РУБРИКАЦИЯ ДЕТСКОГО ПОРТАЛА «СОЛНЫШКО» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РУБРИКАЦИЯ ДЕТСКОГО ПОРТАЛА «СОЛНЫШКО»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дети в Интернете – это норма современной жизни. Как показывают различные исследования, активными пользователями сети являются от 6 до 10 миллионов детей до 14 лет. Чаще всего они пользуются социальными сетями, интернет-магазинами, играми, чатами и различными форумами [1, 2, 3]. При этом статистика делает акцент на тех угрозах, которые представляет интернет для детей, нежели на том, что могло бы стать альтернативой, например, сетевым играм и чатам. Как представляется, свой существенный вклад могли бы внести детские интернет-СМИ.

Качественные детские журналы и газеты очень неохотно уходят в интернет, а если и создают интернет-платформу, то только как сайт-визитку своего издания, а не полноценное интернет-СМИ. Тем не менее, в сети постепенно растет количество собственно онлайн-изданий, которые заявляют, что работают для детей. Однако, как представляется, в большинстве случаев такие издания выдают желаемое за действительное: далеко не все детские ресурсы могут в полной мере называться таковыми. Доказательством тому – отбор контента и работа с рубрикацией.

Согласно определению Владимира Чернышева, рубрикация – это система рубрик издания, в которой словесными и композиционно-графическими средствами организована связь и соподчиненность различных материалов. Иными словами, речь идет о структурном распределении информационного потока по определенным разделам на основе статического и/или визуального методов [4].

Универсальные интернет-издания за свою 20-летнюю историю уже выработали некие принципы рубрикации. В частности, как отмечает М.М. Лукина, они используют, помимо тематического и жанрового деления, рубрицирование на основе тегов (ключевых слов) и рейтингов [5]. По мнению специалиста, разработка рубрик связана с поиском постоянно актуальных тем и приемов того, как наиболее ярко можно их раскрыть и представить читателю. Составление рубрикатора может производиться с учетом опыта других изданий, существующих на рынке СМИ. Однако в первую очередь выбор принципа рубрицирования будет зависеть от угадывания интересов потенциальных читателей.

Детские порталы не являются исключением. Они так же, как и другие интернет-СМИ, вынуждены продумывать и придумывать способы расстановки и организации публикаций на сайте. Однако здесь начинают возникать проблемы. Ресурсы, которые ориентированы на взрослую аудиторию, уже неплохо изучили своего потребителя; их главной задачей является модернизация системы навигации и рубрикации для дальнейшей монетизации контента. Интернет-ресурсы для детей находятся в начале этого пути, они не всегда знают, что, а главное – как и в какой форме, предложить своему читателю. Например, интернет-журнал «Санька – Бешеный кролик» [6], на страницах которого даже взрослый с трудом сможет отыскать нужную информацию.

Большинство детских сайтов, хоть и ориентированы на детей, все же предназначены для взрослых или для пользования под руководством взрослых. Именно это дает им возможность монетизации.

Разберем ситуацию на примере детского портала «Солнышко» [7] жительницы Эстонии Татьяны Евтюковой. Проекту уже почти 18 лет. Он был запущен в 1999 году как ежемесячный виртуальный детский журнал, а на текущий момент обновляется в ежедневном режиме. Несмотря на эстонский домен, он рассчитан в первую очередь на русскоязычную аудиторию.

Согласно данным «Яндекс. Каталога», индекс цитирования портала составляет 3600, однако среди тех, кто ссылается на «Солнышко», нет ни одного сайта, который предназначен для детей. Как правило, репост делают порталы, форумы, сайты для родителей и детские интернет-магазины. При этом количество просмотров в день, по данным «Рамблера», составляет более 58 тысяч. Этот показатель сопоставим с результатами работы многих региональных и отраслевых интернет-СМИ.

На интернет-портале «Солнышко» используется как классическая рубрикация (тематическая), так и теговая (ассоциативная). В результате пользователю представлено семнадцать групп (разделов): «Мамам и папам», «Детям», «Педагогам», «Форум», «День Рождения», «Конкурсы», «Игротека», «Родителям», «Галерея», «Школа», «Развитие», «Праздники», «Библиотека», «Популярное», «Опрос».

При этом очевидно, что некоторые рубрики дублируют друг друга и предлагают идентичное содержание. Так, раздел «Мамам и папам» повторяет контент раздела «Родителям», а «Праздники» включают в себя рубрику «День рождения», которая при этом представлена как самостоятельная. Аналогичная ситуация с рубриками «Игротека» и «Конкурсы». Представляется, что причина такого повторения - в смешенном принципе рубрикации: дублирующие названия создает облако тегов.

Как следует из названия рубрик, проект ориентирован на три основные группы посетителей: родители, педагоги и дети. Для родителей портал предлагает статьи по семейным вопросам (рубрика «Семейные отношения»), воспитанию, раннему развитию и образованию («В ожидании малыша», «Копилка родительского опыта», «Подростки», «Чтиво для мамы», «Игры для развития»), кулинарии («Приятного аппетита»), сценарии детских праздников, каталоги карнавальных костюмов («Скоро праздник») и т.д.

Для педагогов на сайте собраны сценарии тематических праздников («Сценарии утренников», «ОБЖ, КВН, Шоу, Спектакли», «Сценарии на иностранных языках»), авторские методики («Кризис 3 лет», «Кризис 7 лет», «Темперамент – основа поведения», «Дисграфия, дислексия, дизартрия, алалия» и т.п.) и разработки по развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, дидактический материал («Музыкально развитие», «Произведения классиков»).

