РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в России, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения.

К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, которая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.

Вместе с тем по мере снижения уровня безработицы в стране после кризиса 1998 г. наблюдается недооценка проблем занятости. Это находит свое отражение, как в основных программных документах Правительства, так и в тематике научных экономических публикаций и касается, прежде всего, недооценки механизмов формирования занятости и способов ее регулирования.

В современный период развития рынка очевидна потребность во всестороннем анализе и глубокой проработке теоретических и методологических аспектов государственного регулирования занятости в целях достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.

Представляется важным исследование широкого круга проблем, связанных с функционированием системы государственного регулирования занятости и ее трансформацией в условиях экономического роста и повышения конкурентоспособности российской экономики. Актуальность такого исследования особенно возрастает в настоящее время в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.

Степень разработанности темы исследования. Теоретическую основу данного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих как широкий комплекс проблем занятости населения в условиях рыночного хозяйства, так и вопросы ее государственного регулирования в тесной взаимосвязи с макроэкономическими процессами.

В исследовании проблем занятости, безработицы и функционирования российского рынка труда важное место принадлежит таким ученым, как А.И. Амосов, Т.С. Бандюкова, Б.Д. Бреев, В.С. Буланов, Н.Т. Вишневская, Н.А. Волгин, В.Е. Гимпельсон, Е.Н. Жильцов, Р.И. Капелюжников, Е.И. Капустин, Е.Д. Катульский, В.Г. Костаков, Л.А. Костин, Р.П. Колосова, В.В. Куликов, И.Д. Мацкуляк, Ю.Г. Одегов, А.А. Никифорова, Г.Э. Слезингер, Л.С. Чижова и др.

В разработке проблем регулирования рынка труда и занятости значительный вклад внесли И.Е. Заславский, Т.Ф. Золотарева, В.Н. Иванова, Ю.П. Кокин, И.Е. Маслова, Л.И. Старовойтова, В.И. Трунин, Д.Г. Щипанова, В.Н. Якимов и др.

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения Российской Федерации.

При написании курсовой работы были определены следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание занятости населения как экономической категории,

  2. Определить связь занятости с категорией рынка труда;

  3. Проанализировать основные тенденции и структурные сдвиги занятости в современных условиях;

  4. Показать своеобразие процесса формирования и функционирования государственного регулирования занятости в России.

Объектом исследования является занятость населения как составная часть социально-экономической политики государства.

Предмет курсовой работы – система государственного регулирования занятости населения.

Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения зарубежной и отечественной экономической науки в сфере занятости и рынка труда, обосновывающие сущность и механизмы государственного воздействия на занятость; научные разработки в сфере занятости, трудовых ресурсов и человеческого потенциала, а также лежащие в основе занятости экономические отношения.

Информационной базой исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики, результаты мониторинга социально-трудовой сферы, информация периодических изданий и ресурсов глобальной сети Интернет.

Исследование данной работы основано на применении таких общенаучных методов и приемов,как: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, а также метод системного анализа.

Результаты исследования могут быть использованы при формировании активной государственной политики в сфере занятости и регулирования спроса на труд, которая позволит сократить уровень безработицы экономически активного населения. Кроме этого, результаты будут уместны при разработке механизма профессиональной и территориальной мобильности работников, ориентации безработных на будущие потребности рынка труда.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в которые входят шесть параграфов, заключения и списка литературы.

В первой главе исследован понятийный аппарат занятости и безработицы населения Российской Федерации, рассмотрены работы классиков экономической науки, а также отечественных и зарубежных ученых по проблемам занятости населения и безработицы, в частности были проанализированы экономические явления и процессы, а также законодательные и нормативные акты, выделены основные направления политики РФ в сфере содействия занятости, обобщены общие принципы признания граждан безработными.

Во второй главе были проанализированы показатели, характеризующие занятость населения Российской Федерации, на основе которых были обоснованы положения о необходимости активной государственной политики в сфере занятости, а также предложены подходы к ее совершенствованию.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ

1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ

Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем, сложность и стремительная динамика происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

Определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов содержатся в первой главе «Общие положения» закона о занятости. Согласно Закону РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016, с изм. от 11.10.2016) «О занятости населения в Российской Федерации», занятость представляет собой деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.

При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме, физической, психологической, нравственной, не допускается, если иное не предусмотрено законом. Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем логично предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.[1]

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;

г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

ж) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.[2]

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы. Это право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, которое занимается предпринимательством или нуждается в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости).[3]

При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.[4]

Профессор О.В. Смирнов считает, что «с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы». Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

В российском законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др.

Так же стоит отметить, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.

Государство же наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости.

В юридической литературе встречаются разные подходы к определению роли трудоустройства. Так, О.М. Медведев отмечает, что «трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости». Последние определяются как установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого. Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов.

В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей, а также государства.

Трудоустройство - это система организационно-правовых мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без гражданства (ст.6 Закона о занятости). Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ.[5]

Правоотношения между трудоустраиваемым гражданином и трудоустраивающим органом устанавливаются на основании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия в поиске походящей работы и устройства на нее. Современная правовая организация трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится органам государственной службы занятости. Последние обязаны принят заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы. Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении и переподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные рабочие места в конкретную организацию; предлагают варианты самостоятельного поиска работы, оказывают иные услуги.

Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности. Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношении места будущей работы, поскольку орган трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача – подыскать работу, подходящую главным образом по специальности и квалификации с учетом способностей гражданина. Сроки трудоустройства законом не установлены. Трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.). Прежде всего, обязательным для работодателя будет направление на трудоустройство лиц в счет квоты рабочих мест. Квота представляет собой минимальное количество лиц, подлежащих трудоустройству работодателем, которое устанавливается в процентном отношении к общему числу рабочих мест. Такие квоты устанавливаются для лиц, нуждающихся в особой социальной защите и прежде всего имеющих ограничения в трудоспособности. Например, квотирование рабочих мест для инвалидов прямо предусмотрено ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно ст. 21 этого закона организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Выполнение таких квот обеспечивается экономическими санкциями. Так, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, работодатели ежемесячно должны перечислять в бюджеты субъекта Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) – порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры выпускников вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.[6]Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.

Таким образом, важно отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

1.2 Права граждан в области занятости

Основные права граждан в сфере труда и занятости закрепляются в ст. 37 Конституции РФ. В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В других статьях Конституции РФ конкретизируются иные возможности в сфере занятости (право граждан трудиться в качестве государственного служащего (ч. 4 ст. 32); право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)

Закон о занятости закрепляет также право каждого на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Международно-правовые акты конкретизируют содержание данного права. Так, в соответствии с Конвенцией МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1966 г.) данная политика имеет целью обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет ее (содействие полной занятости), чтобы такая работа была как можно более продуктивной (продуктивная занятость). Свободная же занятость предполагает существование свободы выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося в переподготовке и использовании своих навыков и способностей для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Таким образом, определяется основа правовой организации трудоустройства в Российской Федерации.

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации. В Законе о занятости сформулировано право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10). Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенциях МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949 г.), № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др.[7]

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Закон о занятости закрепляет также право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости. В частности, граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения (ст. 9). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.[8]

В качестве вывода можно констатировать, что российский рынок труда характеризуется существованием безработицы и рядом связанных с ней проблем.

1.3. Признание граждан безработными и их основные права

Трудовое право уделяет большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из законодательно закрепленного определения, можно выделить следующие условия признания граждан безработными:

1) достижение 16 летнего возраста;

2) отсутствие работы и заработка;

3) регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

4) отсутствие подходящей работы;

5) поиск работы самим безработным и готовность приступить к ней.

Однако не считаются безработными лица: не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу - единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Безработными могут быть признаны только те граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Готовность приступить к работе - такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.

Таким образом, государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Государственная служба занятости выступает посредником между безработными и работодателями, а основанием возникновения правоотношений между государственной службой занятости и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным.

С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы:

  • правомочия, направленные на реализацию права на труд;

  • правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

1) Право на получение подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);

2) Право на выбор места работы (ст.8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10 Закона о занятости);

3) Право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23 Закона о занятости);

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости, где предусмотрен широкий перечень мер социальной защиты. Государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата и признанным безработными, но не трудоустроенным в период сохранения по последнему месту работы среднего заработка, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного периода.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения перерегистрации не более двух раз в месяц.

Статья 30 Закона о занятости населения устанавливает порядок определения размеров пособия по безработице. Так, по общему правилу размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, а в отдельных случаях (для впервые ищущих работу, более года не работавших, уволенных по собственному желанию без уважительных причин, уволенных за нарушение дисциплины) размер пособия устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, и признанным в установленном порядке безработными, начисляется: в первом (12-месячном) периоде выплаты:

  • в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

  • в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

  • в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

  • во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. (п.2 ст. 33 Закона о занятости населения).

Статья 34 Закона о занятости населения устанавливает размеры пособия отдельным категориям безработных граждан. Пособие по безработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель.

Продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости населения. При этом продолжительность выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные, чем предусмотрено Законом о занятости населения, сроки выплаты пособия по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.

В п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены случаи прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного. К их числу относятся:

1) признание гражданина занятым;

2) прохождение гражданином профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

3) длительная (более месяца) неявка безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

4) переезд безработного в другую местность;

5) получение пособия по безработице обманным путем;

6) осуждение лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

7) назначение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет;

8) отказа от посредничества органов службы занятости;

9) смерти безработного.

При наличии перечисленных оснований органы службы занятости обязаны прекратить выплату пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена. Решение о приостановке выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного в случаях:

  • отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

  • отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;

  • явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических веществ и других одурманивающих веществ;

  • нарушения безработным условий и сроков его перерегистрации;

  • самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.

Законодательством установлены случаи, когда выплата пособия по безработице не производится. К ним относятся:

  • отпуск по беременности и родам;

  • выезд безработного с места постоянного жительства в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

  • призыв на военные сборы, привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Названные периоды продлевают срок выплаты пособия по безработице.

