РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ АПК В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ АПК В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день ни одна сфера жизни общества, а тем более любое государство не может обойтись без прогнозов как инструмента познания будущего. В наше время приоритетными считаются те прогнозы, которые имеют социально-экономическую направленность развития общества. Чтобы эффективно и четко управлять любым структурным звеном народного хозяйства, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.

В современных странах, в которых рыночная модель экономики, прогнозирование и планирование являются одним из главных инструментом государственного регулирования экономики. Применяя данные инструменты, данные страны добились больших результатов в социально-экономических областях экономики.

Необходимо, так же отметить растущую потребность в прогнозах и стратегического планирования и в нашей стране. Это требует более глубокого изучения и разработки основных проблем, возникающих в прогнозировании. А изучение и использование мирового опыта, будет частично способствовать решению этих проблем .

Теория прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя (то есть экономическая теория) изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, то прогнозирование и планирование являются инструментом определения величин экономических показателей, дает возможность выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика транспорта, экономика промышленности, экономика строительства и др.

Таким образом, место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что они являются как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками с другой. Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов. Прогнозирование и планирование использует достижения естественных, биологических и других наук, особенно математики.

Степень разработанности проблемы. Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики бизнеса, налогообложения предпринимательства, управления финансов, прогнозирования и стратегического планирования, статистики, так же различные нормативно-правовые акты Российской федераций. В числе авторов следует отметить таких, как: Бабаева З.Д; Лопатников Л.И; Абрютин Д. А; Старр М; Конеев И.Р; Бланк И. А; Роберт С.Х;

Цель исследования: исследование особенностей и содержания прогнозирования и стратегического планирования в макроэкономическом регулировании экономики:

Данная цель исследования реализуется по средством следующих задач:

  • знакомства с определением и сущностью макроэкономическое регулирование экономики;

  • изучение этапов и инструментов прогнозирования;

  • рассмотрение функций и этапов стратегического планирования;

  • определение характеристика текущего состава агропромышленного комплекса Красноярского края;

  • анализ экономических условий Красноярского края определяющих тенденции развития производства зерна;

  • а также прогноз конечных результатов реализации государственной программы.

Объектом исследования является: прогнозирование и стратегическое планирование в макроэкономическом регулировании.

Предметом исследования является: методы, этапы, инструменты и функции прогнозирования и стратегического планирования.

Методы исследования в работе: анализ, изучение, рассмотрение, оценка, сравнение.

Информационная база исследования. Основой данного исследования является научная, учебная, методическая литература, периодические источники, интернет-источники, документация предприятия.

Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что содержащиеся в ней выводы, предложения и экономически обоснованные рекомендации позволяют улучшить социально-экономическое состояние не только государства, но и население нашей страны, усовершенствовать и устранить уже существующие недостатки в прогнозировании и планировании на примере агропромышленного комплекса Красноярского края.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении представлен методологический аппарат: актуальность, степень разработанности проблемы, цель, задачи, объект, предмет, методы, практическая значимость, информационная база исследования.

В первой главе «Роль прогнозирования и стратегического планирования в макроэкономическом регулировании» дается определение макроэкономическому регулированию, рассматривается роль, сущность, методы, этапы и инструменты прогнозирования и планирования, так же демонстрируется функция стратегического планирование.

Во второй главе «Описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития АПК Красноярского края» проведен анализ на примере определении тенденций развития производства зерна на территории края.

В заключении сделаны основные выводы исследования, показаны основные задачи и принципы прогнозирования и стратегического планирования.

Глава 1. Роль прогнозирования и стратегического планирования в макроэкономическом регулировании 1.1. Что такое макроэкономическое регулирование и что он из себя представляет

Что такое макроэкономическое регулирование? В разных источниках дается разное определение понятию макроэкономического регулирования. Мы же остановимся на определении которое дается в общеэкономическом и экономика – математическом объяснительном словаре Лопатникова. Л.И.

В котором макроэкономическое регулирование определяется как – способ управления экономикой, при котором управляющему центру, государству, нет нужды изучать и оценивать каждое случайное воздействие на систему и давать элементам системы указание, рецепт, как на него реагировать. Однако имеются стимулы и другие инструменты, направляющие реакцию системы на воздействие в нужное русло, определяемое целями экономической политики государства [12].

Отличие макро регулирования от частного регулирования является то что, например, регулирование деятельности естественных монополий, в макро регулировании обращено на функционирование экономической системы страны в целом. По мере необходимости им корректируются правила игры участников рынка [1, с. 544].

В этом смысле, рынок есть сочетание регулирования из центра ( макро регулирования) и саморегулирования хозяйствующих субъектов. Так же как и всякое регулирование в целом, макроэкономическое регулирование служит для поддержания системы на траектории, заданной блоком управления, и подразделяется на два вида:

  • регулирование по рассогласованиям (или отклонениям от заданной траектории)

  • регулирование по критическим параметрам (когда достигается уровень какого-либо параметра, признанный критическим, недопустимым).

Соответственно, в регулировании по рассогласованию, найдя отклонение тех или иных макроэкономических показателей отмеченных на определенный период ориентиров ( программы, планы, прогноза и др.), государство принимает достаточные меры для исправления ситуации.

Например, при глубоком спаде производства чем предполагалось, если анализ показал, что это произошло из-за недостатка инвестиций, возможный следующие меры:

  • снижение налогов на производителей в целом или только на инвестиции;

  • приватизация слабых предприятий для передачи их более эффективным собственникам;

  • стимулирование спроса на продукцию, привлечение иностранных кредитов и другие варианты макроэкономического регулирования.

