РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях постоянных изменений возрастает актуальность исследования вопросов динамичного развития внешнеэкономической деятельности России.

Расширение международного сотрудничества, углубление кооперирования, создание совместных международных проектов требует пересмотра ряда теоретических и методических положений механизма управления этой сферы деятельности.

Отечественные предприятия достаточно активно участвуют в осуществлении экспортно-импортных операций. Базовым сегментом российской промышленности является химический комплекс, без успешной работы которого невозможно долгосрочное и стабильное развитие экономики в целом.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) оказывает влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства, отдельных регионов, объединений, предприятий. В на­стоящее время Россия переживает период реформ, целью которых, в частности, является постепенный отказ государства от монополии на внешнюю торговлю. Предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок.

Перед каждой организацией, решившей распростра­нить свой бизнес за пределы страны, встает задача повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

К работам ученых, исследующих вопросы внешнеэкономической деятельности и ее функционального обеспечения, можно отнести труды: Д.И. Баркана, A.C. Булатова, С.И. Долгова, И.И. Кретова, Ю.М. Ростовского, Л.E. Стровского. Вопросам теории и практики управления посвящены работы A.JI. Кузнецова, В.И. Мухина, В.И. Некрасова, В.И. Рыкунова, и применительно к внешнеэкономической деятельности данные вопросы рассмотрены такими авторами, как И.С. Алексеев, O.A. Архипов, М. И. Идрисов, А.И. Кредисов, С.А. Нагдиев, А.И. Петров, Э.Т. Рубинская, A.И.Татаркин, О.В. Черковец, труды которых внесли значительный вклад в развитие данного направления.

Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность государства.

Предметом исследования является процесс организации внешнеэкономической деятельности.

Целью данного исследования является анализ вопросов регулирования и оценка внешнеэкономической деятельности государства.

Задачи исследования:

- проанализировать понятие и сущность внешнеэкономической деятельности;

- рассмотреть особенности регулирования внешнеэкономической деятельности в России;

- провести оценку динамики внешнеэкономической деятельности России;

-проанализировать доходы бюджета от внешнеэкономической деятельности.

Работа строго структурирована и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ 1.1.Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности

Сущность внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) – это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли, которая включает в себя следующие направления: Внешнюю торговлю, технико-экономическое сотрудничество, научно-техническое и производственное сотрудничество.

Основными видами ВЭД являются (табл. 1.1) [8, с.17].

Таблица 1.1

Основные виды ВЭД

Основные виды ВЭД

экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы

оказание участниками ВЭД услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе производственных, транспортно-экспедиторских, страховых, консультационных, маркетинговых, посреднических, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, аудиторских, юридических, туристических и т.д.

научное, научно-техническое, научно-производственное, производственное и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности.

обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе посредствам заключения договоров с иностранными хозяйственными субъектами

международные финансовые операции

создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности предприятий на территории РФ

совместная предпринимательская деятельность между участниками ВЭД России и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, включая создание предприятий всех форм собственности

деятельность на территории РФ, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности иностранных хозяйственных субъектов

организация и проведение выставок, аукционных торгов, конференций, семинаров и других подобных мероприятий, осуществляющихся на коммерческой основе с участием субъектов ВЭД

Концессии иностранным юридическим и физическим лицам

Продолжение таблицы 1.1

Основные виды ВЭД

операции по переработке давальческого сырья (толлинг)

товарообменные операции, формы встречной торговли, сотрудничество на компенсационной основе, соглашение о разделе продукции участниками ВЭД и иностранными хозяйственными субъектами

арендные операции, в т.ч. лизинговые субъектами

Формы ВЭД: международное инвестиционное сотрудничество, кооперация, сотрудничество в валютно-финансово-кредитной сфере, военно-техническое сотрудничество, сотрудничество на компенсационной основе, сотрудничество в области транспорта, сотрудничество в области рыбного хозяйства. Необходимо упомянуть и такие особые формы как прибрежная торговля и приграничная. Они имеют важное значение для многих регионов и субъектов РФ.

Социальные и экономические аспекты оценки эффективности внешнеэкономической деятельности, сформулированные советскими экономистами, могут приниматься во внимание в зависимости от целей и задач макроэкономического исследования, т.е. на уровне народного хозяйства страны. Для оценки эффективности импортных операций на микроэкономическом уровне необходимо разработать новые подходы к определению критериев эффективности и сформулировать адекватное современным рыночным условиям понятие эффективности внешнеэкономических операций.

Далее рассмотрим информационную базу ВЭД [6, с.71].

Поиск необходимой информации о рынках, ценах, клиентах, товарах - важный этап осуществления внешнеторговых связей. Так как все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках, ценах, а также стандартах качества, научно-технических достижениях. Руководитель предприятия может иметь достаточно полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран. Достаточно научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой и экономической прессой, другими источниками средств массовой информации, справками банков и кредит-бюро, с современными электронными картотеками, терминалами электронных сетей. Однако специалисты должны не только уметь пользоваться источниками информации, но и знать где их найти.

Сейчас в связи с практическими потребностями появилось новое направление анализа конъюнктуры рынка - фирменный анализ, или анализ фирменной структуры рынка, на который планирует выход та или иная организация. Анализ проводят специалисты, которые выясняют степень и особенности концентрации производства и капитала, уровень монополизации рынка, межфирменные связи на нем, степень загрузки производственных мощностей, фирменные цены, оценивают конкуренцию на рынке. В итоге предлагаются варианты различных фирм на выбор российской организации, которая ищет партнера для осуществления внешнеторговой операции, прямых связей, создание совместного предприятия либо смешанного общества. Для того, чтобы найти достойного и надежного контрагента, необходимо получить как можно больше сведений об интересующей зарубежной фирме, выбрать несколько желательных для партнеров, либо поставить цель установить более тесные контакты с Вашими торговыми контрагентами.

Накопление и распространение такой информации ведется государственными органами, торговыми палатами, НИИ, учебными институтами, библиотеками, бюро, ассоциациями и союзами, банками, биржами, консультационными и информационными фирмами и агентствами, дипломатическими и торговыми представительствами, вычислительными центрами. Информация содержится в докладах, информационных записях, книгах, периодической печати, рекламных изданиях, справочниках, каталогах, банках, базах данных, в материалах радио, телевидения, годовых отчетах фирм и наглядной рекламе (Приложение 1).

