Бизнес - план разрабатывается с максимальной точностью как оптимизационный процесс, включающий обратную связь, взаимосвязь отдельных частей, а также оценка коммерческого, технического и других рисков[7].
Разработка бизнес - плана необходима для решения следующих задач:
четкой формулировки целей предприятия, определение конкретных количественных показателей их реализация и сроков достижения; разработка взаимосвязанных производственных, маркетинговых и организационных программ, обеспечивающих достижение поставленных целей; определение необходимых объёмов финансирования и поиска его источников; выявление трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта; организации системы контроля, за ходом осуществления проекта[9].
Резюме
Бизнес, которым проектируем заняться будет состоять в производстве колбасы вареной «Русская» и ее реализации через оптовую и розничную системы реализации.
Технология производства вареной колбасы «Русская» предусматривает использование различных видов мясного сырья, согласно рецептурам и технологическим инструкциям.
Сырьевая база благоприятствует развитию производства. Поставщиками сырья будут личные подворные хозяйства жителей Торбеевского и Зубово-Полянского районов Республики Мордовия.
Планируется в день выпускать 2338,3 килограммов колбасы вареной «Русская», в год 829,9 т.
Сбыт продукции будет осуществляться в розницу жителям Торбеевского и Зубово-Полянского районов. Продукция конкурентоспособна, обладает высокими вкусовыми качествами и энергетической ценностью, доступна по цене для потребителя. Срок окупаемости проекта 1,5 месяца. Организацию производства проектируемой продукции будут осуществлять специалисты высокой квалификации: технологи, мастера.
2. Цель бизнеса
Бизнес-план - документ, на основании которого инвестор или кредитор сопоставляют свое мнение о предприятии и принимают решение о предоставлении ей средств. Бизнес-план - это комплексный план развития предприятия, который описывает все основные аспекты его будущего, анализирует все проблемы, с которыми предприятие может столкнуться, а также определенные способы решения этих проблем.
Целью работы предприятия МПК «Атяшевский» является производство и реализация колбасы вареной «Русская». Основной целью является получение прибыли, которая в последующем будет направлена на расширение ассортимента выпускаемой продукции, улучшение технической базы предприятия, внедрение инновационной работы предприятия. Следующей целью является завоевание рынков сбыта за счет проведения активных рекламных мероприятий. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что целью работы предприятия МПК «Атяшевский» является производство конкурентоспособной, высококачественной колбасы вареной «Русская»[8].
3 Проектирование организационно-правовой формы производственной системы
Под предприятием понимается, самостоятельно- хозяйственный субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли[6]. Следовательно, предприятие как юридическое лицо приобретает все права и несет ответственность в соответствии с Гражданским Кодексом, другими федеральными Законами и Постановлениями Правительства РФ.
МПК «Атяшевский» расположено в поселке Торбеево, ул. Мясокомбинатская, д.№1. Как юридическое лицо в соответствии с первой частью Гражданского Кодекса Российской Федерации (ст.52 п.1), действует на основании Устава[7].
Основным признаком предприятия как юридического лица является его способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе неисполнение обязательств перед бюджетом[3].
4 Товар – продукт фирмы. Формирование образа товара
Проектируемая к выпуску вареная колбаса «Русская» по пищевой ценности должна отвечать требованиям технических условий.
Это будут батоны с чистой сухой поверхностью, без пятен, слипов, повреждений оболочки, наплывов фарша. Фарш равномерно перемешан, цвет розовый или светло-розовый. Продукт будет иметь свойственный данному виду продукции вкус с выраженным ароматом пряностей, в меру соленый, слегка острый[4].
В состав вареной колбасы «Русская» будет входить говяжье и свиное мясное сырье, что делает их незаменимым продуктом питания для питания людей. Вареные колбасные изделия отличаются хорошей усвояемостью, высокой пищевой и биологической ценностью.
Интерес к проектируемой продукции будет привлечен за счет рекламы.
Реклама обеспечит желаемую позицию нашей продукции на конкурентном рынке, активно продвинет ее к потребителям, поможет «захватывать» и удерживать клиентов и способствовать реализации стратегии деятельности бизнес-единицы[2].
Реклама должна содержать:
- бизнес-идею, быть правдивой, достоверной, усвояемой;
- быть адресной и вызывать положительные эмоции у своего «электората»;
- создавать привлекательный рекламный образ товара, возбуждать интерес и побуждать к покупке.
Будут использованы следующие виды рекламы: реклама через газеты, телевидение, радио[3].
