ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ НОВОСТНЫХ МАТЕРИАЛОВ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ВЕРСИИ «НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЫ» И «ГАЗЕТЫ. РУ») - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ НОВОСТНЫХ МАТЕРИАЛОВ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ВЕРСИИ «НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЫ» И «ГАЗЕТЫ. РУ»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Серьезное отношение к заголовку как к объекту лингвистического исследования возникло в 20-е – 30-е годы ХХ века. Структура заголовка начала меняться именно в это время, и уже тогда газетный заголовок подвергался исследованию с точки зрения его структуры, синтаксической природы, функционального развития, семантики, стиля [8]. В эпоху интернета сложно сказать, сохраняются ли традиции газеты, строятся ли заголовки стандартным путем [2]. Тем не менее функции заголовков остаются неизменны и по ним можно представить модель создания заголовков в современных СМИ.

По словарному определению, заголовком является «название литературного произведения, в той или иной степени раскрывающее его содержание» [1, с. 173].Однако газетный заголовок имеет свою специфику, отражающую характерные особенности газеты: ее оперативность, публицистичность, жанровую палитру. Заголовок занимает в тексте стилистически сильную позицию и выполняет в процессе создания журналистского материала несколько функций [10, с, 401]:

  1. графически-выделительную;

  2. номинативную;

  3. информативную;

  4. рекламную

Графическая функция – единственная, которая реализуется неязыковыми средствами: с помощью шрифтовых выделений, использования цвета, графических средств, приёмов вёрстки. Форма заголовка активизирует непроизвольное внимание читателя, которое не требует волевых усилий.

При первом знакомстве с заголовком, до чтения всего текста, реализуется также номинативная функция. Ее смысл в том, что заглавия называют текст, выступают в качестве его имени. При его прочтении аудитория сразу должна понимать, о какой жизненной сфере идет речь или о том, что отображает текст. Но этого недостаточно для того, чтобы текст привлекал внимание. В заголовке мало указать сферу. Если мы пишем о культуре, то должны выделить ее аспект, чтобы читатель понимал, о чем конкретно он узнает, прочитав статью, например, о премьере нового фильма или о проблемах российского кинематографа.

Рекламная функция всегда сочетается с экспрессивно-оценочной или информативной функциями. Главной ее задачей становится обратить внимание читателя на текст, заинтриговать. Использование различных речевых оборотов, взаимодействие с графическими средствами дают возможность заголовку стать привлекательным, а значит, в силу вступит его рекламная функция.

Заглавие облегчает восприятие текста, играя большую роль в организации языковых средств. В этом случае оно выполняет интегративную функцию. Интеграция (связанность) понимается как средство достижения целостности, слитности текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство. Заголовок облегчает чтение газетной публикации и тогда, когда он выполняет композиционную роль. В зависимости от замысла автора, особенностей содержания текст может состоять из отдельных частей глав, возможно объединение разных материалов под одним заглавием. Композиционный заголовок облегчает восприятие текста, разделённого на главы, эксплицирует связи между частями [6].

Как мы видим, функции заголовка разнообразны (см. анализ функций заголовков в: [3]), и в процессе его создания необходимо предусмотреть все моменты. Однако с появлением большого количества СМИ функции заголовка расширяются, чтобы это зафиксировать, учеными создаются различные классификации. М.И. Шостак в своей статье «Сочиняем заголовок» отмечает: «Сегодня заголовки, как правило, строятся по нетрадиционным для российской прессы моделям. Долгое время господствовавшие принципы, согласно которым заголовки должны быть сжаты и кратки, сменились на противоположные. И вообще наступило время «авторской свободы»: в заголовки пошли цифры, аббревиатуры, имена собственные, разговорные слова и сленг, фрагменты на английском» [9 с.10]. Рассмотрим, каковы принципы организации заголовка, предложенные исследователем:

  1. повествовательный заголовок используется для новостей: «Губернатор задаст приоритеты»; «Инвалидам пропишут квоты»;

