СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В УСЛОВИЯХ КОНВЕРГЕНЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В УСЛОВИЯХ КОНВЕРГЕНЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Слово «конвергенция» произошло от латинского слова converge, что в переводе означает «сближаю». На сегодняшний день существует много определений данного термина, отличающихся друг от друга. Это связано с тем, что, затрагивая указанное понятие, специалисты разных стран опираются на опыт развития конвергенции в конкретной стране и в конкретной редакции. Например, канадский исследователь СМИ и коммуникаций Денис Маккуэйл дает следующее определение слова конвергенция – это распространение одного и того же содержательного продукта по разным каналам и разными средствами.

В контексте данной работы наибольший интерес представляет тенденция конвергенции СМИ как процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Сама идея конвергентной журналистики произвела революцию в традиционных СМИ. Понятие «газетно-журнальное», «вещательное» уже не могут точно отразить суть того, чем занимаются СМИ. Современные медиа-компании расширяют спектр информационных и развлекательных продуктов и используют другие формы подачи продукта: радио в Интернете, веб-телевидение, он-лайн газета.

Безусловно, следует констатировать, что уровень технологий создания продуктов СМИ позволяют реализовать практически любую творческую идею по нескольким причинам. Перечислим их.

Во-первых, происходит расширение информационного контента: СМИ должны более оперативно реагировать на события, готовить материал для электронных площадок, создавать и интегрировать его в мультимедийный формат.

Во-вторых, возрастает конкуренция между изданиями: журналисты должны обладать высокой компетенцией, своевременно использовать все инновационные современные средства информационных технологий, овладевать ими с учетом достигаемых задач и особенностей массовой аудитории.

В-третьих, происходит внедрение идеи «универсального» журналиста: очень важно умение быстро определять лучший формат для подачи информационного продукта. Универсальный журналист должен мыслить мультимедийно. Он должен уметь:

  • производить новостные материалы для онлайн ресурсов;

  • загружать аудио- и видео-подкасты в Интернет;

  • снимать видео-репортажи;

  • делать фотографии, а также обрабатывать их и загружать в Интернет;

  • оперативно работать на компьютере;

  • ориентироваться в сети Интернет;

  • делать новостные сообщения в виде SMS-сообщений;

  • использовать всевозможные компьютерные программы;

  • передавать информацию через Wi-Fi сразу в выпуск, в номер и на сайт;

  • вести всевозможные блоги;

  • отбирать качественные факты и данные;

  • быть доступным в любое время суток.

Таким образом, изменения информационной среды влекут за собой изменения в работе корреспондентов и редакторов: теперь они должны иметь навыки для работы на любой из существующих площадок и уметь подбирать для каждой из них соответствующий материал.

Обращение к интернет-сайтам показало, что гипертекстовую реальность создают и иные источники, на сегодняшний день наиболее востребованные. К ним относятся цифровые носители. В их перечень входят те, с помощью которых создаётся большое количество мультимедийных продуктов, выходящих за пределы исключительно текстового подхода. Одним из них является виртуальная реальность журналистики. В данных гипертекстах меняется роль адресата. Теперь он не просто воспринимает готовый текст и готовую семантику, пропущенную сквозь журналистское сознание. Он сам может моделировать виртуальную реальность, воссоздавая или дополняя предложенную реальность. Например, можно воссоздать один из сценариев Первой мировой войны или моделировать опыт бомбардировки в Сирии. Однако данные виртуальные проекты очень дороги для издателей. Их стоимость составляет около 50 тысяч долларов, поскольку они требуют использования специализированных команд, часто с навыками видеоигры. Не все издатели, тем более, не все читатели могут позволить себе такую технологию в краткосрочной перспективе. Широкая аудитория пользуется мобильным приложением. В будущем, как полагают исследователи, оно будет способствовать отражению жизни общества с помощью прослушивания в режиме онлайн целого коллектива. Однако сегодня стоит вопрос об анонимности таких «общинных» прослушиваний (российская телепередача «Дом-2» является ярким примером популярности таких продуктов). Здесь стирается грань между истинной и ложной журналистикой, поскольку последняя необходима лишь для отчетности. Интересен тот фкт, что подобный проект был запущен Интерньюс и общественной радиостанцией, которая собирала сообщения, идеи и комментарии от сообщества, также предоставляла местную информацию, основанную на «двустороннем разговоре». Исследователи выделили 5 различных тем для прослушивания: интервью, поиск идей и источников, обратную связь, чтобы лучше понять контекст, также установить отношения, основанные на доверии и прозрачности. Такая форма журналистики способна развиваться, поскольку у неё есть возможность определить общественное мнение. Например, Корейский центр журналистики насчитывает более 70 тысяч добровольцев, участвующих в публичном прослушивании.

По данным социологического исследования, проведенного «Фондом общественного мнения» России, возрастает количество россиян-пользовтелей интерент-сети, в том числе с мобильных устройств. Приведём сведения в виде диаграммы (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1.

Количество россиян – пользователей Интернет

Как свидетельствуют количественные показатели диаграммы, ежегодно происходит рост процентного соотношения россиян, обращающихся к Интернету как к источнику для получения информации. Кроме того, большинство пользователей имеет доступ к цифровому контенту через мобильные приложения. По статистке, массовая аудитория пользуется мобильным Интернетом (62 миллиона россиян ежемесячно). При этом «цифровую жизнь» ведут 80-90% человек. WhatsApp используют как источник чтения и совместного общения.

Подведём итог. К наиболее распространенной форме хранения, воспроизведения информации СМИ относится гипертекст. Он отличается нелинейной организацией сообщения, способностью объединять как вербальные, так и виртуальные, цифровые, видео, аудио паралингвистические средства. Именно конвергентная журналистика отвечает потребностям времени, является синтезом разных семиотических систем и реализуется посредством разных каналов коммуникации (для каждого в отдельности и со всеми в целом) массовой аудитории.

Научный руководитель к.п.н.,

доцент кафедры журналистики А. М. Тенекова

© Ю. А. Грициенко, 2017

Просмотров работы: 909