При нарушении сроков выплаты пособия по безработице не по вине гражданина он вправе требовать начисления установленных законодательством процентов за время задержки пособия. Поскольку пособие по безработице по своей правовой природе призвано компенсировать утраченный гражданином заработок в качестве меры ответственности за нарушение сроков выплаты пособия по безработице, применимы санкции, установленные в ст. 236 ТК РФ за задержку заработной платы.

1.4 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

  • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

  • объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

  • координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:

1) активную государственную политику в сфере занятости;

2) пассивную государственную политику в сфере занятости.

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

Политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.

Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.

Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства, например, квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства, что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ, а также государственными органами субъектов Федерации, специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения.[10]

Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости -это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

Современный этап рыночных отношений характеризуется относительным качественным ростом регулирования спроса и предложения рабочей силы, улучшением социального партнерства на рынке труда и взаимодействия всех структур, осуществляющих управление конкретными вопросами трудоустройства населения.

ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ,

ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВ ИХ РАЗВИТИЯ

2.1 Анализ показателей занятости населения Российской Федерации

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 г. численность экономически активного населения составила 75,5 млн чел., или 68,5% численности населения в возрасте 15–72 лет, из них 51,3% – мужчины (табл. 1).

Таблица 1

Динамика экономической активности населения, млн чел.

Рост численности экономически активного населения в докризисный период обусловлен увеличением рождаемости в начале 1990-х гг., в 2009 г. – вследствие возврата 0,5 млн пенсионеров в экономику во время кризиса. В динамике отмечен рост численности занятых (на 11,4%) и сокращение безработных (на 38%).

Структура численности экономически активного населения представлена на рис. 1. Наиболее активно в предложении своего труда население в возрасте 45–49 и 25–29 лет, что свидетельствует об их адаптации к условиям рынка труда.

Рис. 1. Структура численности экономически активного населения

по возрастным группам за 2013 г., %

Лидерами по численности занятых в экономике являются Московский регион, Санкт-Петербург (17,3% от общего числа занятых в России), Краснодарский край, Свердловская и Ростовская области (более 2 млн чел. занято в экономике). Менее 100 тыс. занятых зафиксировано в Чукотском и Ненецком автономных округах, Еврейской автономной области, Республике Алтай и Магаданской области.

Важная характеристика экономически активного населения – наличие профессионального образования. За анализируемый период в составе имеющих профессиональное образование отмечено движение от среднего образования к высшему образованию на 10 п.п. [9]

Ощутимую роль сыграло перераспределение профессиональной подготовки между средним и начальным образованием: лиц со средним профессиональным образованием стало на 3,3 млн чел. меньше, а имевших начальное образование – на 3,7 млн чел. больше, чем в 2002 г. Соотношение возрастных групп в составе занятого населения представляет собой их возрастную структуру (табл. 2).

Таблица 2

Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам и уровню образования в 2012 г., %

Трудовая активность населения в половозрастных группах имеет общие закономерности. В возрастной группе 16–29 лет большая часть молодежи до 24 лет занята обучением, получением профессиональной подготовки. Этот контингент активно включается в общественное производство к 25 годам. По уровню занятости 14,3% занимают граждане в возрасте 25–29 лет, занятость среди лиц в возрасте 30–39 лет доминирует (26,0% от общего числа занятых в экономике).

Особую группу составляет население старше трудоспособного возраста. Продолжают трудиться 4,6% мужчин и 13,3% женщин пенсионного возраста, однако их трудовая деятельность остается относительно активной в течение 3–5 лет после получения пенсии, затем резко снижается. Причем у женщин в возрасте после 65 лет трудовая активность выше, чем у мужчин данной возрастной группы.

В структуре по профессиональному признаку лидируют занятые, имеющие высшее (30,4%) и среднее профессиональное (26,2%) образование. В обеих категориях лидируют женщины на 7,5 и 9,8 п.п. соответственно. Пятая часть исследуемой категории имеет среднее общее образование, 4,0% составляют занятые в экономике, имеющие начальное неполное среднее образование. 34,5% заняты трудовой деятельностью более 10 лет.

Структура численности занятого населения по формам занятости представлена на рис. 2.

Рис. 2. Формы занятости населения в 2012 г., млн чел

Из 71,4 млн занятых в 2012 г. 83,6% работало в организациях, имеющих статус юридического лица, 9,7% – по найму у физических лиц и индивидуальных предпринимателей, 2,5% заняты в ЛПХ, 4,2% – фермеры и индивидуальные предприниматели.

По видам экономической деятельности наибольший удельный вес занятых отмечен в торговле (16,5%), в обрабатывающих производствах – 15,3%, на долю сельскохозяйственного производства приходится всего 5%.

По отраслям экономики средний возраст занятых составил 40,3 года, средний возраст безработных на 5,8 года моложе (34,5 года).

Занятые женщины в среднем на год старше занятых мужчин, различия среднего возраста безработных женщин и безработных мужчин составляет 0,3 года.

Среди безработных доля городских жителей в 2013 г. составляет 61,8%. Уровень безработицы среди сельских жителей выше, чем среди городских жителей, почти в два раза (8,3% и 4,7% соответственно). Самый низкий уровень безработицы отмечен в Центральном федеральном округе, самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе (рис. 3).