Во втором случае то есть в регулирование по критическим параметрам, можно установить, в перспективном плане определённый критический уровень безработицы, грозящий социальным взрывом, и принять срочные меры приближении к этому показателю для повышения занятости ( ввести поощрение предприниматели за открытие новых рабочих мест, помогать зарождению и становлению малого бизнеса и. т. п.) [3, с. 368].

В экономической политике рыночных государств используются разные управляемые переменные для выработки регулирующих ( в частности, стимулирующих ) воздействие на экономическую систему, в том числе автоматические стабилизаторы.

Макроэкономические инструменты регулирования является действенными рычагами, оказывающими подобные воздействия на экономику для преодоления факторов, нарушающих обычных ход рыночных конкурентных процессов, и предназначенными поддерживать стабильный рост производства, уровень цен и занятости. К данным инструментам относятся: квоты, налоги, правовое регулирование поведения фирм на рынке, ограничения в области и пенсий и зарплаты и другие элементы механизма макроэкономического регулирования [2, с. 240].

Главными инструментами макроэкономического регулирования в условиях рыночной экономики:

  • средства денежной политики (такие как ставка рефинансирования и кредитная эмиссия Центрального банка, резервные требования для коммерческих банков, операций на открытом рынке ценных бумаг);

  • политика обмена курса национальной валюты ( система обменного курса плавающего или фиксированного, курс обмена валют);

  • фискальная политика ( прямое и косвенное налогообложение управлением бюджетным дефицитом ).

Обеспечение планомерного и наиболее динамичного развитие национальной экономики является основной и главной целью макроэкономического регулирования [4, с. 360].

Другими не менее важными целями макроэкономического регулирования являются:

  • снижение отрицательных последствий безработицы и ее уменьшение (задача активной политики на рынке труда);

  • сдерживание инфляции (задача антиинфляционной политики);

  • достижение паритета платежного баланса страны (принимается система мер, направленных на стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств);

  • устранение дефектов рынка.

1.2.Этапы и инструменты прогнозирования

Большое количество современных экономистов уверены, что государство должно регулировать и управлять экономикой в современных рыночных условиях, а следовательно, предвидеть положительные и негативные плоды принимаемых решений.

Реальная экономическая политика государство выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Для государства особенно важно иметь причины и возможность снизить ( или во все ликвидировать) влияние негативных факторов на социально – экономические процессы и стимулировать воздействие на позитивных факторов. Поэтому только прогнозирование дает возможность обеспечит выявление таких взаимосвязей [7, с. 281].

В наше время сформировалось конкретное и однозначное понимание сущности прогноза и прогнозирования. В Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» представлено следующее определение.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования [6, с. 256].

Прогнозированиеэкономики расширяет базу между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления для устойчивых и долговременных отношений. Прогнозы необходимы и тем и другим для разработки долгосрочной экономической политики.

Прогноз – это научно обоснованное суждение о состоянии объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его достижения. Прогноз должен удовлетворять следующим требованиям:

  • в связи с тем что прогноз касается ненаблюдаемого события, нельзя однозначно определить его ложность и истинность;

  • должен содержать указания на пространственный и временной интервал;

  • так же необходимо располагать методами верификации прогноза, с помощью которых можно оценить точность и надежность прогноза.

Процесс разработки прогноза состоит из того, чтобы специальными методами обработать имеющеюся информацию об объекте прогнозирования и получить хоть какое-то представление о направлениях его эволюции на основе анализа тенденций его развития.

Как правило основными инструментами (табл. 1.) в этой области традиционно являются такие методы как:

  • экспертный метод, который илюцтрирует интуитивные знания об объекте прогнозирования. Такого рода знания характерны для определенной категории исследователей, не имеют определенных границ и интерпретаций, поэтому они всеми специалистами не могут быть использованы. Особенно распространенными подходами этой группы являются мозговой штурм, метод Дельфи, круглый стол, дебаты;

  • функционально-логистический метод демонстрирующий формирование прогнозного сценария и морфологического анализа в условиях дефицита информационных данных. Благодаря данному методу, изучаемый объект представляется в виде эффективной модели, скомпилированный из множества параметров. Приоритетными методами группы выступают прогнозные сценарии, моделирование будущей ситуации, морфологический анализ;

  • структурный метод, чаще практикующийся при ситуационном подходе и системном представлении объекта исследования, так как данный метод позволяет решить проблему при существующих функциях.Один из известных методов группы – построение дерева целей.

  • математический метод закрепленный на математических знаниях зависимостей между параметрами и статистическими данными, а также на самих рассчитываемых и исследуемых параметрах. Наиболее распространены такие приемы, как спектральный, факторный, регрессионно-корреляционный анализ, математическое моделирование;

  • метод прогнозирования по аналогии созданный на базе прошлых практик для объектов, имеющих похожие черты и параметры. Практика данных приемов ограничено необходимостью наличия опыта прошлых периодов [5, с. 240].

Наличие перечисленных методов дает нам возможность целостно смотреть на будущее исследуемой системы, объекта и сформировать четкую и хорошую стратегию достижения искомого состояния. Перечисленный нами комплекс методов прогнозирования не является ограниченным, потому что с развитием инновационных технологий, открытием новых научных открытий, повсеместным внедрениеминноваций в практику работы корпораций разрабатываются совершенно новые приемы и подходы к моделированию будущей ситуации.

Инструменты прогнозирования — это такие программные продукты, которые имеют функции расчёта прогнозов.

Существуют две основные категории прогнозов: статические и динамические. Отличие их в том, что динамические прогнозы дают информацию о поведении исследуемого объекта на протяжении какого-либо значительного интервала времени.

