Трансформационные процессы в хозяйственной системе являются отражением потребности общества в изменениях, свидетельствуют об исчерпании потенциала прогресса и направлены на преодоление противоречия между инерционностью динамики социально-экономических отношений и качественным характером происходящих изменений.
В русле глобальных тенденций происходят изменения в национальных экономических системах, отличающиеся собственными траекториями.
При определении вектора трансформации хозяйственной системы России была выбрана модель развитых стран мира, достаточно успешно решивших определенные экономические и социальные проблемы.
Для российских трансформационных процессов характерны увеличение роли стихийных факторов, слабая управляемость и непредсказуемость конечных результатов и, как следствие, возникновение кризисных потрясений, утрата внушительной части научно-технического и производственного потенциала, топливно-сырьевая ориентация экспорта и доминирование импортных товаров на российском рынке, что привело страну к серьезной зависимости от экономики и политики промышленно развитых стран, превратившихся в серьезнейших конкурентов и отодвигающих страну на периферию мировой экономической системы.
При этом необходима корректировка механизмов формирования и реализации экономической политики на основе выявления факторов этих изменений и осознания резервов совершенствования в соответствии новыми условиями хозяйствования.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что процесс трансформации экономики всегда являлся актуальной проблемой, так как зная тенденции развития экономики можно спрогнозировать ее будущий результат.
Степень разработанности проблемы. В последние годы российские экономисты проявляют повышенный интерес к проблеме трансформации. Различные аспекты ее раскрываются в работах СВ. Любимцевой, Л. Абалкина, Н.В.Мухаровского, Ю. Ольсевича, Е. Гайдара, Я. Корнай, В. Иноземцева, Дж. Стиглица, И. Самсона, А. Бузгалина, С. Глазьева, А. Колганова, В. Кириченко, Л. Якобсона, Е. Ясина, Б. Шеванса, Р. Капелюшникова, В. May, А. Нестеренко и др.
Методология. В процессе написания работы использовались труды отечественных экономистов, также использовались взгляды зарубежных ученых на процессы трансформации, как в России, так и за ее пределами. Нормативно-правовые акты российской Федерации, методические материалы по изучаемой проблеме исследовались для достижения цели поставленной в работе. В качестве основных методов в работе использовались: изучение отечественной и переводной учебной, методической и справочной литературы по вопросам экономической трансформации.
Цель данной работы - изучение основных трансформационных направлений в экономике России.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
дать определение трансформационной экономики и выделить основные ее черты;
раскрыть сущность трансформационных процессов в экономической системе и их причины;
проанализировать трансформационные процессы в России;
изучить специфику протекания трансформационных процессов в экономической системе России;
показать экономические последствия трансформационных процессов в России;
проанализировать механизм влияния санкций на экономическое развитие России;
выявить перспективы развития внешнеэкономической деятельности России в условиях международной изоляции и экономических санкций.
Объект исследования - трансформационные процессы в экономической системе.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе трансформации экономической системы.
Информационной базой послужили следующие источники: монографии последних лет, статистические сборники, данные Министерства финансов РФ, Банка России, ресурсы Интернет, периодические источники.
Практическая значимость исследования. Представленные теоретические выводы и предложения, к обоснованию трансформационных процессов в экономической системе, способствующих ускоренному становлению экономики нового типа в России и разработке соответствующего комплекса мер государственной экономической политики могут послужить базой для дальнейших теоретических и прикладных разработок в данной области.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе настоящей работы были рассмотрены теоретические аспекты трансформационных процессов в экономической системе России. Изложенные в теоретической части вопросы легли в основу второй главы, где представлено влияние санкций на экономическое развитие России.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ
Понятие трансформационной экономики, основные ее черты
Трансформационная (переходная) экономика - экономика стран, переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе, основанной на рыночных принципах.
Трансформационный (переходный) период - время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Цель переходной экономики - экономическая свобода и создание на этой основе социально ориентированной эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамическое развитие экономики и достаточный уровень благосостояния граждан страны, преодолев отставание от других стран. По мнению экономистов, рыночная экономика создает стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности, способствует ускорению научно-технического прогресса.
Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственность каждого человека за свое благосостояние, и благосостояние общества. Чтобы выйти из этого состояния, необходимо бороться за создание социально - ориентированной экономики через усиление государственной власти, не допускающей увеличение пропасти между богатыми и бедными [1, с.58].
Приоритетным направлением этого перехода в постсоциалистических странах является социально - ориентированная рыночная экономика.
Социальная ориентация рыночной экономики - процесс повышения социальной эффективности экономики, усиления ее социальной составляющей, проявляющийся в том, что все большая часть ресурсов общества, мобилизуемых государством, направляется им на социальные цели, а производство подчиняется потребителю [2, с.102].
Сущность трансформационной (переходной) экономики заключается в том, что она представляет собой сочетание командно-административной и современной рыночной систем.
Содержанием трансформационной (переходной) экономики постсоциалистических стран является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.
Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других устоявшихся экономических систем.
Во-первых, трансформационная экономика представляет собой межсистемное образование. Поэтому для нее характерно сочетание КАС и современной рыночной экономики с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.
Во-вторых, особым исходным состоянием, предшествующим переходному процессу, является плановая экономика.
В-третьих, в отличие от командной и рыночной экономик, которым свойственна определенная целостность и устойчивость развития, трансформационная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности.
В-четвертых, переходные процессы не проявляются путем простого нарастания прогрессивных тенденций; они неизбежно связаны с глубокими качественными преобразованиями экономики, сломом прежних отношений.
В-пятых, трансформационной экономике присущ альтернативный характер развития. Безусловно, альтернативность имеет определенные границы, но все же предполагает несколько итоговых вариантов развития. Данный факт вытекает из природы переходной экономики, в которой смешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия политических, социальных, национальных и других факторов, воздействующих на процесс развития в указанный период.
В-шестых, трансформационная экономика отличается от командно- административной количественными и качественными изменениями структуры. К ней «по наследству» перешли основные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, домашние хозяйства и государство. Однако они функционируют в качественно иных, преобразованных экономических реалиях и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Одновременно в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.
В-седьмых, коренное изменение отношений собственности, существующей структуры производства и форм хозяйствования сопровождается на начальном этапе социально-экономическими издержками: спадом производства, инфляционными процессами, падением уровня жизни населения и др.
В-восьмых, в трансформационной экономике наблюдается качественное изменение системных отношений. Распадаются и исчезают старые планово-директивные связи между экономическими субъектами, расчищая пространство для новых рыночных отношений.
В-девятых, в трансформационной экономике существует особый характер противоречий, но не функционирования, а развития, т.е. нового и старого, различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Поэтому важнейшее противоречие переходного периода - расхождение старой централизованно управляемой экономической системы и новой формирующейся рыночной экономики.
Итак, изменения, на которые направлена переходная трансформация, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что иногда могут привести к социально-политическим потрясениям.
Сущность трансформационных процессов в экономической системе и их причины
Минувший XX век принёс много глубоких изменений в жизнь экономической системы России. Как бы ни были противоречивы эти изменения, в своей совокупности они привели к тому, что экономическая система достигла новой, качественно более высокой ступени развития. В основе механизма такого развития лежит трансформационный процесс, позволяющий нам осмысливать свою потребность в изменениях общества, периодически ощущать исчерпание потенциала прогресса, находить пути и ресурсы для осуществления перемен. Уже сам факт того, что экономическая система является трансформационной, позволяет выделить наиболее очевидную её характеристику - противоречие между инерционностью динамики социально-экономических отношений и качественным характером происходящих изменений.
Содержанием трансформационной экономики является преобразование системы социально-экономических отношений. Меняются практически все её слагаемые: 1) способ координации и поддержания равновесия; 2) отношения собственности; 3) тип воспроизводства; 4) структура производства; 5) институты и право. В этой связи, представляется крайне ограниченным фактическое сведение трансформационных процессов к трём основным моментам - либерализации, приватизации и стабилизации, которое типично для многих зарубежных и отечественных учёных.
В качестве трансформационной экономической системы рассматривается ситуация, когда российская административно-командная экономика переходила на современную стадию развития. Качественные изменения в экономической системе осуществляется в силу действия экономических закономерностей. Главная закономерность переходного периода российской экономики - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Вторая закономерность заключается в наступившем бюджетном кризисе, который тесно связан с изменением положения государства в экономике. Третьей закономерностью переходного периода является трансформационный спад. Данный термин был введён в научный оборот Я. Корнаи, который утверждал, что в переходный период все экономики переживают глубокий кризис, вызванный отсутствием координации между экономическими агентами. Это связано с тем, что прежние, плановые механизмы координации хозяйственной деятельности, уже разрушены, а новые рыночные механизмы координации ещё слабы или отсутствуют вообще. Раз есть общие для всех переходных экономик формы проявления кризиса, то логично допустить и существование общих направлений преобразования экономических систем, которые можно было бы назвать закономерностями реформирования.
