СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-нравственное воспитание курсантов.

В статье представлены нравственные качества курсанта. Анализ его нравственного воспитания в учебном процессе. Проанализирована сущность понятия нравственности. Попытаться систематизировать основные задачи поднятия духовной культуры курсантов в современной жизни. Ключевые слова: социально-нравственное воспитание, профессиональная подготовка курсантов, социально-культурные условия, нравственно-ценностные ориентации, социальные потребности, модель формирования социально-нравственной направленности личности..

Введение

В данной статья рассматривается значимость этических знаний в формировании нравственного воспитания курсантов. Так же рассмотрим методы социального воспитания курсантов.

Актуальность проблемы нравственного воспитания курсантов вузов МВД России диктуется теми социально-экономическими изменениями, которые произошли в нашем обществе в связи с вступлением в рыночные отношения. Возникающие жизненные, экономические нестабильности вызывают у людей страх перед будущим, усиливают процессы отчуждения. Реальна опасность разрушения системы наследования культурно-исторического опыта, дегуманизации личности и общества, разобщения поколений. В этих условиях молодые люди нуждаются в социальной защите и педагогической помощи.

Организационно-педагогическое разрешение данной проблемы создаст определенную основу, на которой может успешно осуществляться социализация личности специалиста ОВД, формироваться ее способность к самосознанию, самоанализу и самооценке, выработка устойчивой установки на самосовершенствование, готовность к выполнению своего служебного, гражданского и общественного долга.

Большой вклад, для решения проблемы нравственного становления личности молодого человека, внесли труды российских педагогов, философов и психологов прошлых лет (К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова,

К.П. Победоносцева).

Основная часть

Для того, чтобы определить социально-нравственные ориентации воспитания курсантов, нужно понять, что означает понятие «социально-нравственное воспитание» и как данное понятие связанно с воспитанием курсантов. Социально-нравственное воспитание является активным и целенаправленным педагогическим процессом, который формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение в обществе. Курсанты- это будущие полицейские, которые в любом случае будут взаимодействовать с людьми и они должны правильно себя подать, правильно реализоваться в глазах общества, уметь находить общий язык с любыми людьми.

Нравственное воспитание курсантов начинается с внесения в их сознание этнических знаний. Для того, чтобы курсант всегда поступал высоконравственно, он должен знать и понимать, что есть нравственное и что-безнравственное, что есть добро и зло, что есть честь, но в тоже время и бесчестие, что есть служебный долг и личное достоинство.

Важное воспитательное и побудительное воздействие на курсантов оказывает творческое и активное обсуждение таких этических категорий, как долг, совесть, честь, справедливость, добро и зло, например в ходе изучения курса «Профессиональная этика», где приводятся примеры высоконравственного поведения сотрудников, их мужества, стойкости, принципиальности, скромности, анализируются безнравственные поступки отдельных лиц. Не только этические знания способствуют формированию нравственно совершенной личности, но и лекции, семинарские занятия по юридическим дисциплинам, философии, истории Отечества, экономики, культурологии, политологии, социологии несут в себе «заряд» нравственности.

Так же я считаю, что именно индивидуальный подход преподавателя к каждому курсанту позволяет в процессе обучения и воспитания учесть черты и свойства курсанта, прогнозировать его действия, поступки и поведение. Индивидуальный подход - это забота о том, чтобы каждый курсант работал с полной отдачей сил, использовал все возможности для успешного освоения учебной программы. Программу обучения должен усвоить каждый курсант, но путь к высокому уровню профессиональной подготовки у каждого может быть свой.

Курсанты зачастую испытывают большие трудности морально-психологического характера, нередко неадекватно воспринимают те или иные действия старших товарищей, болезненно реагируют на замечания командиров, остро переживают неудачи, ошибки, проявляют сомнения в правильности профессионального выбора. В этих условиях очень многое зависит от педагога, воспитателя. Хороший воспитательный эффект в этом случае дает ознакомление курсантов с историей вуза, кафедрами, выдающимися представителями педагогического коллектива, с ветеранами правоохранительных органов, а также хорошо продуманные торжественные ритуалы, например такие, как принятие Присяги, присвоение специального звания с вручением погон.

