КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Браташ Э.Е. 1, Шаталова Е.В. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На этапе дошкольного детства реализуется комплексный подход к решению речевых задач, который позволяет осуществить правильное речевое воспитание детей, воспитание их умственной активности. Под комплексным подходом, по мнению Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, понимается объединение речевых задач в программном содержании одного занятия и отбор соответствующих способов выполнения этих задач. Необходимость их объединения связана со сложностью системы языка, взаимодействия единиц языка в речевой деятельности и взаимозависимости элементов языка в обучении родному языку; с важностью решения целого ряда задач, без которых невозможно обеспечение многоаспектного лингвистического воспитания дошкольников и т.д.

Реализация комплексного подхода к вопросам развития речи и речевого общения (взрослый-ребенок, ребенок-ребенок) в организованной образовательной деятельности в различных видах деятельности, режимных моментах, в самостоятельной деятельности и взаимодействии с родителями предусматривает участие каждого ребенка в максимально сенситивный для этого период.

Анализ научной литературы показал, что в работах психологов, педагогов, лингвистов были заложены предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.).

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок активно усваивает все стороны нормы родного языка. В этот период происходит активное усвоение его фонетической, грамматической и лексической сторон, поэтому для успешного развития ребенка необходимо рано начинать обучение родному языку.

В дошкольном возрасте освоение речи как средства общения является центральной линией развития ребенка, так как меняет его отношение к окружающей действительности. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения ребенка.

На протяжении дошкольного детства совершенствуется и обогащается речь ребенка, в частности, формируются и усложняются функции речи: коммуникативная, планирующая, регулирующая, экспрессивная и знаковая (Л.С. Выготский, В.В. Гербова, Н.И. Жинкин, В.С.Мухина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.). В рамках познавательного развития закладываются основы элементарных математических представлений у детей, развивается математическая речь, логико-математическое мышление, воспитывается ценностное отношение и познавательный интерес к математическим знаниям и умениям.

На этапе дошкольного детства решаются следующие задачи речевого развития, в том числе связанные с развитием математической речи: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи (диалогической и монологической). Формируется культуру диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т.д. Поэтому очень важно начинать развивать речь ребенка как можно раньше и участвовать в этом должны все взрослые люди, которые его окружают. Следует помнить, что развитие речи происходит в различных видах деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, математической деятельности и др.). Влияет на ее развитие социальное окружение, речевая среда в ДОО и семье, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, расширению их кругозора.

Существует еще один немаловажный аспект в развитии речи детей в дошкольном образовательном учреждении – это речь воспитателя, которая все время находится в поле зрения дошкольников. Так как ребенок почти весь день находится в стенах детского сада, педагог является основным источником, из которого дети черпают образец родного языка. Необходимо, чтобы речь воспитателя была грамматически правильной, лексически богатой и разнообразной, с правильными и точными словесными обозначениями, интонационно выразительной, связной, удобной для понимания детей дошкольного возраста.

Место, назначение и характер речи детей меняется по мере освоения действия. Если на первом этапе они выполняют задания с частичным проговариванием способа выполнения, и на втором тоже, то на третьем - рассуждают. Умственное действие осуществляется в плане внутренней речи, речи про себя. Внутренняя речь дошкольников, по данным психологов, тесно связана с внешней предметной деятельностью. В этом своеобразие их умственных действий, в значительной степени опирающихся на наглядные образы и включенных непосредственно в практическую деятельность.

Полноценная речь способствует математическому развитию детей. Усвоение представлений о некоторых математических понятиях (множество, отношение, величина, число), простейшие вычисления, измерения строятся в основном на базе бытового словаря детей при крайнем ограничении специальных терминов (название геометрических фигур, арифметических действий и некоторых других слов).

Условно словарь, который осваивают дети, делится на активный и пассивный. Он складываются из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами. Его специфическая особенность – значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом обучении дети используют редко и не всегда точно. Главная цель словарной работы – уяснение точного смысла слов, отражение их с помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности. Процесс развития математических представлений предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря, развитие грамматического строя и связной речи в целом и зависит от возраста ребенка и содержания, формируемых представлений [3].