Постоянные публикации по иностранным фирмам являются еще одним источником информации. Информацию по иностранным фирмам можно получить и самим. Достаточно знать, что ее можно найти в фирменных справочниках, монографиях, периодической печати, каталогах, брошюрах, рекламах, с помощью компьютерных сетей, на выставках, в годовых отчетах, некоторых специальных источниках.

Справочники. Из них можно получить самую общую и систематизированную по многим параметрам информацию. Их подразделяют на фирменные справочники. Они издаются информационно-справочными агентствами, сведения, получаемые для них, берутся из отчетов и публикаций фирм, материалов торгово-промышленных палат, различных ассоциаций, союзов предпринимателей и т.п. Издаются они ежегодно. Имеются справочники национальные и международные. В целом они содержат следующие сведения по фирмам разных стран (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Сведения по фирмам разных стран

№ п/п

Сведения по фирмам разных стран

1

полное и сокращенное наименование

2

почтовый, телеграфный адреса, телексы, факсы, телефоны

3

год основания и основные этапы развития фирмы

4

сфера деятельности

5

основные производимые товары и виды услуг

6

банки, клиентами которых является фирма

7

владельцы фирм или материнская компания

8

состав руководящих органов

9

число и местонахождение предприятий

10

дочерние и ассоциированные фирмы

11

число занятых

12

основные показатели деятельности фирмы (годовой объем продаж, прибыль, собственный капитал и др.)

13

принадлежность к отраслевым (национальным) союзам предпринимателей

14

связи с другими фирмами через участие в капитале

15

персональные связи с другими фирмами

16

биографические данные о руководителях

Кроме этого, по отдельным фирмам можно определить объем производства, производственные мощности, площадь предприятия, некоторые технические характеристики выпускаемой продукции.

Товарно-фирменные справочники охватывают большое число фирм, созданных в различных правовых формах. Они предназначены для определения круга фирм, выпускающих тот или иной товар или торгующих им («Compass» в Западной Европе) [10, с.27].

Тематические справочники посвящены отдельным аспектам деятельности фирм, например, их зарубежным инвестициям. При пользовании справочниками следует помнить, что их данные не полны, иногда они устаревают. Более свежую информацию приходится черпать из других, часто разрозненных источников. Наиболее подробное описание справочников дано в пособии ВНИКИ «Фирмы зарубежных капиталистических стран».

1.2 Особенности регулирования внешнеэкономической деятельности в России

Процесс административного реформирования в РФ, сопряженный с активизацией внешнеэкономических связей, отразился и на системе администрирования внешнеэкономической деятельности [10, с.28].

Государственный аппарат, органы исполнительной власти общей и специальной компетенции в соответствии со своими функциями активно участвуют в администрировании внешнеэкономической деятельности на федеральном уровне. Особое положение в данной сфере деятельности занимают государство и международные организации, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В этой связи рассмотрим особенности и механизм администрирования внешнеэкономической деятельности, в том числе систему и методы управления, субъекты управления и их функции .

На законодательном уровне, в научной экономической и юридической литературе пока понятие внешнеэкономической деятельности дается в весьма обобщенном виде.

В экономической литературе ВЭД рассматривается как деятельность на микроуровне, т.е. на уровне фирм и предприятий, а внешнеэкономические связи - регулирование на макроэкономическом (межгосударственном) уровне. Эти виды деятельности рассматриваются отдельно друг от друга, без взаимосвязи, и представляется более правильным рассматривать ВЭД как деятельность по осуществлению внешнеэкономических связей на макро- и микроуровне.

По мнению юристов, «внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей...», а внешнеэкономические связи - это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, «специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство» [9, с.71].

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности перед государством являются:

- создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

- расширение рынков сбыта российской продукции;

- формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг Концепцией предлагается усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей.

Как следует из Концепции, несмотря на либерализацию и разгосударствление внешнеэкономической деятельности, государство остается активным участником внешнеэкономических отношений, выполняя координирующую роль в данной сфере. В большей степени свое влияние государство осуществляет через государственное (публично-правовое) регулирование внешнеэкономической деятельности, формирующее торговую политику государства во внешнеэкономической сфере и определяющее структуру государственного управления внешнеэкономическими связями, установление нормативно-правовой базы и системы правового воздействия на невластные субъекты внешнеторговой деятельности, состоящей в специфике приемов регулирования и его механизма [14, с.5].

При этом монополия государства распространяется на валютное и таможенное регулирование, экспорт и импорт специфических товаров, в том числе товаров двойного назначения.

Децентрализация внешнеэкономической деятельности не могла не вызвать кардинальных изменений в содержании административно-правового регулирования экономических отношений, самым очевидным из которых является изменение состава и содержания полномочий государства во внешней экономике от государственной монополии к регулированию ВЭД, системы органов исполнительной власти, форм и методов их деятельности и т.д.

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ применительно к сфере внешнеэкономической деятельности находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, внешнеэкономические отношения, что предполагает активное воздействие государства на экономические процессы и управление в данной сфере.

Но воздействие, как известно, может проявляться по-разному: «жестко» - в административно-командном непосредственном распорядительстве, что преобладало в советский период; и в «мягкой» форме - нормативном регулировании координации и содействии, характерном для постсоветского периода.

В настоящее время система прямого государственного управления во внешнеэкономической сфере в большей степени заменяется системой государственного регулирования; направлено оно на создание благоприятных экономических правовых и организационных условий, защиту экономических и политических интересов национального рынка и отечественных производителей от недобросовестной конкуренции и не предполагает вмешательство государственных органов в деятельность ее участников, кроме случаев, когда его возможность прямо предусмотрена законодательством. Эффективность внешнеэкономической деятельности зависит от уровня и качества организации большого числа административных процедур, регулирующих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство, научное и техническое сотрудничество и другие формы взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности.

К национальным средствам относятся:

- таможенно-тарифное регулирование посредством установления ввозных и вывозных пошлин;

- нетарифное регулирование посредством количественных ограничений экспорта и импорта, квотирования лицензирования, исключительного права на экспорт или импорт, специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер;

- запреты и ограничения внешней торговли;

-меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

К международным средствам в соответствии с государственной торговой политикой относятся:

- двусторонние и многосторонние договоры о взаимной торговле, о создании таможенного союза или зоны свободной торговли, об общих условиях поставки товаров, о приграничной торговле и т.д.;

- преференциальный режим, национальный режим и режим благоприятствования, предоставляемые во внешней торговле;

- решения универсальных и региональных международных организаций;

- средства в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта, туризма.

