АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БЮДЖЕТАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БЮДЖЕТАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Муниципальные бюджеты имеют высокую значимость, потому что в них фокусируются социально экономические процессы, происходящие в муниципальном образовании. Доходы местного бюджета являются достоянием всего сообщества, а расходы направлены на обеспечение его жизнедеятельности.

Бюджет органически связан со всеми подсистемами, образующими муниципальное образование.

Поэтому, прежде чем, перейти к анализу оценки поступлений налоговых доходов и роли налога на имущество физических лиц в консолидированном бюджете Торбеевского муниципального района, необходимо ознакомиться с состоянием экономики (ведущих отраслей) и социально-культурной сферы Торбеевского муниципального района.

Торбеевский муниципальный район расположен в юго-западной части Мордовии, площадь района составляет 1024,9 кв.км. – 4,31% от общей площади Республики Мордовия.

В состав Торбеевского муниципального района входит 15 сельских и 1 городское поселение, всего 53 населенных пункта. Численность населения по состоянию на 01.01.2016года составляет-19722 чел., их них 53,8% это сельское население.

Производственную деятельность в районе осуществляют 196 организаций реального сектора, составляющие основу экономики района.

Основу промышленного комплекса района составляют обособленное подразделение «Торбеевское», ООО МПК «Атяшевский», ООО «МОЛОКО», Торбеевский элеватор, ГУП РМ «Развитие села», ООО «Леспром».

На территории района функционируют газораспределительная станция, где трудится около 600 чел.

Сельхозугодия занимают 71,5 тыс.га., в том числе пашни 45,4тыс.га.

Посевная площадь зерновых составляет 21,5 тыс.га.

Производством сельскохозяйственной продукции в районе занимаются 7 сельхоз предприятий. Удельный вес самого крупного сельхоз предприятия ООО «МАПО Торбеево» в общем объеме валовой продукции района занимают 62%. В настоящее время в районе функционируют 15 крестьянско-фермерских хозяйств, 1295 семей ведут личное подсобное хозяйство. Малый и средний бизнес района включает в себя 321 субъект предпринимательства. Средняя численность работников малых и средних предприятий составляет 1179 чел.

В районе действует в настоящее время 1 начальная, 8 основных и 6 средних общеобразовательных школ, 7 детских дошкольных учреждений, 23 культурно-досуговых учреждения, 24 библиотеки, межрайоная больница, 27 фельдшерско-акушерских пунктов, колледж мясной и молочной промышленности.

Газифицированы практически все населенные пункты (на 99%), обеспеченность населения поселка питьевой водой составляет 100%, сельского населения 66%.

Роль налогов в формировании доходов бюджета определяется удельным весом следующих показателей:

- налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

- конкретных налогов (налога на доходы физических лиц, налога на имущество и другие) в общей сумме налоговых доходов бюджета.

Для определения роли и места налога на имущество физических лиц рассмотрим доходную часть консолидированного бюджета Торбеевского муниципального района.

Основные характеристики доходной части консолидированного бюджета 2013-2015гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Структура доходов консолидированного бюджета Тоорбеевского муниципального района (тыс.руб.)

Показатели

2013г

2014г

2015г

Сумма (тыс.руб.)

Уд.вес %

Сумма (тыс.руб.)

Уд.вес %

Сумма (тыс.руб.)

Уд.вес %

1.

Доходы

300501,7

100

403887,2

100

566431,1

100

 

В том числе:

           

2.

Налоговые и неналоговые доходы

74581,4

24,8

72250,1

17,9

79608,0

14,1

3.

Налоговые доходы, из них:

68171,5

22,7

66159,4

16,4

76080,6

13,5

4.

Акцизы от ГСМ

-

-

6192,7

1,5

7831,5

1,4

5.

Налог на доходы физических лиц

50554,7

16,8

42068,7

10,4

47344,3

8,4

6.

Налоги на совокупный доход, в том числе:

9277,6

3,1

8846,6

2,2

11030,6

1,9

7.

ЕНВД

8272,2

2,8

8784,3

2,19

10003,4

1,7

8.

ЕСН

999,4

0,3

53,2

0,01

994,0

0,2

9.

УСН

-

-

-

-

-

-

10.

Налоги на имущество, в том числе:

7037,7

2,4

7626,5

1,9

8284,5

1,5

11.

Налог на имущество физических лиц

687,3

0,2

693,4

0,2

657,1

0,1

12.

Земельный налог

6350,4

2,1

6933,1

1,7

7627,4

1,4

13.

Гос.пошлина

1306,7

0,4

1427,0

0,4

1589,7

0,3

14.

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам

-5,2

-

-2,1

-

-

-

15.

Неналоговые доходы

6409,9

2,1

6090.7

1,5

3527,4

0,6

16.

Безвозмездные поступления

225920,2

75,2

331637,1

82,1

486823,1

85,9

Из структуры доходов консолидированного бюджета Торбеевского муниципального района видно, что самый наибольший удельный вес составляют безвозмездные поступления и они растут с каждым годом в 2015г. в структуре доходов они составляют – 85,9%. Из проведенного анализа видно, что налоговые доходы превышают неналоговые доходы бюджета.

