Рассмотрим методику разработки бизнес-плана в программе «Мастерская бизнес-планирования». Данная программа позволяет не только рассчитать эффективность инвестиционного проекта, но представить результаты в презентабельном виде (в табличной и графической форме). Программа позволяет оперативно определить сумму заемных средств, необходимых для реализации бизнес-плана, а также рассчитать показатели, применяемые в международной практике: чистую приведенную стоимость NPV, внутреннюю норму доходности IRR, срок окупаемости проекта PBP.
Программа «Мастерская бизнес-планирования» включает в себя два блока: «Финансовый анализ» и «Инвестиционный анализ». Составление бизнес-плана осуществляется в разделе «Инвестиционный анализ».
Интерфейс программы состоит из ряда листов, часть из которых предназначена для ввода исходных данных («Данные» и «Производство»), а часть – для отображения результатов («Анализ», «Графики», «Прибыль», «Баланс», «Кэш-фло»).
Рисунок 1 – Интерфейс программы
Обычная схема работы выглядит следующим образом:
Настроить шаблон.
Ввести исходные данные
Использовать результаты анализа, представленные на соответствующих листах.
Первоначальная настройка шаблона производится на листе «Данные». Этот лист содержит раздел «Параметры проекта», в котором отображаются его основные характеристики. Здесь можно установить все необходимые параметры (длительность, дату начала инвестиционного проекта, шаг расчета). В нашем случае длительность проекта составляет 1,5 года, в качестве меры периода выбран квартал.
Рисунок 2 – Ввод параметров проекта
Специализация учебного заведения (колледж мясной и молочной промышленности) обусловила выбор продукта для бизнес-плана: ряженка с массовой долей жира 2,5%. При составлении инвестиционного проекта можно выбрать несколько продуктов, указав соответствующие единицы измерения.
Рисунок 3 – Ввод номенклатуры продукта
Далее на листе «Данные» вводится значение налогов, страховых взносов, норм амортизации, ставка дисконтирования.
Описание затрат на реализацию проекта лучше всего начать с того, с чего начинается сам проект, с первоначальных вложений. Заполняем раздел «Капитальные вложения» по статьям «Оборудование», «Транспортные средства» и др. Перед этим необходимо провести подготовительную работу, чтобы знать, какое требуется оборудование для производства и сколько оно будет стоить, а также стоимость зданий, транспортных средств, прочих активов.
В нашем случае было решено взять в аренду производственный цех, так как покупка здания требует больших затрат. Арендная плата отразилась в составе статьи «Общепроизводственные издержки» в разделе «Общие издержки».
Рисунок 4 – Капитальные вложения
По умолчанию в программе расчет активов ведется следующим образом:
- от стоимости актива отделяется сумма НДС (исходя из общей ставки, установленной в проекте);
- актив ставится на баланс и амортизируется линейным методом в соответствии с нормами амортизации, установленными для этой категории активов.
Рисунок 5 – Отражение норм амортизации в программе
График производства и продаж является центральной частью инвестиционного проекта.
Рисунок 6 – Объем продаж и стоимость сырья
В первой таблице раздела «Продажи и прямые издержки» указывается прогноз продаж каждого продукта по периодам, в описанных выше единицах. Причем необходимо предварительно рассчитать план продаж, опираясь на нормы среднесуточного потребления продукта, численность населения территории. В нашем случае планировалось реализовывать ряженку 2,5% в Торбеевском, Зубово-Полянском районах Республики Мордовия. В итоге в день предприятие будет производить 365,5 кг ряженки, а в квартал – 32895 кг. Причем, объем производства по месяцам и кварталам будет меняться в зависимости от сезонности молочного сырья.
В следующих таблицах указывается цена продажи, прямые издержки и прямые затраты на оплату труда, все они привязаны к единице изменения продукта. Все цены указываются с НДС.
После описания продаж и производства продуктов остается задать постоянные издержки проекта и затраты на персонал. Это делается в разделах «Общие издержки» и «Персонал». Все затраты здесь группируются по трем типам: производственные, административные и маркетинговые.
Рисунок 7 – Общие издержки
Рисунок 8 – Затраты на персонал
Следующий раздел – «Финансирование». В программе «Мастерскаябизнес-планирования» предусмотрено описание трех способов финансирования проектов: кредиты, средства акционеров, лизинг.
Текущая потребность в капитале рассчитывается программой, в нашем случае значение составило 143232 руб. Текущая потребность в капитале (рассчитанная как максимальная нехватка средств на счете) всегда отображается в начале раздела «Финансирование», это позволяет быстро оценить, достаточно ли средств выделяется для реализации проекта.
Рисунок 9 – Потребность в финансировании
При вводе данных кредиты не классифицируются как однозначно краткосрочные или долгосрочные. Вместо этого, в строке краткосрочных кредитов баланса отображается та часть задолженности, которая должна быть выплачена в течение ближайших 12 месяцев. Это позволяет правильно оценивать характер задолженности на притяжении всего проекта
После ввода исходных данных можно оценить эффективность инвестиционного проекта на листе «Анализ». В данном разделе дается оценка бизнеса, интегральные показатели эффективности проекта (IRR, NPV, PBP), финансовые коэффициенты, детализация продаж и затрат на производство, анализ бюджетной эффективности.
Рисунок 10 – Показатели бюджетной эффективности проекта
Рисунок 11 – Показатели эффективности проекта
В комплект результатов расчетов входят такие листы как «Прибыль», «Баланс», «Кэш-фло». На листе «Прибыль» формируется «Отчет о финансовых результатах», на листе «Баланс» - «Бухгалтерский баланс» (прогнозный), на листе «Кэш-фло» - Отчет о движении денежных средств».
Рисунок 12 – Отчет о движении денежных средств (Кэш-фло)
Особенностью программы является формирование графиков ключевых показателей проекта (лист «Графики»):
- График операционной деятельности;
- График чистого денежного потока;
- График окупаемости проекта.
Рисунок 13 – График окупаемости проекта
Таким образом, программа «Мастерская бизнес-планирования» позволяет построить финансовые прогнозы для реализуемого инвестиционного проекта, исследовать его эффективность и возможные риски, представить финансовый план проекта инвестору.