Актуальность темы исследования. В современных условиях экономика страны подвержена различным изменениям, которые сказываются на бюджете государства с одной стороны негативно, а с другой стороны положительно. От того какой будет разработан федеральный бюджет страны зависит будущее его хозяйствующих субъектов. Так как все региональные, местные бюджеты напрямую зависят прежде всего от изменений внутри страны. Как страна себя поведет в условиях нестабильности, кризиса будет зависеть ее успех на мировом рынке как мировой державы, так и экономически стабильной и развитой страны. Какими методами и мерами государство будет устранять негативные стороны экономического кризиса для страны? Данный вопрос задают себе многие эксперты и многие государственные служащие до сих пор. Но Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин говорит, что страна придет к экономическому росту настолько быстро, насколько это будет возможно. Все зависит от того, насколько эффективно будет разработан бюджет Российской Федерации на следующий год.
Степень разработанности: в рамках специализированной литературы исследованием данных проблем занимались такие авторы как: Мельников А. А., Райзберг Б. А., Бегунова С., Черкасова Л. А., Зубакин С. И., Нешитой А. С., Бочков Д. В.
Целью данного исследования являетсяисследование сущности государственного бюджета как инструмента, регулирующего экономику государства.
Объектом исследования является государственный бюджет.
Предмет – структура государственного бюджета Российской Федерации, его доходная и расходная части.
Задачи исследования:
рассмотреть основные понятия государственного бюджета;
проанализировать доходную и расходную части государственного бюджета Российской Федерации на 2016 год;
выявить основные проблемы дефицита государственного бюджета Российской Федерации;
предложить пути решения проблем дефицита государственного бюджета Российской Федерации.
В ходе работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение, расчет, оценка и др.
Информационная база исследования: учебная, специальная, методическая литература, интернет-источники, периодические издания, нормативно-правовые акты в сфере бюджетного законодательство РФ.
Практическая значимость. В данной работы были:
обобщены основные теоретические аспекты государственного бюджета;
проанализированы доходная и расходная части государственного бюджета Российской Федерации на 2016 год;
выявлены основные проблемы дефицита государственного бюджета;
разработаны пути решения дефицита бюджета.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассматривались основные теоретические аспекты бюджетной системы, основные понятия государственного бюджета, также был рассмотрен государственный долг и источники его финансирования; обобщены теоретические аспекты по бюджетному дефициту и профициту государственного бюджета.
Во второй главе были приведены статистические данные о доходных и расходных статьях бюджета Российской Федерации на 2016 год. На основе этих данных, были выявлены основные проблемы применения дефицитного бюджета. На основе выявленных проблем дефицита бюджета, были предложены пути решения дефицита бюджета Российской Федерации.
В заключении сделаны основные выводы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Государственный бюджет: структура, функции и основные направления
Финансовая политика государства является главной частью регулирования экономики любого государства. Данная политика осуществляется через бюджетную систему.
Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [2]
Бюджетная система РФ основывается на следующих принципах [7]:
Единство бюджетной системы РФ;
Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
Самостоятельность бюджетов;
Равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
Сбалансированность бюджета;
Эффективность использования бюджетных средств;
Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
Прозрачность (открытость);
Достоверность бюджета;
Адресность и целевой характер бюджетных средств;
Подведомственность расходов бюджетов;
Единство кассы;
Полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.
Неотъемлемой частью регулирования финансовой политики является государственный бюджет РФ.
Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Его назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономки, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.
Государственный бюджет осуществляет следующие функции [3]:
Регулирующую: изъятие части общественного продукта в виде налогов и неналоговых поступлений в бюджет позволяет конкретизировать использование этого продукта, воздействуя на объем совокупного спроса и пропорцию между потребителем и накоплениями в экономике.
Стимулирующую: влияние мер бюджетной политики на активизацию экономических процессов.
Фискальную. Данная функция состоит в финансовом обеспечении выполнение государством его основных функций.
Стратегическая функция определяется структурой государственного потребления и государственных инвестиций и реализуется через влияние государства на межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов внутри страны в соответствии с установленными приоритетами.
Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Рассмотрим более подробно каждую из них.
Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.
