КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Второй половине XIX века принадлежит особое значение в культурной российской жизни и в мировой истории. Данный период характеризуется большим подъемом, дальнейшим развитием. Ему были присущи сдвиги в политической и экономической государственной жизни. На протяжении пореформенной эпохи были созданы известные произведения искусства, ставшие шедеврами и увековеченные в истории цивилизации.

Силу русского искусства следует рассматривать как особенную силу, также следует отметить ее самобытность и неповторимость. В качестве отличительных ее черт художественных достоинств выступают: гражданственность, высокая демократичность и нравственность направленности. В целях осознания современным человеком в полной мере современной культуры и искусства, он обязан обратиться к ее истокам, в том числе ко второй половине XIX века.

Объектом исследования выступает имеющаяся у культуры России история во второй половине XIX века.

Предметом исследования выступают исторические условия, при которых происходило развитие культуры, а также науки, художественной литературы, музыкального искусства, изобразительного искусства, архитектуры, состояния просвещения, вклад русской культуры в мировую культуру 2-й половины XIX в.

Цель работы заключается в исследовании развития русской культуры во второй половине XIX века.

Задачи работы предусматривают:

- исследование социально-экономических предпосылок и условий культурного формирования во второй половине XIX века.

- анализ состояния образования и уровня просвещения второй половины XIX века.

- изучение развития литературы в данный период.

- ознакомление с достижениями в музыкальном искусстве.

- изучение и анализ памятников архитектуры и живописи данного периода.

- ознакомление с научными достижениями этого периода.

В качестве методологической основы исследования настоящей работы выступают общенаучные методы синтеза, анализа, индукции, систематизации, дедукции.

Теоретическая основа исследования состоит из исследований отечественных ученных русской культуры, характерной второй половине XIX века.

Одним из источников являлась книга Ильиной Т.В. «История искусств. Отечественной искусство», где рассмотрено развитие скульптуры и живописи, прикладного искусства и архитектуры с древности до конца XX века.

К источникам принадлежит и пособие Головашина В.А. «Очерки истории мировой культуры (культурология)» (часть 1), содержащее в себе в доступной форме анализ развития культуры с древнейших времен до сегодняшнего дня.

Помимо этого, использовалось изданное Балакиной Т.И. учебное пособие «Мировая художественная культура. Россия IX-XX вв.», являющееся кратким очерком процесса развития культуры с древнейших времен до начала XX века.

К источникам также принадлежит учебное пособие Милова Л.В. «История России XVIII-XIX веков.», в основе создания которого, заложены новейшие концепции исторического российского процесса. В издании наблюдается попытка прослеживания воздействия географического и природно-климатического факторов на социально-экономическую государственную жизнь, и влияние с их стороны на государственно-политический строй, внешнюю и внутреннюю культуру и политику.

Имело место применение учебного пособия для гуманитарных вузов, принадлежащего Фортунатову В.В. «Отечественная история», благодаря проблемно-хронологическому изложению материала в котором возможно составление целостного представления об исторических процессах, важнейших сторонах жизни русского народа в период древнейших времен и до сегодня.

Вместе с тем, в работе нашла свое отражение и энциклопедия под редакцией профессора Горкина А.П. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия», содержащая примерно 1000 статей, которые посвящены историческому искусственному развитию. В энциклопедических статьях, созданных на основании научных современных данных, рассказывается о наиболее важных культурных эпохах; главных жанрах и видах искусства; техниках и материалах, используемых мастерами искусства в творчестве.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материала работы на семинарских и лекционных занятиях в рамках дисциплины «История»; в процессе подготовки к экзаменам, при повышении уровня умений оценки и объяснения исторических явлений с современной точки зрения.

Структура и объем работы. Исследование включает в себя введение, три раздела, разделенные на параграфы, заключение.

Глава 1. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века.

