ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОВЛАДЕНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧЬЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОВЛАДЕНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧЬЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры, являющейся необходимым условием успешности любого вида деятельности и взаимоотношений с другими людьми. Общее недоразвитие речи проявляется в недоразвитии всех сторон речи, что негативно отражается на всех компонентах психического и социального развития ребенка. Соответственно в педагогической науке и в образовательных учреждениях идет поиск путей повышения эффективности обучения дошкольников с общим недоразвитием речи.

В отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных проблемам коррекции и развития речи детей с общим недоразвитием речи, традиционно уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены этими детьми. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация оказался за рамками анализа специалистов. Как указывает А.Н. Леонтьев, мотивация является центральным механизмом речи. Она определяет качественные особенности речевых высказываний, обеспечивает успешность речевой деятельности и достижение высокого уровня ее развития [3, с.56].

К старшему дошкольному возрасту ребенок достигает достаточно высокого уровня развития мотивационной сферы: утрачивается ситуативность мотива, ребенок способен осознать смысл потребности, при помощи взрослого поставить сознательную цель, возникает целевая иерархия. Формируется важнейшее качество побуждений, которым подчиняются действия зрелого человека – соподчинение мотивов [2,с.32].

Динамический анализ ситуации свидетельствует о том, что за последние несколько лет о ежегодно увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Формирование правильной речи является одной из задач дошкольного образования и особенно важно решить эту задачу в отношении данной категории детей. С учетом того, что мотивация является центральным механизмом речевой деятельности, в планирование работы по преодолению общего недоразвития речи, необходимо включать мероприятия, направленные на психолого-педагогическую поддержку дошкольников в процессе формирования мотивации к овладению правильной речью, что обуславливает актуальность темы исследования.

По мнению С.М. Валявко, дети с общим недоразвитием речи представляют собой разноуровневую группу, в которой можно выделить слабо мотивированных и мотивированных дошкольников к исправлению речевого дефекта. Автором были выделены следующие этапы формирования мотивации правильной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: адаптационный, диагностический, мотивационный, деятельностный [1,с.3].

Необходимость адаптационного этапа в формировании мотивации к овладению правильной речью вызвана тем, что детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи - это новый период в жизни ребенка. Цель данного этапа - адаптация дошкольников с ОНР к новой социальной ситуации. В этот период педагогами группы проводится стандартизированное наблюдение за детьми, уточняется позиция родителей в восприятии дефекта, родительские установки, особенности реагирования ближайшего окружения, выявляются специфические образы поведения членов семьи, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование мотивации ребенка.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, организация работы с родителями, осуществление игровой деятельности с дошкольниками, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок - ребенок», поможет оптимизировать процесс адаптации дошкольника с общим недоразвитием речи к детскому саду.

Важность диагностического этапа определяется тем, что результаты исследования мотивации к овладению правильной речью у дошкольника с ОНР предоставляют возможность учителям-логопедам более грамотно осуществлять процесс формирования речи в условиях дошкольного учреждения.

Изучение мотивации к овладению правильной речью дошкольников с ОНР проводилось в МБДОУ «Детский сад № 124» г. Череповца в 2016 году. В констатирующем эксперименте принимали участие 20 детей 5-6 лет, имеющие заключение ПМПК «Общее недоразвитие речи 2 – 3 уровня», а также 20 дошкольников с нормой речевого развития. Методикой изучения мотивации правильной речи у дошкольников выступил тест С.М. Валявко [1,с.5].

Количественный анализ полученных данных показал, что дети дошкольного возраста имеют разный уровень сформированности мотивации к овладению правильной речью. Большинство детей с общим недоразвитием речи были отнесены к слабо мотивированным воспитанникам – 70% (14 человек), мотивированные дошкольники составили всего 30% (6 человек). Дошкольники с нормальным речевым развитием показали более высокий уровень мотивации к овладению правильной речью – 90% (18 человек) были отнесены к мотивированным и лишь 10% (2 человека) к слабо мотивированным дошкольникам.

Таким образом, анализ полученных данных показал, что дети с ОНР, по степени сформированности мотивации к исправлению речевого дефекта, представляют собой разноуровневую группу. Большинство дошкольников с ОНР слабо мотивированы на исправление речевого дефекта. Это выражается в быстром исчерпывании первоначального мотива, малой значимости учебного требования, проявлении игровой мотивации. У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с мотивом стремления к успеху выделяется мотив избегания неудач, наблюдается мотивационная ригидность. Уровень мотивации детей определяет их личностные особенности, поведение и специфику деятельности.

Результаты диагностики позволяют педагогам на мотивационном этапе разработать методы и приемы по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей с ОНР, а также сформировать мотивацию родителей к исправлению нарушения речевого развития у их детей. Известно, что родители часто отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют определенными навыками, умениями и педагогическими знаниями. Именно поэтому так важно повышать родительскую компетентность в вопросе формирования мотивации правильной речи дошкольников с ОНР путем создания программ, нацеленных на осуществление взаимодействия учителя-логопеда и родителей.

Формирование речевых умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет зависеть не только от родительской компетентности в вопросах коррекционно-образовательного процесса, но и от учета личностно значимых мотивов дошкольника, актуализации социальных и познавательных мотивов освоения речи, развития на их основе игровой мотивации, применения коммуникативных ситуаций различных типов (игровые сказочные, игровые жизненные, ситуации сотрудничества со сверстниками в совместной продуктивной и познавательной деятельности).

Разработка методов и приемов по формированию мотивации правильной речи у детей с ОНР, а также становление мотивации родителей к исправлению нарушения речевого развития у дошкольников, невозможны без психологического сопровождения коррекционно-образовательного процесса, предполагающего воздействие на когнитивную, эмоционально-волевую сферу и формирование речи дошкольника с общим недоразвитием речи. Все это нашло отражение в деятельностном этапе формирования мотивации правильной речи у детей с ОНР.

Благоприятным условием формирования мотивации к овладению правильной речью у детей с ОНР является общество сверстников, возможность общения друг с другом в дошкольном учреждении, совместные игры и занятия. Благодаря этому условию успешно формируются коллективные взаимоотношения детей и создаются наилучшие возможности для развития правильного говорения.

Решение проблемы формирования правильной речи у дошкольников старшего возраста с ОНР невозможно без создания в группе атмосферы любви, уважения, эмоционального благополучия. Большое значение в формировании мотивации к правильному говорению дошкольников с общим недоразвитием речи имеют различные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков; на формирование эмоциональной стабильности ребенка, положительной самооценки.

Специалисты детского сада (психологи, воспитатели, логопеды) должны поддерживать непрерывную связь с родителями, которая осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы и отражается в перспективном планировании работы учителя-логопеда с семьей. Родители должны стремиться в совместной деятельности с дошкольником повышать его самооценку, способствовать проявлению лидерских качеств, совершенствовать умение взаимодействовать с ровесниками и взрослыми.

Таким образом, учитель-логопед и воспитатели дошкольного учреждения совместно с родителями должны осуществлять одно из важнейших условий развития речи ребенка с ОНР - мотивацию к овладению правильной речью. Для этого необходимо создавать такие предпосылки, которые будут стимулировать собственное желание у дошкольника правильно говорить.

Литература

  1.  
    1.  
      1. Валявко С.М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. М., 2006. С. 3 – 5.

      2. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации у дошкольников и младших школьников. М., 1991. С. 32.

      3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М., 1971. С. 56.

Просмотров работы: 549