Систему управления внешнеэкономической деятельностью на федеральном уровне составляет субъект и объект управления. Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Непосредственное управление возложено на федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции [20, с.40].

К субъектам управления (управляющая система) относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства РФ. Объектами управления (управляемой системы) являются исполнители решений, приказов, поручений управляющей системы, субъекты хозяйственной деятельности, самостоятельно осуществляющие внешнеэкономические операции с иностранными контрагентами, так называемые участники внешнеэкономической деятельности.

В действующей системе органов исполнительной власти не всегда удается упорядоченно и гармонично регулировать все виды внешнеэкономической деятельности. Большинство федеральных органов исполнительной власти в той или иной мере наделены полномочиями по регулированию ВЭД в части контроля, надзора, согласований и разрешений, например, на оформление лицензий в Минэкономразвития РФ для экспорта и импорта отдельных видов товаров.

Рассмотрим полномочия субъектов управленческой вертикали в сфере внешнеэкономической деятельности на федеральном уровне.

1. Президент РФ.

Конституционные полномочия Президента РФ в ст. 80 и 86 Конституции РФ предусматривают обеспечение с его стороны функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней (в том числе торговой) политики государства, ведение переговоров и подписание международных договоров. Во внешнеэкономической деятельности Президент РФ осуществляет общее руководство внешнеэкономической политикой государства, издает указы по ключевым вопросам ВЭД, регулирует важнейшие аспекты военно-технического и международного сотрудничества.

Указами Президента РФ были созданы комиссия по экспортному контролю РФ и комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. Государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ, является Администрация Президента.

2. Правительство РФ.

Наделено более широкими полномочиями как орган исполнительной власти общей компетенции. В соответствии с Конституцией (ст. ст. 110-117) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет исполнительную власть в РФ, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой внешнеэкономической политики и осуществляет меры по ее реализации.

3. Органы межотраслевой компетенции.

Особое положение в системе администрирования ВЭД на федеральном уровне занимают органы межотраслевой компетенции, которые обладают ведомственными административными функциями именно межотраслевого характера.

Министерство экономического развития РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

- государственное регулирование внешнеторговой деятельности;

- проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений на экспорт и импорт товаров;

- проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров;

- функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования внешнеэкономической деятельности и инвестиционной деятельности;

- руководство деятельностью торговых представительств РФ в иностранных государствах;

- выдачу лицензий и других разрешительных документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров;

- координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении агентств.

Министерство финансов РФ - федеральный орган исполнительной власти, призванный формировать и проводить единую государственную политику в области финансов, в том числе регулировать соответствующие вопросы в сфере внешнеэкономической деятельности [13, с.10].

Минфин РФ осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, совершенствование методологии определения таможенных пошлин. В его ведении контроль за исполнением таможенными органами нормативно-правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств при перемещении их через таможенную границу РФ.

Организует сотрудничество с международными экономическими и финансовыми организациями: осуществляет мероприятия по привлечению в российскую экономику иностранных инвестиций.

Определяет порядок получения и использования кредитов от Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, контролирует их использование.

Федеральная таможенная служба РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной торговой политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Планы работы Федеральной таможенной службы предполагают решение трех основополагающих задач:

-всемерное содействие развитию внешней торговли за счет сокращения издержек, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

-пополнение доходной части федерального бюджета за счет взимания таможенных платежей;

-уменьшение потенциальных угроз РФ, обусловленных перемещением запрещенных или нелегальных товаров, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику РФ.

Министерство иностранных дел РФ - активный участник процесса формирования и проведения внешнеэкономической политики России, которая должна быть согласована с международной политикой.

Торговые представительства РФ аккредитованы в иностранных государствах в целях повышения эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечения внешнеэкономических интересов РФ [21, с.11].

Таким образом, систему управления внешнеэкономической деятельностью на федеральном уровне составляет субъект и объект управления. Общее регулирование внешнеэкономической деятельностью осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

2.1.Оценка динамики внешнеэкономической деятельности России

В целом ВЭД имеет огромное значение для развития приграничного сотрудничества по многим параметрам, в том числе на уровне дальнего и ближнего зарубежья. За последние годы ВЭД Российской Федерации существенно активизировалась. В структуре внешней торговли России по группам стран особое место занимает Европейский союз как крупнейший экономический партнер. На его долю в общем объеме товарооборота Российской Федерации по группам стран в 2015 году приходилось 49,0 % (в 2014 году - 50,4 %), на страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) - 23,3 % (20,7 %), на государства - участники Содружества независимых государств (СНГ) - 14,6 % (14,6 %), на страны Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - 7,8 % (8,7 %), Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) - 1,4 % (1,6 %) [16].

Основными торговыми партнерами России в 2015 году были Китай - 9,5 % товарооборота Российской Федерации (в 2014 году - 8,4 %), Нидерланды - 9,3 % (8,5 %), Германия - 8,3 % (8,5 %), Италия - 6,0 % (7,0 %), Турция - 4,0 % (4,2 %), США - 3,8 % (3,9 %), Япония - 3,7 % (3,1 %), Франция - 3,6 % (3,7 %) (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Основные торговые партнеры Российской Федерации среди стран дальнего зарубежья в 2015 году [16]

Несколько иная ситуация складывается в ВЭД со странами СНГ. За последние 5 лет внешняя торговля со странами СНГ развивалась более высокими темпами, чем со странами дальнего зарубежья. В целом сальдо торгового баланса с участниками Содружества сложилось в пользу России. Это наглядно видно из рис. 2. Основными торговыми партнерами являются Беларусь - 4,5 % (5,0 %). Правительством Российской Федерации разработаны прогнозные показатели развития ВЭД со странами СНГ до 2015 года, которые учитывают основные мероприятия и предполагаемые сценарии укрепления внешней торговли в рамках Содружества.

