Цель исследования – изучить становление профессионального самоопределения в юношеском и подростковом возрасте.
Объект исследования – профессиональное самоопределение подростков и юношей.
Предметом исследования являются показатели профессионального самоопределения, мотивация выбора профессии и профессиональная направленность юношей и подростков.
Задачи исследования:
-изучить динамику показателей профессионального самоопределения на этапе подросткового юношеского возраста;
-рассмотреть типы и уровни профессионального самоопределения;
-рассмотреть соотношение профессионального и личностного самоопределения;
-разработать рекомендации для организации работы по профессиональному самоопределению в школе.
В отечественной психологии накоплен немалый опыт в области теории по проблеме профессионального самоопределения. Различные аспекты профессионального самоопределения освещены в работах Е.А. Климова, П.А. Шавира, Б.А. Федоришина, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой и др.
Активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению реализуется в процессе проведения развивающей профессиональной консультации. Основная цель этого вида профконсультации - психологическая подготовка личности к определению своей позиции, повышение ее готовности к самостоятельному решению профессионально обусловленных проблем.
Следует отметить, большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия здесь бывают еще большими, чем в нравственном выборе. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.
Для диагностики профессионального самоопределения было проведено исследование среди 9, 10, 11 классов МКОУ СОШ №3 г. Заволжска.
Всего в исследовании принимало участие 25 человек.
Для проведения исследования нами были использованы четыре методики:
Опросник Дж. Холланда.
Цель – выявить подходящую сферу деятельности.
Интерпретировав результаты, мы получили следующее: 18 опрошенных учащихся преобладает предпринимательский тип (П-тип), у 4– лидирует социальный тип (С-тип) и 3 – художественный тип (Х-тип).
Предпринимательский тип деятельности ориентирован на руководство организациями, управление людьми и бизнес. Учащиеся, которые выбрали этот тип, склонны к лидерству, у них хорошо развиты творческие способности, готовы к риску.
Социальный тип деятельности ориентирован на обучение, взаимодействие с людьми. Учащиеся, имеющие такой тип, имеют задатки ораторских и преподавательских способностей.
Художественный тип профессиональной деятельности характерен для людей склонных к творчеству. У таких людей развита познавательная сфера, стремление к самовыражению.
Рис.1. Процентное соотношение типов сферы деятельности учащихся 9,10,11 классов.
2. Изучение мотивирующей профессиональной деятельности (Кэтэлин Замфир, модификация Артура Реана).
Цель – диагностика мотивирующей профессии.
Интерпретировав результаты, мы выяснили, что у всех учащихся в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению внешних потребностей по отношению к профессии (мотив социального престижа, профессии).
Оптимальный мотивационный комплекс у всех учащихся. Это означает, что в будущем они будут удовлетворены выбором профессии.
Начиная с 9 класса и до 11 класса, старшеклассники сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
3. Опросник Ойвайши.
Цель – выявить профессиональные предпочтения
Интерпретация результатов исследовалась по шести шкалам профессиональных предпочтений:
Шкала 1. Сфера искусства.
Шкала 2. Сфера технических интересов.
Шкала 3. Сфера работы с людьми.
Шкала 4. Сфера умственного труда.
Шкала 5. Сфера физического труда.
Шкала 6. Сфера материальных интересов.
Рис.2. Процентное соотношение профессиональных предпочтений учащихся 9,10,11 классов.
По результатам можно сказать, что предпочтения учащихся совпали с их типом профессиональной деятельности, который мы исследовали по опроснику Дж. Холланда. У учащихся сформировалось конкретное представление о своей будущей профессиональной деятельности.
4. Диагностика профессиональной соотнесенности.
Цель – выявить уровень профессиональной готовности.
Интерпретация результатов диагностики показала, что все учащиеся имеют благоприятное соотношение чисел «10-10-12». Такое соотношение чисел отражает реальные умения испытуемых. Все учащиеся, как показало исследование во всех методиках, склонны к профессиональной сфере «Человек-Человек».
Исходя из результатов проведенного нами исследования, отметим, что у учащихся 9,10,11 классов представление о будущей профессии сформировано достаточно устойчиво.
В 9 классе идет интенсивное размышление о профессии. Кто-то пытается воплотить мечты в действительность, а кто-то применяет себя к разным вариантам профессии.
В 10 классе идет усердные искания выбора будущей профессии. Учащиеся посещают различные учебные заведения, собирают информацию об интересующих их профессиях, узнают планы у своих одноклассников.
В 11 классе учащиеся имеют четкое представление о будущей профессии. Но на этом этапе часто возникают ошибки самоопределения:
Выбор профессии под влиянием родителей или друзей.
Выбор профессии по глобальному представлению о мире.
Перенос отношения к человеку, представителю определенной профессии, на саму профессию.
Также был проведён классный час на тему «Выбор профессии – это серьёзно!», который помог сориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии, формируя у них установку на успешную профессиональную деятельность.
На основе нашего исследования мы разработали следующие рекомендации для образовательного учреждения по повышению уровня профессионального самоопределения учащихся:
Разработать для школьников план педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников.
Организовать индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции.
Проводить психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
Помогать учащимся представлять варианты профильного обучения и профессионального самоопределения. Составлять портфолио.
Организовывать посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях.
Проводить родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что учет предложенных нами рекомендаций поможет педагогам оптимизировать работу по профессиональному самоопределению учащихся юношеского и подросткового возраста.