Доходы государственного бюджета:
-Налоги на доходы юридических и физических лиц
-поступления от реального сектора (налог на прибыль)
-Поступление косвенных налогов и акцизов
-Пошлины и неналоговые сборы
-Региональные и местные налоги
Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей: налоговые (косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины) и прямые (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на совокупный доход), неналоговые и безвозмездные поступления.
Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие и состояние общества.
Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам, важнейшим из которых является финансирование государством своих функций: экономической, социальной, оборонной и другие.
Государственный бюджет воздействует на величину денежной массы, объем производства, инвестиции, уровень безработицы, валютный курс, инфляцию, внешний и внутренний государственный долг.
Формирование и исполнению государственного бюджета РФ проходит в 4 этапа [5]:
Составление проект бюджета. На этом этапе составляется прогноз социально-экономического развития государства, определяются основные характеристики бюджета на текущий финансовый год и плановый период, налоговая, бюджетная и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия дефицита бюджета, долговая политика государства, а также распределение бюджетных ассигнований.
Рассмотрение и утверждение бюджета. В рамках данного этапа подготовленные проекты бюджетов рассматриваются законодательным и представительным органом Российской Федерации - Государственной Думой и Советом Федерации соответственно. Рассмотрение проходит в трех чтениях, в результате согласования всех спорных вопросов проекты бюджетов утверждаются и после одобрения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации направляются на подпись Президенту Российской Федерации. Принятый законодательно и подписанный Президентом Российской Федерации проект бюджета становится федеральным законом.
Исполнение бюджета. Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации обеспечивается Правительством Российской Федерации. Исполнение бюджетов организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджеты исполняются по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов.
Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. На данном этапе проводится подготовка и составление участниками бюджетного процесса отчетности об исполнении бюджетов. По итогам текущего финансового года составляется бюджетная отчетность об исполнении бюджетов, направляемая для проверки в органы государственного финансового контроля, а затем на рассмотрение и утверждение в законодательные и представительные органы.
Профицит и дефицит бюджета
Целью разработки баланса бюджета является определение объема финансовых ресурсов на прогнозный период, возможности использования их для финансирования экономических и социальных программ.
Неэффективная финансовая политика государства приводит к принятию бюджетного дефицита.
Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета — средства, привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита, в том числе разница между полученными (поступившими) и погашенными средствами по кредитам банков, кредитам от других уровней бюджетов, кредитам финансовых международных организаций, ценным бумагам, иные источники.
Виды источников финансирования дефицита бюджета [11]:
Внутренние источники — средства, привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита, выраженные в российских рублях (продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке; кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций; кредиты иностранных правительств).
Внешние источники — средства, привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита, выраженные в иностранной валюте (выпуск и продажа ценных бумаг; бюджетные ссуды; использование средств центрального банка).
Общими мерами по регулированию дефицита госбюджета являются:
реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
реструктуризация государственного внешнего долга;
усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
упорядочение действующей системы социальных льгот.
Последствием бюджетного дефицита государства является государственный дол. Государственный долг бывает внешний и внутренний.
Внутренний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
– номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
– объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства, по которым выражены в валюте Российской Федерации;
– объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
– объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного Кодекса.
Внешний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в иностранной валюте.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
– номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
– объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства, по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
– объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
Меры по управлению государственным долгом:
-Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
-Поиск средств для выплаты долга.
-Нейтрализация негативных последствий государственного долга.
-Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.
Основные подходы [1]:
1. Монетизация бюджетного дефицита
В результате нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
2. Внешнее долговое финансирование
Например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения.
Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.
3. Внутренне долговое финансирование
Правительство выпускает в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента.
Государство, умея правильно распределять свои расходы и спрогнозировать доходы, принимает бюджетный профицит.
Бюджетный профицит – превышение доходов над расходами. Профицит бюджета является фактором стабильного валютного курса, маяком для иностранных инвестиций.
Бюджетный профицит используется только на погашение государственного долга и на образование финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита.
Сбалансированность бюджета является одним из принципов и означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Бюджетная классификация
Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. [7]
Бюджетная классификация обеспечивает унификацию бюджетной процедуры, и она необходима для:
-проведения единого порядка составления всех бюджетов и смет бюджетных учреждений;
-организации исполнения бюджетов и получения информации о движении бюджетных ресурсов в процессе исполнения бюджета;
-проведения анализа плановых и отчетных данных по бюджету и на основе этого выявления резервов роста доходов и экономии расходов бюджета;
-организации контроля за исполнением бюджета, соблюдения финансовой дисциплины в бюджетной сфере и во всех бюджетных учреждениях.