Огромное влияние на развитие ВЭД Калининградской области оказывает соседнее государство - Польша. Здесь складывается благоприятная тенденция во внешней торговле (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Ключевые партнеры заграничной торговли Республики Польша [16]

Год

Показатели

Стоимость, в млн долларов США

Первый партнер

Второй партнер

Третий партнер

Страна

в % к итогу

Страна

в % к итогу

Страна

в % к итогу

2013

Импорт

164172,5

Германия

24,1

Россия

8,7

Китай

7,1

Экспорт

138785,0

Германия

25,9

Италия

6,6

Франция

6,1

2014

Импорт

210478,5

Германия

23,0

Россия

9,7

Китай

8,1

Экспорт

171859,9

Германия

25,0

Франция

6,2

Италия

6,0

2015

Импорт

149569,8

Германия

22,4

Китай

9,3

Россия

8,5

Экспорт

136641,3

Германия

26,2

Франция

9,3

Италия

6,9

За последние три года (2013-2015 гг.) основным партнером по ВЭД была Федеративная Республика Германия. ВЭД по экспорту в 2015 году составила 26,2 % (в 2013 году - 25,9 %); по импорту - 22,4 % (24,1 %). ВЭД по экспорту с Италией в 2015 году - 6,9 % (6,6 %), с Францией экспорт в 2015 году составил 9,3 % (6,1 %). ВЭД Польши с Российской Федерацией по импорту в 2015 году - 8,5 % (в 2013 году - 8,7 %), с Китаем в 2015 году по импорту - 9,3 % (7,1 %) [4].

Рис. 2.2. Основные торговые партнеры Российской Федерации среди государств участников СНГ в 2015 году [16]

Роль приграничного региона можно изучить на примере ВЭД Калининградской области за последние два года. Участники ВЭД Калининградской области осуществляли торговлю со 145 странами мира. Доля ведущих стран-партнеров, представленных на рис. 2.3, составила 75,7 %. В 2015 году ведущие позиции сохранили Германия, Китай и Словакия, их суммарный удельный вес достиг 38 % внешнеторгового оборота региона.

Рис. 2.3. Распределение товарооборота Калининградской области по странам-контрагентам за 2015 год [16]

Внешнеторговый оборот Калининградской области за 2015 год составил 8,6 млрд долларов США. По сравнению с 2014 годом стоимостные объемы товарооборота выросли на 48 %. В течение 2015 года импорт рос опережающими темпами. Отрицательное сальдо в конце года перекрыло прошлогодний результат более чем в 1,5 раза. Коэффициент покрытия импорта экспортом снизился с 10,7 до 7,9 % (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Итоги внешней торговли Калининградской области (тыс. долл. США)

Показатели

2014 год

Доля в товаро­обороте за 2014 г.

2015 год

Доля в товаро­обороте за 2015 г.

2015 год к 2014 году

Товарооборот

5 799 419,5

1,00

8 596 744,2

1,00

148,2 %

Экспорт

561 865,6

0,10

629 739,4

0,07

112,1 %

Импорт

5 237 553,9

0,90

7 967 004,8

0,93

152,1 %

Сальдо

-4 675 688,3

 

-7 337 265,4

 

156,9 %

Удельный вес товаров, ввезенных резидентами особой экономической зоны и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (далее - СТЗ), - 89 % от стоимостных объемов импорта. Средняя стоимость данных товаров за килограмм - $1,76 [9, с.27].

Стоимостный объем экспорта продуктов переработки товаров, ранее помещенных под таможенный режим СТЗ, из Калининградской области за пределы таможенной территории РФ за 2015 года составил 24,6 % от экспорта региона в целом.

Как и в 2014 году, соотношение товарооборота стран дальнего зарубежья (далее ДЗ) и стран Содружества сохранилось на уровне 97,3 %. В экспортно-импортных операциях со странами СНГ наблюдались противоположные процессы: экспорт сокращался на фоне быстро растущего импорта. По итогам 2015 года их доли изменились на 15 процентных пунктов. Динамика экспорта за 5 лет свидетельствует, с одной стороны, о стабильности экспортных товаропотоков, с другой стороны, об отсутствии факторов наращивания экспорта. Импорт в 2015 году развивался очень динамично и достиг докризисного уровня 2008 года (рис. 2.4).

Рис.2.4. Экспорт и импорт со странами дальнего зарубежья и СНГ [9, с.28]

Предприятия области экспортировали товары в 91 страну (в 2014 году - в 94 страны). В связи с отрицательной динамикой экспорта в страны СНГ их доля в распределении экспорта по странам-партнерам снизилась почти на 2 процентных пункта - с 12 до 10,1 %.

Профилирующими товарами экспорта в страны СНГ являются продукты переработки рыбы. Украина среди стран СНГ заняла первую позицию, темп прироста стоимостных объемов составил 70 %. Экспорт в Казахстан снизился в 2 раза.

Среди ведущих импортеров - стран ДЗ, представленных в таблице 6, наблюдается отрицательная динамика экспортных поставок в Литву, Польшу, Испанию. В то же время выросли поставки товаров из Калининградской области во Францию - в 5 раз за счет наращивания стоимостных объемов экспорта соевого масла, в Нидерланды - в 2 раза, в Соединенное Королевство - на 70 %, в Германию - на 60 % [9, с.28].

В 2015 году в товарной структуре наблюдаются существенные сдвиги, которые были определены преимущественно отрицательным темпом прироста стоимостных объемов машиностроительной продукции, ее доля снизилась на 11 процентных пунктов. Увеличение физических объемов (на 44 %) и снижение средних цен (в 2,7 раза) товаров машиностроения обусловлено структурными сдвигами в экспорте машин и оборудования (84-90 ТН ВЭД ТС1). Средние цены на товары продовольственной группы, являющейся первой по значимости в экспорте Калининградской области, выросли на 20 % и составили $0,73 за килограмм [6; 7].

За 2015 год участники ВЭД ввезли товары из 132 стран (в 2014 году - из 136 стран). Соотношение стран ДЗ и СНГ по сравнению с 2014 годом не изменилось: 98:2.

Импорт из Украины вырос в 1,7 раза за счет увеличения стоимостных объемов грузовых железнодорожных вагонов.

За исключением Литвы, по остальным странам ДЗ, представленным в приложении 2, наблюдается положительная динамика. Вырос импорт товаров: из Республики Корея - в 3 раза, из Германии - в 2 раза, преимущественно за счет поставок товаров для сборочного производства автомобилей; из Китая - в 2 раза, из Польши - на 70 %, за счет ввоза комплектующих для сборочного производства электронной техники.

По всем укрупненным товарным группам наблюдается рост стоимостных объемов ввоза. Структурные сдвиги существенные и объясняются разницей темпов роста стоимостных объемов укрупненных товарных групп.

