ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-15 ЛЕТ, СДАЮЩИХ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-15 ЛЕТ, СДАЮЩИХ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

ЧИТАДЗЕ З.Л. 1, Черноземов В.Г. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последнее время отмечено повышенным вниманием правительства, учёных, врачей и спортивных педагогов к состоянию здоровья населения. Особенно это относится к подрастающему поколению, где интернет зависимые дети, где неудачно организованное дошкольное и школьное образование по физической культуре все это играет отрицательную роль, как в укреплении здоровья, так и в процессе массового досуга учащихся. В связи с этим в настоящее время, активно вводится сдача новых нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ГТО), поэтому исследования в этом направлении является актуальным.

В 2013 году руководство страны и региональные руководители выступили с инициативой возрождения комплекса ГТО в России в современном формате.

Цель исследования: провести исследование функционального состояния организма подростков 13-15 лет при подготовке к сдачи норм ГТО.

Задачи исследования:

1) Изучить функциональное состояние развития детей среднего школьного возраста при подготовке к сдаче норм ГТО по литературным источникам.

2) Оценить показатели кардиореспираторной системы у подростков при подготовке к сдаче норм ГТО.

Исследование проводится на базе МБОУ МО «города Архангельска » средней школы № 33 , в 4 этапа: ноябрь 2015 года, май 2016 года, ноябрь 2016 года, май 2017года.

В исследовании принимали участие группа детей – 20 мальчиков (экспериментальная группа). Все обследуемые на момент начала тестирования имели паспортный возраст 13-14 лет, на конец исследования 14-15 лет.

У всех детей исследовались показателисостояния дыхательной и сердечно- сосудистой систем организма.

В ходе исследования будет проведено 4 среза:

1 срез осень 23-30 ноября 2015 г.

2 срез весна 23-30 мая 2016г.

3 срез осень 23-30 ноября 2016 г.

4 срез весна 23-30 апреля 2017г.

Для проверки состояния систем организма будет проведено 5 тестов.

На жизненную емкость легких 3 теста:

- Проба Штанге

- Проба Генчи

- Проба Серкина

На функциональное состояние сердечно- сосудистой системы 2 теста:

- Индекс Руффье

- Гарвардский степ-тест

Проба Штанге – проводится в положении сидя, заключается в продолжительной задержке дыхания после максимального вдоха. У детей результаты должны быть в пределах 16-55 сек.(табличное значение) (рисунок 1).

Рисунок 1  Оценка Пробы Штанге

Проба Генчи – заключается в продолжительной задержке дыхания после максимального выдоха. У детей должно составлять 12-15 сек(табличное значение). Этим тестом проверяется устойчивость к гипоксии. (рисунок 2).

Рисунок 2  Оценка Пробы Генчи

Проба Серкина – выполняется в 3 ступени:

- Определяется время задержки дыхания на вдохе.

- Определяется время задержки дыхания на вдохе, после 20 приседаний за 30 сек.- Определяется время задержки дыхания на вдохе через 1 минуту в положении сидя. (рисунок 3).

Рисунок 3  Оценка Пробы Серкина

Индекс Руффье – применяется для адаптации к нагрузке. Методика заключается в измерении ЧСС сидя за 1 мин; потом после 30 приседаний в течении 30 сек. - ЧСС сидя за 1 мин; ЧСС за 1 минуту после минуты отдыха. (рисунок 4)

Рисунок 4  Оценка Индекса Руфье

Гарвардский степ-тест – проверка восстановления ЧСС после выполнения физической нагрузки. Тест выполняется путем восхождения на ступеньку высотой 45 см в течении 4 мин. (рисунок 5)

Рисунок 5  Оценка Гарвардского степ-теста

В мае 2016 года был проведен контрольный срез четырех упражнений из комплекса ГТО (Подтягивание из виса на высокой перекладине, наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, Поднимание туловища из положения лежа на спине). (рисунок 6) .

Рисунок 6  Оценка первого среза упражнений ГТО

Как видно из рисунка 6, большая часть учеников не выполнила испытания.

Второй срез испытаний комплекса ГТО был проведен в ноябре 2016 года. (рисунок 7).

Рисунок 7  Оценка второго среза упражнений ГТО

В результате комплекса исследовательских мероприятий можно сделать следующие выводы:

1. При исследовании функционального состояния систем организма подростков у подавляющего большинства появляется готовность организма к сдаче норм ГТО.

2. Для укрепления организма требуется увеличить двигательную активность подростков, помимо уроков физической культуры. Так же следует заниматься двигательной активностью в летний период. Особое внимание надо уделить силовой подготовке и выносливости организма.

3. Для улучшения состояния кардиореспираторной системы можно предложить больше беговых упражнений, а так же круговую тренировку, что поспособствует хорошей адаптации сердечно – сосудистой системы к физической нагрузке и улучшении состояния дыхательной системы.

Список литературы:

1. Приказ Министерства спорта РФ от 8 июля 2014 г. N 575"Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.gto.ru/files/proto/pdf/12.pdf.(дата обращения 27.12.2016).

2. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года №172 «О Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://rg.ru/2014/03/26/gto-dok.html.(дата обращения 27.12.2016).

3. Синицкая Е.Ю., Черноземов В.Г., Синицкий В.В. Исследование функционально состояния систем организма: методические – Архангельск, Поморский университет, 2010.

Просмотров работы: 413