Значительное место, а именно 8,4% в структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета занимают налог на доходы физических лиц. В тоже время налоговые доходы уменьшились за счет изменения норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц и в 2015 году составили 13,5% от общего дохода бюджета. Среди налогов наибольшую долю составляет налог на доходы с физических лиц. Налог на имущество с физических лиц с общего удельного веса доходов составляет в 2015 году – 0.1% или 657,1 тыс.руб. Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетом мероприятий требует систематического ее пополнения.

Уровень социально-экономического развития муниципальных образований во многом определяется ростом налоговых доходов местных бюджетов.

В бюджеты сельских поселений зачисляются налоги по нормативу:

- 100% земельный налог от физических лиц;

- 100% налог на имущество физических лиц;

- 100% государственная пошлина;

- 30% единый сельскохозяйственный налог;

- 2% налог на доходы физических лиц.

В настоящее время большинство местных бюджетов испытывают недостаток финансовых ресурсов для финансирования своих территорий в результате незначительной доли налоговых доходов, формируемые не только за счет местных налогов, но и ряда федеральных налогов.

Поступления имущественных налогов в местные бюджеты являются в большинстве случаев значительным источником финансирования ЖКХ, учреждений образования, культур и т.д. В этой связи оценка недвижимого имущества для целей налогообложения является для муниципальных образований очень важной задачей, от решения которой зависит состояние объектов социально-культурного назначения и коммунального хозяйства. Проанализируем по сельским поселениям Торбеевского муниципального района поступления налога на имущество физических лиц.

Таблица 2 - Анализ поступления налога на имущество физических лиц по сельским поселениям Торбеевского муниципального района

Наименование

Налог на имущество физических лиц (руб.)

2013г.

2014г.

Отклонение к 2013г. %

2015г.

Отклонение к 2013г. %

1.

Варжеляйское с/п

4524,54

5899,73

130,39

7645,91

168,99

2.

Виндрейское с/п

1817,49

2321,95

127,76

3320,32

182,69

3.

Дракинское с/п

17855,50

15087,13

84,50

20724,11

116,07

4.

Жуковское с/п

12955,65

14726,04

113,67

15563,67

120,13

5.

Кажлодское с/п

3254,15

3556,22

109,28

4539,15

139,50

6.

Красноармейское с/п

6601,08

48021,38

727,48

8391,23

127,12

7.

Краснопольское с/п

1328,77

1107,44

83,34

2051,03

154,36

8.

Лопатинское с/п

4038,13

3059,74

75,77

3122,01

77,31

9.

Морд-Юнкинское с/п

7218,74

1337,74

18,53

2548,40

35,3

10.

Никольское с/п

15609,27

2013,55

12,90

7503,62

48,07

11.

Салазгорьское с/п

15786,46

19748,24

125,10

24299,56

153,48

12.

Ст-Пичурское с/п

2708,15

2797,47

103,30

2995,06

110,59

13.

Сургодьское с/п

4706,28

4687,73

99,6

4260,55

90,32

14.

Тат-Юнкинское с/п

7691,35

28246,63

367,25

30427,95

395,61

15.

Хилковское с/п

5080,16

4253,37

83,7

6349,67

124,99

16.

Итого:

111175,72

156864,36

141,10

143672,24

129,23

Из таблицы отчетливо видно, что на протяжении рассматриваемого периода происходит рост поступлений от налога на имущество физических лиц как в отдельных сельских поселениях, так и в целом. Это особенно важно ведь данный налог является закрепленным доходом местных бюджетов. За 2014г. он составил 156864,36 руб., и к уровню 2013г. процент роста составил 41,10%, за 2015г. составил 143672,24 руб., по сравнению с 2014г. снизился на 13192,12 руб., но к уровню 2013г. вырос на 29,23%. Налог на имущество с физических лиц монотонно увеличивается. На величину поступлений налога в бюджет оказало влияние увеличения количества объектов налогообложения и совокупной налоговой базы, дифференцированная налоговая ставка, льготное налогообложение. По некоторым сельским поселениям наблюдается большой скачок увеличения налога на имущество с физических лиц, это связано с погашением налогоплательщиками задолженности за предыдущие годы, и регистрацией новых объектов недвижимости на кадастровый учет.

Проанализируем по сельским поселениям поступление налога на имущество физических лиц по численности населения проживающих в сельских поселениях на 1 января 2015г.

Таблица 3 – поступление налога на имущество физических лиц по численности населения проживающих в сельских поселениях Торбеевского муниципального района

Наименование

Налог на имущество, руб. 2015

Численность населения на 01.01.2015г.

Налог на имущество, на 1 человека

1.

Варжеляйское с/п

7645,91

1008

7,59

2.

Виндрейское с/п

3320,32

365

9,10

3.

Дракинское с/п

20724,11

1528

13,56

4.

Жуковское с/п

15563,67

966

16,11

5.