Для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации используется унифицированный 20-значный код.
Рассмотрим более подробно основные коды доходов (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Коды доходов бюджетной классификации
Код главного администратора доходов бюджета |
Код состоит из 3-х разрядов, устанавливается законом о бюджете и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет. Закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств. |
Код вида доходов бюджетов |
Код является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, состоит из 10-ти разрядов и включает: группу доходов; подгруппу доходов; статью доходов; подстатью доходов; элемент доходов. |
Код группы доходов |
Код является 4-м разрядом двадцатизначного кода классификации доходов. Детализирует соответствующую группу доходов по источнику доходов. |
Код подгруппы доходов |
Код состоит из 2 разрядов и составляет 5, 6 разряды двадцатизначного кода классификации доходов. Детализирует соответствующую группу доходов по источнику доходов. |
Код статьи доходов |
Код состоит из 2 разрядов и составляет 7, 8 разряды двадцатизначного кода классификации доходов. Детализирует соответствующую подгруппу доходов по источнику доходов. |
Код подстатьи доходов |
Код состоит из 3 разрядов и составляет 9 - 11 разряды двадцатизначного кода классификации доходов. Детализирует соответствующую статью доходов по источнику доходов. |
Код элемента доходов |
Код состоит из 2 разрядов и составляет 12, 13 разряды двадцатизначного кода классификации доходов. Соответствует бюджету бюджетной системы РФ в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований. |
Код подвида доходов бюджетов |
Код подвида доходов бюджетов (14 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов) включает: – группу подвида доходов бюджетов; – аналитическую группу подвида доходов бюджетов. |
Группа подвида доходов бюджета |
Группа подвида доходов бюджетов состоит из 4 разрядов и составляет 14 - 17 разряды двадцатизначного кода классификации доходов. |
Аналитическая группа подвида доходов бюджета |
Аналитическая группа подвида доходов бюджетов состоит из 3 разрядов (18 - 20 разряды двадцатизначного кода классификации доходов), является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и может быть детализирована статьями и подстатьями. |
Помимо кодов доходов, в государственном бюджете используют коды расходов. (табл. 1.2.)
Таблица 1.2
Коды расходов бюджета
Код главного распорядителя бюджетных средств |
Код тождественен коду главного администратора доходов бюджета и устанавливается в соответствии с утвержденным в составе ведомственной структуры расходов бюджета перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Главному распорядителю средств соответствующего бюджета, обладающему полномочиями главного администратора доходов данного бюджета, присваивается код главного распорядителя бюджетных средств, соответствующий коду главного администратора доходов бюджета. |
Код раздела |
Код состоит из 2-х разрядов и составляет 4,5 двадцатизначного кода классификации расходов. Определяет расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. |
Код подраздела |
Код состоит из 2-х разрядов и составляет 6,7 двадцатизначного кода классификации расходов. Конкретизирует направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Структура подразделов функциональной классификации расходов бюджетов построена по принципу выделения подфункций. |
Код целевой статьи |
Код целевой статьи расходов бюджетов состоит из десяти разрядов (8 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов). Структура кода целевой статьи расходов соответствующего бюджета включает: – код программной (непрограммной) статьи; код направления расходов. |
Код программной (непрограммной) статьи |
Код программной (непрограммной) статьи состоит из пяти разрядов (8 - 12 разряды кода классификации расходов бюджетов). Структура кода программной (непрограммной) статьи расходов соответствующего бюджета включает: – код программного (непрограммного) направления расходов; код подпрограммы; код основного мероприятия. |
Код программного (непрограммного) направления расходов |
Код программного (непрограммного) направления расходов состоит из двух разрядов (8 - 9 разряды кода классификации расходов бюджетов) и предназначен для кодирования бюджетных ассигнований по государственным программам РФ, непрограммных направлений деятельности федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов федерального бюджета, Президента РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей, Уполномоченного по правам человека в РФ. |
Код подпрограммы |
Код подпрограммы состоит из одного разряда (10 разряд кода классификации расходов бюджетов) и предназначен для кодирования бюджетных ассигнований по подпрограммам государственных программ РФ, федеральным целевым программам, ведомственным целевым программам в рамках непрограммных направлений деятельности федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов федерального бюджета, Президента РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей, Уполномоченного по правам человека в РФ. |
Код основного мероприятия |
Код основного мероприятия состоит из двух разрядов (11 - 12 разряды кода классификации расходов бюджетов) и предназначен для кодирования бюджетных ассигнований по основным мероприятиям (ведомственным целевым программам) в рамках подпрограмм государственных программ, подпрограмм федеральных целевых программ. |