Принято называть 2-ю половину XIX века в области культуры - период расцвета и взлета российской культуры. Эта эпоха характеризовалась чрезмерной плодовитостью в существующих типах искусства: музыке, архитектуре, живописи, науке и литературе – и невозможно ее сравнение с иными существующими периодами в истории России, а также в мировой истории. Следует отметить выход культуры во второй половине XIX века на пьедестал культуры мира, на нем ей принадлежало одно из первых мест. Причиной этому послужил российский подарок всему миру собственных «детей» - гениев живописи, музыки, литературы, науки и архитектуры.

В качестве толчка к этому выступило повышение культурной человеческой образованности – общество в связи с новыми условиями жизни вынуждено было развиваться и расти. Недостаточной являлась элементарная грамотность при гармоничном сосуществовании в высшем свете, новым временем предъявлялись собственные требования, человек направлялся на развитие в качестве личности «не в ширь, а в глубь».

Вместе с тем, свое влияние на культурное развитие государства оказали буржуазно-либеральные реформы, датирующиеся второй половиной XIX века. Результатом этих реформ выступили изменения во множестве областей российской жизни в 60-70-ых годах. Например, реформы в области просвещения состояли из:

«Положения о начальных народных училищах» (июнь 1864 г.), в соответствии с которым предусматривалось открытие народных училищ общественными учреждениями и частными лицами;

Утвержденного с июня 1864 нового устава для университетов, где отмечалось восстановление автономии в данных заведениях;

Включения в список учебных заведений с ноября 1864 г. гимназий, разделявшихся на реальные и классические.

Главной реформы, датирующейся второй половиной XIX века – крестьянской реформы, т.е. отмены крепостного права. Это случилось 19 февраля 1861 года. Достаточно трудно переоценить значение данной реформы: после 19 февраля предусматривалась свобода всех крепостных в одночасье, с их правами. Для российской культуры это выступило в качестве всплеска образовательной волны, так как в результате отмены крепостного права, крестьяне получили возможность получения образования, произошел рост количества городских школ, усиление у городского населения стремления к культурной жизни и образованию.

Рассматривалось падение крепостного права в качестве начала капиталистического нового периода в российской истории. Капитализмом были внесены кардинальные изменения в общественную жизнь: преобразован хозяйственно-экономический строй; изменился духовный и социальный облик граждан; изменились условия жизни и быт населения; возросли культурные потребности [10, с. 207-208].

1870-ым годам характерны динамические сдвиги в идейной общественной жизни. Характерным для данного периода является преобладание идей демократизма в сознании общества, убежденность в существовании необходимости преобразования, процесс борьбы за поиски путей, позволяющих их осуществить в интересах населения. Это воздействовало на развитие культуры России во 2-й половине XIX века. Современниками воспринимались 60-е годы как время, связанное с духовными преобразованиями, большими надеждами и свершениями. Происходило активное включение демократической общественности в процесс решения вопросов, связанных с просвещением, и народным образованием.

Следует упомянуть и «хождение в народ», являющееся характерным для 1870-ых годов явлением, носившим революционный уклон, но, в особенности образовательный, так как важным для народников являлось обучение «деревенского Ваньки» чтению и письменности. Поскольку борьба и обман образованного крестьянина является достаточно тяжелой.

Со своей стороны бурный капитализационный процесс экономики России в 80-е годы повлиял на процесс формирования культуры России во второй половине XIX века. Существовала непосредственная взаимосвязь капитализма с ростом социальных новых городских сил, и, его роль заключалась в росте хозяйственной и культурной жизни. Города выступали в качестве центров торговли и промышленности, революционных движений.

Крупные города выступали очагами культурной жизни. В них были сосредоточены научные учреждения, библиотеки, музеи, высшие учебные заведения, функционировали научные общества, созывались съезды ученых. Преобразованию русских городов характерным становилось проявление изменений в социальном общественном составе: возрастание торговой и промышленной буржуазии наряду с дворянством, что выступало в качестве заметной силы в городской жизни. В городах начали появляться большие капиталистические издательства, в особенности коммерческие, которыми вносился существенный вклад в процесс развития культурной государственной жизни.