Нравственно воспитание заключается ещё и в том, что курсанты должны ощущать поддержку, моральное влияние командиров, педагогов-воспитателей даже тогда, когда они находятся вне стен вуза.

Социальная среда-постоянно действующий фактор, который не поддается быстрому изменению и воздействует на курсантов как положительными её гранями, так и отрицательными. Задачей педагога- воспитателя, в данном случае, является исключить негативное влияние неблагоприятных условий.

Например, трудности в учебе, нездоровый моральный климат в группе, неурядицы в семье, необъективное общественное мнение о деятельности правоохранительных органов - все это может привести к внутренней деформации, которая позднее отразится на профессиональной подготовке курсантов. Поэтому педагогу-воспитателю необходимо учитывать половозрастной фактор, морально-психологическую атмосферу в группе и немедленно принимать меры воспитательного характера. Среди этих мер важное место занимает привитие любви к будущей профессии, уважение к человеку и закону, стремление быть честным, иметь чувство личной ответственности за порученное дело.

Важным условием адаптации курсантов является вовлечение их в активную общественную работу, участие в художественной самодеятельности, организация тематических вечеров, поощрение успеха в порученном деле, учёбе.

Формирование у курсантов необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств, которые оказывают заметное влияние на общее развитие каждой личности и выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, самому себе. Человек, не способный подчинить свои эмоции интересам общего дела, имеет ущербную нравственную ориентацию. Положительные же нравственные чувства играют важную роль в создании здорового морально-психологического климата в коллективе учебного заведения и в быту. Какими бы профессиональными знаниями, умениями и навыками ни обладал курсант, но если он заносчив, мстителен, груб, черств, то его положительные профессиональные качества не дадут должного эффекта в его будущей профессиональной деятельности.

Для курсантов вузов МВД России содержание нравственных отношений определяет их отношение к обществу, государству и личности, необходимость защищать их, добросовестно выполнять профессиональные обязанности, быть верными Отчизне.

Формы нравственных курсантов зависят от того, каким образом они способны реализовать нравственные требования: определить необходимость тех или иных действий, быть способным к формированию нравственных качеств, уметь оценить конкретный поступок в конкретной ситуации, умение подчинить свою деятельность нравственному идеалу. Всё это преломляется в особых личностных формах морального отношения: чести и достоинства, долга, ответственности, совести как способа внутреннего самоконтроля личности.

По-моему мнению, нравственные качества курсантов квалифицируются как хорошие или дурные, а его поступки-как справедливые или несправедливые, нравственные или безнравственные.

Каждый курсант в своей жизни сделал для себя важный выбор-он избрал профессию, которая будет связана с деятельностью в сфере правопорядка и которая будет не только подвергать его жизнь разным риском, но и потребует значимых нравственных качеств.

В правоохранительной деятельности выпускникам вуза будут доверяться такие моральные ценности, как честь и достоинство человека, его доброе имя, свобода, а иногда и жизнь. Авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета сотрудников ОВД, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, нравственного поведения, которое выражается в знании профессионального этикета и умения проявлять такт, уважительное отношение к окружающим.

Известно, что существуют нормативные акты и рекомендации относительно того, как должны вести себя курсанты в будущей профессиональной деятельности, правил обращения с гражданами. Эти правила изучаются курсантами, а внедрение их в жизнь и есть одна из педагогических задач. В процессе нравственного воспитания курсантов важно довести до их понимания, что этикет не простая совокупность заученных манер, приемов, жестов, а составная часть нравственной культуры, которая является непременным условием реальных позитивных результатов профессиональной деятельности и высокого авторитета сотрудников ОВД.

Важным в поведении курсантов в общественных местах является соблюдение чувства меры, например, в интонации, речи, жестах, костюме, осанке, косметике, походке. Общим для всех правил нравственно-эстетического поведения курсантов (находятся ли они в учебном заведении, учебной группе, на улице, в театре, в транспорте, в столовой) является соблюдение ими собственного достоинства и доброжелательное, уважительное отношение к другим.

