Заголовок, – это текстовый знак, являющийся обязательной частью журналистского произведения и имеющий в нем фиксированное положение [6, с. 3]. Структура и семантика заголовка зависит от типа текста, который он называет [9]. Конечно, заголовок занимает сильную, если не самую сильную, позицию в структуре материала, частью которой является. В то же время, как отмечают исследователи Т. Добросклонская [3] и А. Амзин [1], заголовок одновременно предстает самостоятельным речевым элементом, который можно назвать ярлыком текста.
Интернет-СМИ за свою 20-летнюю историю не раз меняли подходы к работе с заголовками. К настоящему времени выработаны определенные требования не только к размеру заголовков, но и к их структуре для того, чтобы читатель мог сразу определить, какой материал ему предлагается: новость, анализ, обзор, репортаж или, например, интервью.
В частности, сложилось мнение, что заголовок новостной заметки не должен превышать 7-10 слов (или 90 знаков, включая пробелы), при этом он должен иметь в своей структуре глагол. А. Амзин пишет: «Почему глагол – главное в заголовке? Потому что правильный глагол гораздо четче отражает то, что происходит в новости. В русском языке у глагола есть дополнительная сила – если он стоит в прошедшем времени, то показывает род действующего лица. То есть картинка становится еще четче» [1, с.17].
Для аналитического текста важно, чтобы заголовок был информативным и четко отражал суть проблемы. В заголовке обзора важно показать, какие элементы будут рассматриваться или сравниваться. Нередко авторы в заголовке используют слово «обзор», прямо указывая читателю жанр публикации. Если это интервью, то чаще всего в заголовок выносится имя спикера и конкретная цитата из его речи, то есть он строиться по типу реплики. Заголовок для репортажа, как правило, состоит из двух частей: первая указывает на событие, вторая информирует, как оно произошло.
На заголовок в интернет-СМИ возлагается целый ряд функций, перечислим их:
- номинативная дает представление о содержании текста [2],
- рекламная зазывает читателей, экономит время посетителя ресурса,
-прагматическая отсеивает нецелевую аудиторию [5],
- игровая привлекает внимание к тексту в целом [7],
- структурная помогает структурировать материалы на сайте, выступает так называемым индексом публикации в поисковике [4].
Заголовок можно рассматривать и как визитную карточку интернет-издания. В интернет-среде любые сообщения множатся на глазах. Например, в поисковых системах «Яндекс» и Google оперативно формируется топ новостей, в результате пользователь видит целую подборку похожих заголовков. И очевидно, что именно от них зависит, какие материалы в итоге будут выбраны читателями. А значит, задача журналиста предложить такой заголовок, который будет содержать ключевые слова сообщения, информировать и одновременно интриговать.
Таким образом, борьба за читателя и есть одна из причин, по которой интернет-издания вынуждены экспериментировать и переписывать требования к заголовкам. Так, одни работают с порядком слов, кто-то накладывает табу на цифровые обозначения и другие знаки, кто-то допускает как простые, так и двусоставные заголовки, кто-то включает в его состав цитату и т.д. При этом естественно, сами факторы успешного заголовка остаются без изменений. Это удобочитаемость, привлекательность, информативность, краткость и непротиворечивость содержанию материала.
Серьезную работу с заголовками ведет информационное агентство Ura.ru, основанное в 2006 году [10]. Издание специализируется на новостях Уральского федерального округа, Пермского края и Москвы. По данным LiveInternet.ru, за месяц (с 22 сентября по 22 октября 2016 года) сайт посетили почти 3 миллиона человек, за неделю – 780 тысяч, а в сутки – более 150 тысяч [8].
Названное издание позиционирует себя как информационное агентство, которое освещает такие сферы, как политика, экономика, бизнес, общество, события в мире, происшествия, культура, спорт и наука. При этом один из акцентов делается на политических новостях.
Так, за неделю с 15 октября по 22 октября на сайте было опубликовано 772 материала. При этом в разделе о политике появилось 191 публикация (почти 25 процентов). В течение дня Ura.ru производит примерно 40 новостных заметок, из них политике, как правило, посвящено от 3 до 5 публикаций.
В выборке за неделю представлено 120 материалов о политике с простыми заголовками. Данные заголовки строятся по типу простого предложения. Такие заголовки используются чаще других (в 80 процентах случаев). При этом с прямым порядком слов можно выделить 84 заголовка. Например, «Президент Владимир Путин улетел на Гоа», «Политологи борются за внимание Кириенко» и «Украина ввела новые санкции против России».
Заметную роль играет и обратный порядок слов. В выборке представлено 26 заголовков с инверсией – например, «На выборах главы Нижневартовска появился секретный кандидат» и «Барака Обаму перед выборами предал брат».
