Данная статья посвящена фотожанрам журнала «National Geographic», где основной упор делается на визуальную составляющую с помощью красочных и качественных фотографий. В практике фотожурналистики можно выделить следующие жанры: фотозаметка, фоторепортаж, фотозарисовка, фотокорреспонденция, фотоочерк.
Фотозаметка – это форма отображения фактов общественной жизни. Часто публикации этого жанра называют еще «фотофактом». Как правило, это должен быть новый, актуальный факт, найденный в современной действительности. Многие фотозаметки начинаются со слов «вчера» или «сегодня» или, например, публикуются под рубрикой «Снимок в номер», «Фото дня» или располагаются в новостных подборках вместе с текстовыми заметками. Этот жанр оперативной информации используется в периодической печати для того, чтобы показать как положительные и отрицательные стороны общественной жизни. Перед журналистами, работающими в этом жанре, ставится задача - отображать многообразие действительности, находить факты, убедительно рассказывающие о жизни народа, а также фиксирующие внимание на нерешенных вопросах[1].
Один из признаков фоторепортажа – многокадровый изобразительный ряд. Он позволяет давать наиболее полную информацию об объекте съемки. В фоторепортаже, в отличие от фотозаметки, можно выделить сюжет, который выстраивает автор, каждый снимок занимает хронологически точное место. Изобразительный ряд с текстом дает читателю возможность вслед за фотожурналистом проследить, как развивалось событие. Формы подачи фоторепортажей в газетных и журнальных изданиях разнообразны. Их расположение зависит от актуальности темы, особенностей изобразительного ряда, сочетаемости с другими материалами, оформительскими традициями периодических изданий. Главное для фоторепортера - это умение вычленить в общественной жизни событие и донести его в наглядном виде до читателя.
Фотозарисовка отличается более пристальным взглядом на окружающий мир, иногда размышлением над какой-либо ее стороной. Публикации данного жанра обращены к душевному миру человека, поэтому отличаются эмоциональным повествованием. Фотожурналист стремится вызвать у читателя тот же эффект восприятия, который ощутил сам в контакте с действительностью.
Одна из особенностей жанра фотокорреспонденции заключается в том, что она не столько сообщает о фактах общественной жизни, сколько их осмысливает, обобщает. Аналитичность – постоянное качество публикаций этого жанра. По сравнению с информационными жанрами, глубина раскрытия реалий жизни значительно возрастает. Тематика фотокорреспонденций разнообразна, отражает вопросы как внутренней, так и международной жизни. Публикации данного жанра, касаясь различных сфер социальной практики, раскрывают тенденции их развития[1].
Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, показывающий основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях, ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой[2]. Снимки в фотоочерке совсем не обязаны располагаться по временному порядку, посредством них до зрителя должна быть донесена мысль, а не сухой факт. Поэтому развитие авторской идеи – главенствующий принцип, определяющий строение фотоочерка. Обозначить своё отношение к изображаемому, чтобы оно звучало явно, – главная задача создателя такой работы.
«National Geographic» — официальное издание одного из крупнейших научных и образовательных организаций «Национального географического общества. Журнал специализируется на статьях о географии, природе, истории, науке и культуре. Материалы снабжаются большим количеством фотографий.
В 1888 году появился первый номер National Geographic Magazine, у которого насчитывалось всего 217 подписчиков. В первое время журнал представлял научное издание с минимумом фотографий. Современный вид с большим количеством иллюстраций и популярным стилем «National Geographic» приобрёл только в 1905 году. Журнал взял предоставленные двумя молодыми российскими путешественниками Цыбиковым и Норзуновым тибетские фотографии и разместил их на разворотах с небольшими комментариями. В журнале были опубликованы 11 фотографий с видами Лхасы (шесть Норзунова и пять Цыбикова). Непривычная подача интересного материала принесла неожиданный успех. Фактически эти фотографии спасли журнал от разорения и помогли ему найти свой стиль. С этого момента началась всемирная слава «National Geographic».
