АВТОРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУКЛА КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АВТОРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУКЛА КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Маевская Е.С. 1, Ершова Л.В. 2
1Шуйский филиал ИвГУ, г. Шуя Россия
2Шуйский филиал ИвГУ, факультет искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С давних времен, кукла бытовала у разных народов, становясь органичной частью культуры. На протяжении веков кукла выполняла множество функций (ритуально-обрядовую, магическую, культовую, игровую, педагогическую, праздничную, театральная, сувенирную и др.). В наши дни некоторые функции утратили свое значение, другие ушли на второй план. Кукла в современном мире выступает преимущественно как игрушка, усиливается ее сувенирная, праздничная, декоративно-интерьерная функция. Разнообразие кукол формировалось на основе, с одной стороны, по видам материалов, которые использовались для изготовления (деревянная, соломенная, текстильная, глиняная, пластмассовая, и т.д.), с другой, - по способам ее изготовления (скрутка, лепная, сшитая, точеная и т.д.), с третьей, по технологии изготовления - традиционная (рукотворная), массовая (промышленное производство) авторская (индивидуальная, созданная ручным способом). Цель данной статьи - рассмотрение понятия «авторская кукла», как объекта изучения. Это понятие появилось и стало популярным в современной художественной жизни, не так давно. Толковый словарь В.И. Даля дает значение слова «автор» (лат. творец, сочинитель, писатель), а слово «авторский» (ему свойственный, к нему относящийся).[1] На основе этих определений можно сказать, что авторская кукла представляет собой творение свойственное автору. Как отмечает М.А Марченко, «обозначение «авторский»…- следствие стремления выделить из поточных дизайнерских разработок, изделий художественной промышленности произведения, рождающиеся при непосредственном участии автора не только на стадии создания проекта или образца, но и на этапе претворения их в материале».[3] В ходе исследования было установлено, что история авторской куклы, начинается с XVIII века, с появления фарфоровой куклы. Первые куклы из фарфора появились во Франции и изготавливались мастерами-кукольниками вручную. Такие куклы были довольно дорогими, редкими и уникальными. Со временем, ручное производство фарфоровых кукол, превратилось в машинное и своеобразие кукол исчезло. Сущность авторской куклы еще до конца не осознана, в среде кукольников идут споры, в которых одни авторы выделяют некую схожесть авторской куклы и кукол Пандор, популярных среди знатных дам в XVII веке, другие говорят об авторской кукле, как об интерьерной. Долгое время массовая (промышленная) кукла представляла собой конвейерные, однотипные пластиковые и резиновые образцы, служащие в основном для игры. Официальным временем появления авторской куклы, как самостоятельного культурного феномена считается, предположительно, конец 20 - начало 21 века. Долгое время понятие «авторская кукла», включала в себя и работу художника- кукольника на производстве, и предмет хобби-рукоделия, и самодельную и производственную плюшевую игрушку и даже нарисованную ребенком бумажную куклу. Но позднее, уточняясь, это понятие стало предполагать продукт художественно-дизайнерского труда. Многие исследователи сходятся во мнении, что авторская кукла - следствие слияния, синтеза нескольких видов искусств, авторы стремятся экспериментировать с разными материалами, техниками, формами и т.д. Поэтому сейчас авторская кукла по праву может быть отнесена к одному из видов декоративно-прикладного искусства, в связи с чем, авторская кукла приобрела дополнительное определение - «художественная». Согласно определения, данного А.В. Романовой, авторская кукла - это многослойный, антропоморфный объект, созданный как автономное произведение искусства[4]. Каждая кукла несет на себе уникальный авторский почерк, точно также как в произведениях живописи угадывается манера мастера. При всем разнообразии кукол одного автора, в них можно обнаружить объединяющие стилистические и дизайнерские особенности, которые в свою очередь дают представление об авторе. Каждая художественная кукла, это не просто фигура в костюме, это сложный, тщательно продуманный уникальный художественный образ. В основе концепции любой куклы лежит, в первую очередь, идея, а затем средства, с помощью которых этот образ создан. Не зависимо от типа авторской куклы, прежде всего, ее облик представляет нам персонажа, героя со своими эмоциями и характером, и только потом - материальное, пластическое и колористическое воплощение образа. Каждый автор – дизайнер, разрабатывая идею художественного образа, отталкивается от своих вкусов, предпочтений, имеющегося опыта и потребностей рынка; отсюда - существует бесконечное разнообразие дизайнерских кукол (фольклорные, с этническими мотивами, национально-региональные, карнавальные, исторические, соответствующие разным эпохам и стилям, современные и т.д. ). Помимо эстетических, декоративных функций авторские куклы несут большой педагогический потенциал. Приобщение учащихся к кукольной культуре расширяет их кругозор, познавательные интересы, помогает формировать у школьников представление о моде, эпохах и стилях, о костюме народов своей страны и других народов; вовлечение учащихся в проектировачную и дизайнерскую деятельность позволяет развивать их дизайнерское мышление, художественный вкус, художественно - практические умения и навыки [5].

Список литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

  2. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры. Таллин, 1992.

  3. Марченко М.А. Авторская художественная игрушка в искусстве XX века. Проблемы, тенденции, имена: дисс…. Канд. Искусствоведения,, СПб., 2009.

  4. Романова А.В. Искусство куклы в контексте отечественной культуры второй половины XX века. СПб., 2010.

  5. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство . 4 класс.метод. пособие / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Москва, 2005.

Просмотров работы: 847