Главная цель таких заголовков – проинформировать читателя о том, что сообщается в новостном тексте. При этом в зависимости от порядка слов расставляются смысловые акценты.
Среди простых заголовков также выявлен прецедентный текст. Прецедентный текст – общеизвестные тексты, на которые ссылаются в конкретной речевой культуре, имеет развлекательную функцию. Заголовки такого типа почти не используются в новостных заметках. Для данного жанра в приоритете стоит оперативность и понятность публикуемого материала. В указанной выборке представлен всего один материал прецедентным текстом: «ФСБ проводит «маски-шоу» в администрации челябинского города».
Двусоставные заголовки, использованные 21 раз за указанный период, дают наибольшую информацию о тексте и вносят ясность. Например, «Компромисса не будет. Япония не хочет делить с Россией Курильские острова». В данном случае мы не видим никакой интриги. В заголовке содержится суть того, о чем будет говориться в тексте. Другой пример: «Тагильский мэр ушел в отставку. Его сосед готовится возглавить округ». Здесь можно заметить сразу две новости. И они обе равноценны по значимости.
Для внесения ясности, а также для того, чтобы показать достоверность информации используется цитирование, иными словами в заголовок выносятся слова ньюсмейкера или эксперта. За неделю таких заголовков было 16: «Рассматривает различные варианты». Обама хочет ввести новые санкции против России»; «Экс-глава администрации президента: Путин бережно относится к кадрам»; «Заместитель курганского губернатора отправлен в отставку. «Уезжаю в Москву».
В ходе анализа выявлено 8 заголовков, начинающихся с вопросительного слова. Такие заголовки выполняют оценочную функцию. Они отражают мнение авторитетов по определенному новостному поводу. Например, «Почему Мутко получил повышение?» или «Санкции уже не действуют? Суркова пустили на переговоры в Берлин». При этом во втором примере обращает на себя стилистический прием – здесь содержится ярко выраженная ирония.
В ходе анализа было выявлено, что чаще всего используются заголовки с прямым и обратным порядком слов, реже используются двусоставные, совсем редко вопросительные и заголовки-цитаты. Заголовки с прецедентным текстом почти не используются. Представляется, что выбор заголовок зависит не только от конкретного события, но и от общей тематики.
Заголовки политических текстов отличаются от заголовков материалов на другие темы. В заголовках новостных заметок из рубрики «Политика» редко используются стилистические приемы, в отличие, например, от заметок из раздела «Культура». Эмоциональная окрашенность делает их смысл неоднозначным. Это может привести к непониманию читателей о смысле новости. Заголовки политических новостей имеют, как правило, нейтральный стиль подачи: автор обозначает действующее лицо и произошедшее событие.
Таким образом, как показывает данный анализ, СМИ могут по-разному работать с заголовками своих публикаций. Представляется, что это связано не только увеличением информационного потока и конкуренцией СМИ, но и с запросами читателей. Для этого необходимо дальнейшее изучение. В частности, думается, не лишним будет провести сравнительный анализ заголовков публикаций на различные темы и ответить на такие вопросы, как какие типы заголовков чаще используется в политической журналистике в отличие от, например, экономической и социальной.
Список литературы
Амзин А. Новостная интернет-журналистика [Электронный ресурс] Режим доступа :http://alex-alex.ru/nij/NIJ-2-20131006.pdf (Дата обращения: 20.10.2016).
Богданова О.Ю. Лингвостилистический анализ заголовка как элемента англоязычного текста // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. №1 2007 г., с. 116-117.
Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: (современная английская медиаречь): учеб.пособие [Текст] / Т. Г. Добросклонская. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 263 с.
Зарогоднов Д.Г. Современное состояние изучение феноменов заголовка медийного текста» // Вестник челябинского государственного университета. 2009 г., с.56-58.
Исаева А. Ю. Заголовок как важнейшая прагматическая единица газетной статьи // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 26-28.
Кожина Н. А. Заглавие художественного произведения: онтология, функции, типология // Проблемы структурной лингвистики. 1984. – М.: Наука, 1986
Сабурова Н.В. Заголовочная игра слов как смыслоформирующий механизм текста (на примере англоязычной публицистики) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2007.
Сервис статистики для сайтов. «Liveinternet» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/stat/ura.ru/ (Дата обращения: 24.10.2016).
Трубникова Ю.В. Текст и его заголовок: проблема структурного и семантического взаимодействия // Известия Алтайского государственного университета. – 2010. - № 2. – С. 121-126
Ura.ru. Российское информационное агентство // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ura.ru/ (Дата обращения: 24.10.2016)
Научный руководитель: канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры журналистики С.В. Максимова
© Е.Ю. Маркобрунова, 2017