В первой половине XIX в. в ожесточённой борьбе с реакционными силами самодержавия и крепостничества, русский народ развил свою новую, национальную культуру. Характерными чертами передовой русской культуры являются глубокая, органическая связь с революционным движением, проникновенное внимание и сочувствие тяжёлому положению народных масс, убеждённость в обязательности служения народу для каждого общественного деятеля, боевой демократизм, реалистичность в области литературы и искусства, разоблачение теории «искусства для искусства» в области эстетики, материалистические устремления в науке. Национальная русская культура оказывала благотворное влияние на развитие культуры братских народов России. Она послужила делу развития мировой культуры [13].

Таким образом, можно сделать вывод, что т.к. капиталистическая эпоха в российской истории была непродолжительной самодержавие, выступая в качестве феодальной политической надстройки и в пореформенную эпоху, не изменило принципиально собственное отношения к культуре, в особенности к проблеме, связанной с просвещением народа. В результате прогрессирующего капитализма была создана необходимость наличия высокого уровня образования людей, тотальной грамотности, политикой самодержавия к жизни были вызваны движение разночинцев, которыми наряду с просвещением приносились в народные массы революционные идеи.

Глава 2. Русская культура во второй половине XIX века

В России на протяжении долгого времени не было и не могло быть закона об обязательном начальном образовании, в отличие от просвещенной Западной Европы. Однако, обширные производства требовали грамотных и квалифицированных работников. И для достижения данной цели правительство Российской Империи приняло решение о расширении числа школ. Благодаря данному шагу, грамотность в 60-ые годы поднялась в среднем на 30% по стране.

Во второй половине XIX века различалось три вида школ: государственные, церковно-приходские и земские. Преимущественно в них учили следующим дисциплинам: счету, письму, чтению и закону Божьему. Как правило, обучение в таких школах колебалось от 2 до 3 лет. Наиболее популярными были земские школы.

Однако, это все касается начального образования. Система среднего образования была менее разветвленной. К примеру, после начальной земской школы, можно было поступить на выбор либо в гимназию, либо в реальное училище. Гимназии делились на мужские и женские, упор при обучении в них делался на гуманитарные и естественные науки, а также на изучение иностранного языка. В реальных училищах же готовили выпускников с естественно-техническим образованием.

В пореформенный период внимание уделялось не только образованию начальному и среднему, но образованию педагогическому. Была потребность не только в обучении детей, но и в подготовке качественных учительских кадров. В то время среди учителей были популярны 4-6-недельные курсы повышения профессиональной подготовки учителей. К.Д.Ушинский разработал план по подготовке учителей начальной и средней школы. Этот план лежал в основе обучения в начальных земских школах. Он же выступал с идеей создания в университетах педагогического факультета. В 1867 г. в Петербурге и в 1875 г. в Нежине были открыты историко-филологические институты для подготовки учителей средней школы. Что позволяло в срок 4 лет дать учащимся необходимую педагогическую и методологическую подготовку [10,с.207].

Однако, в 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Этот циркуляр можно назвать, ни как ни иначе, как средством торможения демократизации образовательного процесса и способом сохранения сословного деления общества [10,с.207].

Знаменательные сдвиги произошли и в области высшего образования, вторая половина XIX столетия стала временем, когда создавались и открывались новые университеты (Одесса, Томск и др.). Высшие учебные заведения открывались не только благодаря государству, но существовали и века университет было трудным испытанием, то для девушек открывали Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В.И. Герье) и других городах [10,с.102]. Итак, если суммировать все университеты и высшие учебные заведения, то к началу Первой Мировой их насчитывалось около 120, а студентов около 130 тыс. человек.

В пореформенной России второй половины XIX века усиливается стремление простого крестьянина к обучению грамотности, и получению знаний в областях наук и искусств. Этому в большей степени посодействовала интеллигенция и ее стремление к распространению образованности. Решалось это путем проведения различных просветительских мероприятий: при земствах всегда работали образовательные школы, так называемые, «воскресные школы для взрослых», где взрослым необразованным людям давалось упрощенное начальное образование, знание гуманитарных и технических наук. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование [6, с. 748-751].

