В настоящее время трэвел-программа как одно из ярких проявлений трэвел-журналистики представляет совокупность жанров. Исторически географические передачи были связаны с документальными научными фильмами, путевыми очерками и образовательными фильмами-лекциями. Как современный телевизионный жанр они сочетают элементы документального фильма, образовательной программы, развлекательного ток-шоу с участием ведущего, реалити-шоу, сериала и рекламного ролика. Ведущий трэвел-программы путешествует вместе со зрителем по новым местам. Чаще всего важную роль играют творческие способности ведущего, он является своего рода проводником положительного настроя, отвечает за аудиовизуальное удовольствие от программы. В трэвел-программах есть две тенденции: во-первых, выбор определенного контента и подборка формата программы; во-вторых, перефокусировка внимания с местного населения на ведущих, часто знаменитостей – актеров, шоуменов, политических деятелей, бизнесменов.
Трэвел-программы аудиовизуально передают культурные и национальные различия, предлагают и поддерживают готовые социокультурные конструкты. В зависимости от типа контакта с местным населением, от драматургии повествования и характера передаваемой информации формат передачи может колебаться от авторской зарисовки-монолога до трэвел-викторины или игры. Программы о путешествиях включают разные элементы телевизионных жанров, обычно один жанр всё же доминирует. Программы могут носить документальный, развлекательный или потребительский характер в зависимости от коммуникативных намерений автора: обучить, развлечь или помочь.
В документальном режиме ведущий ведет диалог с телезрителями как с познающим субъектом. В приоритете программы познавательная информация, то есть стремление просвещать зрителя. Чаще всего в программах делается акцент на географических, исторических фактах. Важны действующие лица – местные жители, эксперты. Изображается при этом развлечение обывателя. Важное место в таких программах занимает юмор как один из способов расстановки акцентов и просто поддержания настроения в кадре. Коммуникативное намерение программы – вдохновить телезрителя на путешествие, т.е. развлечь и дать прикладную информацию о месте назначения. Таким образом, потребительский режим трэвел-программ делает из зрителя потребителя туристических услуг.
Чаще всего при анализе того, как национальные СМИ изображают иностранцев и иностранные культуры, исследователи анализируют содержание международных колонок в газетах или мировые новости на телевидении. Распространенность и доминирование определенных журналистских жанров на телевидении зависит от их популярности на развлекательном рынке. С падением интереса зрителей к серьезным международным новостям многие СМИ, например, американские издания, вынуждены были убрать традиционные зарубежные колонки из своих страниц и сократить число специальных корреспондентов [4]. В настоящее время для традиционных средств массовой информации мировые новости (за исключением войн или стихийных бедствий) не представляют былого интереса. Однако демонстрирование образа «других» выходит за рамки традиционных новостных программ и материалов. Так современные фильмы, сериалы, реалити-шоу провоцируют возрастание популярности определенных направлений в туризме, представляют страны и географические локации в положительном/отрицательном свете на международной арене.
Элфрид Фюрзих заметила, что, медиапрезентация «других», т.е. иностранных культур, оказывает решающее воздействие в эру глобализации. Роль журналиста-путешественника состоит в трансформации опыта «других»: в обнаружении «нового» в какой-либо стране или культуре и соотнесении этого «нового» с уже имеющимся у аудитории багажом знаний. Карла Сантос отмечает, что трэвел-журналисты являются «социокультурными декодерами», которые преобразуют информацию из одного культурного контекста в другой [5]. Для современных трэвел-программ характерен принцип мозаичности: выпуск смонтирован из нескольких сюжетов-путешествий по 10−15 минут, где планы быстро сменяют друг друга, позволяя зрителю запомнить только яркое и шокирующее. Нагнетание впечатлений создает у зрителя иллюзию, что он «человек мира», который мгновенно перемещается из одной географической точки в другую и знает все обо всех. Трэвел-журналистика оказывает воздействие на формирование у аудитории определенной картины мира и представлений о культурах, т.о., происходит стереотипизация знаний. Телетуризм – это зрелище, которое, возможно, еще более чем обычный туризм, изменяет наше мировосприятие [2].