А статические прогнозы отражают состояние исследуемого объекта лишь в единственный момент времени и, как правило, в таких прогнозах фактор времени, в котором объект претерпевает изменения, играет незначительную роль.

Благодаря появлению вычислительной техники прогнозирование получило мощнейший толчок развития. Одним из первых применений вычислительных машин был расчёт баллистической траектории снарядов, то есть, фактически, статический прогноз точки падения снаряда на землю. На сегодняшний день существует большое количество инструментов, позволяющих строить прогнозы. Класиффикация инструментов прогнозирования представлена в таблице 1.

Таблиц.1.

Классификация инструментов прогнозирования

Название инструмента

Сфера применения

Реализуемые модели

Требуемая подготовка пользователя

Готовность к эксплуатации

         

Microsoft Excel, OpenOffice.org

широкого назначения

алгоритмические, регрессионные

базовые знания статистики

требуется значительная доработка

Statistica, SPSS, E-views, Gretl

исследовательская

широкий спектр регрессионных, нейросетевые

специальное математическое образование

коробочный продукт

Matlab

исследовательская, разработка приложений

алгоритмические, регрессионные, нейросетевые

специальное математическое образование

требуется программирование

ForecastPro, ForecastX

бизнес-прогнозирование

Алгоритмические

не требуются глубокие знания

коробочный продукт

iLog, AnyLogic, iThink, Matlab Simulink, GPSS

разработка приложений, моделирование

Имитационные

требуется специальное математическое образование

требуется программирование (под специфику области)

 

Можно сказать, что большинство формальных процедуры прогнозирования отмечают перенос прошлого опыта в будущее. В итоге, все они построены на предположении, что условия, полученные ранее результаты, неотличимы от условий будущего. Исключениями являются только те переменные, которые точно распознаны прогнозированием. Например, если мы будем строит прогноз показателей производительности рабочих, исходя только из множества оценок, выставленных им при испытаниях в процессе приема на работу, то мы скорее всего будем предполагать, что показатель производительности каждого работника зависит только от них. В действительности же такое предположение о неразличимости прошлого и будущего не выполняется в полной мере. В результате полученный нами прогноз будет неточен, если только он не будет модифицирован на основании оценки, выполненной составителем прогноза.

Понимание того, что система прогнозирования оперирует данными, порожденными естественными событиями, приводит к определению следующих пяти этапов в процессе прогнозирования:

  • сбор данных. На этом этапе рассчитывается получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Данный этап часто является сомнительной частью всего процесса прогнозирования, но в то же время самым сложенным для проверки, так как следующие этапы с одинаковым успехом могут производиться с использованием данных, как соответствующих изучаемой проблеме, так и не соответствующих ей. Когда возникает необходимость получить в организации различные данные, их проверка и сбор всегда сопровождаются множеством различных проблем.

  • редукция или уплотнение данных, необходим, потому что для выполнения прогнозирования очень часто может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало, а некоторые данные вообще могут не иметь отношения к данной задаче, в итоге только будут мешать прогнозированию и снижать его точность. Другие данные могут соответствовать проблеме, но только в контексте некоторого конкретного исторического периода. Например, при прогнозировании продаж малолитражных автомобилей целесообразно будет использовать данные о продажах автомобилей только с момента введения эмбарго на нефть в 1970-х годах, а не данные за последние 50 лет.

  • построение модели и ее оценка, суть ее в том чтобы подобрать в модель прогноза, более подходящей собранным данным в смысле снижение ошибок прогноза. То есть чем проще и понятна модель, тем легче она будет воспринята менеджерами фирмы, которые несут ответственность за принятие решений, и тем выше будет их доверие к полученным прогнозам.

  • экстраполяция выбранной модели (фактический прогноз), она рассматривает фактическое получение требуемого прогноза, так как нужные данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена. Для проверки точности получаемых данных обычно используется прогнозирование на недавно прошедшие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. По увиденным ошибкам затем проводится анализ.

  • оценка полученного прогноза, состоит в сопоставлении вычисленных величин с действительно наблюдаемыми значениями. Для этой цели часть большая часть свежей фактической информации часто исключается из множества анализируемых данных. После подбора модели прогноза, начинается прогноз на эти периоды и полученные результаты сравниваются с известными наблюдаемыми значениями. Определенная часть процедур прогнозирования предусматривает сложение абсолютных значений ошибок и представляет эту сумму, либо частное от деления ее на число прогнозируемых значений, представляющее собой значение средней ошибки прогноза. Другие процедуры используют сумму квадратов ошибок, которая затем сравнивается с аналогичными числами, полученными для альтернативных методов прогнозирования. Некоторые процедуры отслеживают и отмечают величину пределов ошибки за период прогнозирования [17].

1.3. Этапы и функции стратегического планирования

Одну из главнейших роль в разработке стратегических задач организации играет стратегическое планирование, под стратегическим планированием понимается процесс поддержания и разработки стратегии равновесия между целями и возможностями организации в современных рыночных условиях.

Целью такого планирования является — определение перспективных направлении деятельности организации, гарантирующий ей процветание.

Стратегическое планирование имеет следующие функции:

  • Распределение ресурсов. Это процесс при котором происходит распределение ограниченных ресурсов(фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт)

  • Адаптация к внешней среде. Данная функция охватывает все действия стратегического характера, которые идут на благо компании. Компаниям же в свою очередь необходимо адаптироваться к внешним факторам, как благоприятным, так и опасностям. Стратегическое планирование хорошо развитой компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

  • Внутренняя координация. С целью достижения эффективной интеграции внутренних операций данный процесс включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы. Реализация качественных внутренних операций в компаниях, больших или малых, является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

  • Осознание организационных стратегий. Данной функцией предусмотрено осуществление развитие систематического мышления менеджеров через формирования компании, которая может учить ошибки прошлых стратегических решений. Учитывать опыт прошлого дает организации возможность правильно корректировать свое стратегическое направление, а также повысить профессионализм в области стратегического управления [21].

