В контексте данной работы наибольший интерес представляет тенденция конвергенции СМИ как процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Сама идея конвергентной журналистики произвела революцию в традиционных СМИ. Понятие «газетно-журнальное», «вещательное» уже не могут точно отразить суть того, чем занимаются СМИ. Современные медиа-компании расширяют спектр информационных и развлекательных продуктов и используют другие формы подачи продукта: радио в Интернете, веб-телевидение, он-лайн газета.
Безусловно, следует констатировать, что уровень технологий создания продуктов СМИ позволяют реализовать практически любую творческую идею по нескольким причинам. Перечислим их.
Во-первых, происходит расширение информационного контента: СМИ должны более оперативно реагировать на события, готовить материал для электронных площадок, создавать и интегрировать его в мультимедийный формат.
Во-вторых, возрастает конкуренция между изданиями: журналисты должны обладать высокой компетенцией, своевременно использовать все инновационные современные средства информационных технологий, овладевать ими с учетом достигаемых задач и особенностей массовой аудитории.
В-третьих, происходит внедрение идеи «универсального» журналиста: очень важно умение быстро определять лучший формат для подачи информационного продукта. Универсальный журналист должен мыслить мультимедийно. Он должен уметь:
производить новостные материалы для онлайн ресурсов;
загружать аудио- и видео-подкасты в Интернет;
снимать видео-репортажи;
делать фотографии, а также обрабатывать их и загружать в Интернет;
оперативно работать на компьютере;
ориентироваться в сети Интернет;
делать новостные сообщения в виде SMS-сообщений;
использовать всевозможные компьютерные программы;
передавать информацию через Wi-Fi сразу в выпуск, в номер и на сайт;
вести всевозможные блоги;
отбирать качественные факты и данные;
быть доступным в любое время суток.
Таким образом, изменения информационной среды влекут за собой изменения в работе корреспондентов и редакторов: теперь они должны иметь навыки для работы на любой из существующих площадок и уметь подбирать для каждой из них соответствующий материал.
Обращение к интернет-сайтам показало, что гипертекстовую реальность создают и иные источники, на сегодняшний день наиболее востребованные. К ним относятся цифровые носители. В их перечень входят те, с помощью которых создаётся большое количество мультимедийных продуктов, выходящих за пределы исключительно текстового подхода. Одним из них является виртуальная реальность журналистики. В данных гипертекстах меняется роль адресата. Теперь он не просто воспринимает готовый текст и готовую семантику, пропущенную сквозь журналистское сознание. Он сам может моделировать виртуальную реальность, воссоздавая или дополняя предложенную реальность. Например, можно воссоздать один из сценариев Первой мировой войны или моделировать опыт бомбардировки в Сирии. Однако данные виртуальные проекты очень дороги для издателей. Их стоимость составляет около 50 тысяч долларов, поскольку они требуют использования специализированных команд, часто с навыками видеоигры. Не все издатели, тем более, не все читатели могут позволить себе такую технологию в краткосрочной перспективе. Широкая аудитория пользуется мобильным приложением. В будущем, как полагают исследователи, оно будет способствовать отражению жизни общества с помощью прослушивания в режиме онлайн целого коллектива. Однако сегодня стоит вопрос об анонимности таких «общинных» прослушиваний (российская телепередача «Дом-2» является ярким примером популярности таких продуктов). Здесь стирается грань между истинной и ложной журналистикой, поскольку последняя необходима лишь для отчетности. Интересен тот фкт, что подобный проект был запущен Интерньюс и общественной радиостанцией, которая собирала сообщения, идеи и комментарии от сообщества, также предоставляла местную информацию, основанную на «двустороннем разговоре». Исследователи выделили 5 различных тем для прослушивания: интервью, поиск идей и источников, обратную связь, чтобы лучше понять контекст, также установить отношения, основанные на доверии и прозрачности. Такая форма журналистики способна развиваться, поскольку у неё есть возможность определить общественное мнение. Например, Корейский центр журналистики насчитывает более 70 тысяч добровольцев, участвующих в публичном прослушивании.
По данным социологического исследования, проведенного «Фондом общественного мнения» России, возрастает количество россиян-пользовтелей интерент-сети, в том числе с мобильных устройств. Приведём сведения в виде диаграммы (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1.
Количество россиян – пользователей Интернет
Как свидетельствуют количественные показатели диаграммы, ежегодно происходит рост процентного соотношения россиян, обращающихся к Интернету как к источнику для получения информации. Кроме того, большинство пользователей имеет доступ к цифровому контенту через мобильные приложения. По статистке, массовая аудитория пользуется мобильным Интернетом (62 миллиона россиян ежемесячно). При этом «цифровую жизнь» ведут 80-90% человек. WhatsApp используют как источник чтения и совместного общения.
Подведём итог. К наиболее распространенной форме хранения, воспроизведения информации СМИ относится гипертекст. Он отличается нелинейной организацией сообщения, способностью объединять как вербальные, так и виртуальные, цифровые, видео, аудио паралингвистические средства. Именно конвергентная журналистика отвечает потребностям времени, является синтезом разных семиотических систем и реализуется посредством разных каналов коммуникации (для каждого в отдельности и со всеми в целом) массовой аудитории.
Научный руководитель к.п.н.,
доцент кафедры журналистики А. М. Тенекова
© Ю. А. Грициенко, 2017