Стартовая связка рыночных институтов при проведении реформ в России в начале 1992 г. включала: 1) открытие экономики и свободную внешнюю торговлю взамен монополии внешней торговли; 2) свободные цены и свободные сделки взамен твёрдых государственных цен и директивных заданий; 3) свободный рыночный курс рубля, чтобы предприятия и граждане могли участвовать внешней торговле; 4) проведение приватизации, перевод в частную собственность основной массы предприятий для обеспечения конкуренции и соблюдения дисциплины исполнения контрактов; 5) достижение макроэкономической и финансовой стабилизации; 6) интеграция российской экономики в мировое хозяйство. Практически сразу же необходимо было создавать: а) фискально-налоговую и б) банковско-кредитную системы, которых при советской власти практически не существовало.
Без частной собственности рынок невозможен. Рынок требует децентрализованного принятия решений. Для этого нужны независимые собственники, действующие в конкурентной среде и стремящиеся к максимизации прибыли.
Макроэкономическая и финансовая стабилизация необходимы в обстановке стремительной инфляции, так как без твёрдой денежной единицы экономика обречена на череду кризисов.
Определения закономерностей трансформационного процесса недостаточно для реализации реформ. Путь развития зависит от внутренних и внешних факторов, влияющих на него, а также национальных особенностей государства. Переход от административно-командной к современной рыночной системе насыщен процессами социально-экономических преобразований, которые радикально меняют структуру экономики и общества [4, с.202].
Теория структурной трансформации общественного производства сформировалась в результате всестороннего анализа качественно новой экономической ситуации. Именно на обнаружение характерных черт рождающейся экономической системы были направлены усилия исследователей. Подавляющее большинство исследователей называют в качестве главных признаков структурной трансформации общественного производства: а) радикальное ускорение технического прогресса, б) уменьшение доли материального производства в совокупном общественном продукте, в) развитие сектора услуг и информации, г) изменение мотивов и характера человеческой деятельности, а также д) появление нового типа ресурсов.
Исследования показывают, что структурная трансформация экономики - это трансформация сложной социально-экономической системы, отдельные звенья которой пропорциональны друг другу, тесно связаны между собой и образуют иерархическую зависимость. В такой системе микро-, мезо-, макро-, и мегауровни связаны в единое целое с помощью отношений собственности и производственной, рыночной, финансовой, социальной и информационной инфраструктуры. Структурная трансформация приводит к изменению диалектического единства количественных характеристик, пропорций и соотношений между различными звеньями экономики, а также качественных параметров и характера связей между её частями [1, с.3].
Процесс трансформации охватывает такие звенья экономики, как 1) добывающие и сырьевые отрасли; 2) обрабатывающие отрасли; 3) торгово-посреднический сектор; 4) сектор услуг материального характера; 5) отрасли услуг нематериального характера; 6) отрасли, связанные с информационно-компьютерными технологиями. Выделение сектора информационных технологий в качестве самостоятельной сферы даёт возможность реально оценить степень продвижения национальной экономики к информационной стадии развития. Эволюция экономики от доиндустриального к индустриальному этапам развития и, далее, к постиндустриальной стадии сопровождается ростом числа секторов, а также изменением их значимости.
При структурной трансформации общественного производства приоритеты смещаются в сторону научной организации системы образования и создания экономики знаний. В такой экономике класс технических специалистов становится основной профессиональной группой, а внедрение нововведений во всё большей степени зависит от уровня развития теоретических и практических знаний [5, с.6].
Анализ логики развития экономической системы способствует укреплению взгляда на современное общественное производство как на постиндустриальную экономику. Становление постиндустриальной экономической системы связано с преобразованием многих аспектов индустриальной экономики. В постиндустриальной системе основным производственным ресурсом становится информация. В качестве базовых технологий используются наукоёмкие методы производства. Именно такая схема позволяет выявить сущность трансформации общественного производства, состоящую в изменении отношений между людьми, которые становятся по-настоящему комплексными, вследствие чего все элементы общественного производства приобретают новые свойства.
Новый тип общественного производства не замещает предшествующую форму, а сосуществует с ней, в результате чего происходит преобразование экономической структуры и появление в ней новых элементов. Становление нового общественного производства обусловлено трансформацией таких аспектов, как: 1) формы собственности, 2) человеческий капитал, 3) управление и планирование, 4) ценовая политика, 5) внешнеэкономические отношения, 6) торговые отношения, 7) денежно-кредитная политика, 8) фискально-налоговая политика, 9) государственное регулирование.
Так как информатизация является быстрым замещением труда знаниями, термин «трансформационное общественное производство» обозначает формирующуюся постиндустриальную экономическую систему.
Наиболее весомым вкладом является анализ роли информации в развитии экономики, благодаря чему информация стала рассматриваться как специфический ресурс, не обладающий большинством характеристик, которые свойственны факторам производства. Распространение информации тождественно её самовозрастанию, которое исключает использование в отношении этого ресурса понятия редкости. Другими словами, потребление информации не вызывает её исчерпаемости как производственного ресурса. Теория трансформационного общественного производства пришла к справедливому тезису о том, что в контексте современной экономики надо говорить не о редкости ресурсов, а об их распространённости.
В теории переходной экономики причины трансформации разделены на две группы, в первую из которых включают обстоятельства и противоречия, имеющие место внутри страны, ко второй группе относят условия и факторы внешнего порядка. Внутренние причины связаны с противоречиями, которые накопились внутри страны и стали препятствовать развитию производительных сил и росту благосостояния нации.
Рассматривая внутренние факторы, особое внимание требуется обратить на социально-экономические противоречия, сложившиеся в связи с устойчивым изоляционизмом России. Такое состояние препятствовало свободе обмена идеями, а также ограничивало мотивацию граждан и субъектов хозяйствования.
Внешние причины экономической трансформации, в свою очередь, можно разделить на две большие группы. В первую группу исследователи включают те движущие силы изменений, которые определяются конкурентным положением страны относительно экономик других стран мира. Вторую группу внешних движущих сил составляют экономические и политические интересы, которые имеются у высокоразвитых стран в отношении России.
В нашей стране процесс реформирования отечественного производства основывался на принципе минимального вмешательства государства. Такая политика не способствовала появлению у предпринимателей заинтересованности в технологическом прогрессе. В российском случае, чистая теория явно не соответствует реальной практике.
Необходимо отметить, что ключевым элементом трансформации в России явилась приватизация и реформирование отношений собственности. Основой становления новой экономики России является развитие частной собственности. На сегодняшний день, функционируют следующие формы собственности: 1) индивидуальная частная, 2) партнёрская частная, 3) акционерная, 4) государственная, и 5) смешанная. Следует заметить, что наиболее распространённой является индивидуальная частная собственность, однако, с экономической точки зрения, господствующие позиции занимает акционерная собственность и этот тип собственности является ведущей формой. Подобное обстоятельство становится решающим при формировании институциональных основ рыночной модели, в которой институт собственности выступает как сочетание различных форм собственности. В свою очередь, формы собственности являются основой для различных типов предпринимательских структур - индивидуальных предприятий, партнёрств, акционерных обществ, совместных и других предприятий [12, с.50].
Таким образом, по формам собственности и по типам предпринимательства рыночная модель является смешанной, оставаясь, при этом, частнопредпринимательской по сути.
Трансформация экономической системы России в условиях глобализации
На сегодняшний день глобализация стала одной из важнейших сил, определяющих развитие всего мира. Процесс глобализации был инициирован США с целью обеспечения бескризисного развития капиталистических стран. Глобализация как процесс все большего стирания границ между государствами обеспечивала развитым странам возможность экстенсивного экономического роста за счет доступа к внешним сырьевым рынкам. Выход на новые рынки сбыта помогал избежать кризиса перепроизводства. Данный механизм развития накладывал ограничение на количество стран, получающих выгоды от глобализации, так как развивающиеся страны мира рассматривались как поставщики сырья и рынки сбыта.
В сложившихся условиях открытость экономической системы является одновременно целью и средством глобализации. Экономические системы стран мира становятся все более открытыми и все более зависимыми друг от друга.
Конец XX века ознаменовался началом большого числа трансформационных процессов в республиках бывшего СССР и странах Восточной Европы. При этом трансформационные процессы в этих странах протекают в условиях большой степени открытости экономических систем, процесс глобализации оказывает значительное влияние на ход преобразований [13, с.115].