5 Проектирование организации производственной системы
Для организации производства необходимо определить круг поставщиков, от которых мы будем получать сырье и материалы.
Упаковочные материалы (оболочка, тара) будут закуплены у фирм-поставщиков в городах Ростов, Нижний Новгород. Кроме того, эти фирмы окажут содействие в печати требуемого дизайна упаковочных материалов.
Вторичная упаковка представляет собой пластиковые ящики, также поставляемые данными предприятиями[6].
Таким образом, продукция МПК «Атяшевский» будет пригодна и удобна для целей транспортировки.
При выработке вареной колбасы «Русская» будут использоваться специи, которые планируем приобретать у поставщиков из г. Москва.
Обеспечение сырьем для производства продукции будет осуществляться нашими партнерами, осуществляющими убой скота и хранение мяса[4].
6 Анализ потребителей
Потребителями колбасы вареной «Русская» будут рестораны, кафе, школы, детские сады, больница, Жуковский филиал.
Кроме того, потребителями проектируемого продукта будет население Торбеевского и Зубово-Полянского районов, которым реализация колбасы «Русская» будет осуществляться через собственную реализационную сеть.
Следует отметить, что проектируемая к выпуску колбаса вареная «Русская» будет дешевле аналогов других производителей.
Результаты опроса, проведенного в ходе исследования спроса на проектируемую продукцию, показали, что каждый третий житель названных районов изъявил желание покупать вареную колбасу «Русская».
В среднем каждый человек в год потребляет 42 килограмма колбасы вареной.
Для того чтобы определить, сколько 1 человек потребляет продукта в день необходимо 42 килограмма разделить на 365 дней.
Получим, что на 1 человека в день приходится 115 граммов или 0,115 килограмма.
Таким образом, ежедневно через оптовую продажу будет отпускаться 333,5 килограммов колбасы вареной «Русская», в год объем продаж составит 98900 килограмм. Рассчитываем объем реализации колбасы вареной «Русская» в розницу.
В Торбеевском и Зубово-Полянском районах проживает 52000 человек. С учетом нормы потребления колбасы вареной в день на 1 человека равной 0,115 кг., норма поставки в день составит:
52000*0,115 =5980 кг.
Если предположить, что каждый третий житель названных районов будет покупать колбасу вареную «Русская» производства МПК «Атяшевский» нормы поставки будут равны:
5980/3=1993,3 кг.
Следовательно, в год норма поставок составит:
1993,3*365=727554,5 кг.
Таким образом, общий объем реализации в день составит:
333,5+1993,3=2327 кг;
В год: 98900+727554,5=826454,5 кг=826,5 т.
Такой объем продаж позволит предприятию МПК «Атяшевский» завоевать потребителя с различной покупательской способностью, укрепиться на товарном рынке, окупить затраты, связанные с выпуском и реализацией продукции.
7 Анализ конкурентов
Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации. Она может быть ценовая и неценовая.
Ценовая конкуренция подразумевает изменение цены в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры[7]. В ценовой конкуренции используются средства, не имеющие непосредственного отношения к ценам. Это улучшение качества продукции, реклама, организация дополнительного сервиса.
Неценовая конкуренция подразумевает сильные и слабые стороны предприятия и его конкурентов. Сильные стороны - это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, представляющая ей доминирующие возможности. Слабость-это отсутствие чего-то важного для функционирования компаний или то, что ей не удается (в сравнении с другими) или нечто ставящее ей неблагоприятные условия[8]. Слабая сторона, в зависимости от того, насколько она значительна в конкуренции, может сделать компанию уязвимой.
Нашими конкурентами являются предприятия по переработке и производству мяса и мясных продуктов, реализующие продукцию оптом и в розницу. Непосредственными конкурентами МПК «Атяшевский» являются мясокомбинаты «Оброчинский», «Первомайский».
Отрицательными факторами влияния на стабильную деятельность и экономические показатели работы предприятия являются, прежде всего, недостаточная сырьевая база, инфляция и недостаточное поступление финансов. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и проектируемого предприятия, показывает, что ключевыми и положительными факторами являются низкая цена продукта (рассчитываем на различную покупательскую способность населения), регулярная доставка продукции в удобное для потребителя время, низкий расход энергии для производства единицы продукции, использование современных технологий и оборудования, что позволит не только улучшить качество, но и расширять ассортимент выпускаемой продукции. Использование слабых сторон конкурентов позволит нам завоевать «нишу» на рынке, что в дальнейшем позволит увеличить объем вырабатываемой продукции и сегменты рынка.