  2. заголовок-резюме или комментирующий заголовок. Не редкость резюме с ироничной «оговоркой». Такие составные заголовки создают дополнительные возможности для комментирования текста. Сегодня эти заголовки очень популярны у российской прессы: «Метро докопалось до «Парнаса»; «Диагноз: затмение»;

  3. заголовок-парадокс. Он пробуждает любопытство, шокирует читателя, а иногда искусственно усиливает значимость сообщения не особенно оперативного, важного: «Город уберут шлангом и «пагонами»; «Таможня играет в карты»;

  4. имена в заголовке, упоминание участников события, усиливает интерес к тексту. Иногда это прямая эксплуатация известного случая с однофамильцами: «Клебанов взялся за цемент»; «Геннадий Селезнёв махнет налево»;

  5. эффективен и очень распространен заголовок-цитата, где возможно прямое цитирование;

  6. игровой заголовок – это перефразировка, игра слов: «Таможня дает добро»; «Враг опасен – будь начеку!»; «А у нас газопровод! Вот» [7; с. 13].

Мы обратились к сетевой версии «Независимой газеты» (далее – НГ) [4] и «Газете.Ру» (далее – ГР) [5] с целью классифицировать заголовочные комплексы их статей. По общей направленности выбранные издания идентичны: тематика их материалов связана с политикой, экономикой, социальными проблемами. Воспользовавшись приведенной выше классификацией заголовков, посмотрим, есть ли определенные исследователем типы в современных интернет-изданиях. Мы обнаружили следующие типы заголовков:

Повествовательный заголовок.

  1. Ассоциацию «Голос» обязали выплатить три штрафа на общую сумму в 1,2 млн. руб. (НГ)

Мосгорсуд признал законным три штрафа ассоциации «Голос» на общую сумму в 1,2 млн. руб. за отсутствие маркировки НКО-иноагента в материалах, опубликованных на сайте организации интерфакс. ( НГ)

Заголовок-резюме.

  1. Питерский протест достанется «Яблоку» (НГ)

В Северной столице «ПАРНАС» и «Партию роста» ослабляют перед выборами (НГ)

  1. Американская ПРО в Европе уже под прицелом Москвы (НГ)

Румыния и Польша могут стать «объектами ответных действий» в случае дальнейшего размещения на своих территориях новых вооружений (НГ)

  1. Трудовая реформа расколола Францию. (НГ)

Франция, трудовая реформа, правительство Франция застыла в тревожном ожидании: правительству грозит отставка. В Париже состоялся стихийный митинг, организованный членами молодежного движения «Ночь на ногах», выступающего против реформы Трудового кодекса (НГ)

Заголовок-парадокс.

  1. Бороться с инфляцией Центробанку мешает население. Эльвира Набиуллина не понимает динамику роста зарплат россиян. (НГ)

  2. КАРТ-БЛАНШ. Европе угрожают экзотические эпидемии. (НГ)

Массовый и плохо контролируемый наплыв беженцев может обернуться для Старого Света новыми болезнями. (НГ)

Имена собственные в заголовках. (НГ)

  1. Запад послал Порошенко тревожный сигнал (6 полоса). (НГ)

Назначение нового генпрокурора в Украине совпало со второй волной «дела об офшорах». (НГ)

  1. Алексей Кудрин напишет новые майские указы.

Долгосрочные стратегии в России пишутся, но не выполняются (НГ)

  1. Ходорковский работает на своей «фабрике звезд».

Кандидатов в Госдуму от «Открытой России» опальный олигарх тестирует сам и даже тренирует лично. (НГ)

Заголовок-цитата.

  1. Олег Попов: «Мне по душе чистый цирк, без всякой химии».

Великий клоун – о первом сезоне на манеже петербургского цирка. (НГ)

  1. «Первая Дума делала ошибки, но она была честная». (НГ)

Сегодня российскому парламентаризму исполняется 110 лет (автор Нелли Поспелова). (НГ)

Игровой заголовок.