Рис. 3. Уровень занятости и безработицы по федеральным округам

Российской Федерации в 2012 г., %

Доля женщин среди безработных составляет 44,4% и на 0,7 п.п. превышает уровень безработицы у мужчин. Доля молодежи до 25 лет среди безработных составляет 23,7%, в том числе в возрасте 15–19 лет – 4,5%, 20–24 лет – 19,2% (рис. 4).

Рис. 4. Уровень безработицы по возрастным группам, 2013 г., %

Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15–19 лет (32,5%) и 20–24 года (12,5%). В среднем среди молодежи в возрасте 15–24 года уровень безработицы составил 14,2%, в том числе среди городского населения – 12,1%, сельского – 19,8%.

Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15–24 года по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения – 3,6 раза, сельского населения – 2,4 раза.

Снижение экономической активности молодого населения и изменение их предпочтений в пользу свободного времени и случайных заработков, особенно в сельской местности, ведут к утрате знаний и навыков, снижению качественных характеристик и готовности к активной трудовой деятельности.

Анализ возрастного состава незанятых свидетельствует о том, что средний возраст безработных в 2013 г. составил 36 лет, в 2012 г. – 34,9 года (это самый активный и быстро обучаемый трудоспособный возраст).[6]

Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15–19 лет (20,8%) и 20–24 года (12,2%). Оплачиваемую работу имели только 8% населения данного возраста.

Наиболее интенсивный рост доли неактивной молодежи отмечался в младших возрастных группах, так как более 85% молодых людей в возрасте 15–19 лет обучались в общеобразовательных учреждениях и классифицировались как экономически неактивные. Но в возрасте до 20 лет доля неактивной молодежи выросла с 27,6 до 31,9%, причем среди городского населения в большей степени (на 34,2%).

В численности безработных 31,0% (1,2 млн чел.) составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности.

Среди них 12,2% составляет молодежь до 20 лет, 53,4% – от 20 до 24 лет, 15,5% – от 25 до 29 лет. Доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 17,6%, в связи с увольнением по собственному желанию – 23,8%.

Среди молодежи в возрасте 20–24 года уровень занятости выше (54,3%), так как доля обучающихся в данной возрастной группе составляет 27% (это основная часть выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, выходящих на рынок труда).

В условиях модернизации производства работодателям требуются профессионально мобильные работники, а кадровый потенциал, являющийся национальным достоянием страны, не может найти должного применения.

Данное обстоятельство диктует необходимость профессиональной переподготовки более 60% состоящих на учете в службе занятости безработных граждан. В 2011 г. количество запросов работодателей на подбор персонала увеличилось на 25% по сравнению с 2010 г., что символизирует эффект отложенного спроса на персонал после кризиса. Наибольшие трудности в трудоустройстве испытывают граждане в возрасте 20–24 лет (безработных среди них около 17,7% от общего числа безработных). Низкий уровень доходов этой части населения побуждает их искать дополнительные источники заработков, менять вид деятельности. Однако переквалификация часто сопровождается потерями в заработках и дополнительными расходами.

В составе безработных среди имеющих профессиональное образование преобладали лица со средним и начальным образованием (почти треть – со средним образованием). Доля лиц, не имеющих специального образования, также значительна – 43,7% (табл. 3).

Таблица 3

Структура безработных по уровню образования, %

Среди безработных доля лиц с высшим образованием в 1,6 раза меньше, чем имеющих среднее и начальное образование, но в 2009–2010 гг. наблюдался рост, что позволяет сделать вывод о невостребованности молодых специалистов, которые после окончания вуза пополняют ряды безработных.

Наиболее высокий общий уровень профессионального образования – у группы 60 лет и старше (1,6% от общей численности безработных), самый низкий – у молодежи (48%).

Однако из-за преобладания молодежи в общей численности безработных уровень безработных с высшим образованием составляет 15%, со средним – 20,7% и с начальным профессиональным образованием – 20,8%.

Средняя продолжительность поиска работы безработными составила у женщин 7,3 мес., у мужчин – 6,8 мес. (рис. 5).

Рис. 5. Удельный вес безработных по продолжительности поиска работы

в 2013 г., %

Из 4,2 млн безработных около 30% находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 мес. и более), в том числе 1,5 млн безработных сельских жителей (37,0%), 2,7 млн безработных городских жителей (25,6%). 75,2% безработных имеют опыт работы, четверть не имеют опыта работы, 27,9% уволились по собственному желанию, 18,8% оставили прежнее место работы в связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией рганизации, созданием собственного дела.

В качестве способа поиска работы 30,3% безработных обращались в государственные учреждения службы занятости, 70% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – его использовали 59,6% безработных. 45% искали работу другими способами (в СМИ, Интернете и пр.).

Нагрузка незанятого населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости, с учетом потребности работодателей (1 378 тыс. чел.) составила 76 чел. на 100 заявленных вакансий.