Трансформационный процесс в России сопровождается значительными материальными и социальными издержками. Негативные процессы, запущенные в ходе трансформации, нуждаются в анализе, необходим поиск новой стратегии, которая позволит России перейти к инновационному экономическому росту и использовать все имеющиеся ресурсы для увеличения благосостояния населения.
Определяющим признаком современности является усложнение структуры экономических систем, ускорения научно-технологических изменений и расширение глобализации хозяйственной жизни общества.
Отмеченные процессы знаменуют формирования так называемой “эпохи бифуркаций” при которой качественные глубинные превращения охватывают экономику практически всех стран мира, открывая новые возможности и порождая невиданные угрозы и риски их последующего развития.
Поскольку нестабильность и непредсказуемость развития, как ни парадоксально, становятся стойкой чертой нынешнего времени заостряется потребность в глубоком экономико-философском осмыслении сущности, структурной динамики и механизмов трансформации экономических систем, в условиях глобализации. Особенное значение приобретает анализ хозяйственного развития как нелинейного, многовариантного и внутренне противоречивого процесса.
Проблемы трансформации экономических систем в условиях глобализации приобретают особое научно-теоретическое и практическое значение с учетом современных реалий развития Российского государства. Общепризнанным является то, что осуществляемые в стране социально-экономические превращения привели к результатам качественно отличающихся от ожидаемых.
Опыт накопленный за годы превращений, убедительно доказал необходимость пересмотра сформированной в настоящее время национальной модели развития, выявления экзогенных и эндогенных рисков трансформации экономики России, и обоснования стратегических приоритетов ее эффективной реинтеграции в глобальное экономическое пространство [15, с.203].
Недостаточная степень разработки теоретико-методологических принципов трансформации экономических систем в условиях глобализации, с одной стороны, и важность результатов данного исследования для обеспечения динамического развития переходных экономик и в первую очередь, России, из второго свидетельствуют об объективной необходимости последующего исследования отмеченной научной проблемы. Именно этим предопределена ее актуальность.
Итак, современный мир характеризуется возрастающей глобализацией, которая затрагивает все страны и регионы мира, возрастает ее влияние на внутреннюю экономику, политику, социальную жизнь общества.
Преобразование российской экономики на современном этапе, осуществляемое без учета влияния глобализации, значительно осложняет эффективную интеграцию нашей страны в систему мирового хозяйства, не позволяет в полной мере использовать национальные преимущества для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста.
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПРОТЕКАНИЯ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ
Трансформационные процессы и специфика их протекания в экономической системе России
Трансформация - это такая разновидность социально-экономических преобразований, которая сама по себе не ведет к качественным сдвигам в исходном состоянии, а отмечается лишь сменой формальных или количественных его признаков.
Трансформация также - это смена формальных признаков социально-экономической системы без изменения типа культуры или цивилизации, способа производства или исторической стадии последнего. Реформа - это преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, осуществляемое, как правило, с помощью новых законодательных актов. Реформа проводится «сверху» в целях совершенствования существующего строя (порядков, институтов, учреждений); формально это нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование [5, с.12].
Трансформационные процессы в России характеризуются системой факторов - исходных, опосредствующих и непосредственных.
Исходные факторы:
технический прогресс;
изменения в обеспеченности факторами производства;
смена потребительских преференций;
вхождение в состояние хронической депрессии;
изменение системы культурно-ценностных ориентации.
Опосредствующие факторы - это личные интересы людей, принадлежащих к различным классам и социальным группам общества.
Непосредственные факторы трансформации - это различные общественные институты с их специфическими интересами, способные принимать решения и активно действовать на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях (государство, политические партии, профсоюзы, объединения предпринимателей, трудовые коллективы и т.п.).
Приведенная классификация носит условный характер, поскольку в той или иной степени все факторы могут считаться непосредственными, а в зависимости от условий проявления - даже переходить из группы в группу.
Возможно и иное деление факторов трансформации - на экономические и внеэкономические: первые действуют внутри хозяйственной системы, а вторые - извне. Наконец, поскольку мы имеем дело с хозяйственной трансформацией в конкретной стране, занимающей определенное место в мировой системе, необходимо разделение факторов на национальные и внешние. Структура, уровень развития и сам характер факторов трансформации неодинаковы в разных странах, поэтому должны различаться и механизмы трансформации. При этом их действие подвержено глубокому влиянию самого объекта - трансформируемой хозяйственной системы. Последняя же, в зависимости от критериев классификации, может быть отнесена к центральной либо децентрализованной, к жесткой либо эластичной. Эластичный хозяйственный механизм поддается частичной, фрагментарной трансформации, а жесткий механизм частичную трансформацию либо отвергает, либо в результате ее разрушается [17, с.385].
Трансформация может быть внутрисистемной и межсистемной, обратимой и необратимой. В эластичных системах степень возможной обратимости при прочих равных условиях значительно выше, чем в жестких, а необходимость перерастания внутрисистемной трансформации в межсистемную наступает намного позднее.
Перечисленные методы классификации отражают объективные аспекты трансформации, определяющие факторы принятия хозяйственных решений их субъектами при условии, что субъекты сознают свои интересы и способны принимать адекватные решения. Тем не менее степень понимания собственных средне- и долгосрочных интересов может весьма различаться и в еще большей степени способствовать принятию оптимальных решений. С этой точки зрения целесообразно выделить трансформацию, с одной стороны, управляемую, имеющую все либо одно из таких оснований, как социально-экономическое партнерство, координация взаимодействия, программа деятельности на длительную перспективу, а с другой стороны - антагонистическую, спонтанную, находящуюся под влиянием социально-экономической конъюнктуры.
Экономическая система государства, представляющая собой сложный и многослойный комплекс, который состоит из множества взаимодействующих и одновременно конкурирующих друг с другом элементов (различных типов субъектов хозяйствования, взаимоотношений, возникающих в процессе этой деятельности, средств и форм производства и распределения материальных благ, услуг, экономической инфраструктуры, определяемой уровнем развития производительных сил и производственных отношений), характеризуется динамичностью и разнообразием векторов своего движения.
В случае, когда движение экономической системы нацелено на обеспечение качественных изменений, ее коренное преобразование в результате изменений структуры, порядка системы, можно говорить о процессе ее трансформации. Трансформационный процесс определяется противоречиями прошлых состояний системы и случайным воздействием внешней среды, что составляет объективную сложность самого процесса.
О системе экономических противоречий имеет смысл говорить лишь как о совокупности, в которой элементы непосредственно связаны между собой. На наш взгляд, в данном случае уместно выделение структурных, институциональных, социальных противоречий, имеющих определенные точки соприкосновения. Особенности трансформируемой системы заключаются в том, что в ее рамках взаимодействуют и старые отношения, присущие прежней экономике, и новые отношения, свойственные современному хозяйству [19, с.37].
Рассматривая с данной точки зрения экономическую систему государства, следует отметить, что, во-первых, специфику хозяйственной деятельности во многом определяют унаследованные от прежнего хозяйства макроэкономические «несоответствия», т.е. негативные проявления «эффекта наследования». Во-вторых, каждому конкретному этапу хозяйствования свойственны свои собственные недостатки. Поэтому трансформационные процессы объективно несут с собой не только положительные, но и отрицательные черты. В-третьих, необходимо помнить, что оптимального сценария перехода к новому качественному этапу развития экономической системы не существует и каждая страна, опираясь лишь на инварианты перехода, должна найти свои специфические формы их реализации, определенные состояния этих форм, последовательность, адекватность применения и т.д. В-четвертых, мировая практика преобразований свидетельствует, что даже при наличии совершенной концепции трансформации, ее реализация сталкивается часто с непредвиденными проблемами, возникающими в ходе трансформационного процесса, может отставать или забегать вперед в сравнении с естественным темпом их осуществления, вновь возвращаться к уже решенным вопросам. Часто причина неадекватности принимаемых решений и их результатов заключается в противоречии между абстрактной природой теории и конкретной практикой. Исходя из имеющейся на сегодняшний день информации о процессах, протекающих в мировом сообществе, можно говорить о том, что в современном мире происходит трансформация индустриального хозяйства в постиндустриальное [10, с.26].
Зарубежные исследователи, занимающиеся проблемами информационного (постиндустриального) общества, выделяют следующие черты новой общественно-экономической формации: возросшую роль информации и средств телекоммуникации; возникновение и доминирующую роль сетевых структур; рост сферы услуг как индикатор информационного (постиндустриального общества); изменения структуры и мотиваций на рынке труда; кризис культуры и повышение роли средств массовой информации; противоречие между свободой и контролем личности; размывание границ национальных государств как следствие глобализации.