Для развития культурно-просветительской деятельности было принято решение открыть народные дома, прообраз современных общественных библиотек, в них можно было взять книги и посмотреть представления.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф.Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию». В пореформенный период оживилась издательская деятельность, стал заметно расти, выпуск книг по проблемам воспитания и обучения, начали, в частности, издаваться книги по проблемам детского развития, а также по естественным наукам (биологии, физиологии, антропологии), связанным с разносторонним изучением человека [9, с. 255].

Именно в эти годы появились первые педагогические журналы, в которых стали широко обсуждаться теоретические проблемы воспитания и обучения, в том числе и вопрос о психологическом обосновании педагогических воздействий :

- «Журнал для воспитания»,

- «Учитель»,

- «Русский педагогический вестник»,

- «Семья и школа»,

- «Педагогический листок»,

- «Воспитание и обучение» и др.).

В ходе обсуждения основных проблем умственного, нравственного и физического воспитания стала настойчиво проводиться мысль о необходимости тщательного изучения внутреннего мира ребенка. В 1866 г. возник первый русский журнал, посвященный вопросам воспитания детей дошкольного возраста, «Детский сад». На его страницах нашла отражение деятельность русских педагогов, сыгравших важнейшую роль в развитии научной педагогики и становлении педагогической психологии, К.Д. Ушинского, Н.Х. Весселя, П.Ф. Каптерева. 70-е годы - начало работы издательства Е.Н. Водовозовой, выпускавшее педагогические, научно-популярные и детские книги

Общественные просветительские организации сыграли не последнюю роль в распространении просвещения, путем создания и открытия комитетов и обществ грамотности. Они занимались подбором и изданием лучших литературных произведений России и мира, составлением специальных каталогов книг для народа, проведением народных чтений, открытием музеев и библиотек и школ и т.п. В состав комитетов входили лучшие представители русской интеллигенции. Так, в состав Санкт-Петербургского общества грамотности, основанного в 1861 г., входили Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев [7, с. 325-328].

В данный временной период в России появляется большое количество библиотек, организованных при земствах и музеях. Также в этот период открылось много народных читален.

Большое значение для развития народного просвещения имела организация педагогических музеев. Одним из первых не только в России, но и во всем мире был Педагогический музей военно-учебных заведений в Соляном городке в Петербурге, созданный в 1864 г. Первоначально музей ставил задачу систематизации учебных пособий, издаваемых в то время лишь за границей, содействия разработке отечественных пособий и пропаганду передовых методов преподавания. С 1865 г. музей стал организовывать педагогические выставки, где собирались широкие круги русского учительства. Позднее музей стал издавать каталог наглядных пособий и учебных руководств, для начальных и средних школ, проводить курсы для учителей и воспитателей, организовывать публичные лекции, которые читали наиболее видные ученые и педагоги того времени: И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, М.Н. Пржевальский, С.М. Соловьев, Н.Х. Вессель и др. Педагогический отдел музея, в работе которого принимали участие ведущие педагоги (П.Ф. Каптерев, Л.Н. Моздалевский, Н.А. Корф и др.) много сделал для организации изучения наследия выдающихся педагогов. Со временем музей развернул большую научно-исследовательскую работу и стал общественным научным центром, разрабатывающим многие актуальные вопросы педагогической науки. Здесь же была организована первая в России экспериментальная лаборатория по педагогической психологии.

Государственные преобразования Александра II (1860-1870 гг.) способствовали не только значительному росту российской экономики и развитию капиталистических отношений, но и подлинному расцвету русской культуры.

В 1860-1870-е гг. «расцвета» достигла русская химия: неоспорим вклад в естествоведческую науку Д.И. Менделеева с периодическим законом химических элементов и А.М. Бутлерова с теорией химического строения органических тел.

Мировую известность получили работы русских математиков П.Л. Чебышева и С.В. Ковалевской.