Решение вопросов увеличения занятости и сокращения безработицы требует:

  1. активной государственной политики в сфере занятости и регулировании спроса на труд (определение критериев подбора персонала, ответственность работодателя, квотирование рабочих мест, стимулирование самозанятости населения и т.д.);

  2. совершенствования качественного состава трудовых ресурсов в соответствии с изменениями в экономике при участии служб занятости совместно с органами образования и работодателями;

  3. разработки механизма профессиональной и территориальной мобильности работников, ориентации профессиональной подготовки и переподготовки безработных на будущие потребности рынка труда;

  4. содействия работодателям в создании эффективных рабочих мест, отвечающих современным требованиям, а также увеличения расходов на переобучение и переподготовку персонала организаций с целью повышения его качества и конкурентоспособности и трудоустройство переобучившихся;

  5. социальной защиты работников.

2.2Подходы к совершенствованию государственной политики занятости населения

Современное состояние экономики требует от органов государственного управления выработки, особенно взвешенной политики в сфере занятости, поскольку только положительные изменения структуры занятости, в частности, свободное перемещение рабочей силы, приводит к структурным сдвигам, могли обеспечить выход страны из кризиса и переход к экономическому росту.

Главной задачей государственного управления процессом занятости населения сегодня должна стать переориентация курса решения социальных проблем на расширение рынка труда, а это требует четкой организации помощи в предоставлении или поиска работы всем, кто желает работать. И только комплексное решение этих проблем может привести к их успешному решению.[11]

Политика занятости предоставляет определенности системе приоритетов государственного вмешательства в экономику и социальную сферу страны, позволяет обоснованно различать цели государственного управления и средства их достижения. Но каждому этапу развития общества соответствует определенная концепция занятости, поскольку она освещает процессы функционирования общества. Поэтому концепция занятости не является чем-то неизменным, и ее приоритеты, направления развития и другие аспекты могут меняться, оставляя, однако, неизменной социально-экономическую сущность занятости. Следует отметить, что достижение максимально возможной занятости исходит из современного состояния экономики, в котором сейчас находится страна. Только современный подход к занятости в государственной политике и, что особенно важно, на региональном и местном уровне дает правильное направление решения всех сложных вопросов занятости населения.

Главными функциями органов государственного управления по осуществлению политики занятости населения являются:

  • определение цели и задач государственного управления занятостью населения; формирование стратегии, текущих и долгосрочных программ занятости;

  • координация интересов всех субъектов государственного управления процессом занятости;

  • стимулирование процессов социально-экономического развития для решения проблем занятости;

  • мониторинг и анализ результатов политики занятости; контроль выполнения определенных задач.

Важным условием реализации этих функций является эффективная деятельность всех институтов, которые определяются как субъекты осуществления политики занятости, выработки научно обоснованного прогнозирования процессов, происходящих на рынке труда. В современных условиях государство по-новому начинает оценивать суть проблемы и свои задачи, вытекающие из общего состояния ее социально-экономического развития.[10] Одной из существенных признаков новой парадигмы управления процессом занятости населения является вступления системного характера, соответствует тем изменениям, которые происходят на уровне объектов управления. В частности, системный подход предполагает выделение моделей управления на их общегосударственном, региональном и локальном уровнях. Поскольку занятость населения является проблемой многогранной, комплексной, то стороне от нее не могут существовать все структуры государственного управления. Указанная позиция основывается на том, что именно они в той или иной степени задействованы в разработке и выполнении национальной политики занятости населения, государственной и региональных программ занятости. Осуществление политики занятости государственными органами управления на основе системного подхода должно строиться по следующим четырем принципам:

  1. подчиненность требованиям развития общества, экономики;

  2. приоритетность мер, обеспечивающих социально-политическую стабильность в обществе;

  3. создание экономических условий для достойного уровня благосостояния людей;

  4. устранение или минимизация неравенства в получении и сохранении работы, уровня жизни, возникает по причинам инвалидности, семейных обстоятельств и других объективных факторов и т.д.

Очень важным в деятельности органов государственного управления по реализации государственной политики занятости населения является соблюдение принципа субсидарности, сущность которого заключается в обеспечении подчиненности целей, ориентиров и рычагов государственного управления социальной сферы, осуществляется на разных уровнях управления, их интегрированности на государственном, региональном и локальном уровнях с целью формирования структурно целостной системы реализации политики занятости населения. В частности, на государственном уровне должны разрабатываться национальные приоритеты политики занятости, государственные программы занятости, законодательная и нормативная база. На региональном уровне определяется стратегия осуществления политики занятости с учетом специфики и особенностей регионального развития, размещения и территориальной организации производства. На отраслевом и производственном уровнях политика занятости связывается с конкретными производственно-экономическими задачами. Поскольку региональная политика тесно связана с национальным самоопределением государства, общеэкономической и социальной политикой, то в период трансформации взаимосвязь общегосударственной и непосредственно политики регионов должен быть тесным и эффективным. Осуществление государственной политики занятости населения на региональном уровне предполагает осуществление ряда важных мероприятий. Во-первых, следует согласовывать государственную политику занятости со структурной перестройкой экономики региона и стимулировать различные формы предпринимательства, в том числе путем снижения налогового давления на отечественного товаропроизводителя. Во-вторых, важно активизировать финансовую поддержку предприятий всех форм собственности, которые создают новые рабочие места и развивают местную инфраструктуру. В-третьих, целесообразно предусмотреть предоставление налоговых льгот отечественным и зарубежным инвесторам при условии, что их инвестиции будут направляться на расширение сферы производительного труда и производство конкурентоспособной продукции. Необходимо постоянно внедрять региональные программы поддержки малого бизнеса в депрессивных районах области, которые должны обеспечить стимулирование создания новых рабочих мест и одновременное обучение предпринимателей. Следует усилить контроль по реализации мероприятий активной политики занятости с целью снижения продолжительности безработицы и повышения территориальной мобильности населения, осуществлять реальную поддержку незанятых граждан в организации самостоятельной занятости. В целом, совершенствование регионального управления занятостью, по нашему мнению, должен включать: структурную перестройку государственных и самоуправляющихся органов, направленную на качественное обеспечение занятости населения и модернизацию государственной службы занятости с усилением регионального компонента. Решение органами государственного управления проблем занятости населения должно происходить на основе внедрения системы мер, которые предусматривают:

  • нормативно-правовое регулирования занятости и трудовых отношений;

  • гласности на основе всестороннего информирования населения о наличии вакантных рабочих мест;

  • структурно-инвестиционную политику, направленную на создание рабочих мест;

  • обеспечение социального партнерства всех субъектов рынка труда.

Практическая реализация системы социального партнерства по созданию и сохранению действующих рабочих мест требует улучшения координации действий государственных органов исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мероприятий, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости. В частности, для оперативного решения назревших вопросов занятости населения в регионе следует активнее привлекать в состав областной и районных (городских) советов социального партнерства депутатов всех уровней местного самоуправления. Безусловно, важное значение для повышения эффективности государственного управления процессом занятости населения имеет зарубежный опыт решения проблем занятости. Этот опыт показывает, что роль государства в решении проблем занятости должна быть активной, и в то же время эта сфера деятельности требует взвешенности, научного прогнозирования, долгосрочного программно-целевого обоснования. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что служба занятости успешно действует там, где она принадлежит государству, подчинена органам власти, имеет штат высококвалифицированных специалистов по вопросам занятости. Понятно также, что проблема адаптации любого зарубежного опыта к нашим условиям достаточно сложная. В связи с этим важно понять общие, достаточно универсальны процессы, не забывая об особенностях применения этого опыта при совершенствовании национальной политики занятости. Учитывая мировой опыт и принимая его во внимание, необходимо разрабатывать свою, адаптированную под сложные национальные условия политику занятости населения. Управление процессом занятости населения в стране должно учитывать прежде всего особенности отечественного рынка труда, которые отличаются от аналогичных аспектов в ряде развитых стран. Поэтому слепо копировать модели политики занятости других стран, успешно решают эту проблему, безусловно, нельзя. Приоритетным направлением совершенствования государственного управления занятостью населения глубокий анализ занятости, который должен рассматриваться не как чисто социальный феномен, что приводит интерес только с позиции масштабов безработицы, его профессиональных аспектов, а быть значительно глубже, ведь структурный кризис экономики является и кризисом структуры занятости, сложившейся в народном хозяйстве страны. В условиях длительного кризисного сокращения производства на фоне прогрессирующих инфляционных процессов проблема анализа и прогнозирования занятости населения предстает перед органами государственного управления как важное условие для эффективной разработки обоснованной комплексной системы мер по решению проблем занятости. Это дает возможность выявлять характер и тенденции процессов, происходящих и своевременно вмешиваться при необходимости их корректировки. Но, в общем, вся работа по совершенствованию рынка труда должна осуществляться под лозунгом: «Лучше финансировать работу, чем безработицу». Стержнем национальной политики занятости должна стать всесторонняя поддержка экономически активного населения, создание условий для его самореализации. Наличие в правовом механизме регулирования занятости населения законодательно-нормативных, социальных и организационно-административных составляющих, без сомнения, имеет большое значение для успешного решения существующих в этой сфере актуальных вопросов. Но это не является достаточным для оптимального решения существующих в этой сфере проблем.[8] Сегодня, по мнению большинства специалистов, основной проблемой рынка труда является не безработица, а именно низкий уровень заработной оплаты. Остаются низкими и несоответствующими общемировой практике показатели, характеризующие саму долю заработной платы в ВВП и себестоимости продукции.

Важным фактором снижения социальной напряженности между властью и наиболее уязвимыми слоями населения должна стать поддержка малого бизнеса. Прослойка людей, которые занимаются предпринимательством, составляет сейчас один из основных источников обеспечения социально-экономической активности населения. Цель государственной поддержки предпринимательства должна заключаться в создании условий для структурных изменений в экономике; обеспечения устойчивого позитивного развития общества, пополнения бюджета; формирование условий для обеспечения занятости населения, предотвращение безработицы, создание новых рабочих мест.