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Активизация мыслительной деятельности путем использования разнообразных методических приемов и средств ведет к развитию самостоятельности, целеустремленности детей.

В процессе развития математических представлений и речи активно используются дидактические игры и упражнения, литературные средства (сказки, стихи, малые фольклорные жанры и др.), то есть осуществляется интеграция художественного слова и математического содержания.

Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Большинство занятий по математике можно представить как систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и делают открытия. Использование дидактических игр, в том числе словесных, в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

Словесные игры можно условно разделить на лексические, грамматические, а также игры, способствующие развитию связной речи. Лексические игры «Назови скорей», «Запомни изученное слово», «Цепочка слов», «Наоборот», «Эхо» и др. используются для расширения и пополнения активного словаря ребенка, дифференциации слов, обозначающих пространственно-временные представления. Так, дидактическая игра «Эхо» используется для увеличения словарного запаса слов, связанных с развитием временных представлений. Воспитатель обыгрывает ситуацию с эхом в горах. Сначала он называет слово, например, «вторник», а дети за ним повторяют, затем они меняются ролями. Далее игра усложняется, дети называют следующий (предыдущий) день недели, который идет за средой (перед средой) и т.п. Если дети ошибаются в последовательности называния, то воспитатель отвечает «правильным» днем недели, или он предлагает посмотреть на «Модель недели» (плоскостную или объемную) и уточнить ответ.

Грамматические словесные игры «Концовка», «Дополни предложение» и др. необходимы для правильного построения предложений и совершенствования логико-грамматических конструкций. Для развития устной речи используются дидактические игры «Когда это бывает?», «Путешествие в утро, день, вечер, ночь», «Составь загадку», «Чудесный мешочек», «Где мы побывали, что мы повидали» и др. Например, организуя игру «Составь загадку», с целью увеличения словарного запаса детей, развития умения описывать предмет, выделяя его характерные свойства. Здесь используется интеграция на уровне речевого творчества. Дети сочиняют математические загадки, описывая предмет (геометрическую фигуру, цифру), который спрятан, сначала - с помощью воспитателя, а затем - самостоятельно.

Дидактические игры и упражнения, используемые для развития математических представлений у детей, по мнению Н.В. Нищевой, позволят упражнять детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Дидактические игры способствуют формированию новых знаний и способов действий, в связи с чем являются оптимальным средством обучения детей началам математики и развитию их речи [1].

Так же малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом (предмет, явление, число, буква); как прием, обостряющий наблюдательность при закреплении знаний; как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей. На занятиях по математике можно использовать пословицы, поговорки, считалки и загадки. К примеру, подробней разберем загадку как средство усвоения представлений о некоторых математических понятиях (множество, отношение, величина, число и т.д.), привития любви к народному творчеству, живому, образному и точному слову, развития речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Загадка — замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, которое дается с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической «выдумке» [2]. Условно загадки можно классифицировать следующим образом. Загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры, со сравнением множеств, величин, чисел, связанные с временными представлениями и понятиями (части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года), с пространственными представлениями и понятиями, с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур, например: «Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу. Если глаз откроет красный – стоп! Идти нельзя, опасно! Желтый глаз – погоди, а зеленый - проходи» (Светофор).

Комплексный подход в формировании и развитии математической речи дошкольников доказывает необходимость использования в работе воспитателя ДОО многообразия различных средств, которые будут взаимодополнять друг друга.

Таким образом, можно говорить, что в процессе развития математической речи дошкольников реализуется комплексный подход, связанный с объединением речевых задач в программном содержании образовательной деятельности и отбор соответствующих способов выполнения этих задач, способствующий обогащению словарного запаса детей новой лексикой, формирующий умения строить логико-грамматические конструкции и развивающий связную речь в целом.

Литература

  1. Нищева Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.

  2. Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974.

  3. Шаталова Е.В. Речевое развитие старших дошкольников в процессе формирования математических представлений // Детский сад: теории и практика. 2012. №1. С. 36-43.

Просмотров работы: 1067