В России за последние 6 – 7 лет, частота суицидов составила 19 – 20 случаев на 100 тысяч подростков. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч. Это выводит нашу страну на одно из первых в списке стран, где подросткам наиболее свойственно суицидальное поведение.
Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности, которая включает в себя суицидальные мысли, угрозы, высказывания, попытки.Подростковый суицид гораздо сложнее, чем может показаться на самом деле, ведь подросток, это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется «чувство взрослости», но ценностей взрослой жизни у него ещё нет. Подросток начинает конфликтовать не только с самим собой, но ещё и окружающим миром. Попытка войти во взрослый мир связана с проблемами, которые подросток не в силах решить самостоятельно, поэтому часто суицид подростка рассматривается, как неуслышанный во время крик о помощи, также это рассматривается как привлечения внимания.
Подростки более чувствительно и импульсивно реагируют на события. Из–за внушаемости подростков и высокого стремления подражанию другим, в том числе людям, лишающим себя жизни, могут создать повод для суицида.
К особенностям суицидального поведения подростков относят:
1. Недостаточно адекватную оценку подростками последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления о том, что такое смерть, и предвидения смертельного исхода.
2. Отсутствие в подростковом возрасте четких различий между истинными суицидальными намерениями и демонстративно-шантажными действиями.3. Опосредующее влияние неблагоприятной, психотравмирующей, микросоциальной среды (семьи, школы, ближайшего окружения сверстников), а не степень выраженности тех или иных психопатологических нарушений.
4. Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с некоторыми проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побегами из дома, интерната, прогулами уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родителями, мелкими правонарушениями и др.
Определить какой тип людей «суицидоопасен» невозможно, но известно, что одни подростки подвергаются большему риску совершить самоубийство из – за специфических ситуаций, в которых они оказались. В такой группе риска могут находиться:
- депрессивные подростки;
- подростки, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем;
- подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как кто-то из членов семьи совершил суицид;
- одаренные подростки;
- подростки с плохой успеваемостью в школе;
- беременные девочки;
- подростки, жертвы насилия.
Подростков, решающих покончить жизнь самоубийством можно выделить по особенностям поведения, эмоциям и повадкам.
Они склонны давать пессимистичную оценку прошлому и избирательно вспоминать неприятные события прошлого, пессимистично оценивать своё нынешнее состояние и не строят перспектив на будущее.
Во взаимодействии с окружающими проявляют нелюдимость, избегают контактов с ними, ищут сочувствия среди собеседников, капризничают.Для них характерны:слезливость, расширение зрачков, сухость во рту, повышенное артериальное давление, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница, повышенная сонливость, нарушение ритма сна, отсутствие чувства сна, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость), нарушение менструального цикла (задержка), запоры, снижение веса тела, повышение веса тела, пища ощущается безвкусной, потеря аппетита или импульсивное переедание.
Утренняя депрессия, но повышенное эмоциональное состояние к вечеру.Для таких подростков необходимо проводить профилактику суицидального поведения. А именно снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации, уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение, формирование адекватного отношения к жизни и смерти; воспитание качеств и свойств личности, в том числе воспитание стабильных ценностных ориентаций и нравственных установок, раннее выявление детей, склонных к суицидальному поведению, посещение упражнений и тренингов, направленных на формирование положительных эмоциональных - волевых качеств и стрессоустойчивости.
Литература
Адамова Л.И. Профилактика суицидального поведения. М.: Эксмо, 2009. 176с.
Мафсон Л., Моро Д., Вейссман М. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. М.: Эксмо, 2003. 320с.
Ефремов В.С. Основы суицидологии. СПб.: Издательство «Диалект», 2004.480с.