Не менее стремительно в России развивалась физическая наука. А.Н. Лодыгин создал лампу накаливания. А.Г. Столетов добился значительных успехов в исследовании внешнего фотоэффекта. Кроме того, именно русский физик А.С. Попов считается изобретателем радио (1895 год).На месте не стояли и естественные науки. Русский биолог К.А. Тимирязев сделал значительный вклад в изучение фотосинтеза и физиологии растительных организмов. В историю мировой медицинской науки золотыми буквами вписаны имена великих ученых-физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова, микробиолога и иммунолога И.И. Мечникова. За свои выдающиеся достижения в области физиологии и медицины Павлов и Мечников были удостоены Нобелевской премии (в 1904 и 1908 г. соответственно).Мировая географическая и этнографическая наука многим обязана русским исследователям: П.П. Семенову, изучившему вдоль и поперек горную систему Тянь-Шань, Н.М. Пржевальскому, блестяще описавшему природу Монголии, Китая и Тибетского нагорья, знаменитому исследователю Новой Гвинеи Н.Н. Миклухо-Маклаю.

Вторая половина XIX века в России характеризуется заметными успехами в развитии техники. На эти годы приходится деятельность изобретателя и самолетостроителя А.Ф. Можайского, пионера космонавтики К.Э. Циолковского, морского исследователя и кораблестроителя С.О. Макарова и многих других.

Продолжали активно развиваться философская, общественная и политическая науки. Здесь преобладали два направления: идеалистическое (В.С. Соловьев) и материалистическое (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). В последние десятилетия XIX века в Российской империи начинают распространяться марксистские идеи.

Огромным вкладом в копилку человеческого исторического знания стали труды выдающихся русских историков – «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева и «Курс русской истории» В.О. Ключевского.

В 1860-х годах В.И. Даль создавал свой главный труд – «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором нашел свое отражение неподдельный интерес академической филологии к подлинному языку народа.

В русской литературе второй половины XIX века сентиментализм и романтизм окончательно уступают место реализму. Именно Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, творчество которых относится к этому времени, создали произведения, по которым и сегодня во всем мире судят о русской культуре и русском характере в целом. Через призму внутреннего мира человека гениальные прозаики обращаются к общественно-политическим вопросам, проблемам социальной несправедливости, посвящая этим сторонам российской действительности и многостраничные романы, и пронзительные короткие рассказы.Русская поэзия, не отставая от прозы, достигает новых вершин в лирических произведениях Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета [5,с.130].

Не последнее место в русской культуре второй половины XIX века занимало театральное искусство. Особой популярностью у постановщиков по всей стране пользовались пьесы знаменитого драматурга А.Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова» – с них, как принято считать, начался подлинный русский театр. Главными театрами страны в то время являлись московский Малый театр и Александринский театр в Петербурге [5,с.131].

Помимо театра золотой век переживают русская опера, балет, музыка. Наиболее прогрессивные композиторы М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин и Ц.А. Кюи объединились в творческий союз под названием «Могучая кучка», тяготевший к самобытному русскому фольклору и национальному колориту и давший миру такие ныне классические произведения, как «Снегурочка», «Борис Годунов», «Князь Игорь». Их современником был прославленный русский композитор П.И. Чайковский.

К национальной культуре, реализму и поиску собственного особого пути тяготело и русское изобразительное искусство. «Санкт-Петербургская артель художников», действовавшая в 1860-е годы стала первым свободным объединением мастеров, противопоставившим себя официозной и консервативной громаде Академии художеств, продолжавшей навязывать свои традиционные каноны все новым и новым поколениям художников. В 1870 году группа художников во главе с И.Н. Крамским преобразовали «артель» в «Товарищество передвижных художественных выставок», также враждебное академизму. Члены объединения стремились к популяризации искусства в широких кругах общества – в рамках регулярных выставок их картины «передвигались» по стране вплоть до 1923 года.