Различные государства находятся на самых разных этапах постиндустриальной трансформации или вообще не достигли предпосылок для таковой.
Попытки применения к российским реалиям теории смены индустриального хозяйства постиндустриальным сразу же наталкиваются на существенные препятствия.
В настоящее время представляется, что случившиеся в постсоветский период изменения в России можно характеризовать как отход от советской модели общества к формированию нового общества, которое продолжает жить во всех трех “волнах” или исторических укладах, при этом консервативное соединение технологической патриархальности с государственно-патерналистским капитализмом находится в определенном противоречии с основой прогресса современной постиндустриальной системы - развитием новаторского творческого потенциала личности.
Анализ структуры ресурсной базы российской экономики показывает принципиальные отличия от экономик высокоразвитых стран. Значительно выше в ней удельный вес природного капитала (42 % в структуре национального богатства), в существенной части представленного невозобновляемыми ресурсами. Доля производственного капитала в структуре национального богатства - 10 %, человеческого - 50 %. К примеру, структура национального богатства США такова: природный капитал - 4 %, производственный - 19 %, человеческий - 77 %. По экспертным заключениям, имеющиеся у России ресурсы реализуются в ее экономике со следующей степенью эффективности: природные - на 25 %, человеческие - на 15 %, финансовые - на 10 %, интеллектуальные - на 3,3 %. В целом, уровень освоения ресурсного потенциала страны оценивается в 18 %. Для сравнения, в США он составляет 76 %, в ЕС - 78 %, в Японии - 88 %4.
При этом Россия существенно отстает от развитых стран мира по расходам на НИОКР (на долю России приходится менее 2 % мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1 % по обменному курсу, тогда как на долю США приходится 35 %, Европейского Союза - 24 %, Японии и Китая - примерно по 12 %5. Доля затрат на образование в ВВП страны составила 3,1 % в 2010 г., тогда как в развитых странах мира ее минимальное значение колеблется на уровне 10 %.
Сегодня почти половина (примерно 40 %) ВВП России создается за счет экспорта сырья. Машино строение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли формируют 7-8 % российского ВВП.
Экспорт высокотехнологичной продукции составляет всего 2,3 % промышленного экспорта России. В США этот показатель составляет 32,9 %, в Китае - 32,8 %6. Удельный вес России в глобальном экспорте наукоемкой продукции не превышает 0,3 %. На долю отечественного производства приходится не более 1 % всех станков, закупаемых российским бизнесом [20].
Степень износа основных фондов в 2009 г. достигла 46 %, а по машинам и оборудованию превышает 50 %7, что провоцирует техногенные катастрофы. На основании утверждения о том, что постиндустриальная экономика может рассматриваться как система, характеризующаяся результативностью (эффективностью) взаимодействия ее входных (объем затрат на развитие того сектора экономики, где продуцируются и тиражируются знания) и выходных параметров (вклад в валовую добавленную стоимость тех отраслей, где знания наиболее востребованы (высокотехнологичные отрасли экономики, сфера высокотехнологичных услуг в области телекоммуникаций, финансов, страхования, компьютерных услуг, консалтинга)), следует констатировать, что российская затратная часть формирования постиндустриальной экономики почти в 3-4 раза меньше, чем в развитых странах ОЭСР. Уровень использования знаний в экономике России кратно ниже относительно стран ОЭСР. В среднем такие показатели в России хуже, чем в развитых странах примерно на 30 %.
Таким образом, в сложившихся условиях применительно к России речь не может идти о постиндустриальной трансформации как таковой.
В результате выявления особенностей трансформаций в экономической сфере жизнедеятельности общества, на наш взгляд, уместно предположение о том, что весь трансформационный процесс можно условно разделить на следующие трансформационные стадии как имманентные этапы в развитии экономической системы:
эмбриональную стадию (характеризует состояние относительного равновесия экономической системы в ее исходной позиции);
перинатальную стадию (ей свойственно нарушение состояния равновесия экономической системы; исчерпание внутреннего потенциала развития; разрушение консервативных структур, не соответствующих изменившимся условиям; высвобождение потенциала дальнейшего развития);
стадию структурирования (связана с заменой механизмов перинатальной стадии базовым хозяйственным механизмом; высвободившийся потенциал создает предпосылки для возникновения и дальнейшего функционирования нового);
стадию предельной полноты (когда достигается качественно новое состояние экономической системы; обеспечивается ее функционирование на новом этапе трансформации; формируются параметры новой макросреды; начинают действовать экономические рычаги).
Исходя из предложенного выделения трансформационных стадий, можно говорить о том, что экономическая система России, сочетая в настоящий момент в себе элементы ранних формаций (доиндустриального и индустриального хозяйств) и имея ориентиром своего перспективного развития постиндустриальное хозяйство, прежде всего, должна стремиться к переходу на очередную стадию трансформационного процесса - структурирования (в отличие от экономик развитых стран мира, часть которых уже планомерно приступила к стадии предельной полноты).
Таким образом, становится актуальным создание условий для формирования нового общественного хозяйства России, необходимость которого обусловлена одновременно интегральным характером исторического прошлого страны и мировым опытом преодоления новых сложных противоречий, осознанием и отстаиванием стратегических национальных экономических интересов посредством развития аграрно-индустриальной и интеллектуальной составляющих экономической системы, определяемых объективными закономерностями функционирования общественного производства на основе использования имеющегося ресурсного потенциала. Поэтому новому общественному хозяйству России, как очередному этапу трансформации ее экономической системы, будет свойственна совершенно иная хозяйственная логика, нежели хозяйству прочих стран мира.
В данном аспекте необходимо говорить о пересмотре ключевых направлений экономической политики государства, которая выступает в качестве детерминанты процесса трансформации, способной генерировать в себе возможности управления всеми прочими детерминантами процесса трансформации посредством идентификации механизмов ее формирования.
В сложившейся российской реальности при модернизации экономической политики необходимо принимать в расчет ряд важных факторов: различия в уровне развития западных стран и России; особенности исторического развития; гипертрофированную роль государства в экономической деятельности; природные, демографические, исторические, политические и культурные особенности страны; многоукладность современной России, носящую специфический характер, определяемый особенностями огосударствления и особенностями проводимых реформ.
Таким образом, построение научной концепции экономической политики государства с акцентом на страновой специфике будет выступать неотъемлемым условием формирования нового общественного хозяйства России.
Механизм влияния санкций на экономическое развитие Российской Федерации
Первоначально санкции против Российской Федерации были введены руководством США весной 2014 года. Впоследствии действие экономических санкций продлевалось, а перечень ограничительных мер расширялся, санкции получили поддержку со стороны Европейского Союза и некоторых других стран, являющихся их партнерами в политической и экономической сферах. Введение санкций совпало по времени с развитием экономического кризиса в России, усугубив этим последствия для российской экономики.
Начиная с 2012 года в Российской Федерации наблюдается замедление макроэкономической динамики (нагляднее проиллюстрировано на рисунке 1). Замедление носит преимущественно структурный характер и связано, прежде всего, с истощением ресурсов экстенсивного роста, основанного на сырьевом экспорте, а также ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры.
Рис. 1. Динамика ВВП Российской Федерации за 2011-2015 годы
В 2000-е годы динамика прироста ВВП Российской Федерации во многом определялась изменением нефтегазовых доходов. В недавнем исследовании, проведенном А. Кудриным и Е. Гурвичем, результаты которого опубликованы в декабрьском выпуске журнала «Вопросы экономики» за 2014 год, показано, что только благодаря росту цен на углеводороды в 2000-2008 гг. Россия получила от 5 до 15% ВВП или 9,4% ВВП в среднем за год дополнительных доходов, в 2010-2013 гг. величина сверхдоходов изменялась в пределах 12,5-14,5% ВВП, причем в 2012-2013 гг. их рост прекратился. Всего по расчетам авторов за период 2000-2013 гг. суммарная величина дополнительных нефтегазовых доходов России составила 1,2 трлн. долларов США по курсу 2013 г., что в 7,5 раз превышает ВВП 1999 года.
Поэтому изменение направленности динамики мировых цен на нефть в 2012 году создало предпосылки для возникновения экономического спада в российской экономике, которые к тому же усугубились введением в 2014 году экономических санкций в отношении России. Санкции были введены в связи с присоединением Крыма и конфликтом на востоке Украины. Среди основных последствий для российской экономики, по моему мнению, наиболее важным является ограничение доступа российских компаний и банков к внешнему финансированию.