Код вида расходов |
Код вида расхода состоит из трех разрядов (18 - 20 разряды кода классификации расходов бюджетов) и подразделяется на группу, подгруппу и элемент вида расхода. Виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. |
Код направления расходов |
Код направления расходов состоит из пяти разрядов (13 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов) и предназначен для кодирования бюджетных ассигнований по направлениям расходования средств, конкретизирующим (при необходимости) отдельные мероприятия. |
Коды источников финансирования бюджета приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Коды источников финансирования бюджета
Код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета |
Код состоит из 3-х разрядов и составляет 1 - 3 двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета. Устанавливается законом (решением) о бюджете. Закрепление за главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кодов классификации источников финансирования дефицита бюджета, содержащих код главы, производится исходя из осуществляемых ими полномочий по осуществлению операций с источниками финансирования дефицитов бюджетов. |
Код группы |
Код состоит из 2-х разрядов и составляет 4, 5 двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета. Делит источники финансирования дефицитов бюджетов на источники внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов. |
Код подгруппы |
Код состоит из 2-х разрядов и составляет 6, 7 двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета. Детализирует соответствующую группу источников финансирования дефицитов бюджетов. |
Код статьи источников финансирования дефицита бюджета |
Код состоит из 6 знаков и составляет 8 - 13 двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета. Детализирует соответствующую подгруппу источников финансирования дефицитов бюджетов. Включает подстатью и элемент источников финансирования дефицитов бюджетов. |
Код подстатьи |
Код состоит из 2 знаков и составляет 10, 11 двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета. Детализирует соответствующую статью источников финансирования дефицитов бюджетов. |
Код элемента |
Код состоит из 2 знаков и составляет 12, 13 двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета. Отражает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации и совпадает с кодом элемента доходов бюджетов. |
Аналитическая группа |
Аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из трех разрядов (18 - 20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) и является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов по виду финансовых операций, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. Министерство финансов Российской Федерации утверждает коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов, обязательных для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. |
Код вида источников финансирования дефицита бюджета |
Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из семи разрядов (14 - 20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) и включает: – подвид источников финансирования дефицитов бюджетов (14 - 17 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов); – аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов (18 - 20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов). |
Подвид |
Код подвида источника финансирования дефицита бюджета состоит из четырех разрядов (14 - 17 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов). Перечень кодов подвидов источников финансирования дефицита соответствующего бюджета устанавливается Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами местного самоуправления. |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 ГОД И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА
2.1. Анализ доходной части государственного бюджета РФ
Доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджета бывают (рис.2.1):
Налоговое доходы – это:
-налоги на прибыль, доходы;
-налоги на совокупный доход;
-налоги на имущество;
-государственная пошлина;
-налоги на товары/работы/услуги, реализуемые на территории РФ;
-налоги на товары, ввозимые на территорию РФ;
-налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
-задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.
2. Неналоговые доходы – это:
-Доходы от внешнеэкономической деятельности;
-Страховые взносы на обязательное социальное страхование;
-Платежи при пользовании природными ресурсами;
-Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
-Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
-Доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
-Административные платежи и сборы;
-Штрафы, санкции, возмещение ущерба;
-Прочие неналоговые доходы.
3. Безвозмездные поступления – это:
-Доходы бюджетов бюджетной системы от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет;
-поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;
-поступления от государственных (муниципальных) организаций;
-поступления от негосударственных организаций;
-поступления от национальных организаций;
-поступления от нерезидентов;
-возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет;
-прочие безвозмездные поступления.
