В числе смягчающих обстоятельств (при назначении наказания), прежде всего, принимается во внимание тот факт, что преступление совершено несовершеннолетним
При оценке личности несовершеннолетнего, особенно когда речь идёт о подростке 14-15 лет, должно быть выяснено соответствие степени развития личности виновного в преступлении возрасту, которого он достиг к моменту его совершения.
Особенности назначения наказания несовершеннолетнему, установленные уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, направлены на углубленный анализ обстоятельств совершенного преступления, данных о личности виновного, его роли в совершении преступления. Это способствует назначению несовершеннолетнему справедливого наказания с тем, чтобы, в конечном счёте, попытаться уберечь его от совершения новых преступлений.
Вторая сторона применения наказания – это его исполнение, которое регулируется не уголовным, а исправительно-трудовым (уголовно-исполнительным) законодательством и, следовательно, находится за пределами курса уголовного права. Основанием здесь, так же как и при освобождении от уголовной ответственности, являются невысокая степень общественной опасности деяния и характеристика личности.
Принудительные меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних являются самостоятельной формой индивидуализации ответственности за совершенное преступление, одним из видов освобождения от уголовной ответственности или наказания. Они могут быть применены к несовершеннолетним при наличии совокупности трех критериев, таких как: совершение преступления впервые, совершение преступления, относящегося к категории небольшой или средней тяжести (ч.2 и 3 ст. 15) и возможность исправления несовершеннолетнего без уголовной ответственности или без наказания.
При наличии вышеуказанных критериев, а также с учетом мотивов совершенного преступления и поведения виновного после совершения преступления, а равно при выяснении вопросов о том применялись ли к нему ранее принудительные меры воспитательного воздействия может быть поставлен как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства.
На стадии предварительного расследования прокурор или следователь с согласия прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела и передаче его материалов в специализированный государственный орган, который назначает несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия. На стадии же судебного разбирательства суд выносит сам постановление об освобождении от уголовной ответственности и назначает ему 1 или несколько нижеперечисленных принудительных мер воспитательного воздействия.
Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия ст. 90 ч.2.:
1.Предупреждение - состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом. Оглашая постановление о применении принудительной меры воспитательного характера в виде предупреждения, судья обратил особое внимание на то, сколько материальных средств и времени было затрачено и сколько задействовано людей для проверки поступившего сообщения. Какой материальный ущерб был нанесен государству и моральный вред людям. В постановлении подчеркивалось, что в случае совершения нового преступления несовершеннолетнему будет назначено наказание (из материалов неопубликованной судебной практики).
2.Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Назначая несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в виде передачи его под надзор родителей или лиц, их заменяющих, осуществлять надзор за несовершеннолетним (характер их работы, образ жизни и т.д.) и оказывать на него воспитательное воздействие. Закон не содержит рекомендаций относительно получения согласия от родителей либо лиц их заменяющих на осуществление надзора за несовершеннолетними. Но необходимость получения такого согласия органами, применяющими принудительную меру воспитательного воздействия вытекает их смысла и целей назначения данной меры. При этом форма выражения согласия на осуществление надзора не имеет принципиального значения, но с процессуальной точки зрения предпочтительнее письменная форма получения согласия.
3.Возложение обязанности загладить причиненный вред. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него самостоятельного заработка, трудовых навыков и достижением 15 летнего возраста. Под самостоятельным заработком следует понимать не только плату, полученную за выполнение постоянной или временной работы, доходы от предпринимательской деятельности, но и стипендию, и другие виды выплат. Трудовые же навыки несовершеннолетнего в целях возмещения вреда причиненного преступлением, используются с учетом положений ст. 43, 46, 48, 175, 177, 179 КЗоТ РФ (о сокращении продолжительности работы; о запрещении работы в ночное время; о работах на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет; о запрещении привлекать работников моложе 18 лет к сверхурочным работам; о нормах выработки для молодых рабочих).
4.Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.
Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетними, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, чётко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из наиболее важных задач.
Поскольку главными детерминантами преступных проявлений несовершеннолетних являются недостатки воспитания и влияние среды, общество вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать её на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное воспитание или оказавших прямое отрицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих правонарушителей.
Именно в связи с этим появились различия в назначении наказания несовершеннолетним и возникновения порядка освобождения их от уголовной ответственности и данного наказания. При выделении отдела посвященного уголовного наказания законодатель руководствовался тем, что несовершеннолетний в силу своего физического, нравственного и духовного развития не может в полной мере отвечать за свои поступки и поэтому виды наказаний в большей степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе.
К несовершеннолетним не могут быть применены такие виды наказаний, как пожизненное лишение свободы. Это вполне выражает принцип справедливости, т.е. наказание должно соответствовать личности виновного. К сожалению судебная практика показывает нам то, что на первом месте по применению наказания стоит лишение свободы, которое в 70% назначается условно и в основном не несет желаемого результата, на мой взгляд надо на много чаще применять альтернативные лишению свободы наказания, что с одной стороны оставит несовершеннолетнего в его привычной среде, а с другой стороны в отличии от условного осуждения не порождает иллюзию безнаказанности. К сожалению, существуют недостатки и непосредственно в Уголовном Кодексе, который не совсем конкретно раскрывает нормы о привлечении и освобождении от уголовного наказания несовершеннолетних. К тому же иногда сами нормы не применяются в полном объеме на практике, это объясняется отсутствием необходимой базы для осуществления данных норм. Так, например, арест и обязательные работы стали применятся недавно и конечно же сразу не получили широкого распространения, также еще не преодолены все шероховатости при исполнении данных видов наказания.
Серьезного рассмотрения требует вопрос об освобождении от уголовного наказания несовершеннолетних. Применение данной процедуры должно нести разумный характер, так как при освобождении от уголовного наказания несовершеннолетний может повести себя по-разному, один осознает свое противоправное поведение, другой же воспримет это как разрешение на продолжение своего беззаконного поведения.
Таким образом, автор статьи подчеркивает, что уголовное законодательство РФ, учитывая недостаточную возрастную и социальную зрелость несовершеннолетних, устанавливает ряд особых правил, которые ограничивают и смягчают применение к ним уголовной ответственности, наказания и освобождение от них.
Список использованной литературы
1.Абубакиров Ф. М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия организованной преступной деятельности несовершеннолетних: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 1995. — 223 с.
2.Авдеев В. А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Санкт-Петербург, гос. ун-т. СПб.,1996. - 18 с.
3.Авдеев В. А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1996. — 158 с.
4.Авдеев В. А. Теория и практика условно-досрочного освобождения несовершеннолетних (Сравн. анализ УК РСФСР 1960 и УК РФ 1966 гг.): Учеб. пособие. Иркутск: Иркут. гос. ун-т.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации. От 13.06.1996 ,№63-ФЗ(ред.от 22.11.2016)