ДОКУМЕНТ – КАМЕРА КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДОКУМЕНТ – КАМЕРА КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Что же такое документ-камера? Это цифровое устройство нового поколения. Оно состоит из видеокамеры и цифрового блока управления.

Документ-камера подключается непосредственно к устройству отображения. Таким устройством может быть проектор, телевизор или монитор, а также видеомагнитофон при записи видеосюжетов.

Это самый простой способ использования. Достаточно иметь в кабинете одно из указанных устройств отображения информации и соответствующий кабель для того, чтобы включить документ камеру в процесс обучения.

На столе преподавателя в поле зрения видеокамеры помещается фотография, рисунок или какой-нибудь небольшой прибор и на экране проектора, телевизора или монитора получается увеличенное изображение объекта.

Документ-камера может работать, как автономное устройство совместно с каким-либо устройством отображения видеоинформации, а может работать как периферийное устройство в составе компьютеризированного рабочего места преподавателя, оборудованного интерактивной доской. В этом случае работа с документ камерой осуществляется через специальное программное обеспечение, установленное на компьютер.

Документ-камера - это действительно необходимый инструмент современного образовательного процесса. Как показывает практика, от момента, когда преподаватель спрашивает, что это такое и как с этим работать, до момента, когда он самостоятельно управляет устройством, проходит всего пара часов. Какие-то детали (использование эффектов, сохранение изображений), конечно, постигаются уже в процессе работы, когда появляется потребность расширить область применения.

Использование документ - камеры на занятиях позволяет повысить наглядность, оперативно реагировать на ситуации, учебно-практические моменты занятия, быстро анализировать результаты работ и опытов, делать занятия более разнообразными, разноплановыми, «живыми». Документ-камера дает возможность многое увидеть своими глазами, сразу всем студентам, одновременно с объяснениями преподавателя. Для нашего поколения подростков, которое лучше воспринимает именно зрительные образы – это очень важно.

Функции документ - камеры следующие.

Функция демонстрации стационарных изображений и объектов. Под стационарными изображениями понимаются двумерные, т.е. плоские, отображения реальных предметов (фотографии ) или рисунки.

Под объектами — трехмерные отображения реальных предметов, которые из стационарных превращаются в движущиеся, когда мы вращаем их, желая рассмотреть со всех сторон. ДК помогает транслировать изображения этих плоских или объемных предметов на экран для всеобщего обозрения.

Например, по дисциплине математика, мы рассматривали предметы, имеющие различные геометрические фигуры, также рассматривали строение и сечения геометрических фигур.

Увеличение демонстрируемого объекта («электронная лупа»). ДК позволяет рассмотреть мелкие детали плоского или объемного изображения, которые плохо различимы при реальном просмотре. Это удобно в ситуации, когда предназначенный для изучения и требующий внимания всех студентов объект имеется в единственном экземпляре, или предполагает особо бережное отношение, или имеет небольшие размеры, требующие оптического увеличения.

С помощью документ камеры очень удобно работать с учебником. Любой рисунок или текст можно увеличить до таких размеров, что даже «камчатка» все прекрасно увидит. На демонстрируемом рисунке можно выделить отдельный фрагмент и остановить на нем внимание студентов.

Динамическая визуализация естественных процессов («видеокамера в режиме реального времени»). ДК часто используется на занятиях естественно - научного цикла, когда требуется демонстрация опытов или наблюдение за реальными процессами. Смена ракурса, производимая с помощью ДК, позволяет нам «погружаться» в среду опыта или всего процесса, рассматривать его в мельчайших деталях, улавливать отклонения или вариации в движении или состоянии демонстрируемых объектов.

Например, на практических занятиях по дисциплине Компьютерные сети знакомимся с различными типами кабелей и осваиваем процедуры монтажа коннекторов. Просто делаем монтаж в поле видимости камеры и периодически сохраняем промежуточные результаты для подробного описания демонстрации или составления инструкционной карты.

Через документ-камеру и проектор этот монтаж можно каждый раз показывать в реальном времени (с необходимым увеличением) на экране. А можно один раз записать видеоролик с демонстрацией в режиме «Серийная съемка» – и использовать его в дальнейшем. Налицо экономия времени преподавателя и затрачиваемых материалов.

Обзор объемного текстового материала. ДК облегчает работу с учебником или альбомом с иллюстрациями, которая требует обращения по ходу демонстрации к различным частям документа. Перелистывание страниц под объективом ДК — более быстрое и удобное действие, чем сканирование страниц и их демонстрация через компьютер.

В кабинете информационных технологий много красочных и интересных альбомов, творческих проектов сделанных студентами прошлых лет, которые демонстрируются на ДК

Демонстрация сложных учебных действий, состоящих из нескольких этапов или операций: обучение работе на клавиатуре компьютера, накладыванию штриховки, рисованию сложных узоров и пр.

Например, не все мы к сожалению можем правильно обращаться с измерительными приборами, также можно показать правильное и последовательное выполнение чертежей

Обучение сложным учебным действиям при выполнении письменного задания: письмо, подчеркивание, исправление ошибок, заполнение пропусков, в том числе и при разгадывании кроссворда и др.

Визуальная работа с текстом. ДК помогает найти определенную информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определенным признакам, соотнести иллюстративный и текстовый материал. Различного рода выделения, подчеркивания и пометки можно делать не только с помощью реального карандаша, но и с помощью электронных карандашей и маркеров разного цвета, входящих в комплектацию ДК.

