МОТИВЫ МОЛОДЕЖИ Г. САМАРА В СОВЕРШЕНИИ ОНЛАЙН ШОПИНГА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОТИВЫ МОЛОДЕЖИ Г. САМАРА В СОВЕРШЕНИИ ОНЛАЙН ШОПИНГА

Михалкина Ю.А. 1
1Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные достижения в области информационных технологий изменили жизнь индивида сегодня. Онлайн пространство открыло новые возможности для реализации своих потребностей. Стало возможным общение с другими индивидами, не выходя из дома без территориальных и временных ограничений, стал возможен доступ к любой информации, новый формат развлечений, совершение покупок, находясь в пределах одной локации, не покидая пространства одной комнаты совершать платежи и много другое. Как мы можем видеть, интернет позволяет современному человеку не только пользоваться информационным полем, но и совершать покупки с помощью новых технологий, расширяя поле экономической деятельности человека, минимизируя затраты материальных ресурсов[1, 2]. По результатам международного исследования доля онлайн покупателей, имеющих опыт приобретения товаров в сети, составляет 89% [3].

Говоря о покупках в сети Интернет, обратимся к одному из основных понятий данного социологического исследования – шоппинг. Прежде всего, шопинг рассматривался как физическое совершение действия, а не онлайн операция. «Шоппинг – понятие, производное от английского слова «shop», в буквальном смысле означает посещение магазинов с целью покупок, или закупки» [4]. С появлением новых технологий, покупки стали возможны и в виртуальном пространстве, однако смысловое значение термина и его функции не претерпели значительных изменений. Когда мы говорим о покупках в виртуальном пространстве, мы подразумеваем совершение действия онлайн, то есть в режиме реального времени. Укоренение шопинга в российском пространстве, связывают с абсолютно разными факторами. Некоторые ученные связывают становление и развитие шопинга со становлением капиталистического общества, которое создало материальные предпосылки для массового потребления [5]. Другие признают влияние теории потребления, но в тоже время отмечают ее включенность в ценностную структуру значительной части населения [6]. Еще одной позицией становится тезис «шоппинг превратился в хобби, увлекательное развлечение и способ проведения досуга» [7]. Шоппинг можно рассматривать как способ удовлетворения своих потребностей[8]. Рассматривая покупки в сети, мы считаем возможным опираться на теории Дж. Ритцера [9] и Ж. Бодрияра [10], онлайн шопинг как человеческое потребление в новой форме.

Покупки в интернет пространстве становятся значительно проще. Помимо специализированных сайтов, в последнее время стало весьма актуально осуществлять покупки в социальных сетях. Это сужает локацию местопребывания пользователя в сети, но носит амбивалентный характер. Некоторые исследователи считают, что само общение в социальных сетях является стимулом к принятию решения о совершении покупки или отказа от нее.

Рассматривая многообразие подходов, к изучению интернет покупателей, индивидов классифицируют по различным основаниям, однако, все эти основания напрямую связаны с пользовательской деятельностью, и не учитывают мотивационную сторону действий. Нас интересует именно мотивационная составляющая поведения индивида при покупках в онлайн пространстве. «Мотив – побудительная причина к действию. Это может быть физиологическая потребность, …, но возможна и познавательная оценка ситуации. Мотив подразделяется на внутренний - осуществление потребности, ведущее к личному удовлетворению, и внешний - получение вознаграждения, но относящегося к лично необходимому» [11]. Исходя из выше приведенного определения, мы предполагаем, что при совершении интернет покупок мотивы движущие индивидом так же могут носить внешний и внутренний характер, который мы раскроем в нашем социологическом исследовании.

В ходе исследования, был проведен многогранный анализ мотивов, побуждающих самарскую молодежь совершать покупки в онлайн пространстве.

Объектом исследования выступала молодежь 18-30 лет. Выбранная нами социальная группа не случайна. Именно молодежь имеет наибольшую степень включенности в информационное поле и в большей степени, чем другие группы относится к категории «новаторы» [12]. Нижняя граница определена в соответствии с полной правовой возможностью приобретения товаров различных категорий и несение за это ответственности. Не менее важной характеристикой становится платежеспособность. Предметом социологического исследования выступали - мотивы совершения онлайн шопинга. Целью данного социологического исследования выступало: Изучение мотивов молодежи г. Самара в совершении онлайн шопинга.

Социологическое исследование носило аналитический характер, который соответствовал цели и задачам исследования. Основным методом социологического исследования нами было выбрано непосредственное глубинное интервью с информантом. Для исследования поведения интернет-пользователей, исследователи чаще всего используют традиционные опросные методы, а так же учитывают статистику посещаемости сайтов. Но, при опросных методах невозможно избежать умалчивания информации респондентом, а так же забывание им некоторой информации. Но вместе с тем некорректными могут быть и статистические данные посещения сайта. Простое время пребывания на сайте не становится гарантом точности использование. Возможно, что пользователь отлучился от монитора, оставив вкладку открытой. В связи с этим, глубинное интервью способствует составлению более полной картины изучаемого явления.

Перед собой мы поставили задачи: выяснить, чем онлайн пространство более привлекательно для шопинга; какие преимущества по мнению информанта существуют у покупок в интернете; какая категория товаров преобладает в корзине покупателя у информантов; установить предпочтения в способах оплаты и доставки купленного товара; выявить критерии выбора интернет магазина; важна ли обратная связь с продавцом или другими пользователями.

Список источников

  1. Фаблинова О. Н. Певедение в интернете как объект изучения социальных наук// Социологический альманах, 2015. №6

  2. Алексеенко Е. А. Особенности электронной торговли в социальных сетях// Общество: социология, психология, педагогика, 2012. №3

  3. http://www.marketing.spb.ru/mr/social/Online-shopping-trends.htm

  4. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. – М.: Эксмо, 2006

  5. Тюленев А. И. Шоппинг как инновационная форма массового потребительского предпринимательства ( на материалах Республики Марий Эл и Республики Татарстан)// Вестник экономики, права и социологии, 2012. №1

  6. Зборовский Г. Е. Социология досуга и культуры. Социологические исследования – М., 2006.

  7. Усольцева М. С. Шопинг как форма досуга у подростков и студентов. Социологический анализ// Наука и современность, 2012. №17

  8. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. – СПб.: Питер, 2013

  9. Ритцер, Джордж. Макдональдизация общества 5 / Пер. с англ. А. В. Лазарева; вступ, статья Т. А. Дмитриева. — М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011

  10. Бодрийяр Ж. Общество потребления – Из-во: Республика, Культурная революция, 2006

  11. Большой толковый социологический словарь. Т1. Пер. с англ. – М.: Вече. АСТ -1999г

  12. Манько Ю. В., Оганян К. М. Социология молодежи (учебное пособие). СПб.: ИД «Петрополис», 2008

4

Просмотров работы: 463