Рис. 2. Динамика макроэкономических показателей Российской Федерации за 2006-2015 года, % к соответствующему периоду предыдущего года
В целом, результатом совокупного негативного воздействия внешних факторов стали масштабная девальвация российского рубля в 2014 году, снижение промышленного производства и темпов роста ВВП, рост инфляции и безработицы на фоне продолжающегося падения доходов населения и ухудшения финансового состояния предприятий и банков (рисунок 2).
Если говорить о санкциях, то их введение имеет длительную предысторию и основания, которые выходят далеко за рамки украинских событий. Фактически, в современных условиях происходит противостояние США и стремящейся вперед группы развивающихся стран: США видят себя в роли международного арбитра, который не обязан ориентироваться на международные нормы и диктует свои интересы всем остальным странам мира, и активно развивающиеся объединения стран, самые крупные из которых, включая Индию, Китай, Россию в одиночку не в состоянии противостоять диктату США ни в военно-политической, ни в экономической сферах.
Для Российской Федерации, проводящей самостоятельную и независимую внешнюю политику, диктуемую национальными интересами, такое противостояние порождает нарастание геополитической напряженности и серьезные риски, примером которых служит текущий конфликт России с США и странами Европейского союза, спровоцированный событиями вокруг Украины, и введенные формально на основании позиции России в этих событиях санкции.
Стоит отметить, что санкции являются одним из хорошо известных инструментов внешней политики. Как правило, санкции вводятся на достаточно длительный срок, их последствия для экономики страны-объекта санкционного воздействия проявляются со значительным временным лагом, а ожидаемых результатов, исходя из анализа мирового опыта их применения, санкции достигают в 30% случаев [19, с.387].
По направлению воздействия санкции в отношении России можно разделить на следующие основные группы:
индивидуальные - применяются к конкретным физическим и юридическим лицам. В первом случае предусматривают ограничения на въезд и транзит, наложение ареста на имущество, во втором – ограничение на ведение дел с гражданами и организациями – резидентами стран, применивших санкции. К этой же группе относится замораживание зарубежных активов физических и юридических лиц;
секторальные (финансовые или инвестиционные) – применяемые к отдельным секторам и отраслям экономики России. Носят, прежде всего, финансово-инвестиционный характер. К секторальным санкциям относится запрет на доступ к зарубежному финансированию посредством кредитов и долговых инструментов со сроком до погашения свыше 90 (30) дней, а также акций, эмитированных после введения санкций. Кроме того, к секторальным санкциям относят запрет на участие нерезидентов в инфраструктурных проектах в отдельных отраслях экономики и регионах России;
внешнеторговые – подразумевают приостановку выдачи разрешений на экспорт высокотехнологичных товаров и услуг, которые могут быть использованы в добывающей и оборонной промышленности, а также в производстве продукции двойного назначения.
Всего было принято три пакета экономических санкций, в которые, в целом, включены меры, направленные на ограничение доступа российских банков и финансовых организаций, а также компаний, работающих в некоторых секторах российской экономики, в частности, военнопромышленного комплекса, энергетического и агропромышленного секторов, к долгосрочному зарубежному финансированию. Помимо этого были введены ограничения на сотрудничество компаний-резидентов стран, поддержавших санкции, с российскими финансовыми и нефинансовыми компаниями, прямо попавшими под действие санкций или относящимися к соответствующим отраслям. Кроме того задействовано эмбарго на экспорт в Россию определенных технологий - в частности, применяемых в добыче и производстве энергоресурсов, а также создании продукции военного и двойного назначения.
По оценкам международных организаций и независимых исследователей, существует три основных канала влияния секторальных экономических санкций на экономику Российской Федерации в целом.
Во-первых, санкции в 2014 г. способствовали массовому оттоку капитала из российской экономики, что повлияло на волатильность финансовых рынков и явилось одной из причин девальвации рубля, имевшей, в свою очередь, негативные экономические последствия.
Во вторых, ограничения на доступ к зарубежным финансовым рынкам сделали внешние заимствования для некоторых компаний и банкам невозможными, а для остальных значительно более дорогими.
В третьих, санкции, в сочетании со структурным экономическим кризисом, вызванным долгосрочным падением цен на энергоносители и сопутствующим ухудшением макроэкономической ситуации, негативно повлияли на ожидания бизнеса и населения относительно будущего развития событий, что отразилось на потреблении и инвестициях – как в реальный капитал, так и в финансовые инструменты.
По оценкам Международного Валютного Фонда влияние санкций на экономику России в краткосрочном периоде связано уменьшением инвестиций в основной капитал и потребления. Потери российской экономики за счет воздействия этих факторов оцениваются в 1-1,5% ВВП. При этом в долгосрочной перспективе в случае продолжительного сохранения санкций совокупные потери могут возрасти до 9% ВВП, что будет обусловлено уменьшением накопления капитала, и ограничением импорта высокотехнологичной продукции, что в свою очередь приведет к снижению и без того невысокой производительности в экономике России [9, с.3].
Как упоминалось ранее, среди основных последствий введения санкций для российской экономики наиболее значимым является ограничение доступа российских компаний и банков к внешнему финансированию. Это связано с тем фактом, что в течение довольно длительного периода времени внешние заимствования являлись существенным источником финансовых ресурсов для российских предприятий и банков.
Во-первых, низкие процентные ставки, а также политика «количественного смягчения» проводившаяся центральными банками США, ЕС, Японии и других развитых стран – способствовали оттоку капитала из этих стран на развивающиеся рынки, в том числе - и в Россию. Во вторых, валютная политика Банка России предусматривала поддержание стабильного курса рубля по отношению к иностранным валютам. В третьих, в 2006 году были сняты все ограничения на конвертируемость рубля не только по текущим операциям, но и по операциям с капиталом.
Перечисленные факторы способствовали тому, что заимствования за рубежом в пересчете на российские рубли с учетом сравнительно высокого уровня процентных ставок на внутрироссийском рынке становились выгодными и как источник ресурсной базы для банков, расширявших розничное и корпоративное кредитование с использованием этих средств, и как прямой источник финансирования предприятий реального сектора.
Как видно на рисунке 3, государственный долг Российской Федерации неуклонно снижался в 2001-2009 гг., а с 2010 г. по настоящее время оставался практически на одном уровне, не увеличиваясь. В то же время активно наращивалась внешняя задолженность российских предприятий и банков.
Рис. 3. Структура внешнего долга России в 2001-2015 гг.
В сложившихся условиях запрет на внешнее финансирование приводит к двум взаимосвязанным проблемам для корпоративного и банковского секторов российской экономики. Во-первых, предприятия и банки сталкиваются с проблемами рефинансирования существующей задолженности. Во вторых, в условиях санкций практически единственным источником финансирования текущей и инвестиционной деятельности предприятий стали внутренние кредитные ресурсы.
Однако ухудшение финансового положения предприятий снизило рентабельность в большинстве секторов экономики. Высокие процентные ставки, являющиеся в основном следствием политики Банка России, который пытается бороться с возросшей в результате девальвации и санкционных ограничений на импорт товаров и услуг инфляцией путем повышения ключевой ставки и сжатием денежной массы, превышают рентабельность в экономике, снижают платежеспособный спрос на банковские кредиты.
Рис. 4. Темпы прироста банковского кредитования в Российской Федерации
В рамках официально объявленного перехода к применению режима инфляционного таргетирования, Банк России искусственно сузил сферу своей ответственности за поддержание устойчивости российского рубля, ограничив ее лишь внутренней составляющей монетарной стабильности, то есть снижением инфляции, и устранился, начиная со второй половины 2014 года от обеспечения предсказуемой динамики валютного курса. Ограничив собственную свободу действий по регулированию денежно–кредитной сферы фактически только процентной политикой, Банк России был вынужден последовательно поднимать процентную ставку, пытаясь реагировать на рост цен внутреннего рынка через ограничение совокупного спроса.
Одновременно в сложную ситуацию были поставлены предприятия реального сектора, за исключением некоторых добывающих и экспорто– ориентированных отраслей, которые при невозможности привлечения финансирования на внешних рынках в результате введения санкций, и постоянного роста ставок по кредитам в результате действий Центрального банка, вынуждены для финансирования растущих расходов по обслуживанию текущей задолженности и новых заимствований на пополнение оборотных средств повышать отпускные цены на свою продукцию.
Рассмотренные тенденции подтверждаются результатами выборочного обследования финансового состояния крупных предприятий, проведенного Банком России по итогам первого квартала 2015 года. С точки зрения настоящего исследования представляют интерес следующие тенденции, выявленные в ходе обследования [19, с.35].