Профилирующие товары импорта: машиностроительная продукция (84-90 группы по ТН ВЭД), средние цены по укрупненной группе снизились на 5 %; продовольственные товары (01-24 группы по ТН ВЭД), средние цены выросли на 14 % [9, с.29].

Таким образом, ВЭД влияет на тесное сотрудничество сопредельных регионов, а также на развитость инфраструктурного обеспечения, в частности ее транспортной системы, что может послужить основными факторами дальнейшего развития области в качестве транспортного узла России в центре единой Европы.

2.2.Доходы бюджета от внешнеэкономической деятельности

В структуре доходов федерального бюджета поступления от внешнеэкономической деятельности в 2013 -2015 гг. занимали первое место, несмотря на их незначительное снижение с 41% в 2013г. до 38% в 2015г., следовательно, они являются важнейшими источниками финансирования функциональных расходов государства (Таблица 2.3).

Таблица 2.3

Роль доходов от внешнеэкономической деятельности в федеральном бюджете в 2013-2015 гг. [10, с.27]

 

2013 г.

2014 г.

2015г.

млрд.

руб.

уд. вес, %

млрд.

руб.

уд. вес, %

млрд.

руб.

уд. вес, %

Доходы бюджета, все­го

11352

100

12853,7

100

13019,9

100

из них:

           

доходы от ВЭД

4658,0

41

4962,7

39

5011,0

38

В 2015г. доходы федерального бюд­жета от внешнеэкономической деятельно­сти составили 5011 млрд. руб. и увеличи­лись по сравнению с 2013г. на 353 млрд. руб., или на 7,6%, на их динамику оказали влияние разнонаправленные факторы как экономического, так и правового характера.

Анализ данных таблицы 2.3 свидетельствует о чрезвычайно высокой фискальной роли в доходах федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности вывозных таможенных пошлин: 82,6% в 2014г., 81,0% - в 2015 г. Основу российского экспорта составляют товары с низкой долей добавленной стоимости, не требующие огромных инвестиционных затрат на научные разработки и материально-техническое совершенствование - минеральные продукты, почти 70%, что подтверждает влияние внешних факторов состояния мирового рынка топливно-энергетических ресурсов на объем поступлений федерального бюджета.

Изменения таможенного и налогового законодательства оказали влияние на поступления таможенных пошлин на основе:

- снижения предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть; ставок вывозных таможенных пошлин на «темные» нефтепродукты, дизельное топливо, бензины прямогонные, бензины товарные, прочие «светлые» нефтепродукты;

-изменения распределения вывозных таможенных пошлин между Россией и Белоруссией при вывозе с территории Белоруссии за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти и нефтепродуктов;

-изменения норматива распределения суммы ввозной таможенной пошлины для России с 87,97% до 86,97% в связи с присоединением Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе;

-изменения порядков определения льготных ставок вывозных таможенных пошлин на нефть (с месторождений Восточной Сибири, Северного Каспия, Приразломного месторождения, а также сверхвязкой нефти);

-снижения стоимостной нормы ввоза товаров для личного пользования, доставляемых в адрес физического лица, а также пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию.

Помимо изменений законодательства, на динамику таможенных пошлин и сборов повлияли и такие экономические факторы, как: увеличение объемов экспорта и импорта (в целом), рост курса доллара США по отношению к рублю, снижение пошлин в рамках выполнения Россией обязательств в связи с присоединением к ВТО, снижение объемов экспорта нефти и товаров, выработанных из нее, снижение цен на экспортируемый газ, увеличение объемов экспорта газа и товаров, выработанных из него.

Что касается ввозных пошлин, то в соответствии с договоренностями при присоединении к ВТО, с 1 сентября 2015г. снизились ставки импортных пошлин на ряд товаров, следовательно, снизилась тарифная защита отечественных товаропроизводителей. Изменения Единого таможенного тарифа Таможенного союза затронули около 10% импортных пошлин (из примерно 11 тысяч). В результате средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6 % до 7,5-7,8% и будет продолжать тенденцию к снижению в течение 5 лет. В соответствии с согласованным в ВТО графиком снижения ввозных таможенных пошлин будет проводиться ежегодная корректировка Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Российский внешнеторговый оборот за 10 мес. 2016г. составил 681,4 млрд. дол. что на 3,8% ниже аналогичного показателя 2015г. Экспорт за рассматриваемый период снизился на 1,3%, до 421,7 млрд. дол. импорт - на 7,5%, до 260 млрд. дол. Санкции, введенные против России и ответные меры российского правительства, меняют географическую структуру российской внешней торговли. Произошло сокращение доли стран ЕС с 49,5% до 48,8%, СНГ - с 13,5% до 12,4%, но при этом выросла доля стран АТЭС (с 24,5% до 26,7%) [16].

Между тем доходы федерального бюджета от ВЭД за январь-ноябрь 2015г. в долях ВВП не изменились относительно соответствующего периода 2014г. и составили 7,3% ВВП, в абсолютном выражении они выросли на 6,9%, с 4506,1 млрд. руб. до 4819,7 млрд. руб. (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Поступления от ВЭД в федеральный бюджет за январь-ноябрь 2014-2015гг.

Наименование доходов

Январь-ноябрь 2014 г.

Январь-ноябрь 2015 г.

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

Доходы бюджета, всего

11758,1

19,2

12950,8

19,7

в том числе доходы от ВЭД

4506,1

7,3

4819,7

7,3

Основным фактором роста дохо­дов федерального бюджета при резком снижении мировых цен на нефть (табли­ца 2.5) стало значительное ослабление рос­сийского рубля относительно доллара США и евро.

Таблица 2.5

Среднемесячные мировые цены на нефть в октябре соответствующего года [16]

 

2008г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

1. Нефть (Brent), дол/бар.

72,84

73,19

82,92

109,47

111,97

109,48

87,27

В % к предыдущему году

 

100,5

113,3

132,0

102,3

97,8

79,7

В сложившихся условиях предлага­ются многочисленные прогнозы социаль­но-экономического развития России. Один из реальных - Банка России (Таблица 2.6).

Таблица 2.6

Базовый сценарий экономического развития Российской Федерации

Показатели

2015г. (факт)

2016 г. (прогноз)

2017г.

2018г.

2019г.

Рост мирового ВВП, %

3,3

3,3

3,8

4

4,1

Цена на нефть Urals, $/баррель

108,3

102

     

Рост ВВП, %

1,3

0,3

0

0,1

1,6

Инфляция, %

6,5

8,2-8,4

6,2-6,4

4,9-5,3

4,0-4,6

Счет текущих операций, $ млрд.

