При формировании имиджа нужно учитывать два аспекта имиджа: внешний и внутренний. Внешний аспект включает в себя: внешний вид, манера поведения, голос и речь, внутренний – собственное обаяние, миссия и заинтересованность в общении. Американские ученые провели исследование, по результатам которого узнали, какими качества должен иметь идеальный телеведущий. Самым главным зрители считают голос ведущего и манеру говорить, ведь на экране добиться высот сможет только тот, кто на высоком уровне владеет культурой речи. Второе место в ходе исследования занял журналистский профессионализм, складывающийся из любознательности, эрудиции, умения общаться и слушать, уверенности в себе и искренности. Конечно же, немаловажную роль играет личная привлекательность: ухоженность, здоровый внешний вид, правильные черты лица и прочее. Показатели той или иной передачи зависят от того, как говорит ведущий, следовательно, это тяжкий труд – найти компетентного ведущего, который будет не похож на тысячи других.
Имидж — искусственный образ, который формируется в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Речевым имиджем принято называть мнение, формирующееся о личности на основе того, как человек ведет себя, что и в какой манере говорит, что недоговаривает. Это своеобразная визитная карточка, которая нередко ценится гораздо больше, чем дорогой костюм или шикарная машина. В настоящее время практически каждый человек трепетно заботится о своем имидже, а в особенности публичные люди, ведь мнение окружения складывается из того, как он себя ведет и что говорит, и это в огромной степени влияет на его карьеру. Имидж помогает сформировать стереотипный образ о данной личности. Благодаря нашей речи собеседник может определить профессиональная деятельность, образ жизни и интересы, уровень культуры и социального статуса, женственность и мужественность, покорность и властность. Узнав все выше перечисленное, собеседник начинает понимать, как он должен вести себя с тем или иным человеком.
Речевой имидж - это система характерных для определенного человека речевых рефлексов, которые помогают или препятствуют достижению положительных целей общения. Подобными целями общения могут быть следующие: 1) сообщение адресату о каком-либо событии, явлении, предмете, лице, идее; 2) влияние на адресата для того, чтобы скорректировать его точку(и) зрения либо поведения; 3) демонстрация эмоции вместо сообщения.
Речевым имиджем также считается особенное речевое поведение личности, сформировавшееся под влиянием общества или осознанно, и отвечает фундаментальным основам речевого имиджа. В связи с этим структура речевого имиджа включает в себя: а) элементы структуры языковой личности; б) аутентичные элементы. Наблюдения за речевым поведением показывают, что в структуру речевого имиджа включаются возрастной, социальный, культурный имидж.
Существует три проблемы формирования речевого имиджа: лингвистический, экстралингвистический (внеязыковой) и педагогический аспекты. 1) Лингвистический аспект - речевой имидж, который включает в себя речевые средства эффективного взаимодействия людей в какой-либо ситуации (средства риторики), а еще конвенциональные (договорные) социально обусловленные средства общения (речевой этикет). Эти два типа средств составляют основу речевого имиджа персоны. Речевой этикет нашими соотечественниками традиционно разбирался в качестве независимой дисциплины этико-педагогического характера, которая содержит советы о речевом поведении в определенных обычных жизненных ситуациях, предположим, "этап прощания": «до встречи, прощай»; благодарности: «благодарю вас, очень вам признателен».
В обычаях некоторых стран Европы и США регламентировать речевое поведение. Для этого есть необходимые речевые формулы обращения: официального и неофициального приветствия, обязательные стратегии ведения этикетного диалога, речевые формулы выражения согласия или несогласия, удовольствия или неудовольствия. Также можно встретиться с запретами на некоторые фразы, темы, слова и даже, запрет бывает на определенную интонацию и тембр голоса. Это значит, что существует не только национальная специфика речевого общения в форме этикета, но и национальная специфика, которая заключается в самом отношении к речевому этикету того или иного народа. При формировании речевого имиджа эти два нюанса соединяются и формируют речевой имидж персоны, индивидуума. При этом необходимо учитывать: а) реальный адресат высказывания (текста); б) цель воздействия на реальный адресат; в) средства, применяемые для достижения цели воздействия. К примеру, при выступлении на официальном конгрессе необходимо говорить грамотным языком и не только в своей речи, но и в своем поведении использовать как можно больше этикетных формул, ну а если представить, что в уместной ситуации прозвучит какая-нибудь шутка, которая не нарушит правил этикета, это будет только в пользу. Бывает и другая ситуация, подчеркнуть положительное отношение к социально высоким слоям общества можно, если применить какие-либо этикетные формулы для общения с людьми из других социальных слоев (студент старших курсов и школьник).
2) В экстралигвистический аспект входят мимика и жесты - одни из самых эффективных средств передачи материала. Мимика и жесты показывают настоящее настроение, и самые секретные свои мысли. Мы часто понимаем жесты и мимику человека, но чтобы знать наверняка, необходимо очень глубокое знание психики человека. Мимика и жесты являются противоположно значимыми определениями, но помимо этого они обладают сходными признаками и речевыми принципами. Сейчас мы с ними познакомимся:
- Признак образности и знаковости, которые присущи трем единицам: языковым, ментальным, и логическим. К Языковым единицам относятся слова, к ментальным - образы и представления, в логические входят понятия. Любое выражение лица или жест всегда что-то обозначает и на что-то указывает. В этом смысле гримасы и жесты представляют собой соседние явления между речью и средствами выражения искусства (театра, живописи и скульптуры). Речевые (коммуникативные) функции, в которые входят: передача информации, выражение эмоции, установка контактов. Например, слезы человека могут быть как радостью, так и печалью, огорчением. Если мы увидим, куда повернуто лицо человека в этот момент, мы поймем, что является предметом или объектом этой эмоции.