Органы государственного управления должны гарантировать всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права и создать равные возможности для доступа к материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, природных и других ресурсов.[9] Необходимо четко определить общую, отраслевую и региональную потребности в рабочих местах, как на текущий период, так и на перспективу. Анализ функций органов государственного управления в сфере занятости населения подтверждает, что на современном этапе часть функций государственного управления в этой сфере практически не выполняется, а часть требует совершенствования. Поэтому систему органов государственного управления в сфере занятости населения следует освободить от несвойственных ей функций на национальном, региональном и местном уровнях и одновременно сориентировать ее на предоставление населению тех государственных услуг в сфере занятости, потребность в которых возникла в процессе формирования объективных процессов развития рынка труда в условиях реформирования национальной экономики. В частности, органы государственной власти должны не непосредственно вмешиваться в деятельность действующих и вновь созданных предприятий, а с помощью административных и экономических рычагов создавать соответствующие условия для изменения рынка труда в регионе, принимать активные меры по содействию продуктивной занятости и осуществлять социальную защиту незанятого населения. Но реально изменить систему управления, учитывая оперативно все изменения, можно только при условии применения комплексного интегрального подхода при формировании структуры управления. Любой способ изменений в условиях деятельности системы управления занятостью не даст желаемого результата, если отвергнуто способностью системы к саморегуляции, ее согласованию с методами управления, которые применяются.

Изменения в системе управления занятостью, какими причинами они не были бы обоснованы, будут некачественными, если не касаться изменений по проблемам подбора, формирования и рационального использования кадрового персонала. Современные условия побуждают к необходимости иметь в структуре центров занятости не только специалистов по найму, увольнению, профориентации, но и экономистов, обладающих знаниями в области рыночной экономики, моделирующие и прогнозирующие ее процессы. Персонал управления государственной службы занятости должен иметь такой уровень подготовки и квалификации, который давал бы ему возможность быть готовым к изменениям, принимать и адекватно реагировать на угрозы и вызовы внешней среды и уметь в ситуации неопределенности принимать адекватные изменениям и вызовам решения.

Роль органов власти в управлении процессом занятости населения все растет, поэтому новые задачи, стоящие перед ними, требуют улучшения и усовершенствования их информационного обеспечения. Мировой опыт совершенствования государственного управления подтверждает, что именно информационно-аналитическое обеспечение следует рассматривать как важную задачу повышения эффективности деятельности на всех уровнях — государственном, отраслевом и региональном. Введение высоко компьютеризированной системы мониторинга рынка труда позволило бы более эффективно управлять занятостью населения, основательно прорабатывать рекомендации по регулированию всех процессов, происходящих на рынке. Основные направления и методы государственного управления занятостью населения свидетельствуют о необходимости постепенной трансформации курса экономического развития на социальные ориентиры. А это означает, что экономика должна функционировать для человека, а не наоборот, что защита социальной среды должен стать приоритетом для государственной политики занятости.

Заключение

Подводя итоги работы, в первую очередь следует обобщить весь изложенный и изученный материал. Рассмотрев основные правовые аспекты, законодательство РФ, и международные нормы труда, а также теоретическую базу и труды ученных и деятелей, анализирующих проблемы занятости, целесообразно обозначить проблемы, сложившиеся в политике занятости. К таковым относятся: существующие разногласия и несоответствия Закона о Занятости и Трудового Кодекса, и само неисполнение, несоблюдение норм закона в обычной жизни. К тому же низкие пособия по безработице даже не обеспечивают прожиточный минимум граждан, что приводит их в группу риска, вызывая потребность в социальной защите.

Действующие тенденции социальной стратификации российского общества, наличие в нем бедных и малообеспеченных слоев населения с низким среднедушевым доходом во многом обусловлены существующими деформациями в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных, и «работающих» бедных, занятых на финансово неблагополучных предприятиях и в бюджетных организациях. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. С учетом сказанного важнейшим приоритетом государственной социальной политики должно стать активное содействие обеспечению эффективной занятости, преодолению неоправданно заниженной цены труда. В государственной политике занятости также необходимо уделять внимание расширению занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств. Необходимо обеспечивать соответствующий уровень образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ. При этом немало важно сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий.

Особую остроту приобрела проблема нехватки высоко -квалифицированных работников. Центр занятости, существующей за счет налогоплательщиков, не в состоянии удовлетворить потребности фирм в специалистах.

Накопленный опыт формирования рынка труда, а также осмысление теоретических моделей, которые уже реализованы в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствует, что целесообразнее для условий страны является модель регулирования, которая адекватна социально-рыночной организации, поскольку именно она объединяет принцип рыночной свободы хозяйствования с принципом социального выравнивания. Но с присущим экономике крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы при совершенстве правовой базы, налогового законодательства, значительного «теневого» сектора, для эффективного решения существующих на сегодня проблем занятости населения необходимо реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Список литературы

1. Нормативные акты

1.1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. №237. 1993. 25 декабря.

1.2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г // Права человека: Сборник международных документов.- М., 1986г.

1.3. Конвенция МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г// Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919-1990: Т.II- Женева, 1991г.

1.4. Конвенции МОТ №122 «О политике в области занятости» 1964 г; № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» 1983 г// Международная организация труда. Конвенции и Рекомендации 1957 – 1990: Т. II.- Женева, 1991г.

1.5. Трудовой Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197 - ФЗ.- По состоянию на 25.11.2009г. №267

1.6. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 12.01.1991 №1032-1.- По состоянию на 27.12.2009 // CЗ РФ. – 1996.-№17.-Ст.1915; 2009.

1.7. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12.12.1996 № 10-ФЗ.- По состоянию на 30.12.2008// СЗ РФ.-1996.-№3.-Ст.148; 2008.