32

63

60

37

21

В соответствии с базовым вариантом Центральный банк не надеется на отмену санкций раньше окончания прогнозного периода, до конца 2019 г. Минэкономразвития в прогнозе исходило из того, что санкции иссякнут в середине 2017 г. В базовом варианте рост ВВП в России в будущем году прекратится. В 2018 г. роста практически не предвидится, всего +0,1% ВВП, а в 2019 г. +1,6%. Таким образом, впереди два года стагнации. В 2019 г. экономика постепенно адаптируется к санкциям - наладится доступ на азиатские рынки капитала, увеличится доля внутренних источников займов, появятся импортозамещающие производства, а экспорт станет конкурентоспособнее, начнут восстанавливаться инвестиции, потребление тоже начнет расти. Благодаря этому экономический рост возобновится.

Безусловно, для обеспечения долгосрочной и среднесрочной макроэкономической стабильности, и бюджетной устойчивости необходимо продолжить политику управления нефтегазовыми доходами. Основанная на лучших практиках, она доказывает, что в ресурсно-ориентированных экономиках фискальная устойчивость обеспечивается за счет сырьевых сбережений, формируемых при благоприятной конъюнктуре цен. Благодаря сырьевым сбережениям обеспечивается стабильный уровень бюджетных расходов государства и предотвращается их проциклический рост, который может создавать инфляционный спрос на товары и услуги.

Первый российский сырьевой фонд - Стабилизационный фонд - был создан в 2004г. за счет доходов от экспорта нефти и нефтедобычи (вывозной таможенной пошлины и НДПИ на нефть), полученных сверх «цены отсечения», которая составляла 20 дол. за баррель в 2004-2005 гг., 27 дол. за баррель в 2006-2007гг. Стабилизационный фонд, как инструмент «стерилизации» излишней ликвидности, сдерживания роста бюджетных расходов и снижения инфляционного давления обеспечивал макроэкономическую стабильность и бюджетную устойчивость. В 2008г. он был трансформирован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Состав источников формирования фондов (нефтегазовые доходы) был расширен за счет вывозных таможенных пошлин на природный газ и нефтепродукты. Резервный фонд призван сдерживать инфляционное давление и уменьшать зависимость экономики от колебаний конъюнктурных доходов. Фонд национального благосостояния должен обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы. Экономический кризис 2008-2011 гг. привел к отказу от формирования доходов федерального бюджета на основе механизма нефтегазовых доходов. В 2013-2014гг. нефтегазовые доходы направлялись на покрытие расходов федерального бюджета до восстановления фискальной устойчивости. С 2015г. в Бюджетном кодексе Российской Федерации законодательно утверждены «бюджетные правила» [1], в соответствии с которыми рассчитывается базовая цена как среднегодовая цена на нефть в дол. за определенный период (в 2016г. за 6 лет, 93 дол. за баррель), ежегодно увеличиваемая на один год до достижения десяти лет. Дефицит федерального бюджета, рассчитанный исходя из базовой цены на нефть, ограничивается величиной 1% ВВП. Благодаря использованию «бюджетного правила» сдерживается экономический рост расходов федерального бюджета, но для современного этапа экономического развития весьма актуальным является проведение качественных изменений в политике бюджетных расходов.

В 2008 г. Правительство Российской Федерации одобрило внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития России. Ее целью было создание условий для достижения высоких позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышении конкурентоспособности народного хозяйства РФ. Но за последний год внешнеэкономическая ситуация на Российском рынке изменилась из-за введения санкций странами Евросоюза и США, а также из-за падения цен на углеводородное сырье на мировом рынке. Их целю было ограничить импорт России, что приведет к ослаблению ее экономики.

Эти меры нанесли удар по российской экономике, так как санкции коснулись многих сфер внешнеэкономической торговли страны. Санкции были направлены на основные отросли российской экономики: финансовые институты, компании нефтяной, газовой и оборонной отрасли. Были наложены ограничения на финансирование российских банков со стороны ЕС и США. Нефтегазовые компании, крупные банки России, компании, занимающиеся частным предпринимательством, начали подсчитывать убытки от введенных санкций.

Наиболее существенные последствия для внешнеэкономической ситуации в России оказал запрет на импорт, и запрет на доступ российских банков к кредитным ресурсам.

Мировой опыт введения санкций достаточно обширен. В большинстве случаев, они накладываются страной с более развитой и стабильной экономикой на страну, со слабым экономическим положением, делая тем самым ответные меры бессмысленными. Исходя из этого, можно сделать вывод, что санкции, введенные Евросоюзом и США - недостаточно эффективны, так как ущерб от них оказался взаимным, потому что страны Европы тесно связаны с Россией в сфере торговых отношений. Экономические санкции для стран ЕС оказались «не бесплатными». «Себестоимость санкций» сложилась из нескольких составляющих. Во-первых, понесли потери те компании, которые ведут торговую деятельность на территории России. После введения санкций экономическая деятельность этих компаний, стала нести убытки, которые состоят из удешевления стоимости активов, снижения уровня продаж и, соответственно, доходов. Во-вторых, образовались непрямые убытки экономикам стран Европы, выраженные в росте себестоимости производства, связанные с уменьшением его производства. В-третьих, в результате введения санкций в России образовался некий «вакуум» в плане импорта, который постепенно заполняют другие страны, неприсоединившихся к санкциям, и российские предприниматели, которые организовывают импортозамещение отечественной продукции, чтобы удовлетворить спрос на образовавшийся дефицит. Таким образом, потери для стран Евросоюза начинают носить долговременный характер, так как их компании теряют рынок и доходы. Как

Россию и Европу связывают тесные торговые отношения. Любые ограничения в импорте или экспорте одной из сторон, негативно влияют на экономическое положение, как страны-субъекта, так и страны-объекта санкций. Следом за чередой запретов и ограничений на импорт товаров из Евросоюза и США.