- Разделение на первичные (биологические) и вторичные (социальные).
3) Педагогический аспект - порядок "постановки" речевого имиджа и свод заданий разного характера (речевого и неречевого). Это достаточно новая "наука". Имиджмейкеры - люди, которые занимаются формированием имджа на профессиональном уровне. Речевой имидж - это вторая ступень в формировании, на первой, конечно же, стоит внешность и поведение. В систему заданий включается в первую очередь коррекция речевых фонетических ошибок, в следующую - работа по развитию речевого имиджа во всех его проявлениях и воплощениях. Для педагогов существуют такие правила как:
1. Речевой имидж персоны развивается только лишь при условии, то у учащего увенчивается общий культурный уровень. Культурные слои низшего уровня являются только игровыми и существовать отдельно не могут.
2. В развитие речевого имиджа входит переход из низких социальных слоев в более высокие, а ни в коем случае не наоборот. Человек во время формирования речевого имиджа и просто имиджа развивается не только культурно, но и социально, эмоционально. Человек растет, а расти можно только вверх.
3. Конечно же, развитие не может происходить без тренировок. Изучение фонетически верной, идеально-тонированной и интонированной речи, синтаксически динамичным типам высказывания, композиционным основам речи, тренировка дикции, мимики и жестов.
Игорь Родченко, тренер по публичным выступлениям, проводит мастер-классы и тренинги по публичным выступлениям и готовит спикеров к выступлениям. Именно классификацию типов речевого поведения Родченко мы и рассмотрим. Если мы беседуем с человеком, где бы это ни было, на конференции или на другой официальной встрече, или же за кружкой чая мы видим характеристики поведения нашего собеседника, благодаря которым мы можем оценить индивидуальность и понять тактику его поведения. Родченко на протяжении своей карьеры слушал, анализировал и изучал огромное количество публичных выступлений. После изучения он сделал вывод, что, несмотря на неповторимость и уникальность каждого человека, в их речевом поведении существуют общие качества.
Ораторов можно разделить на две большие группы: рациональные - «технари» и эмоциональные - «гуманитарии». В первый вид ораторов входят «системщики» и «мыслители», а во второй - «поэты» и «вожди». Конечно же, эти типажи в чистом виде - это редкость, поэтому определить тип помогает определить преобладание определенных черт.
1. «Системщикам» присуща очень тщательная подготовка к выступлению. Они считают самым важным точность цитат, наличие фактов, любят цифры и формулы, не считают правильным публичное выражение собственных чувств. Рассказ их часто сухой и невыразительный, шутки практически отсутствуют. Они практически не отступают от плана, который заранее составили, если что-то сбивает их с мысли, или кто-то (своим вопросом) им трудно вновь настроиться. «Системщики» идеально подходят при подготовке материала, чтения докладов, выступлениях на различных научных собраниях, но добиться сопереживания от аудитории им очень сложно.
2. К «мыслителям» относятся люди, любящие рассуждать вслух, но при этом их очень тяжело слушать, потому что в их словах отсутствуют легкость и изящество. За рождением их новых идей наблюдать очень интересно, но слушать скучно, так как им не хватает «актерской жилки». Они могут увести аудиторию вместе со своей мыслью далеко от сути разговора, а потом, через какое-то время вернуться к ней. Основываясь на известном для них материале, они могут создавать что-то новое, а если они не особо знакомы с предметом высказывания, они становятся выдающимися демагогами (те, кто вводят аудиторию в заблуждение и переводят на свою сторону). Выступающие, владеющие этим типом, не всегда волнуются о том впечатлении, которое они могут произвести на аудиторию: могут заснуть руки в карманы, говорить тихо или наоборот громко, забывая о других. Часто демонстрируют различные наглядные материалы, чертят графики и диаграммы. «Мыслителям» лучше даются речи совещательного типа, чем работа с ограниченным временем.
3. «Поэты» отличаются богатым словарным запасом и развитым чувством языка. Они умеют распоряжаться метафорами, красивыми эпитетами, гиперболами и многими другими украшениями русского языка. Им сложно работать в конкретных рамках плана и обрабатывать информацию, если это необходимо. «Поэты» прекрасно описывают чувства, предметы, события и других людей. Если к такому оратору прибавить приятный голос, красивую внешность, воспитание и изящные манеры, слушать такого оратора будет одно удовольствие, но это явление не частое.
4. К «Вождям» относятся ораторы, которые могут вдохновить и стимулировать людей. У них невероятное количество энергии, силы и воли, широкий жест, крепость голоса и блеск в глазах. Выступление их содержит в себе как и подкрепленную аргументацию, так и интересные жизненный примеры. Их речь держит зал все выступление. У них есть интерактив с залом, они часто задают вопросы и им интересны ответы их публики. Но бывает такое, что если их не цепляет то, о чем они рассказывают, тогда они теряют всю силу и могущество.
© Рубинштейн М., 2016