ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ, ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ, ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема проявления отрицательных эмоций у подростков является актуальной, в связи с тем, что период пубертатного развития считается самым трудным с физиологической и психологической точки зрения. В современном социокультурном пространстве существует большая потребность в преодолении негативных состояний детей от 11 до 15 лет. Одним из эффективных методов их предотвращения является арт-терапия, которая позволяет раскрыться ребенку, проявить его скрытые эмоции и переживания.

Существует множество видов негативных состояний: агрессия, обида, злоба, страх, зависть, беспокойство, раздражение и многие другие. В связи с тем, что ежегодно уровень подростковой агрессии растет, за основу исследования было взято данное негативное состояние.

Для начала нужно определить понятия «агрессия» и «агрессивность». Слово «агрессия»(aggression)происходит от слова adgradi, которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э. Фромм)[1].

В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М.Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др.

Агрессия - это форма девиантного поведения, которая выражается в проявлении агрессивности с определенным постоянством в различных ситуациях и деструктивными действиями, цель которых – нанесение вреда или оскорбления окружающих [2].

По мнению Семенюка Л.М. агрессией называется разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения [3].

Данное негативное проявление может возникнуть вследствие попадания подростка в плохие компании, зависимости от социальных сетей и жестоких компьютерных игр. Помимо этого, причинами подростковой агрессии могут стать нарастающие конфликты внутри его семьи и многое другое. Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых.

Становясь агрессивными, подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей.

Агрессия в подростковом возрасте может проявляться в четырех основных направлениях:

Физическая (Это активные, деятельные и целеустремленные подростки, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.

Вербальная (детей отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения)

Косвенная (дети с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих)

Негативизм.(Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста.)

Агрессивные подростки - это наиболее тяжелая для работы группа. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с ними. В связи с тем, что чаще всего подросток не хочет раскрывать себя чужим людям, порой очень трудно понять его скрытые проблемы и чувства. На помощь приходит арт-терапия, которая дает возможность перенести внутренние переживания, отрицательные эмоции на бумагу. Чувства и эмоции подростков нередко находят выражение с помощью используемых символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Именно через творческую деятельность можно добиться развивающего и коррекционного эффекта в работе с агрессивными подростками.

Для изучения преодоления негативных состояний подростков, из всего многообразия видов арт-терапии, было выбрано направление изо-терапии.

Изо-терапия является интересным направлением, так как дает возможность рисовать не только кистями, карандашами или фломастерами, но также использовать подручные материалы: собственные пальцы рук, ладони, губки, зубные щетки, природные материалы и многое другое. Важно, чтобы подросток постарался максимально выплеснуть весь свой накопленный негатив и постараться таким образом отпустить и переработать его или научиться проще относится к создавшейся ситуации.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Возможно даже использование различны рамочек, печатей, трафаретов, штампов, палочек, трубочек и так далее. Художественное творчество оказывает расслабляющее и положительное влияние на психологическое состояние подростков. Порождает их эмоциональные отклики на те предметы, которые они используют в своей работе. Главное дать возможность подростку самому выбрать, каким способом и методом он будет рисовать. Таким образом, повысится ценность данной работы и даст возможность подростку раскрепоститься.

Негативные эмоциональные проявления подростков являются большой проблемой в современном социокультурном пространстве. Важным является своевременное предотвращение подобного поведения, используя комплексные методы работы в направлении арт-терапии.

Литература

1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов / Г.Э. Бреслав. СПб. Речь.,2002. 97 с.

2. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики / И.Д. Егорычева. Мир психологии.,1997. 277 с.

3. Шульга Т.И. Подросток в кризисной ситуации /Т.И. Шульга. М: Чистые пруды.,2009. 32 с.

Просмотров работы: 643