Метод проектов как педагогическая технология включает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую. Как правило, работа над учебным проектом по дисциплине «Немецкий язык» занимает три аудиторных занятия и проходит следующие этапы:
Продумывание темы проекта и определение его методических целей.
Мы используем метод проектов на завершающих занятиях по темам: «Кисломолочные продукты», «Виды сыров», «Консервированные молочные продукты» и др. Тематика значима и интересна для будущих технологов перерабатывающей промышленности, позволяет им расширить профессиональные знания.
Определяются цели использования метода: формирование навыков работы в команде и умений видеть проблему и намечать пути ее решения, развитие ситуативного общения и коммуникативных способностей. Производится отбор литературы и других источников информации, необходимых для работы над проектом.
2. Проведение подготовительной работы
На этом этапе важно правильно сформулировать проблемные задания, которые предлагаются студентам. Так, по теме «Производство сыров» задания могут быть такими:
- Составить схему производства «сусанинского» сыра;
- Описать технологические операции при изготовлении плавленого сыра;
- Представить оборудование для производства сыра с травами компании «SCHWARTE».
Задания обсуждаются со студентами на занятии, чтобы обеспечить продуктивную творческую самостоятельную деятельность.
3. Формирование рабочих групп студентов и обсуждение плана работы.
Студенты самостоятельно делятся на рабочие группы по выбранным проблемам. В группах студенты, консультируясь с преподавателем, определяют пути проведения исследований, способы оформления результатов работы.
4. Самостоятельная работа в группе.
Это самый трудоемкий этап работы. Преподаватель консультирует, направляет деятельность группы в нужное русло. Здесь большая роль отводится самостоятельной работе студентов. Они обычно ответственно относятся к возложенным на них обязанностям. Осознают, что от работы каждого будет зависеть результативность и значимость деятельности всей группы.
Студенты собирают информацию из различных источников: учебные пособия на немецком языке, Интернет, русскоязычные тексты, которые ребята переводят на немецкий язык, консультации преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и др.
5. Подготовка студентами презентации по отчету о проделанной работе
Систематизируются полученные данные.
6. Защита проекта, оценка результатов работы
Защита проектов может осуществляется через сеть таких мероприятий как:
1. Пресс- конференция «Производство и рынок мясомолочной продукции».
2. Деловая игра «Ярмарка мясной и молочной продукции».
3. Научно - практическая конференция «Молочные продукты- залог здоровья нации».
4. Устный журнал «Сыры стран мира» и др.
Данные мероприятия дают возможность студентам познакомиться с передовыми
перерабатывающими предприятиями России, Мордовии и Германии, также освещают вопросы о состоянии и развитии продовольственного комплекса России и анализируется работа по основным аспектам стандартизации в молочной промышленности РФ, даётся информация о производстве и рынке мясомолочной продукции Республики Мордовия. Итоги работы могут представляться в виде рефератов, стенгазет, компьютерных презентаций и др.
Оценка работы обычно проходит следующим образом: оценивается работа группы преподавателем; оценивается работа каждого студента рабочей группой.
В результате использования метода проектов замечено:
студенты стали ответственно подходить к возложенной на них работе, доводить ее до конца;
студенты научились прогнозировать свою оценку за проделанную работу;
студенты отметили, что им стало легче выбирать нужную информацию при решении конкретной проблемы;
студенты отметили, что они стали сплоченнее. Усвоение студентами содержания предмета является не самоцелью, а лишь средством развития их личности, их индивидуальности. Не усвоение готовых знаний, а освоение определенного способа мышления, обеспечивающего получение и производство новых знаний, которые могут рождаться на занятиях.