8 Финансовый план
8.1 Расчет себестоимости продукции
Расчет материальных затрат представлен в таблице 1
Таблица 1 - Расчет материальных затрат
Виды затрат |
Ед. изм. |
Норма расхода |
Цена за единицу |
Затраты на 1 т продукции, руб. |
Затраты на весь объем, тыс. руб. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
Сырье и основные материалы: |
|||||||||
Говядина жилованная 1 сорт |
кг |
350 |
97 |
33950 |
28175,1 |
||||
Свинина жилованная полужирная |
кг |
600 |
107 |
64200 |
53279,58 |
||||
Яйца куриные или меланж |
кг |
20 |
45 |
900 |
746,91 |
||||
Молоко коровье сухое цельное |
кг |
30 |
9 |
270 |
224,07 |
||||
Соль поваренная пищевая |
кг |
20,9 |
5 |
104,5 |
86,72 |
||||
Натрия нитрит |
кг |
0,071 |
25 |
1,775 |
1,47 |
||||
Сахар-песок |
кг |
1,200 |
18 |
21,6 |
17,93 |
||||
Перец черный или белый молотый |
кг |
1,200 |
250 |
300 |
248,97 |
||||
Перец душистый молотый |
кг |
0,800 |
240 |
192 |
159,34 |
||||
Орех мускатный |
кг |
0,400 |
200 |
80 |
66,39 |
||||
Итого сырья и основных материалов |
100019,875 |
83006,49 |
|||||||
Вспомогательные материалы; |
|||||||||
Оболочка |
кг |
0,383 |
4 |
1,532 |
1,27 |
||||
Шпагат |
кг |
0,002 |
80 |
0,160 |
0,13 |
||||
Итого вспомогательных материалов |
1,692 |
1,40 |
|||||||
Энергия всех видов: |
|||||||||
Вода |
м3 |
16 |
15 |
240 |
199,18 |
||||
Пар |
мДж |
4,6 |
0,035 |
0,161 |
0,13 |
||||
Холод |
Дж |
436 |
0,360 |
156,96 |
130,26 |
||||
Сжатый воздух |
кг/м3 |
89 |
5 |
445 |
369,31 |
||||
Газ |
м3 |
17 |
19 |
323 |
268,06 |
||||
Электроэнергия |
кВт-ч |
65 |
2 |
130 |
107,89 |
||||
Итого энергии |
1295,121 |
1074,83 |
|||||||
Всего |
101316,688 |
84082,72 |
Калькуляция себестоимости 1 тонны колбасы вареной «Русская» представлена в таблице 2
Таблица 2
№ п/п |
Статьи калькуляции |
Сумма, руб. |
1 |
Материальные затраты за вычетом стоимости возвратных отходов |
101,32 |
2 |
Затраты на оплату труда производственных рабочих |
1,594 |
3 |
Отчисления на социальные нужды |
0,414 |
4 |
Общепроизводственные расходы |
1,594 |
5 |
Общехозяйственные расходы |
2,391 |
6 |
Коммерческие расходы |
0,645 |
7 |
Полная себестоимость единицы продукции |
107,958 |
8.2 Организация производства и определение точки безубыточности
Для организации производства вареной колбасы «Русская» необходимо купить оборудование, арендовать помещение для организации технологического процесса производства, транспорт для закупок сырья и реализации готовой продукции.
Определяем постоянные издержки в год:
Амортизация оборудования: 554,1*0,12=66,492 тыс. руб.
Аренда и ремонт помещения: 5*12+5=65 тыс. руб.
Амортизация машины (10%): 220*0,1=22 тыс. руб.
4)Амортизация мини-магазина (5%): 175*0,05=8,75тыс. руб.
5)Зарплата 1609200 тыс. руб.
6)Административные расходы 70 тыс. руб.
7) Коммунальные услуги - 70 тыс. руб.
8)Реклама-0,5% от себестоимости продукции 107,96*829,9*0,005=448,0 тыс. руб.
Итого постоянные издержки 2359,42 тыс. руб.
Определение точки безубыточности предприятия
Определяем объем производства (продаж), необходимый для обеспечения безубыточности проектируемого предприятия (точку безубыточности). Цены определяем по формуле 2:
С + П - Оц + НДС = От.ц. - Тн.= Рц, (2)
где С - себестоимость единицы продукции, руб;
П - прибыль (единичный вклад), руб;
Оц - оптовая цена предприятия, руб;
НДС - налог на добавленную стоимость (10%);
От.ц - отпускная цена предприятия, руб.