В творчестве передвижников преобладали реализм и импрессионизм, они стремились к натуралистично-трагичному отображению действительности, их отличали предельный психологизм, острая социальная направленность. Имена художников, в разное время входивших в «Товарищество» известны каждому русскому человеку: И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К. Саврасов, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин.

Значительную роль в развитии художественного творчества в то время играли меценаты и собиратели предметов искусства. Например, именно московский коллекционер Павел Третьяков в 1881 году открыл для посещения свою личную галерею с обширной коллекцией русского искусства, ставшей впоследствии всемирно известной «Третьяковкой».

Русская архитектура того времени также отзывается на общую тенденцию стремления «к корням» и ностальгической эклектике, начинает уделять значительное внимание национальным традициям. Так появляется псевдорусский архитектурный стиль, в основе которого лежит декоративное оформление зданий в лучших традициях древнего русского зодчества, разумеется, при использовании новейших материалов и инженерных конструкций. Среди ярких примеров псевдорусского стиля следует назвать Дом купца Игумнова и здание ГУМа в Москве.

Очевидно, что вся русская культура второй половины XIX века была всецело и неразрывно связана с глубокими политическими преобразованиями той эпохи, общественно-экономическими и социальными переменами в жизни страны.

Глава 3. Вклад русской культуры второй половины XIX века в мировую культуру

Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости [9,с.257].

Российская культура развивалась в XIX в. под несомненным влиянием тех событий и перемен, которые происходили в обществе. Отечественная война 1812 г., восстание на Сенатской площади, споры западников и славянофилов, отмена крепостного права, «великие реформы», бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, террор «Народной воли», «нечаевщина», газетные отчеты о судебных процессах — все значимые факты общественной жизни находили отражение и получали художественное осмысление в искусстве и культуре.

Культура России второй половины XIX века стала жемчужиной не только национального масштаба, но и в общеевропейском приближении.

1870-ые годы принято считать золотыми годами расцвета русской науки, в том числе и химии в частности. Достижения русской науки в пореформенный период в еще большей мере повысили ее международный авторитет. В эти года всемирную известность получили два выдающихся русских химика: А.М.Бутлеров, за работы в области изучения химического состава и строения органических тел; Д.И.Менделеев, за открытие периодической системы химических элементов и другие не менее значимые работы. Европейской известностью пользовались русские математики: П.Л. Чебышов, заложивший начало петербургской математической школы; А.М. Ляпунов; А.А. Марков; С.В. Ковалевская. П.П. Семенов, Н.М. Пржевальским, Н.Н. Миклухо-Маклай – увековечили свои имена в истории путешественники, географы, этногеографы. Они познакомили общество не просто с другой культурой, чуждой европейской, они положили начало для научной работы в области страноведенья.

Большими успехами отмечена работа ученых-физиков во главе с А. Г. Столетовым. Были достигнуты крупные успехи в области электротехники. П. Н. Яблочков изобрел первую электрическую лампочку, а А. Н. Ладыгин создал лампочку накаливания. К числу мировых открытий относится изобретение радиотелеграфа А. С. Поповым. Основоположником современной аэродинамики был Н. Е. Жуковский, ему принадлежат выдающиеся труды по теории авиации. К этому же времени относятся первые исследования К. Э. Циолковского в области аэродинамики и ракетостроения.

Однако, развивались и становились известными не только науки и их деятели, но литераторы. Важнейшим явлением культурной жизни была литература, стремительно менявшая и смешивавшая стили. К началу XIX в. стало быстро приобретать влияние такое направление, как сентиментализм. Одновременно с этим утверждается и реалистическое направление, но пока еще в жанре сатиры, ярким представителем которого был И. А. Крылов. Ведущим направлением литературы в начале века стал романтизм. Его становление в России связано в первую очередь с именем В. А. Жуковского.

Ко второй половине XIX века на Западе такие имена как Пушкин, Гоголь, Лермонтов и прочие становятся не только известными массовому читателю, но и безумно популярными. Так французская постановка гоголевского «Ревизора» произвела фурор в Париже. П.Мериме открыл Пушкину «окно в Европу».

