ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Суицид – это умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).Суицидальные проявления у детей и подростков отличаются от суицидального поведения у взрослых. Как известно, суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических болезней и болезней сердца).

В России за последние 6 – 7 лет, частота суицидов составила 19 – 20 случаев на 100 тысяч подростков. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч. Это выводит нашу страну на одно из первых в списке стран, где подросткам наиболее свойственно суицидальное поведение.

Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности, которая включает в себя суицидальные мысли, угрозы, высказывания, попытки.Подростковый суицид гораздо сложнее, чем может показаться на самом деле, ведь подросток, это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется «чувство взрослости», но ценностей взрослой жизни у него ещё нет. Подросток начинает конфликтовать не только с самим собой, но ещё и окружающим миром. Попытка войти во взрослый мир связана с проблемами, которые подросток не в силах решить самостоятельно, поэтому часто суицид подростка рассматривается, как неуслышанный во время крик о помощи, также это рассматривается как привлечения внимания.

Подростки более чувствительно и импульсивно реагируют на события. Из–за внушаемости подростков и высокого стремления подражанию другим, в том числе людям, лишающим себя жизни, могут создать повод для суицида.

К особенностям суицидального поведения подростков относят:

1. Недостаточно адекватную оценку подростками последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления о том, что такое смерть, и предвидения смертельного исхода.

2. Отсутствие в подростковом возрасте четких различий между истинными суицидальными намерениями и демонстра­тивно-шантажными действиями.3. Опосредующее влияние неблагоприятной, психотравмирующей, микросоциальной среды (семьи, школы, бли­жайшего окружения сверстников), а не степень выражен­ности тех или иных психопатологических нарушений.

4. Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных по­пыток с некоторыми проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побегами из дома, интерната, прогула­ми уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родите­лями, мелкими правонарушениями и др.

Определить какой тип людей «суицидоопасен» невозможно, но известно, что одни подростки подвергаются большему риску совершить самоубийство из – за специфических ситуаций, в которых они оказались. В такой группе риска могут находиться:

- депрессивные подростки;

- подростки, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем;

- подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как кто-то из членов семьи совершил суицид;

- одаренные подростки;

- подростки с плохой успеваемостью в школе;

- беременные девочки;

- подростки, жертвы насилия.

Подростков, решающих покончить жизнь самоубийством можно выделить по особенностям поведения, эмоциям и повадкам.

Они склонны давать пессимистичную оценку прошлому и избирательно вспоминать неприятные события прошлого, пессимистично оценивать своё нынешнее состояние и не строят перспектив на будущее.

Во взаимодействии с окружающими проявляют нелюдимость, избегают контактов с ними, ищут сочувствия среди собеседников, капризничают.Для них характерны:слезливость, расширение зрачков, сухость во рту, повышенное артериальное давление, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница, повышенная сонливость, нарушение ритма сна, отсутствие чувства сна, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость), нарушение менструального цикла (задержка), запоры, снижение веса тела, повышение веса тела, пища ощущается безвкусной, потеря аппетита или импульсивное переедание.

Утренняя депрессия, но повышенное эмоциональное состояние к вечеру.Для таких подростков необходимо проводить профилактику суицидального поведения. А именно снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации, уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение, формирование адекватного отношения к жизни и смерти; воспитание качеств и свойств личности, в том числе воспитание стабильных ценностных ориентаций и нравственных установок, раннее выявление детей, склонных к суицидальному поведению, посещение упражнений и тренингов, направленных на формирование положительных эмоциональных - волевых качеств и стрессоустойчивости.

Литература

  1. Адамова Л.И. Профилактика суицидального поведения. М.: Эксмо, 2009. 176с.

  2. Мафсон Л., Моро Д., Вейссман М. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. М.: Эксмо, 2003. 320с.

  3. Ефремов В.С. Основы суицидологии. СПб.: Издательство «Диалект», 2004.480с.

Просмотров работы: 628