Рц - розничная цена предприятия. руб.
Тн - торговая наценка (25%).%
Рассчитываем оптовую цену за 1 т: Оц = 107,96+0,2*107,96 =129,55 тыс. руб.
Определяем оптово-отпускную цену: 129,55+0,1*129,55=142,5 тыс. руб.
Определяем розничную цену: 142,5+142,5*0,25=178,13 тыс. руб.
Определяем минимальный объем продаж в день
Е = (Постоянные издержки/ Единичный вклад) / 365 (3)
Е = (2359,42/21,6) /365=0,299т=299 кг
Определяем сумму прибыл за год по формуле:
(О1-О2)*К*365 (4)
где О1 - количество продукта, которое мы будем продавать в день, кг;
О2- количество продукта, которое мы должны продавать (Е), кг;
К - единичный вклад
Прибыль предприятия определим по формуле (4),она составит:
(2338,3-299)*21,6*365=16068571,82 руб.=16068,57 тыс. руб.
Выручка от реализации в год составит: 829,9*129,55=107513,8 тыс. руб.
Переменные издержки: 829,9*107,96=89594,83 тыс. руб.
Постоянные издержки – 2359,42 тыс.руб.
Валовые издержки: 89594,83+2359,42=91954,25 тыс. руб.
Сумма покрытия: 107513,8-89594,83=17918,97 тыс. руб.
Коэффициент покрытия: 17918,97/107513,8=0,17 или 17%.
Пороговая выручка: 2359,42/0,17=14156,5 тыс. руб.
Выручка от реализации выше пороговой:
Чтобы определить, насколько фактическая выручка превышает выручку, обеспечивающую безубыточность рассчитываем запас прочности: St=(R1 –R)/R*100 (5)
где St - запас прочности, %;
R - фактическая выручка, руб;
R1 -пороговая выручка, руб.
Определяем запас прочности по формуле (5)
St=(107513,8-14156,5)/107513,8*100=83,0%
Полученное по формуле значение прочности 83,0% свидетельствует о том, что 83% объема произведенной продукции предприятию приносят прибыль, так как порог безубыточного производства колбасы вареной «Русская» составляет 17 %.
8.3 Расчет прибыли и рентабельности
Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации и полной себестоимостью реализованной продукции: 107513,8-89594,83=17918,97тыс. руб.
Рентабельность продукции рассчитываем по формуле:
(6)
Где П – прибыль от реализации;
СС – полная себестоимость реализуемой продукции;
8.4 Схема уплаты налогов
МПК «Атяшевский» будет уплачивать следующие виды налогов:
- Налог на прибыль организаций:
уплачивается в размере 24% от валовой прибыли за минусом существующих льгот по налоговому законодательству РФ ежеквартально, а также авансовыми платежами ежемесячно от суммы предполагаемой прибыли;
- Налог на добавленную стоимость:
в размере 10% объема реализованной продукции, ежемесячно и авансовые платежи подекадно;
- Налог на доходы физических лиц:
уплачивается ежемесячно, в размере 13% от начисленной заработной платы работникам организации;
- Единый социальный налог:
ежемесячно в размере 26% от фонда заработной платы;
- Налог с владельцев транспортных средств:
уплачивается один раз в год в зависимости от количества единиц транспортных средств и мощности их двигателей;
9 Риски проекта
Целью предпринимательской деятельности является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск, по сути есть, вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли, которые можно иногда предугадать и избежать в некоторой степени. Потери, имеющие место в бизнесе, можно разделить на материальные, трудовые и финансовые. Классификацию рисков денежных потерь можно осуществить по различным признакам:
1) в зависимости от вида хозяйственной деятельности:
а) - предпринимательский;
- производственный;
- коммерческий;
- финансовый;
б) – потребительский.
2) по признаку проявления:
а) спекуляционный;
б) простой (чистый).
3) в зависимости от вида финансового посредничества:
а) инвестиционный;
б) страховой;
в) банковский.
Процесс управления рисками может быть разбит на несколько стадий, которые включают в себя:
- определение риска;
- выяснение риска;
- оценка риска;
- выбор методов управления риском;
- применение выбранного метода;
- оценка результатов[4].
Планирование, организация, руководство и контроль являются функциями финансового менеджмента и управления риском. При проведении анализа рисков, прежде всего надо определить источники и причины рисков, какие из них являются основными, преобладающими. Причиной рисков являются недостаток информации, неопределенность будущего, непредсказуемость поведения делового партнера.