По нашему мнению стратегический план скорее должен разрабатываться с точки зрения выгоды и полезности для всей компании, а не конкретного индивида либо группы лиц. На предприятиях, которые принадлежат частным лицам руководитель может позволить себе сочетать личные планы со стратегией организации. Но в большинстве фирм с крупными владением акциями подобного сочетания не должно быть. К примеру, в то время как директор либо руководитель компании, возможно, захочет приобрести частный реактивный самолет, важным интересам организации эти привилегии служить не будут.

Через исследования и фактические данные происходит обоснования стратегического плана. В нашем сегодняшнем мире бизнеса, чтобы конкурировать и при этом оставаться на рынке, компания должна постоянно заниматься сбором огромного количество информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Процесс стратегического планирования происходит в несколько этапов:

  • определение миссии организации;

  • определение целей деятельности организации.

Определение миссии и целей деятельности организации.Это самые первые и более ответственные решения, которые принимаются руководством. Эти цели и миссия организации служат ориентиром для всех других этапов планирования:

  • управленческое исследование и оценка сильных и слабых сторон деятельности организации; На стадии планирования учитываются плюсы и минусы деятельности организации.

  • оценка и анализ внешней среды; оценка и анализ внешней среды состоят в выяснении угроз, тенденций, а также вероятных «исключительных» ситуаций, способных качественно повлиять на деятельность всей организации.

  • формирование и анализ стратегических альтернатив; данный этап представляет собой детальный и всесторонний комплексный анализ, который разрабатывается на перспективу и который должен в случае необходимости способствовать достижению миссии организации и целей.

  • выбор стратегии; для необходимости определения приоритетов развития и распределения ресурсов между различными видами деятельности происходит выбор стратегии, которая является главнейшим этапом стратегического планирования. Также предполагается сравнения перспектив организации в тех видах деятельности, которыми она занимается. На данном этапе можно завершит анализ, а руководство может переходит к разработке программ, планов и конечно же бюджета.

  • реализация стратегии; планирование реализации стратегии происходит с использованием административных (тактики, процедур, правил, политики) и экономических рычагов (путем формирования бюджета, применение системы показателей).

  • оценка стратегии на предмет соответствия установленным критериям. процесс оценки стратегии организации - это такой специальный инструмент обратной связи, который предназначенный для корректировки и изменении стратегии [10, с. 280].

При разработке стратегического плана, довольно часто появляются помехи, обусловленные завышенными оценками возможностей фирмы либо компании или ошибочными оценочными данными. Что не допустить подобного рода недочетов, нужно постоянно проводить анализ ситуации, обеспечивать обратную связь.

Таким образом, делаем вывод о том, что стратегическое планирование - это процесс создания и претворения в жизнь долгосрочных алгоритмов действий, предпринятых руководством, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей, а также прогнозированию деятельности предприятия на длительный период.

Глава 2. Описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития АПК Красноярского края

2.1.Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса Красноярского края

Госудaрственная прoграмма базируется на полoжениях Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирoвания рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продoвольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федeрации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на периoд до 2020 гoда, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российскoй Федерaции на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации, а также на нормах Закона Красноярского края "О гoсударственной поддержке субъектов АПК".

Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности АПК.

Агропромышленный комплекс Красноярского края (АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются главными и ведущими системообразующими сферами экономики края, формирующими агропродовольственный рынок, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий, а также продовольственную и экономическую безопасность региона [14].

Государственная стратегическая программа определяет задачи, цели, и направления развития сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий государственной программы и показатели их результативности.

Оценивая текущeе экономическое состояние АПК, необходимо отметить, что, по данным органов государственной статистики, сельскохозяйственную продукцию производят 538 сельскохозяйственных предприятий, 683 фермерских хозяйства и 277,7 тыс. личных подсобных хозяйств, производством продуктов питания заняты более 800 организаций. Численность работников сельского хозяйства составляет 32,5 тыс. человек, пищевой и перерабатывaющей промышленности - 16,3 тыс. человек. Среднемесячная заработная плата в сельскохозяйственных организациях в 2012 году достигла 12794 рубля и составила 44,6% к средней заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона. Среднемесячная заработная плaта на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности в 2012 гoду составила 19046 рублей [11].

За период 2006 - 2012 гoдов количество убыточных предприятий отрасли сократилось на одну треть, удельный вес прибыльных предприятий в общем количестве увеличился с 74,6% до 86%.

Прибыль до налогообложения, полученная сельскохозяйственными товаропроизводителями края в 2012 году, составила 3714,7 млрд рублей, в том числе 3257,6 млрд рублей за счет средств государственной поддержки. Это позволило обеспечить рентабельность отрасли с субсидиями на уровне 16%, без субсидий - 2%. Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2012 году получен сальдированный финансовый результат в размере 764,7 млн. рублей.

Результаты финансово-производственной деятельности субъектов АПК указывают на то, что темпы развития агропромышленного комплекса края сдерживаются рядом проблем системного характера:

  • низкими темпами структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природного потенциала;

  • медленными темпами социального развития сельских территорий, сокращением занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкой общественной оценкой сельскохозяйственного труда, недостаточным ресурсным обеспечением на всех уровнях финансирования [13].

Целевые показатели и показатели результативности государственной программы оцениваются в целом по государственной программе и по каждой из подпрограмм государственной программы и предназначены для оценки наиболее существeнных результатов их реализации.