Портал охватывает разные темы: образование, воспитание, психологию, досуг, семейные ценности, путешествия, творчество и т.д. При этом собственно детский интерес могут вызвать считанное количество разделов. Например, по вполне понятным причинам ребенок может заинтересоваться рубрикой «Игротека», где представлены компьютерные и настольные игры, в том числе созданные детьми, мультфильмы, конкурсы, головоломки и т.д. Однако вряд ли сам ребенок сможет определить, смотреть ли ему социальные мультфильмы или выбрать развивающие. Иными словами, сам материал предполагает, что эта информация в первый раз придет к ребенку от родителей или учителей.

Каждая тематическая рубрика на указанном портале включает в себя более 10 подрубрик с подробным описанием и пояснениями, какие материалы здесь появляются. Например, рубрика «Родителям» содержит в себе такие подрубрики, как: «Форум для родителей», «Скачай и распечатай!», «Семейные отношения», «Беседы психолога», «Копилка опыта», «Приятного аппетита», «Мама-рукодельница», «Праздничные прически», «Дизайн детской комнаты», «Звезды говорят», «За советом к логопеду», «Ждем ребенка», «Выбираем имя», «Крохотульки», «Подсолнушки», «Дошколята», «Любознайка», «Подростки», «Почитай-ка», «Будь здоров!», «Полиглотик», «Пальчиковые игры», «Игрушки для развития», «Чтиво для мамы», «Они творили для детей». Еще один пример рубрика «Дети»: «Развивающие игры», «Мистер Ребус», «Мультфильмы», «Конкурсы», «Настольные игры», «Подвижные игры», «Комиксы», «Головоломки».«Развивающие видеоуроки», «Раскраски», «Поделки-самоделки», «Загадки», «Азбука», «Этика для малышей», «Химия для малышей», «Экономика для малышей», «Природоведение для малышей», «Математика для малышей», «Русский язык и чтение для малышей», «Физкультура для малышей», «Рисование для малышей», «Иностранные языки для малышей», «Почемучка», «Солнышко путешествует», «Развивающие стенгазеты», «Познавательные стенгазеты», «Плакаты на день рождения», «Треугольные и круглые календари», «Расписание уроков», «Режим дня», «Портфолио школьника», «Портфолио дошкольника», «Читательский дневник», «Каталог карнавальных костюмов», «Фотографии ровесников».

Представляются, что для ребенка эта слишком большой объем разнообразной информации, в которой можно ориентироваться только с помощью подсказок от взрослых. Как отмечают педагоги, в возрасте до 11 лет детям очень сложно самим структурировать информацию, они начинают этому учиться только с 5 класса [8].

Детский психолог-психотерапевт Д. Сапегина [8] констатирует, что пик развития интеллектуальных способностей у ребенка приходится на возрастной промежуток от 8 до 12 лет, то есть потребности узнать что-то углубленно и дополнительно появятся примерно в этом возрасте. И здесь снова возникает проблема: содержание раздела «Дети» скорее предназначено для детей-дошколят: «Рисование для малышей», «Иностранный язык для малышей», «Солнышко путешествует» (репортажи о поездках по миру в рассказах, стихах, фотографиях). Для другой возрастной группы материалов представлено значительно меньше.

Как показывает анализ, перед нами портал, ориентированный в первую очередь для родителей и педагогов, а не на детей. Автор издания может заявлять и желать видеть в числе своих посетителей детей, однако рубрикация и сам отбор контента рассчитан на взрослых. При этом такую «ошибку» допускают и другие детские интернет-СМИ. Например, сайт «Детсад» [9], детский портал «Чудо-Юдо» [10] и «Детвора онлайн» [11].

Следует констатировать, что данная работа – лишь постановка вопроса. В рамках статьи детально рассмотрена рубрикация лишь одного ресурса. При этом таких детских сетевых изданий, по данным mail.ru, насчитывается порядка трехсот. Иными словами, чтобы ответить на вопрос о том, что могло бы стать альтернативой, например, сетевым играм и чатам и возможно ли существование качественного детского интернет-СМИ, ориентированного исключительно на заявленную в названии аудиторию, необходимо провести комплексный анализ. Но это задача уже следующей работы.

Список литературы

  1. Вольф О. Осторожно! Ваш ребёнок – пятиклассник! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sun-hands.ru/17piaticlassnik.html (дата обращения 13.10.2016).

  2. Синельников Д.П. Феномен журналистики в контексте современной культуры // Прошлое – настоящее – будущее государственного университета кино и телевидения: Материалы научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2013. – С. 375-379.

  3. Кунсель Е.Дети в Интернете: угрозы и способы защиты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://letidor.ru/univit/article/deti_v_internete_ugrozy_i_spos_116635 (дата обращения 12.10.2016).

  4. Большой толковый словарь. Под ред. В. Чернышева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-slovar.ru/about1 (дата обращения 09.10.2016).

  5. Лукина М.М. Интернет СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010. –348 с.

  6. Детский интернет-журнал «Санька – бешеный кролик» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sashka.inf.ua/ (дата обращения 15.08.2016).

  7. Детский портал «Солнышко» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.solnet.ee/ (дата обращения 15.08.2016).

  8. Сапегина Д. Дети и интернет – советы детского психолога [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.podelkidetkam.ru/deti-i-internet-sovety-detskogo-psixologa (дата обращения 03.11.2016).

  9. ДЕТсад: сайт для детей и взрослых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detsad-kitty.ru/ (дата обращения 20.09.2016).

  10. Детский портал «Чудо-юдо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chudo-udo.com/ (дата обращения 20.09.2016).

  11. Детский интернет-портал «Детвора онлайн» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detvoraonline.ru/ (дата обращения 21.09.2016).

Научный руководитель: канд. филол. наук,

ст. преподаватель кафедры журналистики С.В. Максимова

© Д.С. Алексеева, 2017

Просмотров работы: 469