Журнал сотрудничает с ведущими мировыми фотографами, в штат которых попасть далеко не просто. Этим объясняется высокое качество фотографий издания и представленные разнообразные фотожанры. Зачастую журнал показывает фотографии труднодоступных мест планеты. От фотографов требуется эксклюзив.
В журнале «National Geographic» фотокорреспонденция не является преобладающим жанром, так как для данного издания недостаточно фиксации обыденных явлений, а необходима основательная творческая работа автора.
Проанализируем фоторепортажи журнала «National Geographic».
В материале «Большой барьерный риф» говорится об одном из известных мест подводного мира Земли. Фотограф демонстрирует аудитории свои снимки фауны и флоры. Автор не делится с читателями своим личным взглядом на событие, а это основное правило репортажа как жанра в журналистике. Этот материал содержит в себе элементы фоторепортажа и фотоотчета. Фотоснимки выглядят профессионально, однако лишены индивидуальности.
В фоторепортаже «Йосемитские скалолазы» фотограф вместе с альпинистами забирается на вершину и снимает этапы восхождения. Но в отличие от первого примера, в этом фоторепортаже есть авторская мысль. Он показывает, какие скалолазы свободолюбивые, их безудержное стремление покорять новые вершины, в то же время их закрытость как социальной группы. При помощи 9 фотографий автор выполняет поставленные задачи. Первые фотографии иллюстрируют недосягаемость горной вершины. Один из снимков повторяет образ главного героя из фильма «Миссия невыполнима», где Том Круз взбирался именно на эту вершину. Благодаря таким ассоциациям участники фоторепортажа кажутся нам героями из кинолент, но так как они реальные люди, мы ощущаем опасность еще больше. На других фотоснимках представлены групповые кадры ребят в условиях трудного восхождения.
Рассмотрим фотоочерк «Самый быстрый человек на земле», в котором идёт речь об одном из самых популярных мастеров по скоростному спуску с горных склонов. В фотоочерке 7 фотографий, повествующих о ярких событиях жизни героя. Большее количество снимков посвящены непосредственному спуску мастера с гор. Можно увидеть и снимки пейзажа того места, в котором герой материала проводит большую часть своей жизни, тренировку в спортзале, подготовка лыж к скоростному спуску. На наш взгляд, данный фотоочерк является портретным.
На сайте издания очень часто можно встретить фотозарисовки в рубрике «Фото дня». Например, фотозарисовка Карстен Питер «Пещера Ханг-Сондонг, Вьетнам» с описанием: «В этой части пещеры Сондонг - возможно, самом большом пещерном коридоре Земли - мог бы поместиться километровый квартал 40-этажных зданий». К фотозарисовке Сирил Руозо «Альпийские лягушки» есть следующий комментарий: «Едва выбравшись из еще покрытых льдом прудов, обитающие в Альпах на высоте 2000 метров травяные лягушки не теряют времени даром. Самцы сразу начинают ухаживать за прекрасными дамами».
Все эти снимки – классический образец фотозарисовки. В них, несомненно, преобладает художественное начало, отодвигая информационное на второй план. Каждую отдельную зарисовку, как правило, несложно преобразовать в фоторепортаж.
Таким образом, в журнале преобладают следующие жанры: фоторепортаж, фотоочерк и фотозарисовка. Они наиболее ярко и полно иллюстрируют путешествия, народы, пейзажи. Благодаря профессионалам-фотографам, качественным и уникальным снимкам «National Geographic» прославился на весь мир и стал лидером среди трэвел-изданий.
Список литературы^
Ворон Н. И.. Жанры фотожурналистики: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». - М.: Факультет журналистики. - 145 с., 2012 - перейти к содержанию учебника.
Дыко Л. Фотоочерк как жанр // Фотожурналист и время. – М., 1975. С. 202.
© Крохина К. Д., 2017