Целевыми показателями государственной программы являются:

  • индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);

  • индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);

  • индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);

  • индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах);

  • индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;

  • рентабельность сельскохозяйственных организаций;

  • среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве;

  • среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

  • обеспеченность сельскохозяйственных организаций кадрами [10, с. 280].

Доля молoдых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности и улучшивших жилищные условия, от общего количества изъявивших желание улучшить жилищные условия с государственной поддержкой.

Гарантированность достижения показателей результативности государственной программы возможна при осуществлении мер, направленных на снижение рисков реализации государственной программы, к числу которых относятся:

  • погодно-климатические, биологические риски, связанные с запоздалым или слишком ранним севом, затянувшейся уборкой урожая, плохими условиями хранения продукции, болезни животных и вредители растений, что приводит к прямым потерям продукции, повышению затрат и снижению прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей;

  • финансово-бюджетные риски, связанные с уменьшением объема бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства из федерального и краевого бюджетов [2, с. 240].

Конкурентные риски, связанные с вступлением России во Всемирную торговую организацию, что в переходном периоде может привести к:

  • снижению инвестиционной привлекательности и рентабельности сельскохозяйственных организаций;

  • сокращению рабочих мест, снижению доходов и уровня жизни на селе;

  • управленческие риски, связанные с качеством управления как на уровне сельского хозяйства в целом, так и на уровне каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя.

При реализации мероприятий государственной программы предусматривается учет указанных групп рисков путем:

  • совершенствования и развития механизмов страхования и внедрения инновационных технологий в АПК;

  • создания условий для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу, повышения ее конкурентоспособности, обеспечение финансирования в полном объеме мероприятий государственной программы;

  • мониторинга реализации государственной программы, координации деятельности участников реализации подпрограмм, закрепления персональной ответственности за достижение целевых показателей (индикаторов) и конечных результатов реализации подпрограмм.

2.2. Экономические условия Красноярского края, определяющие тенденции развития производства зерна

Такой субъект Российской Федерации как Красноярский край относится к субъектам с невысоким биоклиматическим потенциалом (БКП). По подтвержденным данным дифференциации регионов, Красноярский край относится к почвенно-климатической зоне, в связи с чем эффективное ведение зернового хозяйства на данной территории является возможным в большинстве своем за счёт показателей трудоемкости, энергоемкости, водоёмкости, и конечно же материалоёмкости [3, c. 368].

Занимая 2-ое место в Сибирском федеральном округе по производству продукции сельского хозяйства, Красноярский край является крупнейшим производителем продовольствия на Востоке России. 8,9 % валового регионального продукта приходится на долю агропромышленного комплекса (АПК) края, включающего сельское хозяйство и перерабатывающий сектор. Зерновое производство имеет федеральное значение в специализации краевого агропромышленного комплекса, животноводство и птицеводство – имеют региональное значение, а остальные под отрасли имеют внутри краевое значение. Обеспечивая основную занятость населения в сельско-хозяйственных районах красноярского края, агропромышленный комплекс играет важную социальную роль [20].

По объему валовой продукции, численности занятых работников, стоимости основных производственных фондов зерновая отрасль в структуре агропромышленного комплекса занимает в Красноярском крае доминирующее положение. В целом, от уровня и темпов производства зерна сильно зависит обеспечение потребностей населения в широком ассортименте хлебных продуктов, а также животноводства в кормах. Для того, чтобы обеспечить довольно устойчивое функционирование хозяйствующих субъектов при различной конъюнктуре рынка, необходимо в полном объеме использовать экономический и биоклиматический потенциал Красноярского края в зерновом производстве. Но для этого важно повысить урожайность и качество зерна, а также сохранить размеры посевных площадей. Достичь намеченных целей можно будет при помощи программы стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года, которая предусматривает в крае проведение взвешенной экономической политики, в результате которой можно будет достичь намеченных индустриальных, социальных и инновационных целей.

Ранее Красноярский край делился на 5 зон по природно-экономическим условиям (Пригородная (Цен- тральная), Ачинская лесостепная, Канская лесостепная, Южная лесостепная, Северная подтаёжная). С учетом масштаба территории края, своеобразия природно-климатических условий, исторически сложившейся специализации отдельных территорий, особенностей минерально-сырьевого потенциала, наличие внутрирайонных устойчивых и интенсивных хозяйственных и социальных связей, стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года, поделила регион на два широтных пояса (Северный и Южный), которые объединяют в себе шесть крупных макрорайонов (Восточный, Центральный, Западный, Южный, Приангарский и Северный), в составе которых находится 44 муниципальных районов и 16 городов. Детальное сравнение зональной административно-территориальной структуры с макрорегиональной представлено в табл. 2. По долгосрочному сценарию стратегии проведение пространственной политики, которая будет учитывать специфику отдельного макрорайона, позволит сгладить асимметричность по уровню и качеству жизни населения районов (в 4–8 раз), преодолеть «автономизацию» территорий, имеющих конкурентные виды ресурсов и усилить их экономическое развитие (табл.3.).