Риск может быть:
- допустимым – имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;
- критическим – возможны непоступления не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков за счет средств предпринимателя;
- катастрофическим – возможны потери капитала, имущества и банкротство предпринимателя[10].
Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском до минимума.
В целом методы защиты от финансовых рисков могут быть классифицированы в зависимости от объекта воздействия на два вида:
-физическая защита,
-экономическая защита.
Физическая защита заключается в создании таких средств как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, наем охраны и так далее[14].
Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, использовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий.
Кроме того, общеизвестны 4 метода управления риском:
- упразднение;
- предотвращение потерь и контроль;
- страхование;
- поглощение[5].
Применение на практике этих методов означает, что всегда необходимо рассчитывать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску.
10. Стратегия финансирования и окупаемость вложений
В день через розничную торговлю МПК «Атяшевский» реализует - 1993,3 килограмма колбасы вареной «Русская».
в месяц: 1993,3*30=59799 кг;
Розничная цена за 1 килограмм колбасы- 178,13 руб.,
В месяц получим выручку от реализации в сумме:
59799*178,13=10652037,73 руб.=10652,04 тыс. руб.
Через оптовую продажу ежедневно реализуется предприятием 345 кг. колбасы вареной «Русская». Оптово-отпускная цена за 1 килограмм- 142,5 руб.
Поступления от оптовой продажи в день:
345х 142,5 руб=49162,5 рублей;
Поступления от оптовой продажи в месяц:
345*30*142,5=1474922,196 руб.=1474,92 тыс. руб;
В летние месяцы поступления от оптовых продаж сократятся:
(345-161)*30*142,5=786600 руб.=786,6 тыс. руб.
Расчет срока окупаемости инвестиций производим по формуле:
Ток. = К / П , (7)
где Ток. - срок окупаемости;
К - капитальные вложения, инвестиции;
П - прибыль.
Для организации производства МПК «Атяшевский» необходимо взять кредит на:
1) приобретение оборудования- 554,1 тыс. руб;
2) аренду и ремонт помещения -65 тыс. руб;
3) приобретение автотранспорта - 220 тыс. руб;
4) приобретение или аренду магазина -175 тыс. руб;
5) приобретение сырья и основных материалов, необходимых для непрерывного производства (создание нормативных запасов) в течение 4 дней:
107,96*2,338*4=1009,75 тыс. руб.
Итого сумма затрат 2023,85 тыс. руб.
Принимаем решение, взять кредит на сумму 2024 тыс. руб. сроком на 1 год.
Рассчитываем срок окупаемости:
Ток=2023,85/17918,97=0,11 года
Составляем график погашения кредита с учетом того, что кредит выдан под 17% годовых.
Заключение
Наша цель – создание прибыльного предприятия по производству колбасы варёной «Русская» реализована за счёт подробного описания разделов бизнес-плана.
Описанный метод бизнес – планирования достаточно надёжен, поскольку в нём учитываются возможности всех подразделений на основе собственной оценки.
На основании представленных расчётов можно сказать, что производство варёной колбасы «Русская» является делом выгодным и прибыльным.
Розничная цена варёной колбасы «Русская» составляет 178,13 тыс. руб. Прибыль за год составила 17918,97 тыс. руб. Показатели пороговой выручки и фактической выручки позволили определить зону прочности 83%.
Продукция предприятия пользуется большим спросом у населения, благодаря высокому качеству, сравнительно низкой цене и яркой упаковке.
Получение прибыли позволяет предприятию расширить ассортимент выпускаемой продукции, увеличить объём производства, повысить рабочим заработную плату и поощрить за качественно выполненную работу.
Список использованной литературы
1. Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм/- М: Финансы и статистика, 2011.
2. Грибов В. Д. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2012- 54 с.
3. Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ под ред. В.П. Грузинова. - М.: Банки и биржи,- 2012.
4. Журнал « Мясная индустрия» № 2, 2012 – 21 с.
5. Журнал « Мясная индустрия» №3, 2012 – 11 с.
6. Журнал « Мясная индустрия» № 9, 2012 – 21 с.
7. Журнал «Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий»№ 8, 2012 – 40 с.
8. Ивашов В.И. Технологическое оборудование предприятий мясной промышленности - Санкт – Петербург, ГИОРД, 2010 – 170 с.
9. Карлин Т. Р. Анализ финансовых отчетов. Учебник Т.Р. Карлин, А.Р. Макмин. - М.: “Инфра-М”,-2011.