Туризм и его стремительное развитие в конце прошлого века стал толчком для привлечения туристов и кардинально изменил международные отношения. Трэвел-журналистика во взаимосвязи со сферой туризма улучшает понимание современных СМИ, общественной, политической и культурной жизни. Туризм как сфера деятельность появился совсем недавно, но возникновение его имеет корни в далекой древности [3]. Однако глобализация, новые технологические возможности, снижение цен на экскурсионные туры позволили туризму стать формой массового развлечения в последние десятилетия. Туристические бум привлек не только рекреационных, деловых туристов, но и мигрантов и беженцев, а это значит, что потенциальные путешественники обратили внимание на СМИ. Туризм стал очень важной частью мировой экономики, благодаря которой ВВП растет в среднем на 4% в год по всему миру с 1975 г. По прогнозам исследователей, к 2030 г. количество международных туристических прибытий достигнет 1,8 млрд. человек, что в два раза больше по сравнению с данными 2010 г. (940 млн. чел.) [10].
Помимо всего, коммерческая выгода туризма как индустрии влияет на культурные и социальные процессы, что вызывает ненаучный интерес в области международной социологии и антропологии. Путешествия тесно взаимодействует с явлением глобализации, где трэвел-журналистика выступает как один из продуктов [1]. Изучение журналистики путешествий включает в себя смежные глобальные межкультурные исследования: социологии, культурологии, геологии, международных отношений и т.д.
Внедрение сети Интернет в массы повлияло на пользовательскую журналистику и образовало новый формат медиа пространств. В последнее время обычные (в том числе и профессиональные) пользователи Всемирной паутины активно существуют в онлайн-профилях и различных площадках, таких, как Youtube.com,Vimeo.com, Vkontakte.ru и др. Активные пользователи в свободном доступе, как с ПК, так и с мобильных устройств могут узнавать о туристических изменениях и прогрессов на сайтах СМИ: комментировать, создавать медиаответы (аудио, видео, фото файлы), подписки на фильмы и не только. Сообщество трэвел-журналистов разнородно. К нему можно отнести большое количество фрилансеров и блоггеров, профессиональных сообществ, таких, как Российское географическое общество, Североамериканская Ассоциация Трэвел-Журналистов или Британская Гильдия Трэвел-Райтеров.
Один из основных аспектов глобализации – добровольная и принудительная миграция людей. Путешественники с различными намерениями и целями пересекают границы географической направленности [6]. Туризм для бизнеса и удовольствия - одна из крупнейших сфер для получения прибыли. Масс-медиа отреагировали на возрастающий интерес аудитории к рекламодателей в сфере туризма, и мгновенно началось развитие медиапродуктов, связанных с путешествиями. В эпоху специализированного телевидения авторы и редакторы крупных телеканалов разрабатывают специальные трэвел-шоу; другие каналы подстраиваются под свой контент, формируя свое вещание в соответствии с направленной тематикой, заполняя определенную нишу среди кабельных каналов [8].
Список литературы
Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. - М.: Гардарика, 2008.
Баландинский Н. Географические проекты российского ТВ: кто есть кто и что есть что? // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.geografia.ru/npprogr.html (Дата обращения: 24.10.2016)
Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебник. – М, 2014.
Больц Н. Азбука медиа. М., 2011.
Показаньева Инна. Трэвел-журналистика как явление современного медиапространства // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.geografia.ru/travelj.html/ (Дата обращения: 24.10.2016)
Показаньева И.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства // Медиаконвергенция. – 2013. - № 3 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1385 / (Дата обращения: 24.10.2016)
Сайко Е. Л. Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции // Вестник Томского государственного университета. – 2011. - № 4. – С. 44-49.
Стровский Д.Л. Глобализация информационного пространства и ее влияние на журналистику // Россия и Европейский союз: стратегия взаимодействия : материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 17-19 апреля 2002 г. / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького ; Урал. межрегион. ин-т обществ. наук. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2003. — С. 186-196
Трэвел-журналистика // Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трэвел-журналистика/ (Дата обращения: 24.10.2016)
К 2030 году число международных туристов вырастет до 1,8 миллиардов // World Tourism Organization UNWTO [Электронный ресурс] Режим доступа: http://media.unwto.org/ru/press-release/2011-10-12/k-2030-godu-chislo-mezhdunarodnykh-turistov-vyrastet-do-18-milliardov/ (Дата обращения: 24.10.2016)
Научный руководитель: канд. филос. наук, доцент кафедры журналистики
Д.П. Синельников
© А.В. Махрова, 2017