Самофинансирование предприятий по показателю доли собственного капитала в балансе находилось на высоком уровне и составляло в первом квартале 2015 года 52,2%. Доля банковских кредитов в заемных средствах составила в среднем 48,5% при уровне долговой нагрузки 0,9 руб. на 1 руб. собственного капитала. Эти данные подтверждают тезис о том, что предприятия испытывают проблемы с доступностью банковских кредитов.
Ухудшение финансового состояния предприятий характеризуется следующими данными. Доля предприятий, утративших собственный капитал, то есть предприятий, обязательства которых не обеспечены активами, увеличилась в первом квартале текущего года в три раза по отношению к аналогичному периоду 2014 года – до 20,3% от общего их количества. Обеспеченность заказами понизилась с 13 месяцев в первом квартале 2014 года до 11,9 месяцев в первом квартале 2015 года. Доля предприятий с дефицитом финансовых ресурсов выросла с 27,6% до 32.4%. При этом размер дефицита увеличился практически вдвое – с 775,5 млрд. руб. до 1559,0 млрд. руб. Уровень рентабельности составил в первом квартале 2015 г. всего 2,2%, снизившись за год на 0,2 пп., убыточными были 82,6% предприятий [3, с.9].
Решение рассмотренных проблем может быть связано с изменением подходов к проведению политики Банка России.
Таким образом, в сложившихся условиях необходимо повышать роль внутренних источников финансирования российской экономики, которые должны восполнить недостаток внешнего финансирования. Это подразумевает меры, направленные на повышение доступности банковского кредита и повышение монетизации российской экономики, расширение сферы ответственности Банка России не только за ценовую стабильность, но и за обеспечение экономического развития страны; расширение использования механизмов бюджетного стимулирования экономического развития.
Влияние экономических санкций на развитие ЕАЭС
С учетом сложившейся на сегодняшний день неустойчивой экономико-политической ситуацией на мировой арене вопрос обеспечения стабильной экономической безопасности государства для каждой страны выходит на первый план. Особенно остро этот вопрос задевает интересы Российской Федерации. В современных условиях, когда страны запада планомерно накладывают на нашу страну все большее количество санкций, развитие интеграционных объединений и обеспечение их устойчивого функционирования приобретает особую значимость.
Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС) – «молодое» интеграционное объединение, действующее с 1 января 2015 г. на основании Договора «О Евразийском экономическом союзе». ЕАЭС начал свою деятельность на пике применения «антироссийских санкций». Первый год функционирования организации прошел в сложных, весьма неблагоприятных международных условиях, и России, как главной движущей силе евразийской интеграции, в дальнейшем придется приложить немало усилий для обеспечения стабильной работы объединения [7].
Как уже было сказано выше, Россия, как ведущая сторона в интеграционном объединении в первую очередь ощущает на себе изменения, происходящие в экономическом и политическом мире. Все эти изменения по инерции будут отражаться на экономиках стран-участниц ЕАЭС – Казахстане, Белоруссии, Армении и Киргизии. Какое же влияние оказывают на данный момент и окажут в последствии применяемые западом в отношении России экономические санкции на развитие ЕАЭС?
На момент вступления в силу Договора о ЕАЭС суммарный ВВП стран-участниц составил 85% ВВП всех стран СНГ, промышленный потенциал оценивался в 600 млрд. долл. Совокупный объем ВВП ЕАЭС составляет 4,5% мирового ВВП. т.е. экономический потенциал территории ЕАЭС является мощной площадкой для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.
Внедрение странами Европы и США санкций вынудило Россию принять противодействующие меры. В такой ситуации было бы естественным присоединение наших партнеров по ЕАЭС к ответным санкциям. Однако соучредители союза не только не присоединились к антисанкциям, но и решили на них заработать.
На сегодняшний день санкции подрывают основную цель Евразийского экономического союза – создание единого рынка. Западные санкции позволяют получать Казахстану и Белоруссии значительную выгоду путем реэкспорта в Российскую Федерацию запрещенных для ввоза товаров. Западные компании, которые сомневаются в перспективах инвестирования в российскую экономику смогут инвестировать в Казахстан или Белоруссию, создавая на их территории производства, а потом выходить на российский рынок без пошлин и ограничений.
В рамках данного научного направления также проводились соответствующие работы нашим научным коллективом. Так, Поповым В.В. и Цыпиным А.П была проведена количественная оценка влияния изменения структуры экспортно-импортных товаропотоков на основные макроэкономические показатели России. Результаты показали, что в структуре экспорта России (1991-2014 гг.) преобладают топливные и сырьевые ресурсы, на их долю в отчетном периоде приходилось более 70% (рисунок 5).
Рис. 5. Товарная структура экспорта РФ, %
Для того чтобы оценить влияние экономических санкций на основные показатели, то необходимо обратиться к данным таможенной статистики.
По оперативным данным объем внешней торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза с третьими странами за январь – сентябрь 2015 года составил 437 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 285,9 млрд. долларов, импорт – 151,1 млрд. долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года объем внешней торговли сократился на 34,5%, или на 229,6 млрд. долларов. Объем экспорта товаров снизился на 33,1%, или на 141,5 млрд. долларов, импорт уменьшился на 36,8%, или на 88,1 млрд. долларов (таблица 2).
На фоне общего снижения товаропотоков с Евросоюзом, динамика взаимоотношений со странами Северной Африки и Азии выглядит позитивно. Так в отчетном году по сравнению с 2013 г. наблюдается рост экспорта в такие страны как: Сингапур (194%), Египет (97%), Мексика (61%), Таиланд (38%), Нигерия (31%), Бразилия (19%), Корея (23%). Что касается импорта, то наибольшие результаты достигнуты в отношении таких стран как: Куба (124%), Алжир (108%), Египет (22%), Гонконг (19%), Бразилия (14%) (рисунок 6) [3].
Рис. 6. Динамика доли экспорта (импорта) России со странами дальнего зарубежья, %
По мнению авторов, отсутствие в настоящий момент временя факторов оказывающих существенное влияющие на смену вектора развития внешнеэкономических связей, по итогам 2015 года, эти цифры значительно увеличатся и список стран расширится, т.е. происходит переориентация товаропотоков со стран Европы на Азиатско-Тихоокеанский регион.
После введения антироссийских санкций многие аналитики начали писать о том, что сложившаяся ситуация окажет благотворное влияние на экономику России, в том числе на развитие экономики ЕАЭС. Для этого лишь требуется направить имеющиеся ресурсы на импортозамещающее производство. Однако существуют некоторые нюансы.
Для создания эффективной системы производства импортозамещающей продукции необходимо направить достаточный объем свободной рабочей силы и неиспользованных производственных мощностей. На сегодняшний день картина такова, что Россия не имеет необходимого количества ресурсов для осуществления своих планов. Выходом может стать перепрофилирование существующих производств. В условиях нестабильности это может лишь ослабить российскую экономику [11, с.73].
Таможенный союз Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России далеко не идеален — внутри него экспортные пошлины определяются самостоятельно каждой страной, нет единого органа ветеринарного и фитосанитарного надзора и т. д. Положение, при котором в рамках ЕАЭС действует российский запрет на импорт продовольствия из некоторых стран, не может в долгосрочной перспективе соответствовать принципам общего рынка, декларированным в ЕАЭС [7].
На наш взгляд в дальнейшем возможны четыре варианта поддержания принципов общего рынка в ЕАЭС:
торговая политика становится согласованной за счет присоединения Армении, Белоруссии и Казахстана к российским контрсанкциям;
торговая политика становится согласованной за счет отмены Россией эмбарго на поставку продовольствия из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.
российское эмбарго сохраняется, однако в этом случае говорить об ЕАЭС как интеграционном объединении можно будет весьма условно;
совместный поиск Россией и западных партнеров выхода из экономического кризиса.
Представляется, что в ближайшие время в результате противостояния России и стран Запада определится расстановка сил на мировой арене. Пока же в ближайшие пару лет неопределенности страны-члены ЕАЭС вероятно займут выжидающую позицию, будут учиться работать с Россией в нынешних условиях и одновременно диверсифицировать свои экономики [15, с.500].
Подводя итог, хотелось бы отметить, что ЕАЭС имеет большие перспективы для развития экономических, политических социально-общественных сфер жизни государств-участников. Однако в первую очередь союз может стать новым полюсом глобальной экономики, который будет представлять интересы всего постсоветского пространства на мировой арене.
Большую роль в успешном функционировании интеграционного объединения сыграет Россия. Именно от способности нашей страны найти выход из кризисного положения путем применения нестандартных подходов для стимулирования взаимовыгодного сотрудничества с союзными государствами будет зависеть стабильное развитие Евразийского экономического союза.
Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России в условиях международной изоляции и экономических санкций
За прошедшие три десятилетия социально-экономический образ международного сообщества изменился, распалась социалистическая система, произошла трансформация структуры развивающихся и развитых государств. Вышеперечисленные изменения нашли отражение в расстановке и переориентации ключевых экономических и политических сил между странами. Развивающиеся государства превратились в более стабильных и крупных участников мирового хозяйства и получили возможность воздействовать на модификацию макроэкономической сферы.
Исследование современных условий хозяйствования демонстрирует определенные характерные особенности развития, обусловленные усилением зависимости от международного экономического пространства. Взаимосвязи внешней среды функционирования государств и внутренних экономических процессов подверглись существенной трансформации: транснациональные экономические отношения, проистекающие из международного разделения различных видов производства, выходят на первый план, становясь ключевым механизмом эффективного развития национальных экономик. Для Российской Федерации внешнеэкономическая деятельность имеет чрезвычайно важное значение поэтому любые действия, направленные на ее изменение, нужно оперативно анализировать и в случае необходимости разрабатывать научно обоснованные варианты развития в новых условиях.
До настоящего времени Россия, несмотря на богатую минерально-сырьевую базу и выгодное географическое положение, в мировой торговле сталкивалась с различными запретами и ограничениями. Вступление России в ВТО ненамного ослабило экономическое давление на наше государство. Вводимые на протяжении 2014 года ограничительные меры со стороны США и стран Европейского Союза, традиционно считавшегося стратегическим партнером России, вынуждают искать альтернативные решения во внешнеэкономической деятельности, поскольку межрегиональный обмен товарами и услугами внутри страны не может обеспечить достижения оптимальных экономических показателей [10, с.30].
Говоря о перспективах развития российской экономики и внешнеэкономических связях в условиях современных вызовов, складывающихся в контексте осложнения международной политической и экономической ситуации, следует отметить, что наше государство переживает непростые времена. Экономика России в 2014 году столкнулась с двумя серьезными ограничениями национального экономического роста – это прежде всего введение санкций и снижение цен на нефть. Однако в национальной экономике в последнее время произошли некоторые структурные изменения, направленные на обеспечение устойчивости к отрицательным факторам внешней среды.
Произошла трансформация принципов кредитно-денежной политики, характеризующаяся переходом к методам инфляционного таргетирования, которое предполагает свободное плавание рубля и усиленный контроль над инфляцией. Это способствует повышению макроэкономической стабильности России и обеспечивает ускорение процессов адаптации к любым изменениям мировой экономики. Помимо этого, переход курса рубля к свободному плаванию ограничил возможности валютных рисков для экономических субъектов, что позволит российской экономике плавно пройти через период ослабления рубля (2014–2015 гг.).
Существенно пополнился Резервный фонд России, состоящий на первое января 2015 года из 90 млрд. долларов, и фонда национального благосостояния, составляющего примерно 80 млрд. долларов. Данные финансовые ресурсы предполагается использовать для поддержки экономики России.
За последние годы многие российские компании провели реструктуризацию активов, улучшили кредитный профиль, снизили издержки. Это будет способствовать расширению устойчивости бизнеса к неблагоприятной внешней конъюнктуре с позиции кредитного качества.
Вместе с этим целесообразно выявить проблемы, которые связаны с интеграционными процессами и трансформацией существующего на данный момент времени бизнеса, а также условия для образования бизнес-структур в ближайшее время.
Последствия международного финансово-экономического кризиса до сих пор остаются объективными угрозами в условиях глобализации экономики. Замедление темпов роста развитых государств, отсутствие гармонизации валютного рынка сказались на состоянии промышленной и финансовой сферы экономики нашей страны.
Статистические данные свидетельствуют о сохранении в Российской Федерации низкой инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, основная часть которых состоит из крупных сырьевых корпораций промышленных регионов. Так, согласно рейтингу Всемирного банка (Doing Business) Российская Федерация по оценке условий функционирования бизнеса на данный момент существенно уступает многим странам, в том числе некоторым партнерам по СНГ.
Существуют пробелы в антимонопольном государственном регулировании, сопровождающие нормативно-правовое обеспечение проблем экономической концентрации и реорганизации производства.
Таким образом, самым главным фактором, сдерживающим развитие российской внешнеэкономической деятельности, можно назвать ослабление конкурентных позиций отечественных предприятий на внешних товарных рынках, что обусловлено неблагоприятными пропорциями в товарной структуре экспорта (большая доля сырьевых продуктов), и ухудшение показателей диверсификации экспорта При этом наиболее значимыми обстоятельствами, снижающими результативность экспортной деятельности, является недостаточное государственное регулирование внешней торговли, а именно: недостаточное финансирование механизмов государственной поддержки экспорта; снижение мотивации государственных властей к формированию отечественной системы поддержки экспорта, что обусловлено удержанием на высоком уровне мировых цен на сырьевые продукты, составляющие основу российского экспорта; несбалансированность и несогласованность всех участников отечественной системы поддержки экспорта, с одной стороны, и отечественной системы государственного администрирования и регулирования внешнеэкономической деятельности – с другой стороны; отсутствие эффективных и оптимальных целей и приоритетов в функционировании механизмов и институтов развития экспорта и внешнеэкономической политики Российской Федерации [11, с.5].
Следует отметить, что коэффициент корреляции может принимать значения от 0 до 1, может быть положительным и отрицательным, если он попадает в диапазон значений от 0 до 0,3, это свидетельствует о слабой взаимосвязи показателей, если в диапазон от 0,3 до 0,7 – то о средней степени взаимосвязи, если коэффициент корреляции более 0,7 – то степень взаимосвязи сильная. Если коэффициент положительный, то связь прямая, если отрицательный – то связь обратная.
Анализ значений общих коэффициентов корреляции свидетельствует о том, что отрицательных коэффициентов не обнаружено, однако получаются довольно интересные результаты, характеризующиеся тем, что между экспортом и производством электроэнергии существует очень сильная прямая зависимость. Этот показатель в рейтинге показателей, определяющих развитие экспорта, занимает первую строчку. На втором месте вполне законно находятся инвестиции в основной капитал, что, несомненно, обусловлено тем, что предприятия, вкладывающие финансовые ресурсы в развитие производственного процесса, наиболее успешны в экономической деятельности. На третьем месте находится факторный показатель – добыча угля, причем следует отметить, что рейтинг для экспорта в страны СНГ не совпадает с рейтингом для стран дальнего зарубежья. Коэффициенты корреляции для определения связи импорта и факторных показателей демонстрируют зависимость импорта от промышленного производства, денежного агрегата и производства электроэнергии [16, с.8].
Данная методика определения зависимости экспорта и импорта от различных факторных показателей свидетельствует о том, что ее можно применить для определения вероятности перспективных направлений расширения внешнеэкономической деятельности по различным государствам и секторам промышленности и сельского хозяйства.
Выделенные особенности функционирования экономики России под воздействием экономических санкций со стороны США и Евросоюза продемонстрировали существенное снижение торгово-экономического развития России, в конце 2014 года можно было наблюдать возможное начало «паралича» денежно-кредитной российской системы. Влияние США в Международном валютном фонде и во Всемирном банке существенно ограничивает возможности России в получении низкопроцентных и долгосрочных кредитов. Запрет на сотрудничество с российскими банками с участием государственного капитала затрудняет взаимодействие российских предприятий с частными иностранными банками. Санкции направлены на наиболее развитые виды экономической деятельности России (военно-промышленный комплекс, нефтяную отрасль, металлургию и пр.), что негативно отражается не только на внешнеэкономической деятельности, но и на развитии национальной экономики в целом. Повышается вероятность замораживания финансовых ресурсов, поступивших на зарубежные счета российских компаний. Всё это способствует увеличению издержек импортно-экспортных операций и создает серьезные преграды для развития внешнеэкономической деятельности российского бизнеса [6, с.5].
Рис.7. Направления государственной политики для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности
На рисунке представлены перспективные направления государственной политики России на основе выявленных нами ограничений развития внешнеэкономической деятельности.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что для эффективного развития международной торговли в России на данный момент первоочередной является задача превращения Российской Федерации в государство, производящее и продающее конкурентоспособную продукцию, установления равнозначных условий конкуренции между предприятиями, относящимися к разным секторам рынка. Основным условием решения данной проблемы можно назвать эффективную политику государства в отношении внешнеэкономической деятельности, которая должна базироваться на усилении функций государственного регулирования внешней торговли; на ужесточении контроля качества и количества ввозимых и вывозимых товаров; активном привлечении инвестиций иностранных партнеров; формировании оптимальных условий деятельности отечественных экспортеров; государственной поддержке развития экспортно-ориентированных наукоемких производственных отраслей и сельского хозяйства.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Трансформационная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Переходная экономика имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.