Таблица 2

Сравнительная характеристика природно-экономических зон и вновь образованных макрорайонов Красноярского края

Сельскохозяйственная

(природно-экономическая)

зона, структура

Макрорегион

(эквивалентный соответ-

ствующей зоне), структура

Административно-территориальные

отличия (изменения), структура

Пригородная

(Центральная):

6 муниципальных районов,

4 города

Южный широтный пояс

Центральный:

5 муниципальных районов,

5 городов

Балахтинский район теперь не относит-

ся к Центральной с.-х. зоне, ЗАТО

п. Кедровый включён в Центральный

макрорайон

Ачинская лесостепная:

10 муниципальных районов,

4 города

Западный:

11 муниципальных районов,

4 города

Балахтинский район включён в состав

Западного макрорайона

Канская лесостепная:

11 муниципальных районов,

3 города

Восточный:

11 муниципальных районов,

3 города

Изменений нет

Южная лесостепная:

7 муниципальных районов,

1 город

Южный:

7 муниципальных районов,

1 город

Изменений нет

   

Северная подтаёжная:

4 муниципальных района,

2 города

Северный широтный пояс

Приангарский:

7 муниципальных районов,

2 города

В Приангарский макрорайон включены:

4 района Северной подтаёжной с.-х.

зоны, Мотыгинский, Кежемский и

Богучанский районы

Территория, не предназначен-

ная для ведения сельского хо-

зяйства

Северный:

3 муниципальных района,

1 город

Образованный макрорегион – аналог

Северной группы районов

Всего

5 зон, 38 муниципальных райо-

нов, 14 городов

6 макрорайонов:

44 муниципальных района,

16 городов

8 муниципальных районов и 2 города

территориально стали относиться

к другим образованиям

Макрорайон*

Состав и структура

Таблица 3

Экономические условия Красноярского края

 

Экономические

Стратегическое

Конкурирующее

условия

направление

преимущество

   
         

1

2

3

4

5

   

Северный широтный

пояс

 
 

3 муниципальных

 

Инвестиционные

Ресурсы своей вос-

 

района:

Экономика опре-

требованностью на

 

проекты

 

Таймырский

деляется обилием

мировом рынке

 

Разработка место-

Северный

(Долгано-Ненецкий),

медно-никелевых

обеспечивают ста-

рождений

 

Эвенкийский, Туру-

и нефтегазовых

бильность развития

 

Экстремальный

 

ханский;

Месторождений

экономики страны и

 

туризм

 

1 город: Норильск

 

края

     
     

Лесозаготовка

Деревообработка

Горнорудная

Наличие

 

7 муниципальных

 

ресурсно-сырьевого

 

районов:

 

потенциала феде-

 

Кежемский, Богучан-

Транспортная сеть

рального значения,

         
 

ский, Казачинский,

включая руды чер-

   

не развита

про-

 

Приангарский

Пировский, Енисей-

ных, цветных и бла-

в широтном

 

ский, Мотыгинский,

мышленность

городных металлов,

 

направлении

 

Северо-Енисейский;

Золотодобыча

нефть, уникальный

   
 

2 города: Енисейск,

   

по составу природ-

 

Лесосибирск

   

ный газ, лесосырье-

       

вые ресурсы

   

Южный широтный

пояс

 
 

7 муниципальных

Преимущественно

аграрный тип

 

Благоприятные для

 

Агропромышленный

проживания условия

 

районов:

 
 
 
 

Минусинский, Кура-

 

хозяйствования,

условия,

 

гинский, Шушенский,

комплекс

Южный

(доля сельского

высокая концентра-

 

Ермаковский, Красно-

 

Этнический туризм

 
 

хозяйства в произ-

ция населения, до-

 

туранский, Идринский,

и рекреация

 

Водстве

статочное количе-

 

Каратузский;

 
   

продукции 2/3)

 

ство людских ресур-

 

1 город: Минусинск

 
     

сов

       
 

11 муниципальных

   

Наличие

 

районов:

   

уникальных запасов

 

Ачинский, Балахтин-

   

бурого угля.

 

ский, Боготольский,

Промышленный

Угледобыча

В аграрном секторе

 

Большеулуйский, Ко-

благоприятные при-

 

комплекс произво-

Металлургическое

 

зульский,

родно-

 

дит 3/4 продукции

производство

Западный

Новоселовский,

климатические и

макрорайона, ¼

Производство

 

Назаровский, Бири-

почвенные условия,

 

приходится на

нефтепродуктов

 

люсский, Тюхтетский,

следствием которых

 

продукцию сель-

Энергетика

 

Шарыповский, Ужур-

является высокий

 

ского хозяйства

 
 

ский;

   

уровень естествен-

     
 

4 города: Ачинск, Бо-

   

ного плодородия по

 

готол, Назарово, Ша-

   

зерновым культурам

Дифференцировать на экономическое, законодательно-нормативное и административно-организационное предложено в зависимости от направлений развития государственного регулирования [1, с. 4]. Трудно обеспечит переход к расширенному производству продукции, в современных условиях, в которых функционирует зерновое хозяйство края. Главными причинами этому служат низкий уровень государственной поддержки, устойчивый диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукции и экономическая ситуация. Данные причины сгруппируем по следующему образом:

  • пагубные в рамках региона условия для ведения зернового производства (низкий уровень доступности кредитных средств и высокий уровень инфляция);

  • нет долгосрочной и рациональной государственной программы по стабилизации ситуации в зерновой отрасли, в том числе на рынке зерна;

  • для эффективного ведения зернового хозяйства отсутствие современных условий (низкий уровень сельскохозяйственной техники и квалифицированности работников);

  • слабость исполнительной дисциплины, недостатки в законодательной базе;

  • невыгодные действия, связанные с перемещением зерна по территории края [2, с. 240].

Для наращивания производства зерна с последующим переходом в "режим устойчивого развития зерновой отрасли", на равне с государственной поддержкой, выделяется так же значимость мобилизации внутренних резервов непосредственно самих зернопроизводящих хозяйств [4, с. 360].

Увеличение производство зерна и повышение его эффективности, тесно связана с совершенствованием ценообразования на зерновую продукцию и зависит от выбранного направления (табл. 4.).

Таблица. 4

Направления совершенствования продукции.