Обучение заполнению бланков (анкеты, листки регистрации, бланки ответов ЕГЭ и др.)

Работа с игровым дидактическим материалом в виде карточек, домино или лото и др. Демонстрация правил работы с такими мелкими учебными пособиями с помощью ДК становится простой, наглядной и увлекательной.

Подобные средства преподаватели используют, чтобы в игровой форме объяснить, закрепить или проконтролировать наши знания. Динамическая таблица представляет собой незаполненную таблицу определенного формата. На ячейки таблицы накладываются карточки с надписями, соответствующими ответам. При составлении таблиц можно применять задания на определение соответствия понятий, определение признаков процессов или основных закономерностей. С помощью документ камеры можно выводить на экран либо сам ход заполнения таблицы, либо его результат.

Динамическая презентация результатов работы преподавателя и студентов. Часто требуется продемонстрировать результаты работы, когда нужно показать последовательность действий, освоенных нами при изучении предмета. В этих случаях трансляция реальных действий на экране создает эффект вовлеченности аудитории в процесс презентации, которая принимает активный, «живой» характер.

Так как интерактивная доска или экран занимают практически третью часть передней стены кабинета, то для увеличения числа опрашиваемых у доски студентов, можно поступить так. Часть студентов готовятся у доски, а другая часть оформляет свой ответ на листе бумаги. Во время опроса они помещают свой лист в поле зрения объектива документ камеры и отвечают на поставленный вопрос. Такой прием позволяет значительно уплотнить опрос студентов. Большую экономию времени дает проверка решения домашних задания, выполняемых в домашних тетрадях. Методика проверки очень проста. Студент выходит с домашней тетрадью, помещает ее в поле зрения объектива камеры и объясняет решение домашней задачи. При этом все студенты принимают участие в обсуждении оформлении задачи, предложенного решения, и, как присяжные заседатели в суде, могут предложить преподавателю поставить автору решения ту или иную отметку.

Аналогично с помощью документ камеры можно проецировать на экран тексты вопросов для информационных диктантов и кратковременных письменных опросов.

Функция записи стационарных и динамических объектов позволяет сохранять увеличенные изображения и видеозаписи динамических процессов и учебных действий в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации и изучения. Данная опция ДК может быть использована при создании дидактических видеоматериалов и трансляции полученных результатов. Примером может служить дистанционное обучение студентов, по той или иной причине не способных присутствовать на занятиях. Обладая возможностью сохранять изображения с комментариями, ДК может стать хорошим подспорьем при разработке методических пособий с поэтапной реализацией сложной последовательности действий.

Каковы же основные достоинства документ-камеры?

Во-первых, она позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным. Ведь возможность демонстрации в любой момент любого объекта со стола или даже с рук преподавателя помогает поддерживать интерес и внимание студентов к изучаемому предмету.

Во-вторых, документ-камера выступает как инструмент установления обратной связи между преподавателем и студентами, как средство повышения мотивации студентов. Это происходит, например, во время анализа только что выполненной контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени с комментариями преподавателя. Причем в этом процессе принимают участие все студенты группы.

В-третьих, появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога. В ответ на каверзный вопрос можно наскоро набросать от руки на листке бумаги схему или формулу и тут же отобразить ее на экране. Или использовать статьи и фотографии «на злобу дня» из журнала или утренней газеты.

В-четвертых, камера упрощает процесс подготовки к занятиям. Достаточно вычертить на стандартном листе формата А4 необходимый график, скопировать иллюстрацию из редкой или, наоборот, только что полученной книги, позаимствовать на время интересный экземпляр - все это уже на следующем занятии можно использовать как учебное пособие, доступное для просмотра и изучения всем студентам.

И в-пятых, устройство реально и существенно экономит время преподавателя как во время подготовки к занятиям, так и во время проведения самого занятия. Любое письменное задание с листа, без подготовки раздаточного материала, одним нажатием кнопки через документ-камеру и проектор может быть спроецировано на доску или заменяющий ее экран.

Необходимо отдельно отметить целесообразность и эффективность использования документ-камеры совместно с интерактивными досками. Последнее время эти изделия активно пропагандируются и уже реально устанавливаются. Сама по себе любая интерактивная доска позволяет задействовать только заранее подготовленные на компьютере изображения. Для превращения ее в полноценное интерактивное устройство обучения необходимо включить документ-камеру в цепочку «компьютер - доска».

Таким образом, документ-камера обеспечивает решение следующих образовательных задач с применением информационно-коммуникационных технологий:

  • визуализация на масштабном экране информации, полученной с нецифровых носителей (статической и динамической ), в том числе хода проведения натурных экспериментов ;

  • фиксация образовательных достижений обучающихся в виде созданных ими учебных материалов, сохранение материалов в базе данных, формирование портфолио;

  • организация проведения видеоконференций, дистанционных форм обучения;

  • развитие коммуникативных умений обучающихся.

Совместное использование ДК и традиционных средств обучения (лабораторное оборудование для проведения экспериментов, изображения на малоформатных печатных носителях, природные материалы и пр.) повышает эффективность использования ДК в образовательном процессе.

Одним словом, современная документ-камера в руках преподавателя - многофункциональный инструмент, возможности которого далеко не ограничиваются простой визуализацией различных документов и объектов реального мира.

Просмотров работы: 462