Понятие лидерства рассматривалось многими учеными с разным сторон, одно из определений лидера нам предлагает российский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии, доктор психологических наук, профессор Уманский Лев Ильич: «лидер – это член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы». Лидерство же в наиболее широком смысле – это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений [2, c. 267].
Для того, чтобы подтвердить взаимосвязь лидерских качеств личности и статусного положения в подростковой среде, было проведено диагностическое исследование при помощи следующих психодиагностических методик: «Социометрическое измерения» Дж. Морено, целью которой является измерение степени сплоченности в группе, выявление соотносительного авторитета членов группы, обнаружение внутригрупповых сплоченных образований, «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, с помощью которой возможно выявить коэфициент присутствия лидерских качеств, «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, изучающая взаимоотношения в малой группе и методика «КОС» В.В. Синявского и В.А. Федорошиа, направленная на выявление коммуникативных и организаторский особенностей подростков.
На примере результатов данных методик, мы можем смело говорить о том, что лидерские качества личности имеют взаимосвязь со статусным положением подростка в школьной среде. Результаты проведенных методик изображены на диаграммах (рис.1-4).
Рис. 1. Социометрический статус
Рис. 2. Уровень выраженности лидерских способностей
Рис. 1. Типы межличностных отношений
Рис. 4. Степень коммуникативных и организаторских умений
Итак, по результатам методик, подросток, получивший социометрический статус «Звезда» по диагностике лидерских способностей имеет сильно выраженные качества лидера. У кого социометрический статус оказался «изолированный» лидерские качества были выражены крайне слабо.
Для подтверждения полученных результатов была проведена дополнительная методика Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» по результатам которой было замечено, что изолированными подростками в группе становятся те дети, у которых преобладающий тип межличностных взаимоотношений либо «агрессивный», либо «подозрительный», что свидетельствует о низком уровне проявления лидерских качеств. А у подростка из категории «Звезда» преобладает тип межличностных отношений «дружелюбный», в следствии чего лидерские качества у ученика находятся на высоком уровне.
В данном возрасте более интенсивно происходит развитие общения детей со сверстниками, и именно поэтому возникает потребность завоевать их авторитет и уважение [5, c.146]. При благоприятных отношениях в малых группах существенно повышается уровень личностного развития ребенка, в следствии этого дети способны влиять на своих сверстников, приобретать более важное значение, чем остальные, тем самым становясь лидером, при отсутствии же искренних взаимоотношений появляются препятствия на пути личностного самосовершенствования. Поэтому в наших силах помогать детям, воспитывая их в атмосфере доверия и открытости, не допуская негативных ситуаций, помогать им справляться со всеми трудностями, только тогда мы сможем видеть сильных, ответственных и смелых людей за которыми стоит наше будущее.
Литература
Абрамова Г.С. Общая психология: учебник для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2012. - 495 с.
Божович Л. И. Психологические особенности развития личности подростка - М.: Знание, 2016. - 240 с.
Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей/И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М.: АПН СССР, 2014. – 164с.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко - Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 256 с
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологическая характеристика лидерства//. – Теоретическая психология. – 2012. – с.с.267-281.