Гражданское мужество, сильная воля, способность осуществлять нравственный контроль и самоконтроль, решимость в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе - вот характеристики нравственного воспитания личности, которая сможет в профессиональной деятельности противостоять нарушениям и деформациям общепринятых норм, насилию и жестокости.

Основными задачами социального воспитания курсантов являются:

- формирование готовности выполнять приказы старших начальников, принимать решение в сложной обстановке и нести за него полную ответственность;

- развитие чувства долга, чести, чести, гордости за государство и свою будущую профессию;

- развитие мотивации к самосовершенствованию, повышению профессионального мастерства и разностороннему развитию;

- повышение уровня культуры.

Агентами социального воспитания курсантов являются:

- средства массовой информации;

- общественные организации;

- военные учреждения культуры;

- органы местного управления;

- командиры и начальники всех степеней, а также органы воспитательной работы;

- курсант.

Методы социального воспитания курсантов – это совокупность приемов и средств воздействия на сознание, чувства и волю курсантов для достижения целей, формирования и развития качеств, необходимых им для интеграции в социум.

Методы социального воспитания курсантов делятся на несколько категорий: индивидуальные методы, коллективные методы, методы стимулирования, методы оценки и коррекции.

Индивидуальные методы включают в себя: доверие, пример, убеждение, просьбу, эмоциональное воздействие, эмоциональное воздействие, создание воспитывающих ситуаций и ситуаций успеха, критику и самокритику.

К коллективным методам относят соревнования и общественные мнения.

К методам стимулирования относят поощрение и принуждение. Метод поощрения позволяет развивать стремление и усердие в процессе обучения. Метод принуждения способствует искоренению недисциплинированности некоторых курсантов, а также их вредных привычек.

Метод оценки подразумевает проведение анализа деятельности курсантов, их уровня воспитания на определенном этапе своего развития.

К методу коррекции можно отнести переубеждение, переучивание, метод «взрыва», разрыва(прекращения) нежелательных контактов. Метод переубеждения-это целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение курсанта, чтобы восстановить, развить и закрепить положительные и преодолеть отрицательные взгляды и качества. Его действенность зависит от личного авторитета воспитателей, единства слова и дела, нравственного содержания выполняемых действий.

Метод «взрыва» - заключается во внезапном раскрытии перед курсантом содержания его отклонений в поведении от уставных норм в такой форме, которая побудила бы его сделать педагогически и социально целесообразный выбор. В результате применения данного метода курсанту становится очевидна неприглядность своего поведения, что помогает ему искоренить различные отклонения в своем поведении.

Метод разрыва (прекращения) нежелательных контактов курсанта – заключается в перемещении последнего внутри коллектива подразделения, либо переводе его в другое подразделение, в другую часть.

Заключение

В заключении хочется отметить, что нравственное воспитание курсантов очень зависит от педагогов-воспитателей, и так же самих курсантов. Курсант должен понимать, какая на его плечах лежит ответственность и что он должен быть высоконравственным, честным, справедливым.

Педагоги-воспитатели должны к каждому курсанту находить индивидуальный подход, применять разные методы нравственного воспитания.

Я считаю, что современный учебно-воспитательный процесс в МВД должен развивать навыки самосовершенствования и реализовать требования Министра обороны о повышении уровня дисциплинированности, воинского долга, морально-боевых качеств, общей культуры выпускников ввуза. Так же, помимо нравственного воспитания курсанты должны развивать в себе верную самооценку, не преувеличивая своих недостатков, одновременно развивать и "внешние достоинства". "Внешние достоинства" составляют - точную исполнительность, привычку к порядку, бережливость и опрятность, внимание к приличиям, приветливости, вежливости и другим положительным нравственным качествам.

Список литературы

1.Гончаров М.Н. «Формирование нравственно-патриотических ценностей курсантов на начальном этапе социального становления в военном вузе.

2. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) (Протокол №21).

3. Общие основы педагогики, учебное пособие, Краевский В.В., 2005.

4.Научная статья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-kursantov-vuzov-mvd-rossii.ru

Просмотров работы: 579