Сложность процесса адаптации к учебно-профессиональной деятельности требует обращения к системному подходу как общенаучному уровню методологии. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов на выявление многообразных типов связей сложного объекта [1, с.17]. Анализируя научно-методическую литературу на основе системного подхода к определению профессионального образования, мы рассматриваем его как открытую систему, состоящую из взаимозависимых компонентов: целевого, содержательного, организационного, функционального, нормативного. Цель данной системы – создание благоприятных условий для адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности. Научная и практическая актуальность проблемы адаптации заключается в том, что современное образование заинтересовано сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение. Исследования и поиск социально-педагогических и психологических требований и свойств адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности позволяют нам сделать следующие выводы:
– структура адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности включает три связанных фактора: адаптивная потребность, адаптивная ситуация и адаптированность;
– динамика адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности последовательна, так как развитие идет по нарастающей от интуитивного уровня к творческому;
– адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности обеспечивает адекватное взаимодействие объекта с социальной средой, формирование новых качеств личности, профессиональную идентификацию, также, предполагает формирование нового социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций профессиональной деятельности.
Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности – начальный этап реального процесса социального, профессионального, психофизиологического врастания будущего специалиста в трудовую деятельность, где он получает возможность самореализации [2,с. 27]. Процесс адаптации студентов ссуза к учебно-профессиональной деятельности, таким образом, выступает как диалектическое единство противоположных сторон: приспособление индивида к среде и активного изменения данной среды. Причем обе стороны не существуют друг без друга и служат в совокупности выражением единого процесса освоения человеком окружающей его адаптируемой среды. Следовательно, процесс адаптации происходит в деятельности индивида как специфическое социально-психологическое состояние личности. С другой стороны, выделенные особенности актуализируют проблемы профессиональной подготовки, дают образцы деятельности в различных ситуациях, позволяют обобщать опыт ситуативного взаимодействия, опосредованно влиять на систему межличностных отношений. Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности в условиях ссуза, прежде всего, зависит от организации процесса обучения, который необходимо проектировать таким образом, чтобы условия обучения студента требовали от него совокупности самостоятельных действий, в определенной мере моделирующих будущую профессиональную деятельность. Это будет способствовать формированию самостоятельности как черты личности студента и усвоению необходимого объема умений, знаний, навыков. Для разработки принципов адаптации необходимы критерии определения ее структуры. Наиболее подходящей является структура, основанная на выделении основных компонентов процесса адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности: цель – содержание – организационные формы – результат [3,с.71]. Выделение структурных компонентов позволяет в данной системе выделить блоки: целевой, содержательный, организационный, функциональный, результативный. Под целью профессионального образования принято понимать сознательно определённый ожидаемый результат, который необходимо достичь. В качестве цели процесса высшего профессионального образования мы определяем адаптацию студентов к учебно-профессиональной деятельности. Исходя из выявленных компонентов процесса адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности, необходимо реализовать следующие задачи: формирование положительной мотивации учебно-профессиональной деятельности (мотивационный компонент), оптимизация управления и самоуправления учебно-профессиональной деятельностью (содержательно-технологический компонент), развитие личностных качеств студентов (личностный компонент). Соотнеся личностный потенциал студента с формами организации учебно-профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что адаптация студентов будет эффективна при реализации комплекса педагогических условий: актуализация профессионально-познавательного интереса студентов ссуза; учебно-методическое сопровождение процесса активизации самостоятельной работы студентов; проектирование индивидуальных программ саморазвития профессионально важных качеств. Необходимость выделения первого педагогического условия обусловлена личностным подходом к образованию, который предполагает право каждой личности на самоопределение, саморазвитие в соответствии с собственными интересами, одновременное рассмотрение личности как субъекта и объекта образовательного процесса. Актуализация профессионально-познавательного интереса должна способствовать адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности (Г.Н. Александров, Р.Ш. Ахтямова, Б.А. Бенедиктов, Д.Б. Богоявленская, М.И. Дьяченко, Н.М. Коряк, Г.И. Щукина). Выбор второго педагогического условия обусловлено стратегическим направлением модернизации образования через оптимизацию системы управления учебно-профессиональной деятельностью студентов, а также процессами воспитания самостоятельности, ответственности и развития творческих способностей будущих специалистов в рамках организационной структуры профессионального образования. На активизацию самостоятельной работы студентов в системе профессионального образования оказывают влияние: качественное планирование и организация проведения самостоятельной работы студентов; целенаправленная их подготовка к самостоятельной работе; учет личностно-временных аспектов самоорганизации деятельности студентов в ходе педагогического проектирования самостоятельной работы; разработка и применение специальных техно- логий самостоятельной работы студентов; наличие дидактических материалов для индивидуализированного управления познавательной деятельностью обучающихся в ходе самостоятельной работы; использование студентами современных технических средств обучения и средств новых информационных технологий. Под активизацией самостоятельной работы студентов мы понимаем целенаправленную совместную деятельность преподавателей и студентов, предполагающую совершенствование содержания, форм, методов, приемов познавательной деятельности с целью формирования положительной учебной мотивации, повышения профессиональной компетентности будущих специалистов на основе развития таких личностных качеств студентов, как активность, творчество, самостоятельность, рефлексивность. Формирование самостоятельности, ответственности студентов в учебно-профессиональной деятельности исторически и логически связано с реализацией их творческих возможностей (В.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, К.К. Платонов, Д.В. Эльконин и др.). Выбор третьего педагогического условия-проектирования индивидуальных программ саморазвития профессионально важных качеств обусловлен тем, что адаптация предполагает использование человеком тех своих благоприятных природных качеств, которые способствуют успеху в деятельности. Педагогическое проектирование используется при разработке программ саморазвития профессионально важных качеств студентов, которые влияют на эффективность труда, являются предпосылкой и результатом профессиональной деятельности, совершенствуются в ней. Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности способствует формированию положительной мотивации учения, профессиональной компетентности и важнейших личностных качеств: самостоятельности, познавательной и творческой активности и ответственности.
Литература
1. Богоявленский Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 2010.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2001.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2004.