Рис. 2.1. Виды доходов бюджета
По данным сайта Электронный бюджет РФ [7] на 08.12.2016 года, доходы бюджета составляют 11577,55 млрд. руб. из них налоговые доходы составляют 68,75% (7 959,63 млрд. руб.), неналоговые доходы – 29,91% (3 462,58 млрд. руб.) и безвозмездные поступления составляют 1,34% (155,35 млрд. руб.) (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Доходы бюджета РФ на 2016 год
Как мы видим из рисунка 2.2 налоговые доходы составляют большую часть. Из них государство больше всего имеет доход от налогов на товары/работы/услуги, реализуемые на территории РФ, которые составляют 2 972,45 млрд. руб. (25,67%). (рис.2.3)
Рис. 2.3. Налоговые доходы бюджета
Неналоговые доходы, в отличии от налоговых, приносят меньшую степень доходности государству и составляют 3 462,58 млрд. руб. (29,91%) (рис.2.2). Среди неналоговых доходов существуют доходы от внешнеэкономической деятельности - 2 363,64 млрд. руб. (20,42%) и доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности -520,44 млрд. руб. (4,50%) (рис.2.4).
Рис.2.4. Неналоговые доходы бюджета
Таким образом, доходная часть бюджета для государства является самой важной частью. Так как именно от доходной части зависит распределение расходных статей в следующем бюджете государства.
2.2. Анализ расходной части государственного бюджета РФ
Расходная часть является самой важной частью в распределении бюджета РФ, так как правильное финансирование основных направлений финансовой политики государства является важным показателем эффективности его политики.
Так, по состоянию на 08.12.2016 года, расходы бюджета составляют 13 761,8 млрд. руб. [7]
Как мы видим из рисунка 2.5 приоритетные направления в расходной части бюджета в 2016 году – расходы на социальную политику, национальную оборону, национальная экономика и общегосударственные вопросы.
Рис. 2.5. Расходная часть бюджета РФ на 2016 год
По данным на 08.12.2016 года было исполнено: [7]
-Социальная политика 4441,9 млрд. руб. из 4600,3 млрд. руб.
-Общегосударственные вопросы 811,0 млрд. руб. из 1 124,6 млрд. руб.
-Национальная оборона 942,6 млрд. руб. из 3 804,8 млрд. руб.
-Иные расходы 293,2 млрд. руб. из 373,1 млрд. руб.
-Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации 603,7 млрд. руб. из 672,1 млрд. руб.
-Обслуживание государственного и муниципального долга 581,8 млрд. руб. из 639,6 млрд. руб.
-Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 170,6 млрд. руб. из 1 873,4 млрд. руб.
-Национальная экономика 1 711,4 млрд. руб. из 2 404,4 млрд. руб.
-Образование 523,6 млрд. руб. из 603,8 млрд. руб.
-Здравоохранение 444,7 млрд. руб. из 519,0 млрд. руб.
Это свидетельствует о том, что на некоторые статьи расходов государство, в связи с экономической обстановкой в стране, сократило свои расходы.
Помимо основных направлений политики государства расходы распределяются и на государственные программы, и на государственную поддержку, на государственные инвестиции и государственный долг.
Рис. 2.6. Распределение средств, направленных на государственную поддержку
Анализируя рисунок 2.6 можно сделать вывод: государство на социальное обеспечение и иные выплату населению расходует основную часть денежных средств. Это нужно прежде всего для того, чтобы поднять уровень и качество жизни населения, а также для улучшения демографической обстановки в стране.
Государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Направления реализации Государственных программ Российской Федерации на 08.12.2016, млрд.руб:
-Новая жизнь профинансировано из федерального бюджета 3092,42 млрд. руб. В рамках данного направления будут обеспечены доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, условия, позволяющие гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом.
Будет реализована социальная политика по поддержке уязвимых слоев населения и проведена политика, направленная на интеграцию мигрантов.
Также будут обеспечены высокие стандарты личной безопасности и экологической безопасности, повышено качество и результативность противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков.
-Инновационное развитие и модернизация экономики профинансировано из федерального бюджета 1 732,38 млрд.руб. В рамках данного направления будут реализованы мероприятия, которые не только позволят российской экономике оставаться мировым лидером в энергетического секторе, добыче и переработке сырья, но и создадут конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.
Также будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.
Кроме того, Россия укрепит свою позицию в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из центров мирохозяйственных связей и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.
-Обеспечение национальной безопасности – 1,64 млрд. руб. В рамках реализации направления по обеспечению национальной безопасности будет обеспечено поддержание высокого уровня государственной безопасности и обороноспособности страны. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (соответствующий уровню ведущих в военном отношении стран), позволяющий эффективно осуществлять политику сдерживания, в том числе на основе экономического и социального развития военной организации государства.