  1. Леди на ночь. Сказ о том, как в Пензе вместо физкультурного комплекса ночной бар построили. (НГ)

  2. «Корова» и «вода» пиши через «а». Участники тотального диктанта показали удивительные примеры самоотверженной любви к русскому языку (автор Елена Герасимова). (НГ)

Мы рассмотрели заголовки в интернет-версии «Независимой газеты», существующей с 1990 года. Концепция газеты не меняется до сих пора, следовательно, заголовки сохраняют традиции первых выпусков. Заголовки строги, лаконичны, игровые заголовки встретить на страницах газеты сложнее, чем повествовательные. Интересно проанализировать новостной сайт «Газета.ру», начавший свою работу с 1999 года, но не имеющего печатной версии. «Газета.Ru» - общественно-политическое интернет-издание, круглосуточно освещающее российские и мировые новости. Без привязки к печатному изданию она вещает уже много лет. Изменилась ли концепция создания заголовков для информационного материала в интернет-издании?

Повествовательный заголовок.

  1. В Иерусалиме двое человек скончались от полученных ран после стрельбы. (ГР)

  2. Самолет готовится к экстренной посадке в Домодедово из-за неисправного шасси. (ГР)

  3. В Гидрометцентре предупредили о резком похолодании в Москве.

Заголовок-резюме. (ГР)

  1. Саакашвили идет на реванш. (ГР)

  2. Минская резня бензопилой. (ГР)

  3. Региональные банки идут под нож. (ГР)

Заголовок-парадокс. (ГР)

  1. Бизнесмен со шваброй. (ГР)

  2. В Питере – бить. (ГР)

  3. Пиксельный взрыв. (ГР)

Имена собственные в заголовках. (ГР)

  1. 90 лет со дня рождения Евгения Евстигнеева. (ГР)

  2. Социалист вместо Пан Ги Муна. (ГР)

  3. Человек Жириновского во внешней политике. (ГР)

Заголовок-цитата. (ГР)

  1. «Не люблю, когда люди выглядят одинаково» (ГР)

  2. «Слышать, что я хотела примкнуть к смертникам, неприятно» (ГР)

  3. «Я тоже убивал» (ГР)

Игровой заголовок.

  1. Простые работяги любого коммуняку на место ставили. (ГР)

  2. Клинтон поймали за язык. (ГР)

  3. Как Мужик сокровища Гитлера искал. (ГР)

Рассмотрев заголовки двух изданий, мы выяснили, что «Независимая газета» редко использует игровые заголовки, так как газета придерживается строгого языкового стиля. Однако ее авторы любят привлечь внимание заголовками-парадоксами, заголовками-резюме, но без фамильярности. Газета.ру пользуется любыми средствами: ее страницы пестрят интересными игровыми заголовками, заголовками-парадоксами, провоцирующие внимание читателя. Это издание не стесняется «зацепить» читателя и использует для этого смелые языковые обороты, что привлекает к интернет-изданию гораздо больше читателей по сравнению с традиционными газетами.

Список литературы

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.— М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

  2. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. Изд.2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008

  3. Гарипова З.Р. Повтор как средство взаимодействия заголовка и текста // Филология и культура. – 2011. - № 1. – С. 3-6

  4. Независимая газета (апрель-май 2016) // http://www.ng.ru/ (Дата обращение 2.11.2016)

  5. Газета.Ру (апрель-май 2016) // https://www.gazeta.ru/ (Дата обращение 2.11.2016)

  6. Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. СПб.: Изд-во С.-Пет.-го ун-та. 1995.

  7. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX в.): Научное издание. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

  8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Уч. пособие / А.А. Тертычный. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 320с.

  9. Шостак, М. А. Сочиняем заголовок, статья / М.А. Шостак // Журналист. - 1998. - №3. C.2

  10. Царева Е. Е. Специфика перевода газетных заголовков // Вестник Казанского технологического университета - 2010. - №3. С. 398-406

Научный руководитель: д-р филол. наук,

профессор кафедры журналистики В.Ю. Прокофьева

© В.С. Ковалевская, 2017

Просмотров работы: 1980