РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Олейник Д.Ф. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Возраст от шести до восьми лет определяется важным внешним обстоятельством в жизни детей - их поступлением в школу.

В этот период ребёнку приходится осваивать новые для него навыки, которые должны будут помочь ему в освоении письма, чтения, счёта, физкультуры, творчества и других видов учебной деятельности - тем самым дети открывают для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Всё это служит предпосылками для развития мышления ребёнка, его теоретического сознания [3].

Мышление, в свою очередь, является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой формирование новых знаний и навыков, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление, развиваясь, позволяет человеку проникать в суть явлений, с которыми ему приходится ежедневно сталкиваться, и осуществляется это развитие через отражение взаимодействий, которые имеются у данного явления или предмета с другими явлениями или предметами. Таким образом, в процессе мышления конкретный образ отходит на задний план, и, в отличие от восприятия, оно выходит за пределы чувственного, расширяет познание, отражает окружающий мир не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними [2].

Развитие мышления у детей проходит ряд этапов, которые тесно взаимосвязаны и именно потому не могут быть чётко разграничены.

В раннем детстве преобладает наглядно-действенное мышление, когда ребенок, еще не владея даже устной речью, познает мир главным образом путем действия и восприятия окружающего мира.

На следующей стадии развития начинает преобладать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, при котором предметы или их образы связываются со словом. Этот вид мыслительной деятельности типичен для дошкольного возраста, когда ребенок мыслит образами, а слова, которыми он владеет, помогают ему делать логические обобщения. В этот период у ребенка также появляется способность рассуждать.

У детей младшего школьного возраста наблюдается переломный этап развития мышления: осуществляется переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это придает мыслительной деятельности ребенка двоякий характер, что обусловлено, с одной стороны, конкретным мышлением, связанным с реальной действительностью, непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, но с другой стороны, отвлеченные, абстрактно-логические рассуждения детям еще не доступны. Отличие мышления от других психофизиологических процессов состоит также в том, что оно практически всегда связано с наличием критической ситуации, задачи, которую нужно решить – и разрешается эта задача исключительно при помощи мыслительной деятельности человека, которая направлена раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

В процессах мышления ребенка 6—8 лет преобладает направленность на решение конкретных задач, связанных с деятельностью (играми, изобразительным творчеством, созданием разных поделок и т.д.) Обобщение у детей этого возраста чаще охватывает внешние качества предмета, имеющие связь с его практическим применением. Это видно и из определений, которые ребенок дает вещам: «машина — это на чём ездят», «ложка – ей едят кашу», «кубики – строить домик» и т. п.

Ребенку в начальных классах доступно понимание многих причинно-следственных связей, однако это понимание нечасто выходит за пределы его личного опыта. Так, если шестилетний ребёнок не может объяснить, почему муха ходит по потолку и не падает, то уже через пару лет он объясняет это так: «Потому что она легкая, а лапки у нее крепко вцепляются в потолок». Младшие школьники владеют достаточно большим числом понятий, но они нередко являются скорее житейскими, чем научно обоснованными [4].

По мере овладения новыми навыками и усвоения основ научных знаний школьник приобщается к системе научных понятий, его умственные операции постепенно теряют связь с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Дети, осваивая приемы мыслительной деятельности, получают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.

По мере обучения в школе и расширения жизненного опыта понятия у детей тоже развиваются, становятся более корректными, структурированными.

Для изучения мышления и интеллекта младших школьников проводится распознавание способностей к смысловой обработке запоминаемого материала и диагностика уровня развития логического мышления. Так, например, существует множество тестов, позволяющих определить степень развития мышления детей. Один из самых распространенных – «Четвёртый лишний», суть которого заключается в том, что ребёнку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно - нет. Так, детям предлагается найти «лишнее» слово и объяснить свой выбор. В процессе тестирования ребёнку последовательно предъявляются двенадцать карточек с изображениями или словами. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребёнок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов. По окончанию теста баллы подсчитываются и сравниваются с данными: 10-8 баллов – высокий уровень развития логического мышления; 7-5 баллов – средний уровень развития логического мышления; 4 и менее баллов – логическое мышление развито слабо [5].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что мышление младшего школьника отличается высокими темпами его развития, в связи с чем происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах, активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, начинает формироваться словесно-логическое.

Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е. по словам Д.Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте [3].

Как показывают многочисленные исследования учёных, в том числе Л.С. Выготского, развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста важнейших новообразований [1].

Уровень сформированности мышления служит показателем умственного развития ребёнка. Такими показателями служат доказательность мышления, критичность, гибкость мышления, экономичность, самостоятельность мышления [2].

Из всего вышесказанного следует, что правильное, последовательное и всестороннее развитие человека в младшем школьном возрасте играет колоссально большую роль в его дальнейшем психофизическом созревании. Важно понимать, что ребёнку на данном этапе важно выстроить для себя логические цепочки между всем, с чем ему приходится ежедневно сталкиваться, получить навыки выстраивания этих цепочек дальше, когда границы его личного житейского опыта начнут расширяться ещё быстрее.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии – М: 2006, «Союз», С. 143-154.

  2. Коротко о мышлении [Электронный ресурс] - http://azps.ru/articles/proc/proc115.html

  3. Младший школьный возраст [Электронный ресурс] - http://texts.news/razvitiya-vozrastnaya-psihologiya/mladshiy-shkolnyiy-vozrast-24720.html

  4. Особенности мышления младших школьников [Электронный ресурс] - http://www.biografia.ru/about/psihologia126.html

  5. Тесты для детей [Электронный ресурс] - http://azps.ru/tests/indexch.html

1Научный руководитель: Звягина Наталья Васильевна – кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и морфологии человека САФУ имени М.В. Ломоносова

Просмотров работы: 2408