А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, явился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. Между тем, к началу ХХ века Гоголь становится величиной мировой прозы и предстает в своем творчестве для потомков, как представитель школы критического реализма – воспевая «маленького человека», его трудности, цели, мотивы и устремления.

Особенным явлением в литературной жизни той эпохи становится, как Лев Толстой, так и его роман-эпопея «Война и мир». В сложной, психологической прозе толстого объединяется и романтический роман начала XIX века и сложная, драматическая проза конца XIX века. Этот шедевр мировой литературы по сей день притягивает к себе все новых и новых читателей, как молодежь, так и стариков. А ведь в этом нет загадки – потому что «Война и мир» - это историческая фреска одной из страшных войн в истории России, в которой представлены все перипетии человеческих судеб, которые изувечила война. Но все-таки – это роман, в котором жизнь побеждает смерть, а мир войну.

Впечатления, производимые «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций». XIX в. по праву называют «золотым веком» российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.

Русские композиторы также получили большую известность на Западе. Вместе с этим теперь у них появилась возможность не только выезжать на гастроли в Европу, но учится у тамошних композиторов премудростям профессии. Из Европы в Россию потянулись известные музыканты и сочинители. Таким образом, Москва и Петербург постепенно становились причастными к формированию новой музыкальной традиции.

Вклад русской культуры второй половины XIX века в мировую культуру трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне революции догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые Россия стала определять мировую моду во всемирной культуре.

Велико было положительное влияние передовой, революционной и демократической русской общественной мысли на развитие идеологии освободительного и национального движения среди южных и западных славян, находившихся под гнётом турок, австрийцев и пруссаков. Революционное движение декабристов имело идейные и организационные связи с национально-освободительными тайными обществами в Польше. В программных взглядах одной из декабристских организаций—«Общества соединённых славян» — впервые в истории освободительного движения славянских народов получила своё выражение революционная программа решения славянского вопроса, выдвинувшая идею федеративного славянского объединения, предварительным условием для чего было бы низвержение феодально-абсолютистских режимов царской России, Австрии, Пруссии, а также освобождение южных славян от турецкого ига. Под определяющим влиянием великих русских революционеров-демократов — Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова сформировалось мировоззрение многих выдающихся деятелей славянского освободительного движения и так называемого «славянского возрождения». Такими деятелями являются болгары Христо Ботев (1848—1876 гг.), Любен Каравелов- (1837— 1879 гг.), Георгий Стоиков Раковский, Петко Славейков, серб Светозар Маркович (1846—1875 гг.), внёсшие идеи социализма в южнославянское движение, поляк Сигизмунд Сераковский и др. Многие из них подолгу жили в России, получили тут высшее образование и воспитывались на демократических и социалистических элементах великой русской культуры.

Таким образом, XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60—70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда — носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития.

Приходим к выводу, что характерными чертами русского искусства и литературы XIX в. были реализм, высокая гражданственность, народность, обращение к моральным и философским проблемам. В этот период были созданы эстетические ценности мирового значения в области искусств, русская культура переживала свой «золотой век». В 90-е гг. начался новый этап в развитии русской культуры, отмеченный поисками нового содержания и новых изобразительных средств.

Заключение.

Русская культура второй половины XIX в. отражала сложные противоречивые процессы, происходившие в обществе. Общественное движение, достигшее в это время невиданных ранее масштабов, стимулировало развитие демократических тенденций в просвещении, литературе, искусстве. Народное хозяйство страны настоятельно требовало широкого притока квалифицированных специалистов, развития научных исследований и технических разработок. Все эти новые явления вызывали глубокую озабоченность правительства, жестко контролировавшего все сферы культурной жизни и пытавшегося задержать распространение демократических идей, которые реально угрожали прочности самодержавия.