-Сбалансированное региональное развитие – 730,08 млрд. руб. В рамках данного направления будет обеспечено сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации, ориентированное на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов, и развитие геополитически приоритетных территорий. Также будет проведена целенаправленной работа по развитию федеративных отношений и совершенствованию системы местного самоуправления.
В отношении регионов будут проведены комплексные меры, направленные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и повышение качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.
-Эффективное государство – 1172,62 млрд. руб. В рамках данного направления будет повышена эффективность управления государственным имуществом и государственными финансами. Особой задачей станет развитие и повышение устойчивости функционирования финансовых и страховых рынков. Предметом специального внимания будет являться создание условий для формирования в России международного финансового центра.
Также будет реализован комплекс мер по всестороннему и эффективному обеспечению интересов Российской Федерации на международной арене, созданию благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны.
Также государство распределяет свои расходы на погашение государственного внешнего и внутреннего долга.
Государственный долг Российской Федерации - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации.[4]
По данным сайта Электронный бюджет РФ по состоянию на октябрь месяц 2016 года государственный внутренний долг составлял 7431,2 млрд. руб., что выше чем в 2015 году (7307,6 млрд. руб.). В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 года №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2017 года – 8817,8 млрд. руб.
По данным сайта Электронный бюджет РФ по состоянию на октябрь месяц 2016 года государственный внешний долг составляет 50,9 млрд. дол, что значительно ниже по сравнению с 2014 годом (54,4 млрд. дол.). В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 года №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2017 года – 55,1 млрд. дол.
2.3. Проблемы и пути решения дефицита бюджета РФ
В связи с резким ухудшением экономической обстановки в стране в конце 2015 года, на 2016 год был принят дефицитный государственный бюджет, в котором закладывались методы борьбы с экономическим кризисом в стране.
Бюджет верстался исходя из макроэкономического прогноза, что в 2016 году рост ВВП составит 0,7%. Другие базовые параметры документа: уровень инфляции — 6,4 %, курс доллара — 63,3 рубля, цена на нефть — 50 долларов за баррель.
Доходы запланированы на уровне 13,738 трлн рублей (17,5 % ВВП), расходы — 16,098 трлн рублей (20,5 % ВВП). Дефицит бюджета — 2, 360 трлн рублей (3% ВВП).
Из 14 основных статей расходов федерального бюджета сокращение коснется 6. Так, по сравнению с 2015 годом ассигнования на образование уменьшатся на 7,9%, на здравоохранение - на 10,9%, оборону - на 7,2%. Незначительно сократятся расходы на физическую культуру и спорт, а также средства массовой информации. Но самое крупное урезание ожидает жилищно-коммунальное хозяйство - на 41,4%.
Проблемы России в 2016 году:
Во-первых, Россия зависит до сих пор от цен на нефтегазовые ресурсы.
Во-вторых, Россия является мировой державой и в связи с этим она тратит на укрепление обороны страны значительную часть денежных средств, что очень ощутимо в кризисный период.
В-третьих, в связи с падением курса российской валюты начали закрываться многие производства. Также в связи с приватизацией энергетического производства государству перестало быть подконтрольным данный сектор производственной деятельности, а владельцы данных производств используют энергетические ресурсы не в национальных интересах.
В-четвертых, на экономический спад влияет и снижение покупательской способностью населения. Инфляция, рост цен, ухудшение условий кредитования – все это уменьшает реальные доходы населения и снижает покупательскую способность граждан. Все это приводит к снижению товаропроизводства, уменьшению количества платных услуг, оказываемых населению.
Пути решения проблем дефицита федерального бюджета РФ:
изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;
более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих вполне учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;
резкое сокращение государственного финансирования, прекращения правительственной помощи иностранным государствам;
снижение военных расходов;
сохранения финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами;
привлечение в страну иностранного капитала.
