ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Существующий уровень развития производства ориентирует современных специалистов на овладение необходимыми профессиональными компетенциями. При этом необходимо, чтобы на производство приходили специалисты, умеющие работать с информацией, самостоятельно совершенствоваться в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания и навыки.

С целью формирования и развития ключевых компетенций выпускника, нами, под руководством преподавателей специальных дисциплин, выполняются практико-ориентированные проекты.

Темы таких проектов относятся к практическим вопросам, актуальным для дальнейшей профессиональной деятельности и вместе с тем, требующим привлечения знаний студентов из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Данные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на профессиональные интересы самих участников. Например, во время обучения, нами были реализованы проекты следующей тематики: «Производство мясных паштетов», «Производство мясных рубленых полуфабрикатов», «Производство мясных полуфабрикатов в тесте», и другие.

При подготовке проекта определяются его основные цели и задачи, этапы реализации и виды осуществляемой студентами деятельности, результат и критерии его оценки. Особое внимание уделяется организации координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организации систематической внешней оценки проекта.

Одним из основных этапов проектной деятельности является планирование проектного задания. На этом этапе осуществляется разработка модели проекта, выбирается рациональная технология, проводится ее экономическая оценка. Итогом данного этапа является подробная технологическая карта проекта. В ней отражаются все необходимые ресурсы (временные, финансовые, трудовые, информационные, материальные), способы выполнения отдельных операций, план-график выполнения отдельных работ по изготовлению продуктов.

На следующем этапе, в ходе выполнения задуманного, возможны следующие виды деятельности: обеспечение наличия всех необходимых ресурсов, пробная выработка продукта, обсуждение возникших трудностей и способов их преодоления, анализ качества изготовленного продукта, определение его недостатков и путей их устранения, оформление сопроводительной документации и отчета о проекте.

Таким образом, практико-ориентированный проект включает активную деятельность студентов, начиная с выбора и обоснования ассортимента продукции, до отработки технологии с обязательной публичной презентацией полученного результата. Результатом является:

- продукция, подготовленная для дегустации;

- сопроводительные материалы в виде мини-исследования, альбома, презентации, видеофильма;

- средства для презентации продукции, реклама.

Итогом проекта является его презентация и защита. Защита происходит в виде выставки проектов с дегустацией выработанной продукции и рассказом о самом изделии и ходе работы над ним. Внешняя оценка проектов осуществляется сотрудниками производственного предприятия.

Результатом реализации практико-ориентированных проектов, помимо профессиональных компетенций, также являются способности студентов:

  • определять и развивать свои познавательные и профессиональные интересы,

  • выбирать для себя практический вид деятельности согласно распределенным обязанностям и интересам,

  • исследовать условия практической деятельности во время работы над проектом,

  • принимать ответственность и решать возникающие проблемы,

  • оценивать результаты и устанавливать общественную и профессиональную ценность своей проектной деятельности.

При анализе результатов проекта рекомендуется попытаться ответить на следующие вопросы: актуальна ли тема вашего проекта, для кого он предназначен, было ли проведено предварительное маркетинговое исследование и что оно выявило, какова идея проекта, разнообразны ли были предлагаемые идеи, правильно ли были сформулированы задачи проекта, удалось ли их реализовать, какими критериями руководствовались при оценке проекта, обоснованными ли они были, насколько хорошо спланировали и использовали предоставленное время, достаточно ли было знаний и умений, на каких этапах проекта возникали затруднения, в чем они заключались, как можно улучшить проект, то могло бы быть по-другому.

Результаты работы показывают, что практико-ориентированный проект для студента - это широкие возможности выбора самостоятельной деятельности, соединяющей интересы, задачи образования и профессиональные компетенции. Это тренировка умения найти и показать содержание своей деятельности, помощь в развитии навыков самоорганизации, умении доводить дело до продукта и презентации результата. Это показатель успешности освоения незнакомого способа деятельности. Системное использование метода проектов создает основания для поэтапного усложнения деятельности и отслеживания полученных результатов формирования профессиональных компетенций специалиста.

Просмотров работы: 1664