АНАЛИЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ИЗ РАССКАЗА «КOТ-ВOРЮГА» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ИЗ РАССКАЗА «КOТ-ВOРЮГА»

Калмыкова В.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Константин Георгиевич Паустовский - русский советский писатель, классик русской литературы. Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной семье. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ «На воде» и публикует в киевском журнале «Огни». В 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет. [2]

Константин Георгиевич Паустовский написал много интересных рассказов для детей о животных, такие как «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Барсучий нос». В произведениях многие персонажи, и люди и животные, о которых рассказывал писатель, реальные. В некоторых своих рассказах Паустовский пишет о герое по имени Рувим, например, в произведении «Кот-ворюга». На самом деле, у Константина Георгиевича был друг Рувим Фраерман. [2]

Рассказ «Кот-ворюга» был написан К.Г. Паустовским в 1935 году. Это произведение входит в сборник рассказов «Летние дни» и включено в программу «2100», авторы которой Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева.

Это произведение о взаимоотношениях людей и кота беспризорника. Из названия мы можем понять, что речь пойдет о коте, который воровал. Автор называет кота именно «Ворюгой», а не воришкой для того, чтобы создать у читателя негативное отношение к главному герою.

Рассказчик начинает повествование со знакомства с главным героем – рыжим котом. «У него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста»[1], из этого мы понимаем, что кот бездомный и уличный. Эпитеты «поглядывал зелеными нахальными глазами» [1] , «смотрел дикими глазами» [1] , показывают свободолюбивый и строптивый характер кота. Цвет кота ассоциируется с хитростью, хулиганством, это и хотел показать нам автор. Кличка « Ворюга» дана коту не случайно, а за его поступки. «Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб» [1] , «кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями» [1] , «Он украл со стола кусок ливерной колбасы» [1] . Причиной таких поступков было то, что коту приходилось выживать так, как он может. Коту приписывается способность совершать поступки, основанные на нравственных качествах, что также приближает его к человеку и является олицетворением: «это был кот, потерявший всякую совесть. Автор не одобряет поведение кота, называет его «кот - беспризорник» [1] , «бродяга» [1] , «бандит» [1] - это слова с отрицательной характеристикой. Другие герои не сочувствуют коту, в том, что у него нет дома и хозяев, которые могли бы заботиться о нем, а хотят поймать и наказать его, « Мы пришли в отчаяние» [1] , « мы не знали, как поймать этого кота» [1] , «почти месяц мы потратили, чтобы выследить рыжего кота». [1]

Завязкой является момент, когда кот украл кусок колбасы, так как именно с этого начинается развитие событий. Люди решили любым способ поймать воришку и им это удалось. Поимка кота и является кульминацией рассказа. После этого происходит решение, что же делать с котом. Автором используется восклицание « Выдрать!» [1] , для того что бы наиболее точно выразить эмоции героя. Но люди решили накормить и приютить кота. Ворюга получил замечательный ужин - «жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану». [1] После этого кот изменился. Автор использует олицетворение «он совершил благородный и неожиданный поступок», то есть приписывает свойства человека животному, чтобы показать, что кот искренне благодарен людям. - «Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу. Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем». [1] И сразу изменилось отношение людей к коту, его теперь не называют Ворюгой, не ругают и не прогоняют. Его переименовали в Милиционера. Рассказчик приводит сравнение «ходил по дому и саду, как сторож и хозяин», чтобы читатель понял, что у кота теперь есть свой дом. Это и является развязкой рассказа.

В рассказе поставлена проблема добра и зла, так как кота воспринимали как злодея. Людям не нравилось, что у них воруют. Жители задумались, почему же кот ворует, и было принято решение наказать кота «добром», дать ему то, о чем он мечтал. Кота накормили и забрали в дом. Поступок людей помог коту изменить свой характер и образ жизни. Таким образом, люди являются олицетворением добра, которое в очередной раз победило. Так же автор затрагивает проблему бездомных животных и их образа жизни, и приводит читателя к мысли, что нужно бережно относиться к братьям нашим меньшим, а не бросать их на произвол судьбы.

В Произведении прослеживается конфликт между людьми и котом Ворюгой, который доставлял людям неприятности и они хотели избавиться от него. Но у кота не было возможности жить по другому, ведь никто не заботился и не ухаживал за ним. Он выживал, как мог. В конце произведения конфликт разрешился, кот больше не ворует у людей, теперь у него есть дом и хозяева.

В рассказе Паустовского присутствует описание дома. Автор употребляет эпитет «в глухом, заброшенном саду» [1] , из этого становится понятно, что это никому не нужный дом. Под ним кот пытался спрятаться от людей. Возможно, автор хотел сравнить одинокого кота с этим старым домом в саду. Так как кот никому не был нужен и так же дом, который был завален «удочками, яблоками и сухими листьями».

Художественное время рассказа замкнутое, длительное, непрерывное и вне исторического времени. Художественное пространство сжатое, условное.

Мне понравилось произведение Паустовского «Кот-ворюга», так как оно поучительное, учит совершать добрые поступки и делать шаг навстречу тому, кто действительно в этом нуждается. Так же автор хочет показать нам, что добро всегда возвращается. Данный рассказ будет всегда актуален, ведь тема бережного отношения человека к животным не изживет себя никогда.

Рассказ «Кот – Ворюга» можно сравнить с другим рассказом Паустовского «Заячьи лапы». Эти произведения о животных и схожи тем, что в них звери нуждались в помощи, коту нужно было обрести дом и хозяев, а зайцу требовалось лечение. И только человеческое сочувствие, доброта и отзывчивость помогла во всем этом.

Cписок литературы:

  1. Кот- ворюга [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/paustovskii-raskazy/paustovskii-kot-voryuga.html (дата обращения )

  2. Биография Константина Паустовского [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://skazka.sloweb.ru/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9F%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE (дата обращения )

Просмотров работы: 4183