Заключение
В современных условиях экономика страны подвержена различным изменениям, которые сказываются на бюджете государства с одной стороны негативно, а с другой стороны положительно. От того какой будет разработан федеральный бюджет страны зависит будущее его хозяйствующих субъектов. Так как все региональные, местные бюджеты напрямую зависят прежде всего от изменений внутри страны. Как страна себя поведет в условиях нестабильности, кризиса будет зависеть ее успех на мировом рынке как мировой державы, так и экономически стабильной и развитой страны. Какими методами и мерами государство будет устранять негативные стороны экономического кризиса для страны? Данный вопрос задают себе многие эксперты и многие государственные служащие до сих пор. Но Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин говорит, что страна придет к экономическому росту настолько быстро, насколько это будет возможно. Все зависит от того, насколько эффективно будет разработан бюджет Российской Федерации на следующий год.
Структура государственного бюджета сложна и требует к себе особого внимания при разработке статей доходной и расходной части.
В условиях экономической нестабильности очень сложно спрогнозировать как поведет себя экономика в мире, какими будут экономические показатели в стране в следующем году.
Для того чтобы более точно спрогнозировать экономическую ситуацию в мире, многие эксперты выделяют ряд основных причин принятия бюджетного дефицита такие как:
Россия зависит до сих пор от цен на нефтегазовые ресурсы;
Россия является мировой державой и в связи с этим она тратит на укрепление обороны страны значительную часть денежных средств, что очень ощутимо в кризисный период;
в связи с падением курса российской валюты начали закрываться многие производства. Также в связи с приватизацией энергетического производства государству перестало быть подконтрольным данный сектор производственной деятельности, а владельцы данных производств используют энергетические ресурсы не в национальных интересах;
на экономический спад влияет и снижение покупательской способностью населения. Инфляция, рост цен, ухудшение условий кредитования – все это уменьшает реальные доходы населения и снижает покупательскую способность граждан. Все это приводит к снижению товаропроизводства, уменьшению количества платных услуг, оказываемых населению;
На основе данных выявленных проблем, нами были предложены следующие пути решения проблем дефицита бюджета Российской Федерации:
изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;
более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих вполне учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;
резкое сокращение государственного финансирования, прекращения правительственной помощи иностранным государствам;
снижение военных расходов;
сохранения финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами;
привлечение в страну иностранного капитала.
Список литературы:
Анисимов, А.А. Макроэкономика: теория, практика, безопасность : учебное пособие / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О.Б. Тихонова ; под ред. Е.Н. Барикаева. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 599 с.
Бегунова, С. Бюджетная система Российской Федерации : учебное пособие / С. Бегунова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2014. - 320 с.
Мельников, А.А. Государственное регулирование экономики : учебно-практическое пособие / А.А. Мельников. - М. : Евразийский открытый институт, 2010. – 165 c.
Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для бакалавров / А. С. Нешитой. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 310 с.
Черкасова, Л.А. Бюджетный процесс и бюджетное планирование : учебное пособие / Л.А. Черкасова ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2015. - 172 с.
Бюджет России на 2016 год. Инфографика [Электронный ресурс] – Аргументы и факты – Режим доступа: www.aif.ru
Бюджет РФ [Электронный ресурс] - Единый портал Бюджетной системы РФ Электронный бюджет – Режим доступа: budget.gov.ru
Бюджетный профицит и дефицит [Электронный ресурс] - Гуманитарно-правовой портал – Режим доступа: psyera.ru
Государственный бюджет [Электронный ресурс] – Грандарс – Режим доступа: www.grandars.ru
Государственный бюджет [Электронный ресурс] – Единый портал обществознания – Режим доступа: humanitar.ru
Государственный бюджет: профицит и дефицит. Управление государственным долгом [Электронный ресурс] - Финансовый институт МИФИ – Режим доступа: finance.neoficial.ru
Дефицит и профицит бюджета [Электронный ресурс] – Грандарс – Режим доступа: www.grandars.ru
Направления государственных программ [Электронный ресурс] – Портал госпрограмм РФ – Режим доступа: programs.gov.ru
Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (проект) [Электронный ресурс] – Экономика и жизнь – Режим доступа: www.eg-online.ru
Послание Президент Федеральному собранию [Электронный ресурс] – Официальные сетевые ресурсы Президента России – Режим доступа: www.kremlin.ru
Послание Президента Федеральному собранию на 2017 год [Электронный ресурс] – Год 2017 – Режим доступа: god2017.su
Прогноз экономического развития для России на 2017 год, мнение экспертов [Электронный ресурс] - Дайджест 2017 – Режим доступа: pro2017god.com