Направления

Мероприятия

Условия (ограничения)

Устранение диспаритета цен

Определение соотношений между стоимостями валовой продукции зерна и средств, услуг производства для зерновой отрасли

Необходимо государственное регулирование

Снижение себестоимости

Увеличение урожайности зерновых культур, углубление специализации, уровень интенсивности производства, повышение

концентрации производства, внедрение прогрессивных форм организации труда,

совершенствование управленческого и оперативного учёта на предприятии

Необходимо финансово-устойчивое состояние или льготное кредитование со стороны государства

Совершенствование механизма проведения интервенционных закупок

Цены закупки зерна должны быть установ-лены государством сверх рыночных цен, осуществление фьючерских и форвардных сделок с зерном (гарантии государства о закупках в будущем)

Невозможность без долгосрочной государственной

политики вмешательство в рыночные структуры

От природных и экономических условий региона в большинстве своем зависит уровень экономической эффективности производства зерновых культур. Анализируя таблицу 3 можно наблюдать, что в Ачинской лесостепной зоне достигнута наибольшая эффективность производства зерна, данный результат объясняется высоким баллом бонитета чернозёмных почв и богатых гумусом. А наименьшая эффективность производства зерна характерна для Северной подтаёжной зоны Красноярского края.

Для эффективности производства зерна, необходимо сделать его как можно более конкурентоспособным по ценам и ценам, рекомендуем, для начала модернизировать машинно-тракторный парк зернового хозяйства с дальнейшим улучшением использования материально-технических ресурсов. Так, например, за каждый затраченный 1 килограмм моторного топлива или 1 килограмм минеральных удобрений использование интенсивных технологий позволяет получать по 7–9 кг зерна против 2–3 кг зерна, получаемого при экстенсивном производстве [2, с. 240].

Существенные изменения в отношения между организациями-владельцами зернохранилищ и зернопроизводящими организациями, внес переход к рынку. Это произошло после приватизации элеваторов по хранению и сушке зерна.

По сравнению с командной экономикой, что была у нас во времена СССР, на сегодняшний день заготовители значительно увеличили плату за приём, хранение и подработку зерна. А отсутствие собственных зернохранилищ и элеваторов у большинство организаций, производящих зерно, вынуждает их продавать по сравнительно невысоким ценам произведённую продукцию.

В условиях дефицита денежных средств маловероятно наличия у зернопроизводящих предприятий собственных объектов для хранения и обработки зерна. Вследствие, чего остаётся второй путь – рациональное использование уже имеющихся зернохранилищ и элеваторов.

Актуальность разработки стратегических направлений, которые способствовали бы улучшить сбыт зерновой продукции, характерны для зернового хозяйства края, осуществляющему поставки зерна в соседние регионы нашей страны и ряд зарубежных стран. К ним относятся:

  • посредством создания различных форм оптовой торговли зерна, развитие инфраструктуры рынка зерна;

  • создание объединений (союзов, товариществ, производственно-сбытовых, торгово-сбытовых кооперативов), исключающих появление посреднических структур на рынке зерна;

  • посредством управления технологических процедур планирования и контроля по планированию, совершенствование системы рациональных перевозок зерна.

По итогам реализации государственной стратегической программы в дальнейшем будет обеспечено достижение установленных значений основных показателей.

К 2020 году планируется, что удельный вес региональной сельскохозяйственной продовольствия и продукции в общем объеме их ресурсов (с учетом переходящих запасов) составит:

  • зерна - 99,7% (2013 г. - 99,5%);

  • картофеля - 99,9% (2013 г. - 99,9%);

  • мяса и мясопродуктов - 82,9% (2013 г. - 65,8%);

  • молока и молокопродуктов - 86,4% (2013 г. - 85,8%) [14].

Валовой сбор зерна повысится к 2020 году до 2198,3 тыс. тонн против 1786,8 тыс. тонн в 2012 году, или на 23,0%, картофеля - до 1252,7 тыс. тонн против 1124,1 тыс. тонн, или на 11,4%, овощей - до 280,8 тыс. тонн против 248,3 тыс. тонн, или на 13,1%. В основном этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, для обеспечения питанием населения Красноярского края по рациональным нормам, помогут прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов.

Доведение соотношения уровня заработной платы работников, занятых в сфере экономики и занятых в сфере сельского хозяйства до 43,6%, будет обеспечено за счет повышения производительности труда, что будет способствовать росту среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве до 26656 рублей.

Для данных целей будут создаваться условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственной организации не менее 16 %, а также предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство около 1%.

Реализация государственной программы, которая направлена на оснащение вводимых объектов по утилизации биологических отходов необходимой техникой и технологическим оборудованием, утилизация в полном объеме биологических отходов, даст возможность снизить отрицательное влияние биологических отходов на окружающую среду, так же улучшить эпизоотическую и экологическую обстановку на территории Красноярского края.

За счет предоставления в 2020 году государственной поддержки 150 молодым специалистам и молодым рабочим, для реализации мероприятий государственной программы направленных на создание организационно-экономических условий для формирования кадрового потенциала АПК края, способно будет обеспечить его эффективное функционирование в современных условиях, и позволит создать условия для преодоления кадрового дефицита в организациях АПК края сельской местности.

Реализация государственной стратегической программы, направленных на развитие сельских территорий и защиту интересов малых форм хозяйствования в сельской местности к 2020году, будет способствовать созданию не менее 696 рабочих мест.

Создание условий для преодоления кадрового дефицита в организациях АПК и социальной сферы в сельской местности и снижения миграционной убыли молодежи из села, будет реализовываться за счёт тех же мероприятий государственной программы, направленных на привлечение и закрепление молодых квалифицированных специалистов.