Президент России, Путин подписал указ о применении встречных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации. Документ запрещает импорт сырья и продовольствия из государств, которые поддержали санкции в отношении России. Наиболее чувствительными к продовольственному эмбарго оказались страны Европы, и производители рыбы, овощей, фруктов, сыров и мяса. У производителей появился переизбыток товаров, что вызвало обвал цен на продукты в этих странах. Эмбарго ввелось на один год, за это время произойдет переоценка отношений с Россией. Европейские компании окончательно выйдут из российского рынка, и по истечению срока, вряд ли смогут занять те же позиции, так как освободившийся рынок быстро займут компании стран-союзников РФ и российские предприниматели. Тем не менее, по словам экспертов, потери для самой России проявятся в заметном ускорении инфляции к середине 2015 года, и соответственно к росту цен на внутреннем рынке.

По поводу эффективности торгово-экономических санкций как политического инструмента уже давно ведется дискуссия, так как санкции имели место быть на протяжении большого периода времени в истории. Классическим пример неудачного введения санкций является американское зерновое эмбарго против СССР в ответ на вторжение Советского Союза в Афганистан. Такой запрет заставил Советский Союз обратиться за закупками на альтернативные рынки, что подняло расходы на импорт на 225 млн. долларов, но никак не заставило СССР уйти из Афганистана. Прямые потери США от введения эмбарго составили около 2,5 млрд. долларов, а косвенные потери оказались еще выше. Американские фермеры потеряли зерновой рынок СССР и не сумели вернуть его в последующем, так как Советский Союз уже не рисковал импортировать зерно из источников, контролируемых американской политикой и более не размещал заказов на американском рынке. Исходя из этого, множество специалистов склоняются к мнению, о низкой эффективности санкций как внешнеполитического инструмента давления, потому что лишь в немногих случаях санкции сумели нанести стране-объекту существенный удар.

Таким образом, анализ динамики доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности показал, что их объемы остаются стабильно высокими, обеспечивая почти 30% функциональных расходов бюджета, несмотря на турбулентность глобальной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сущность ВЭД – это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли, которая включает в себя следующие направления: Внешнюю торговлю, технико-экономическое сотрудничество, научно-техническое и производственное сотрудничество.

В действующей системе органов исполнительной власти не всегда удается упорядоченно и гармонично регулировать все виды внешнеэкономической деятельности. Большинство федеральных органов исполнительной власти в той или иной мере наделены полномочиями по регулированию ВЭД в части контроля, надзора, согласований и разрешений, например, на оформление лицензий в Минэкономразвития РФ для экспорта и импорта отдельных видов товаров.

В целом ВЭД имеет огромное значение для развития приграничного сотрудничества по многим параметрам, в том числе на уровне дальнего и ближнего зарубежья.

Основными торговыми партнерами являются Беларусь - 4,5 % (5,0 %). Правительством Российской Федерации разработаны прогнозные показатели развития ВЭД со странами СНГ до 2015 года, которые учитывают основные мероприятия и предполагаемые сценарии укрепления внешней торговли в рамках Содружества.

ВЭД влияет на тесное сотрудничество сопредельных регионов, а также на развитость инфраструктурного обеспечения, в частности ее транспортной системы, что может послужить основными факторами дальнейшего развития области в качестве транспортного узла России в центре единой Европы.

В 2015г. доходы федерального бюд­жета от внешнеэкономической деятельно­сти составили 5011 млрд. руб. и увеличи­лись по сравнению с 2013г. на 353 млрд. руб., или на 7,6%, на их динамику оказали влияние разнонаправленные факторы как экономического, так и правового характера.

Для обеспечения долгосрочной и среднесрочной макроэкономической стабильности, и бюджетной устойчивости необходимо продолжить политику управления нефтегазовыми доходами. Основанная на лучших практиках, она доказывает, что в ресурсно-ориентированных экономиках фискальная устойчивость обеспечивается за счет сырьевых сбережений, формируемых при благоприятной конъюнктуре цен.

Россию и Европу связывают тесные торговые отношения. Любые ограничения в импорте или экспорте одной из сторон, негативно влияют на экономическое положение, как страны-субъекта, так и страны-объекта санкций. Следом за чередой запретов и ограничений на импорт товаров из Евросоюза и США.

Направлением нынешнего этапа развития ВЭД в России является максимальная реализация потенциала импортозамещения технологий и оборудования. В этой связи предполагается существенная трансформация внешнеэкономического сотрудничества на основе действия принципа «российские ресурсы и технологии + иностранные технологии и капитал». В эпоху интернационализации и глобализации нежелательно тяготеть к какой-либо автаркии и полному техническому само обеспечению. Использование прогрессивных иностранных технологий должно активно содействовать формированию и развитию национальных инноваций, что позволит уменьшить импортную зависимость, откроет новые горизонты для сотрудничества.

Результаты анализа современного состояния внешнеэкономического сотрудничества РФ с зарубежными странами являются предварительными, так как посткризисные показатели 2009-2010 гг. сопоставлялись с данными 2015 г., а ВЭД де-факто всегда имеет определенную инерционность, что предполагает дальнейший мониторинг и анализ автором внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей РФ.

Таким образом, анализ динамики доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности показал, что их объемы остаются стабильно высокими, обеспечивая почти 30% функциональных расходов бюджета, несмотря на турбулентность глобальной экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998г. – М.: ИНФРА-М, 2016.- 19 с.

  2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2: федеральный закон от 5 августа 2000г. - М.: ИНФРА-М, 2016.- 34 с.

  3. Российская Федерация. Законы. Таможенный кодекс Таможенного союза: решение Межгосудар­ственного Совета Евразийского экономи­ческого сообщества от 27 ноября 2009г. - М.: ИНФРА-М, 2016.- 12 с.

  4. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Указаний о по­рядке применения бюджетной классифи­кации Российской Федерации: приказ Ми­нистерства финансов Российской Федера­ции от 1 июля 2013г. № 65н с изменениями и дополнениями. // Собрание законодательства РФ. – 12013. – № 7. – С. 21-58.

  5. Амосов, А.О. О долгосрочной страте­гии модернизации и развития промышленности / А.О. Амосов // Экономист. - 2012, - № 9. - С.3-15.

  6. Богачева, О.В. Инструменты кон­куренции за бюджетные ресурсы в практи­ке зарубежных стран / О.В, Богачева // Финансы. - 2014, - № 9. - С.71-75.

  7. Воловик, Н.А. Внешняя торговля / Н.А. Воловик // Экономическое развитие России. - 2015. - №1. - С.27-29.

  8. Гребенщиков, Э.С. Евразийская интеграция в финансовой сфере: концеп­ции и подходы / Э.С. Гребенщиков // Финансы. - 2014, - № 10. - С.17-22.