Принято называть 2-ю половину XIX века в области культуры - период расцвета и взлета российской культуры. Эта эпоха характеризовалась чрезмерной плодовитостью в существующих типах искусства: музыке, архитектуре, живописи, науке и литературе – и невозможно ее сравнение с иными существующими периодами в истории России, а также в мировой истории. Следует отметить выход культуры во второй половине XIX века на пьедестал культуры мира, на нем ей принадлежало одно из первых мест. Причиной этому послужил российский подарок всему миру собственных «детей» - гениев живописи, музыки, литературы, науки и архитектуры.

Борьба прогрессивной и консервативной тенденций пронизывала в эти годы весь процесс формирования и развития русской культуры.

  1. Во второй половине XIX века уровень грамотности населения совершил качественный скачек. Это стоит отнести и на счет государства (отмена крепостного права, увеличение числа школ), и на счет русской интеллигенции, которая сделала невозможное – научила безграмотных крестьян писать и читать.

  2. Русская наука выступила на коленкоре общественного мышления и самопознания. Достижения русских ученных позволили обогатить общественное знание во многих областях и совершить множество открытий, обеспечивших научный прогресс и процветание.

  3. Русская литература второй половины XIX века выступила не только как нечто созидающие и рождающие новое качество, но как защитник «маленького человека», который забит обществом, государством, морально и физически.

  4. Передовое демократическое искусство второй половины XIX века способствовало пробуждению русского народа, укреплению его революционного самосознания и чувства национальной гордости. Оно было сильно своим критическим реализмом, смелым обличением всех несправедливостей и жестокостей старого строя.

  5. Русская музыка представляет собой сплав народности и демократизма.

  6. Благодаря массовому строительству обогатился образ русской архитектуры, который стал со временем более утилитарным и пригодным для массового пользования. На первое место выходит не красота строения, а его типизация под новые капиталистические условия жизни.

Список использованных источников и литературы

1. А.И. Алексеев, В.С. Измозик, Культурология. История культуры России. /А.И. Алексеев, В.С. Измозик - СПб.: СЗТГУ, год 2005. - 146-147 стр.

2. В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков, История Отечества: С древн. времен до наших дней. - шестое издание, дополн. /В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков - М.: Академия, год 2004. - 228-230 стр.

3. Т.И. Балакина, Мировая художественная культура. Россия IX-нач. XX веков / Т.И. Балакина - М.:ВЛАДОС, год 2002. - 216-219 стр.

4. Головашин, В.А. Очерки истории мировой культуры (культурология) - третье изд., испр. /В.А. Головашин - Тамбов: Издат-во Тамб. госуд. техн. Унив-та, год 2002. - 215-216 стр.

5. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - третье изд., перераб. и доп. /Т.В. Ильина - М.: Высш. шк., год 2000. - 130-131 стр.

6. Милов, Л.В. История России XVIII-XIX вв / Л.В. Милов - М.: Эксмо, 2006. - 748-751 стр.

7. Орлов, А.С., Георгиев, В.С., Георгиева, Н.Г., Сивохина, Т.А. История России: учеб. - третье изд., перераб. И доп. /А.С. Орлов, В.С. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Издат-во Проспект, год 2006. - 325-328 стр.

8. Радугин А.А. Культурология /А.А. Радугин - М.: Центр, год 2001, 135-136 стр.

9. Самыгин, П.С. История / П.С. Самыгин - Изд. седьмое. - Ростов н/Д: «Феникс», год 2007. – стр. 254-265

10. Фортунатов, В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов /В.В. Фортунатов - Спб.: Питер, год 2010. - 207-218 стр.

11. Шишова, Н.В., Акулич, Т.В., Бойко, М.И. История и культурология. 2-е изд., перераб. и доп. /Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко - М.: Логос, год 2000. – стр. 200-203

12. «Искусство. Современная иллюстрир. энциклопедия» (книги 1 - 4) Под редакцией проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; год 2007. cтр. 230, cтр. 231, cтр. 421, cтр. 534

Электронные ресурсы:

13. ЭБС "Университетская библиотека онлайн". Метод доступа https://biblioclub.ru/

14. Диссертации и авторефераты РГБ. Метод доступа: http://diss.rsl.ru/

Просмотров работы: 9835