неправильного социального и культурного воспитания; 2) накопление индивидом отрицательного прошлого опыта, подавляющего в настоящем уверенность в себе и многие волевые компоненты, а также пережитый психосоциальный стресс. Все это выражается в постепенном формировании «аномальных» черт и возникновении девиаций, таких как агрессивное поведение, замкнутость, неуравновешенность [3].

Состояние дезадаптированности может сопровождаться отклонениями в поведении личности; тогда возникают конфликты, не имеющие явной причины, неадекватные реакции, отказ от выполнения социокультурных норм, по отношению к которым ранее не возникало противодействия. Такое ненормативное поведение называют отклоняющимся, или девиантным (от лат. deviatio — отклонение, уклоне­ние). А. И. Ковалева дает следующее определение: «Откло­няющееся поведение — форма дезорганизации поведения индивида или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества» (Ковалева А. И., 1996).

Таким образом, термином “девиантное поведение” обозначается отклонение от нормы, связанное с антисоциальным и асоциальным поведением. Подобное поведение регу­лируется системой норм, не принятой данной группой, и нередко возникает в подрост­ковом возрасте, поддерживая намерение исследовать, изучать, экспериментировать, выявлять свои потенциальные возможности. «Положительная девиация» взаимосвязана с творческими способностями и стремлением к их реализации, нередко связана с одаренностью. «Отрицательная девиация» выражается в таких формах поведения, как ложь, обман, грубость, бездей­ствие, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий (у детей и подрост­ков), наркомания, алкоголизм [4].

Для предотвращения и коррекции социальной дезадаптации и, как следствия, возникновения девиаций в поведении, необходимо следовать некоторым правилам.

В детском возрасте основными направленностями коррекции социальной дезадаптации личности должны быть: развитие коммуникационных навыков, гармонизация межличностного общения в семье и в коллективах сверстников, корректировка некоторых свойств личности, препятствующих общению или трансформация проявлений свойств таким образом, чтобы в дальнейшем они не могли негативно воздействовать на коммуникационную сферу, корректировка самооценки детей для приближения ее к нормальной.

В настоящее время особой популярностью в коррекции социальной дезадаптации пользуются тренинги: психотехнические игры, направленные на развитие различных функций психики, которые связаны с трансформациями в сознании, на формирование и закрепление нужных социальных и культурных норм и социально-психологических ролей.

Профилактика предотвращения социальной дезадаптации – это научно обусловленные и своевременные действия, которые направлены на предупреждение потенциальных физических, социокультурных, психологических столкновений у отдельных субъектов, принадлежащих группе рисков, сохранение и предохранение здоровья людей, поддержку в достижении целей, раскрытие внутреннего потенциала.

Существует первичная, вторичная и третичная профилактика. Первичная – характеризуется направленностью на предотвращение возникновения проблемных ситуаций, на ликвидацию негативных факторов и неблагоприятных условий, которые вызывают определенные явления, а также на увеличение устойчивости индивида к воздействию таких факторов. Вторичная – призвана распознавать ранние проявления дезадаптивного поведения индивидов (существуют определенные критерии социальной дезадаптации, способствующие раннему выявлению), его симптомов и уменьшать их действия. Такие профилактические мероприятия принимаются по отношению к детям из групп рисков прямо перед появлением проблем. Третичная – заключается в проведении мероприятий на стадии уже появившейся болезни. Т.е. данные меры принимаются для ликвидации уже возникшей проблемы, однако наряду с этим, они также направлены и на предупреждение возникновения новых [5].

Основной целью социальной профилактической работы должна служить психологическая адаптация и ее конечный исход – преодоление проблем социализации, успешное вхождение в социальный коллектив, возникновение ощущения уверенности во взаимоотношениях с членами коллективной группы и удовлетворенность собственным положением в такой системе отношений. Таким образом, любая профилактическая деятельность должна быть целеустремленна на личность как субъекта социальной адаптации и заключаться в увеличении его адаптивного потенциала, на среду и на условия наилучшего взаимодействия.

Литература

  1. Портал о психологии Psycholohy.ru. / Сайт. [Электронный ресурс] URL:

http://psychologyc.ru/narusheniya-sotsializatsii . Режим доступа свободный (дата обращения 23.12.2016)

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с. / Педагогическая библиотека / Сайт. [Электронный ресурс]. URL:

http://pedlib.ru/Books/2/0186/2_0186-66.shtml#book_page_top. — с. 66. Режим доступа свободный (дата обращения 23.12.2016)

  1. П. Павлов. Дезадаптация в социуме / Интернет-журнал о психиатрии и психологии. / Сайт. [Электронный ресурс] URL:

http://psytheater.com/dezadaptaciya-v-sociume.html#prichiny-dezadaptatsii-v-sotsiume. Режим доступа свободный (дата обращения 23.12.2016)

  1. В. Н. Дружинина. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. — 2001/ Нарушения процесса адаптации / Библиотека ЛИТРЕС / Сайт. [Электронный ресурс].URL:

http://www.bibliotekar.ru/psihologia-2/59.htm. Режим доступа свободный (дата обращения 23.12.2016)

  1. ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ / Сайт. [Электронный ресурс]. URL:

http://psihomed.com/sotsialnaya-dezadaptatsiya. Режим доступа свободный (дата обращения 23.12.2016)

Просмотров работы: 441