Процесс трансформации охватывает такие звенья экономики, как 1) добывающие и сырьевые отрасли; 2) обрабатывающие отрасли; 3) торгово-посреднический сектор; 4) сектор услуг материального характера; 5) отрасли услуг нематериального характера; 6) отрасли, связанные с информационно-компьютерными технологиями.
В теории переходной экономики причины трансформации разделены на две группы, в первую из которых включают обстоятельства и противоречия, имеющие место внутри страны, ко второй группе относят условия и факторы внешнего порядка. Внутренние причины связаны с противоречиями, которые накопились внутри страны и стали препятствовать развитию производительных сил и росту благосостояния нации.
Внешние причины экономической трансформации, в свою очередь, можно разделить на две большие группы. В первую группу исследователи включают те движущие силы изменений, которые определяются конкурентным положением страны относительно экономик других стран мира. Вторую группу внешних движущих сил составляют экономические и политические интересы, которые имеются у высокоразвитых стран в отношении России. Особенности трансформируемой системы заключаются в том, что в ее рамках взаимодействуют и старые отношения, присущие прежней экономике, и новые отношения, свойственные современному хозяйству.
В результате выявления особенностей трансформаций в экономической сфере жизнедеятельности общества, на наш взгляд, уместно предположение о том, что весь трансформационный процесс можно условно разделить на следующие трансформационные стадии как имманентные этапы в развитии экономической системы: эмбриональную стадию; перинатальную стадию; стадию структурирования; стадию предельной полноты.
Последствия трансформации российской экономики:
Результаты приватизации показали, что лишь немногие из частных акционеров стали настоящими стратегическими инвесторами, которые в дальнейшем осуществляли серьёзные производственные капиталовложения.
Либерализация отношений на рынке капиталов не привела к изменению в структуре производственного капитала. Приватизация и либерализация внешнеэкономических связей также не увеличила приток иностранного капитала.
Неоднозначными стали последствия реформации денежно-кредитной системы - неограниченная свобода в кредитно-денежной сфере, ранее бывшей объектом государственной монополии, способствовала длительной финансовой дестабилизации.
Проделанный анализ позволяет сформулировать следующие выводы.
Переход к постиндустриальной стадии развития экономики сопряжен с кардинальными структурными изменениями и сдвигами.
Основные характеристики новой экономики включают: а) рациональное сочетание крупных, средних и мелких промышленных предприятий; б) постоянное повышение производительности труда за счёт оптимального сочетания материало-, энерго-, и трудосберегающих технологий; в) создание новых продуктов и улучшение ранее выпускаемых товаров для увеличения разнообразия ассортимента выпускаемой продукции и повышения её качества при одновременном создании новых рабочих мест; г) оптимальное приспособление к неустойчивости спроса с помощью диверсификации производства и выхода на новые рынки; д) постоянный рост объёма и эффективности затрат на НИОКР.
Достижение устойчивых темпов роста может быть достигнуто путём увеличения доли перерабатывающих отраслей промышленности, кардинального повышения роли высокотехнологичных сфер деятельности, становления новых инфраструктурных отраслей, постепенного снижения доли добывающей промышленности и существенного ослабления зависимости от экспорта сырья.
Санкции против Российской Федерации были введены руководством США весной 2014 года. Впоследствии действие экономических санкций продлевалось, а перечень ограничительных мер расширялся, санкции получили поддержку со стороны Европейского Союза и некоторых других стран, являющихся их партнерами в политической и экономической сферах. Введение санкций совпало по времени с развитием экономического кризиса в России, усугубив этим последствия для российской экономики.
По направлению воздействия санкции в отношении России можно разделить на следующие основные группы:
индивидуальные - применяются к конкретным физическим и юридическим лицам. В первом случае предусматривают ограничения на въезд и транзит, наложение ареста на имущество, во втором – ограничение на ведение дел с гражданами и организациями – резидентами стран, применивших санкции. К этой же группе относится замораживание зарубежных активов физических и юридических лиц;
секторальные (финансовые или инвестиционные) – применяемые к отдельным секторам и отраслям экономики России. Носят, прежде всего, финансово-инвестиционный характер. К секторальным санкциям относится запрет на доступ к зарубежному финансированию посредством кредитов и долговых инструментов со сроком до погашения свыше 90 (30) дней, а также акций, эмитированных после введения санкций. Кроме того, к секторальным санкциям относят запрет на участие нерезидентов в инфраструктурных проектах в отдельных отраслях экономики и регионах России;
внешнеторговые – подразумевают приостановку выдачи разрешений на экспорт высокотехнологичных товаров и услуг, которые могут быть использованы в добывающей и оборонной промышленности, а также в производстве продукции двойного назначения. В сложившихся условиях необходимо повышать роль внутренних источников финансирования российской экономики, которые должны восполнить недостаток внешнего финансирования. Это подразумевает меры, направленные на повышение доступности банковского кредита и повышение монетизации российской экономики.
До настоящего времени Россия, несмотря на богатую минерально-сырьевую базу и выгодное географическое положение, в мировой торговле сталкивалась с различными запретами и ограничениями. Говоря о перспективах развития российской экономики и внешнеэкономических связях в условиях современных вызовов, складывающихся в контексте осложнения международной политической и экономической ситуации, следует отметить, что наше государство переживает непростые времена. Экономика России столкнулась с двумя серьезными ограничениями национального экономического роста – это прежде всего введение санкций и снижение цен на нефть. Однако в национальной экономике в последнее время произошли некоторые структурные изменения, направленные на обеспечение устойчивости к отрицательным факторам внешней среды.
Таким образом, нами была достигнута поставленная цель – осуществление комплексного исследования сущности трансформационных процессов в экономической системе России. Полученные результаты позволяют взглянуть на трансформационные процессы в новом качестве и определяют пути совершенствования механизма оценки данных процессов.
Список литературы
Аносова А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова И.А. Ким С.Ф. Серегина. - М.: Юрайт, 2013. - 521 c.
Антипина О.Н. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: ДиС, 2012. - 496 c.
Барулина Е.В. Трансформация современной экономики в финансовую рыночную экономику // Научное обозрение, 2012. - № 4. – С. 371-387.
Бузгалин А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. - М.: Таурус, Просперус, 2008. - 467 с.
Вацлав К. Опыт реформ и проблемы посткризисного развития // Экономика и управление, 2013. - № 1. - С. 4-7.
Глазьев С.Ю. Евразийский союз-щит от санкций / С.Ю. Глазьев // Евразийская интеграция: экономика, право, политика, 2014. - №2.- С. 5.
Договор о Евразийском экономическом союзе. -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_163855
Зиядуллаев Н.С. Формирование Евразийского экономического союза: риски и шансы в период турбулентности /Н.С. Зиядуллаев// Российский экономический вестник, 2015. - №5. - С. 3-18.
Иванов П.Н. Сущностные характеристики трансформационных процессов в экономической системе // Социально-экономические явления и процессы, 2011. - № 10. – С. 2-4.
Карпунина Е.К. Протекания трансформационных процессов в экономической системе России. / Вопросы экономики и права, 2011. - № 8.- С. 25-31 .
Корнейчук Б.В. Трансформационные модели микроэкономики / Б.В. Корнейчук - СПБ.: Издательство С.-П. государственного политехнического университета, 2003. - 87с.
Кушлин В.И. Траектории экономических трансформаций. - Экономика, 2004. - 309с.
Мартынов А.В. Структурная трансформация российской экономики. - М.: 1999. - 244 с.
Мокичев С.В. Трансформационная экономика России - М, 2006. -327 с.
Никифоров А.А. Макроэкономика: Научные школы, концепции, экономическая политика: Учебник / А.А. Никифоров. - М.: ДиС, 2010. – 624 с.
Панкова С.В., Попов В.В. Факторный анализ как метод оценки рисков совершения торгово-экономических операций в рамках таможенного союза / С.В. Панкова, В.В. Попов// Современные исследования социальных проблем, 2012. - № 9 - С. 13.
Попов В.В. Статистика таможенных платежей в рамках таможенного союза / В.В. Попов// В сборнике: Формирование основных направлений развития современной статистики и эконометрики материалы I-ой Международной научной конференции ,2013. - С. 383-389.
Тупчиенко В.А. Научно-технический прогресс и его влияние на экономический рост // Экономический анализ: теория и практика, 2013.-№ 24.- С. 33-38.
Финансовое состояние нефинансовых предприятий в первом квартале 2015г – URL:http://www.cbr.ru/analytics/financial_condition/financial_condition_2015-1.pdf