Кажлодское с/п

4539,15

632

7,18

6.

Красноармейское с/п

8391,23

604

13,89

7.

Краснопольское с/п

2051,03

283

7,25

8.

Лопатинское с/п

3122,01

427

7,31

9.

Морд-Юнкинское с/п

2548,40

400

6,37

10.

Никольское с/п

7503,62

558

13,45

11.

Салазгорьское с/п

24229,56

1230

19,70

12.

Ст-Пичурское с/п

2995,06

496

6,04

13.

Сургодьское с/п

4260,55

309

13,79

14.

Тат-Юнкинское с/п

30427,95

434

70,11

15.

Хилковское с/п

6349,67

964

6,59

16.

Итого:

143672,24

10204

14,08

Таким образом проведенный анализ свидетельствует что в целом за исследуемый период по сельским поселениям на одного жителя получено налога на имущество физических лиц 14,08 руб. Самое большое поступление на одного жителя в Тат-Юнкинском сельском поселении 70,11 руб. это связано с погашением недоимки за предыдущие годы, самое низкое поступление по Старо-Пичурскому поселению 6,04 руб.

Из этого вытекает закономерная необходимость, чтобы муниципальные образования уделяли достаточное внимание анализу причин недополучения налога. Проблема заключается в том, что при отсутствии у налоговых органов сведений о налогоплательщиках, объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, нет оснований для исчисления налога и предъявления его к уплате налогоплательщику. С их стороны должны быть конкретные действия по принятию действенных мер, которые бы способствовали увеличению доходной части местных бюджетов и устранению имеющихся недостатков.

Недвижимость не меняет своего места нахождения. Дом не сможет «переехать» в другое село. Недвижимость располагается по определенному адресу, имеет географическую привязку и каждый муниципалитет имеет право обложить эту собственность налогом и собирать налоговые платежи.

Проведенный анализ позволяет определить основные направления развития налогообложения имущества физических лиц, призванные способствовать социально-экономическому развитию муниципальных образований Торбеевского муниципального района, повышению доли налоговых доходов в местных бюджетах.

Первое направление- введение налога на недвижимость, который должен заменить два местных налога- налог на имущество физических лиц и земельных налогов. Важным условием для введения налога на недвижимость является его нормативные-правовые обеспечения со стороны местных и региональных органов власти.

Второе направление- формирование принципиально новых подходов к установлению элементов налога на недвижимость (субъекты, объекты, налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, прозрачный порядок исчисления, упрощенный порядок и сроки уплаты, обоснованные налоговые льготы).

Третье направление- обеспечение гибкого механизма формирования налоговой базы путем проведения кадастрового учета: утверждения методики оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, учитывающей региональные особенности; требований к привлекаемым оценщикам; методики проверки и утверждения результатов кадастровой оценки недвижимости; методики досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки недвижимости; порядка формирования сведений об объектах капитального строительства; порядка предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о сделках налогоплательщиков с недвижимым имуществом, о ценах на имущество подлежащих налогообложению.

Четвертое направление – снижение налоговой нагрузки для социально незащищенных категорий граждан путем дифференциации налоговых ставок

и налоговых вычетов по налогу на недвижимость.

Республика Мордовия в числе 28 регионов, перешедших с 1 января 2015 года на «новый» налог на имущество физических лиц. Главным отличием, которого, стало изменение налогооблагаемой базы и инвентарной на кадастровую, которая максимально приближена к рыночной. Что соответственно увеличит доходы местных бюджетов. Так же теперь облагаться будет и «недострой». Практика показывает, что с оформлением права собственности на объект недвижимости собственник не спешит. Поэтому работа по легализации объектов недвижимости на территории муниципального образования возлагается на орган местного самоуправления. Указанные мероприятия принесут реальные результаты только при тесном взаимодействии с Росреестром, налоговой инспекцией и прокуратурой.

Имущественное налогообложение - наиболее стабильный источник доходов бюджета на региональном и местном уровне. Более того, на практике развитой механизм налогообложения превращает имущественные налоги в средства повышения эффективности использования ресурсов и модернизации производства.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. От 29.12.2009)

  2. Алиева, Б. Х. Налоги и налогообложение : учебное пособие / Б.Х. Алиева. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 425с.

  3. Беликова, Т. Н. Все о налогах : учебное пособие Т.Н. Беликова. – СПБ.: Питер, 2015. – 467с.

  4. Вылкова, Е.С. Налоговое планирование : учебное пособие / Е.С. Вылкова. – СПБ., Питер , 2014.-367с.

  5. Евстингнеев, Е. И. Налоги и налогообложение : учебное пособие / В. Р. Захарьин. – М. : Инфра- М, 2014. – 320с.

  6. Иванова, Н. Г. Налоги и налогообложение . Схемы и таблицы: учебное пособие / Н. Г. Иванов. – СПб: Питер , 2016. – 304с.

  7. Мамрукова, О. И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О. И. Мамрукова. – М.: Омега-Л, 2015. – 315 с.

Просмотров работы: 1059