  9. Денисова, И.П. Бюджетная система Российской Федера­ции / И.П. Денисова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.

  10. Иванова, О.Б. Государственные и муници­пальные финансы / О.Б. Иванова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.

  11. Иванова, С.А. Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации в условиях новой экономической ситуации / С.А. Иванова С.А. // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 9 (131). С. 6-13.

  12. Казаков, С.В. Правовые аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности / С.В. Казаков // Знание. - 2016. - № 5-2 (34). - С.113-115.

  13. Климанов, В.В. Открытость и прозрачность российского бюджета в мировом измерении / В.В. Климанов // Финансы. - 2014, - № 7. - С.10-15.

  14. Кудрин, А. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денеж­но-кредитную политику России / А. Кудрин // Вопросы экономики, - 2013, №3. - С.5-8.

  15. Маркова, Е.А. Внешнеэкономическая деятельность российской федерации в условиях санкций / Е.А. Маркина // Актуальные вопросы инновационной экономики. - 2015. - № 9. - С.116-118.

  16. Официальный сайт Федерально­го казначейства. Электронный ресурс. [Режим доступа]. - http://www.roskazna.ru

  17. Официальный сайт Центрального банка России. Электронный ресурс. [Ре­жим доступа]. - http://www.cbr.ru

  18. Попкова, А.С. Перспективные факторинговые схемы для развития внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации / А.С. Попкова // Научный результат. Серия: Экономические исследования. - 2016. Т. 2. - № 2. - С.11-16.

  19. Рукина, С.Н. К вопросу о содер­жании неналоговых доходов бюджета и тенденциях их изменения / С.Н. Рукина // Финансовые исследования. - 2011, №4(33). - С.41-48.

  20. Рукина, С.Н. Региональная фис­кальная политика в условиях бюджетных реформ / С.Н. Рукина // Финансовые исследования. - 2014, - № 2(43). - С.40-48.

  21. Ческизов, Б.М. Применение эко­номических санкций и принципы минимизации их взаимодействия / Б.М. Ческизов //Финансы. - 2014, - №11. - С.11-17.

Приложение 1

Источники информации в России и за рубежом

Россия

Зарубежье

Торгово-промышленная палата России - ведущая общественная организация, содействующая развитию ВЗС нашей страны. Её членами являются многие российские организации и предприятия, участвующие во внешнеэкономических связях, а члены-корреспонденты-зарубежные организации. (Структура: управления, комитеты и центры различных услуг).

Банки, имеющие лицензии на валютные операции. Современные банки стали огромными хранилищами деловой информации. Причем эта информация касается не только их клиентов, но и всего рынка, с которым имеет дело банк. Что же касается клиентов, то банк может выдавать на них краткие характеристики, рекомендательные письма и справки о платежеспособности. Конечно, зависит это от того, кто и для каких целей запрашивает информацию.

Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт МВЭС РФ. Имеет огромный фонд материалов по любым коммерческим вопросам, контрактам, конъюнктуре и ценам. (Пользование фондами - платное).

Национальный автоматизированный банк обмена информацией на ВЦ ТПП РФ.

Автоматизированная информационно-поисковая систем «Фирмы» МВЭС РФ.

Внешнеэкономические объединения МВЭС, министерства ведомства, СП. В сферу деятельности которых входит консультирование, маркетинг, поиск партнеров.

Общественные организации и международные объединения.

Российский центр содействия иностранным инвестициям.

ГТК (таможня).

Кредит-бюро. Опытные консультанты за один день могут подготовить и маленькую справку о фирме, и подробнейший отчет о ее деятельности. Они представляют и конфиденциальную информацию, поступающую от их агентов в других компаниях, банках, государственных органах.

Торгово-промышленные палаты стран, городов, административных территорий. Палаты, которые, по сути являются объединением фирм и коммерсантов на данной территории, охотно помогают всем желающим в установлении деловых контактов, для чего выпускают свои издания, ведут информационно-коммерческую деятельность, включаются в коммерческие компьютерные сети.

Банки.

Фирмы, которые специализируются на информационном обслуживании, консультациях, инжиниринговых, брокерских услугах либо находятся в тесных связях с искомым партнером.

Государственные учреждения, где регистрируются вновь созданные предприятия.

Союзы предпринимателей.

Организации содействия развитию производства и экспорта.

Фондовые биржи. Члены биржи и биржевые комитеты в силу специфики своей деятельности всегда располагают информацией о финансовых связях фирм, их финансовом состоянии и репутации.

Приложение 2

Распределение стоимостных объемов импорта Калининградской области по странам-контрагентам за 2015 год

Страна-контрагент

Импорт, тыс. долл. США

Удельный

вес в импорте

Основные товары

Всего импорт

7 967 004,8

100,0%

 

Страны СНГ (8 стран)

179 449,4

2,3%

 

Основные партнеры

143 966,9

1,8%

 

Украина

143 966,9

1,8%

ж/д грузовые вагоны, промышленное оборудование, прокат и прутки из черных металлов, электротехника

Прочие страны СНГ

35 482,5

0,4%

 

Страны ДЗ (124 страны)

7 787 555,3

97,7%

 

Основные партнеры

6 011 081,0

75,4%

 

Германия

1 410 235,2

17,7%

комплектующие для сборки автомобилей, промышленное и с/х оборудование, мясо

Китай

904 872,5

11,4%

электронные блоки, комплектующие для сборки LCD-телевизоров, компьютеры, полимеры в первичных формах

Республика Корея

823 071,0

10,3%

комплектующие для сборки легковых а/м

Словакия

817 513,8

10,3%

комплектующие для сборки автомобилей, двигатели

Польша

684 725,0

8,6%

комплектующие для сборки LCD-телевизоров, изделия из пластмасс, плиты ДСП и ДВП

Бразилия

380 997,8

4,8%

соевые бобы для промышленной переработки, мясо

Соединенные Штаты

345 651,5

4,3%

комплектующие для сборки легковых автомобилей, соевые бобы для промышленной переработки, оборудование и механизмы промышленного и бытового назначения

Парагвай

223 964,1

2,8%

соевые бобы для промышленной переработки, мясо

Нидерланды

214 527,8

2,7%

растительные масла, седельные тягачи и грузовые машины

Литва

205 522,3

2,6%

изделия из пластмасс, изделия из картона, технологическое оборудование

Прочие страны дз

1 776 474,4

22,3%

 
Просмотров работы: 3765