За счет мероприятий стратегической программы, направленных на формирование комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий, позволит эффективно повысить качество и уровень жизни на селе.

Обеспечение в рамках выполнения установленных функций и полномочий достижение задач, целей, и показателей (индикаторов) реализации государственной программы, повышение качество оказания государственных услуг, выполнения работ, также ожидается реализовать за счет государственной программы.

Заключение

В данной работе ознакомились с ролью прогнозирования и стратегического планирования в макроэкономическом регулировании. Также были исследованы особенности планирования в макроэкономическом регулировании экономики. Изучили этапы и инструменты прогнозирования.

Рассмотрели функции стратегического планирования. Определили характеристику текущего состава агропромышленного комплекса Красноярского края. Провели анализ экономических условий Красноярского края определяющих тенденции развития производства, а также прогноз конечных результатов реализации государственной программы.

В первой главе «Роль прогнозирования и стратегического планирования в макроэкономическом регулировании» дается определение макроэкономическому регулированию, рассматривается роль, сущность, методы, этапы и инструменты прогнозирования и планирования, так же демонстрируется функция стратегического планирование. Показали, что эффективная экономическая политика любого государства либо кого-нибудь предприятия, во многом зависит от правильного и во время сделанного прогноза и стратегического планирования, которая учитывало бы недостатки прошлого и устраняла бы ошибки настоящего.

Так же показали, что теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что они служат как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками с другой.

Во втoрой главе, познакомились с практическими аспектами прогнозирования и стратегического планирования в макроэкономическом регулировании. Дали краткую характеристику агропромышленному комплексу Красноярского края. Обосновали необходимость такого инструмента экономики как прогноз и планирования на примере тенденций производства зерна на территории края.

Так на основании таблицы 2 показали, что по долгосрочному плану стратегии проведение пространственной политики, которая будет учитывать специфику отдельно макрорайона, позволит сгладить асимметричность по уровню и качеству жизни населения районов (в 4–8 раз), преодолеть «автономизацию» территорий, имеющих конкурентные виды ресурсов и усилить их экономическое развитие (табл. 3).

Было продемонстрировано и то, что мероприятия стратегической программы, направленные на формирование комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий, позволит эффективно повысить качество и уровень жизни на селе.

Проанализировали, что реализация государственной стратегической программы, направленная на развитие сельских территорий и защиту интересов малых форм хозяйствования в сельской местности к 2020году, будет способствовать созданию не менее 696 рабочих мест, а это в свою очередь будет способствовать снижению безработицы в сельском хозяйстве.

Таким образом приходим к выводу, что такие науки как планирование и прогнозирование благодаря, использованию достижений естественных, биологических и других наук, особенно математики, имеет тесную связь с экономикой, от которая зависит будущее благосостояние как всей страны, так и отдельного предприятие или организации. Выяснили, что прогноз имеет такие методы как экспертный, аналогии, математический и функционально-логистический метод при помощи которых осуществляется прогноз.

А так же выяснили отличие макро регулирования от частного регулирования, показав, на примере регулирования деятельности естественных монополий, что в макро регулировании оно обращено на функционирование экономической системы страны в целом.

Список использованной литературы

1. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организаций. Методология, задачи, ситуации, тесты / З.Д. Бабаева и др. - М.: Финансы и статистика, 2016, - 544 c.

2. Герасимов, Б. И. Организация планирования на предприятии / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - М.: Форум, 2014, - 240 c.

3. Деловое планирование. Методы. Организация. Современная практика.

Учебное пособие / В.М. Попов и др. М.: Финансы и статистика, 2014, - 368 c.

4. Дубровин, И. А. Организация и планирование производства на предприятиях / И.А. Дубровин. - М.: Колос, 2016. - 360 c.

5. Анализ финансовых рынков и торговля финансовыми активами. М. Питер, 2005, -240 с.

6. Региональная экономика. Учебное пособие: Е. Л. Плисецкий, И. Л. Черкасов — Москва, КноРус, 2015 г.- 272 с.

7. Россия. Тенденции и перспективы развития. Выпуск 4. Часть 2: — Москва, ИНИОН РАН, 2009 г.- 716 с.

8. Региональная экономика. Учебник: — Москва, Юрайт, 2014 г.- 584 с.

9. Региональная экономика: А. В. Андреев, Л. М. Борисова, Э. В. Плучевская — Москва, Питер, 2012 г.- 464 с.

11. Финансовые новости, Октябрь 27, 2008 [электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.thefin.ru

12. Экономико-математический словарь [электронный ресурс]- Режим доступа: http://economic_mathematics.academic.ru

13. Цели макроэкономического регулирования [электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.studfiles.ru

14. Основы экономического прогнозирования и планирования на макро, мезо и микроуровнях [электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.nnre.ru

15. Прогнозирование - понятие, задачи, функции и принципы. Классификация прогнозов [электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.ekonomika-st.ru

16. Инструменты прогнозирования [электронный ресурс]- Режим доступа: http://studopedia.ru

17. Зачем нужно бизнес-прогнозирование [электронный ресурс]- Режим доступа: http://xreferat.com

18. Стратегическое планирование [электронный ресурс]- Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru

19. Этапы процесса стратегического планирования [электронный ресурс]- Режим доступа: http://worldofscience.ru

20. Стратегическое планирование и прогнозирование [электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.scienceforum.ru

21.Стратегическое планирование[электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.grandars.ru/

22. Стратегическое планирование. Понятие и этапы стратегического планирования [электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.stplan.ru

23. Стратегическое планирование [электронный ресурс]- Режим доступа: http://economy.gov.ru

Просмотров работы: 538