Проблема раннего выявления и развития будущих лидеров на протяжении нескольких десятилетий активно изучается в педагогике и психологии. Такие исследователи, как Р.С. Немов и А.Г. Кирпичник отмечают значимость личных взаимоотношений в младшем школьном возрасте, поскольку именно они определяют дальнейшую успешность ребенка в детском, а затем и взрослом коллективе.
Особого внимания в вопросе формирования лидера заслуживает младший школьный возраст. Интерес к данному возрастному этапу объясняется тем, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий. Активно развиваются такие личностные особенности, как организованность, позитивная мотивация, целеустремленность, предприимчивость и др. Также формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в различных ситуациях.
В коллективные отношения впервые ребенок вступает в группе детского сада, именно в период дошкольного детства начинают формироваться лидерские качества ребенка. Малыш- лидер демонстрирует более высокий уровень общей активности и заинтересованности в общении, игре, занятиях и других видах деятельности. Остальные дети принимают его как лидера, в группе постепенно выстраиваются такие отношения, в которых устанавливается зависимость ведомых от ведущего.
Младший школьный возраст - особый период, во время которого развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Итак, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:
1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний- радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;
5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются[1].
Школьники младших классов, как показано Т. Б. Пискаревой, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Лучше различаются положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. Неопознанной оказалась эмоция вины.
В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной сферы. У школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам.
Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность [2].
В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса. Вначале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие.
Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, с другой - личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении - появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства.
Согласно исследованиям Якобсон П. М., если спросить у детей: «Кто в Вашем классе лидер?», то очень часто выбирают ребенка, который всегда интересуется окружающими, стремится во всем участвовать и руководить, однако, он может не обладать особенными талантами в сфере учебы. Из этого можно сделать вывод, что лидерские качества у детей не всегда идут рука об руку с прилежанием.
Младшего школьника - лидера можно охарактеризовать по следующим признакам:
1.Принадлежность к группе: лидер- именно член группы, он «внутри», а не «над» группой.
2.Положение, которое занимает ребенок в классе: лидер пользуется авторитетом, у него высокий статус.
3.Нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы.
4.Способность лидера воздействовать на группу: влиять на поведение и сознание членов группы.
5.Источник выдвижения лидера в группе - система личных взаимоотношений, в которых проявляется лидер [3].
Какими же качествами обладает ребенок - лидер? Обобщенный результат исследования показал, что лидерство следует рассматривать в виде совокупности неповторимых черт личности: физиологических, эмоциональных, интеллектуальных. Однако, ребенок может стать лидером в классе, превосходя других, хотя бы в одном из этих качеств.
Е.И. Тихомирова характеризует ребенка-лидера со стороны подвижности лидерской позиции и выделяет ребенка со стабильной лидерской позицией и ребенка с переменной лидерской позицией. Стабильная лидерская позиция ребенка не испытывает особых влияний среды. Основной признак такой позиции - внешняя наблюдаемая активность, инициативность, способность школьника принимать решения оперативно и самостоятельно.
Переменная лидерская позиция имеет зависимость от ситуации. Такой ребенок чаще раскрывается при внешнем одобрении, ему нужна поддержка окружения, он менее, чем предыдущий тип, способен противодействовать обстоятельствам. Организация внешней среды со стороны взрослых в данном случае приобретает особое значение. Лидер с нестабильной позицией нередко критически оценивает свои возможности, что в некоторых ситуациях проявляется в его заниженной самооценке.
Рассмотренные типы лидеров отличает личная инициатива в принятии решения встать во главе других. Это дети, способные без посторонней помощи брать на себя инициативу. Характерно, что в младшей школе редко встречается личная инициатива детей и самостоятельное принятие ими решения действовать. Причин для этого несколько:
-во-первых, учащиеся начальной школы очень сильно ориентированы на мнение педагога.;
-во-вторых, опережающая инициатива педагогов, боязнь отрицательной оценки со стороны окружающих, неумение реализовать задуманное снижают личную инициативу.
Деятельность младших школьников характеризуется следующими критериями их лидерской позиции:
1.постоянно активная, самостоятельная, личностно- инициативная;
2.постоянно активная, самостоятельная, личностно - неинициативная;
3.постоянно активная, несамостоятельная, личностно - неинициативная;
4.ситуационно активная, самостоятельная, личностно- инициативная;
5.ситуационно активная, несамостоятельная, неинициативная;
6.ситуационно активная, делегируемая (несамостоятельная, неинициативная)[4].
Таким образом, дети младшего школьного возраста, обладающие лидерскими качествами самореализуются достаточно разнообразно. Это обусловлено особенностями личности самого ребенка; воспитательной средой, создаваемой в классе, в социуме,установками учителя, семьи, иными внешними обстоятельствами.
Литература
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. -127 с.
Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – с.115 – 120
Викулова, М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка / М. А. Викулова. – М.: Автореферат кандидат пед. наук, 2010. – с. 54 – 64
Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство? // Образование. 2000. - с. 89-99.