1.9. Об утверждении положения об организации общественных работ: Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 №875 – по состоянию на 11.01.2007 // СЗ РФ. -1997.-№29.-Ст.3533; 2008.

1.10. Об утверждении порядка регистрации безработных граждан: Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 №458 – по состоянию на 14.12.2006 // СЗ РФ.-1997.-№17.-Ст.2009; 2007.-№5.-Ст.1222

1.11. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010г: Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 №926.- 2009.

1.8. Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27.11.2002 №156-ФЗ. - По состоянию на 01.12.2007 // СЗ РФ. – 2002.- №48.- Ст.4741; Российская газета.-2007.-№250.

2. Судебная практика

2.2. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 №20-П «По делу о проверке конституционности абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 года» - ПСП «Консультант Плюс»

2.1. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2010 №11-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» - ПСП «Консультант Плюс»

3. Специальная литература

3.1. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовое право: Учебное пособие / В.С. Бердычевский – Ростов н/Д: из-во Феникс, 2002.-512С.

3.2. Буянов М.О. Трудовое право в вопросах и ответах: Учебное пособие/ М.О. Буянов.- М: из-во Проспект, 2005.-176С

3.3. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран: Международные нормы труда/ И.Я Киселев.- М: из-во Эксмо, 2005.- 608С.

3.13. Сабченко О.В. Некоторые проблемы занятости в рамках социальной функции трудового права. //Право и государства. Теория и практика. 2005. №9

3.4. Куренной А.М. Трудовое право: Учебное пособие / А.М. Куренной - Москва: из-во Юристъ, 2008.-315С.

3.5. Пресняков М.В., Чанов С.Е. Трудовое право: Учебное пособие / М.В. Пресняков – Москва: из-во Юристъ, 2007. – 477С.

3.6. Сальникова Л.В. Трудовое право в вопросах и ответах: Практическое пособие / Л.В. Сальникова – Москва: из-во «Дашков и к», 2009.- 464С.

3.7. Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник / О.В.Смирнов – Москва: из-во «Проспект», 2007.-528С.

3.8. Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения/ И.С.Викторов., А.Ж. Макашева // Трудовое право.-2007-№.8.- С.71

3.9. Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения/ Л.М. Низова // Трудовое право.-2008.-№1.-С.40-41.

3.10. Черняева Д.С. Мировой кризис и трудовые отношения / Черняева Д.С. // Трудовое право.-2010-№1.- С.32.

3.11. Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная занятость молодежи/ А. Долгова, И. Жукова// Человек и труд.-2007.-№8.-С.38-41

3.12. Петров А. Занятость и трудоустройство- комплексный институт российского права и некоторые новации в его регулировании. // Вопросы трудового права. 2006. №11.

[1]. Куренной А.М. Трудовое право: Учебное пособие / А.М. Куренной - Москва: из-во Юристъ, 2008.-315С.

[2]Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2010 №11-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

[3]. Куренной А.М. Трудовое право: Учебное пособие / А.М. Куренной - Москва: из-во Юристъ, 2008.-315С.

[4]Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная занятость молодежи/ А. Долгова, И. Жукова// Человек и труд.-2007.-№8.-С.38-41.

[5]Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения/ И.С.Викторов., А.Ж. Макашева // Трудовое право.-2009-№.8.- С.71

[6]Пресняков М.В., Чанов С.Е. Трудовое право: Учебное пособие / М.В. Пресняков – Москва: из-во Юристъ, 2007. – 477С.

[7]Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник / О.В.Смирнов – Москва: из-во «Проспект», 2007.-528С.

[8]Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная занятость молодежи/ А. Долгова, И. Жукова// Человек и труд.-2007.-№8.-С.38-41.

[9]Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник / О.В.Смирнов – Москва: из-во «Проспект», 2007.-528С.

[10]Сальникова Л.В. Трудовое право в вопросах и ответах: Практическое пособие / Л.В. Сальникова – Москва: из-во «Дашков и к», 2009.- 464С.

[11]Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная занятость молодежи/ А. Долгова, И. Жукова// Человек и труд.-2007.-№8.-С.38-41.

[12]Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник / О.В.Смирнов – Москва: из-во «Проспект», 2007.-528С.

[13]Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения/ Л.М. Низова // Трудовое право.-2008.-№1.-С.40-41.

[14]Пресняков М.В., Чанов С.Е. Трудовое право: Учебное пособие / М.В. Пресняков – Москва: из-во Юристъ, 2007. – 477С.

[15]Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения/ Л.М. Низова // Трудовое право.-2008.-№1.-С.40-41

[16]Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовое право: Учебное пособие / В.С. Бердычевский – Ростов н/Д: из-во Феникс, 2002.-512С.

[17]Петров А. Занятость и трудоустройство- комплексный институт российского права и некоторые новации в его регулировании. // Вопросы трудового права. 2006. №11

[18]Сабченко О.В. Некоторые проблемы занятости в рамках социальной функции трудового права. //Право и государства. Теория и практика. 2005. №9

[19]Петров А. Занятость и трудоустройство- комплексный институт российского права и некоторые новации в его регулировании. // Вопросы трудового права. 2006. №11

Просмотров работы: 6611