Основным направлением успешной работы при изучении иностранного языка является чтение и перевод текстов разных жанров. При этом одним из главных факторов успеха является мотивация студентов.
Одной из таких ведущих современных педагогических технологий, обеспечивающих эффективную организацию самостоятельной деятельности студентов и применяемых нами при работе над иноязычным текстом, является метод британского психолога Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» (TheSixThinkingHats). Этот метод позволяет нам получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие); это удобный инструмент, чтобы научиться лучше работать с информацией, критически анализировать проблемы, генерировать творческие идеи, организовывать свое мышление.
Раньше работу с иноязычным текстом мы строили стандартно: переводили текст, записывали и заучивали новую лексику, отвечали на вопросы по тексту, а затем проводили дискуссию, обсуждая главную тему и проблемы, затронутые в тексте. Сейчас мы работаем с текстом по новой технологии, используя метод «Шесть шляп».
Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаментальные трудности:
1. Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки.
2. Беспомощность. Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: “Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше”.
3. Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина.
Данный метод позволяет нам преодолевать подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Краткое изложение принципов использования 6 шляп:
Белая шляпа обозначает факты.
Желтая - позитивное мышление.
Черная – проблемы, противоречия.
Зеленая - творчество
Красная - эмоции.
Синяя – обобщение.
Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных, поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление.
Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
Например, на занятии по английскому языку мы организовывали дискуссию на тему “EducationinRussia” («Система образования в России»).
Каждый студент получил шляпу определенного цвета и вопрос ориентирующего характера:
белая шляпа — Какие уровни включает в себя система образования в России?
желтая шляпа — Какие преимущества имеет система образования в России?
черная шляпа — Какие недостатки имеет система образования в России?
зеленая шляпа— Что мы можем изменить в российской системе образования, чтобы улучшить ее?
красная шляпа — Каково ваше отношение к системе образования в России?
синяя шляпа — Какие выводы можно сделать из дискуссии?
Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
Эта технология позволяет развивать:
-Творческое мышление
-Критическое мышление
-Толерантность
Необходимо помнить, что эффективность обучения и воспитания в процессе работы над иноязычным текстом зависит от возможности применять содержание прочитанного в практической деятельности. Особенно важно, если в беседе о прочитанном обсуждаются актуальные проблемы. Также следует отметить, что метод шести шляп может быть успешно использован не только при работе с текстом, но и с грамматическими явлениями.