ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСЛАЛИИ КАК НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСЛАЛИИ КАК НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Моругина В.В. 1, Трефилова О.А. 2, Колупаева Е.С. 2
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета», кафедра педагогики и специального образования
2Шуйский филиал «Ивановского государственного университета», факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Статистические данные свидетельствуют о тенденции к увеличению числа детей с речевыми нарушениями, в том числе с дислалией.

Под дислалией понимают различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата.

К основным симптомам дислалии относят следующие:

  • исчезновение некоторых звуков при произнесении слов;

  • замены звуков на другие;

  • неверное произношение.

Впервые этот термин употребил профессор, врач Иосиф Франк. Этим термином он обозначил все виды произносительных расстройств. Позже, в 30-50гг. 20 века М.Е.Хватцев рассматривал дислалию, как одну из форм косноязычия и выделил три формы дислалии: механическую, органическую, функциональную. В это же время, О.В.Правдина, дает другую формулировку дислалии. Она исключила нарушения, обусловленные нарушениями слуха, и выделила две формы дислалии: механическую и функциональную.

Рассматривая причины возникновения дислалии, можно констатировать, что это может быть любой органический дефект артикуляционного аппарата. По мнению исследователей, чаще всего, среди причин возникновения дислалии, выделяют следующие: массивный язык, малоподвижные губы, слишком короткая уздечка языка, узкий и маленький язык. Также серьезной проблемой может оказаться недоразвитие фонематического слуха у ребенка, т.е. ребенку очень трудно различать звуки, которые отличаются только акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные. В данном случае, развитие правильного звукопроизношения идет медленно и может привести к затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем может вызвать большое затруднение.

Если ребенок страдает нарушением в строении периферического речевого аппарата, т.е имеются нарушения в строении зубочелюстной системы, языка, губах, то говорят о механической дислалии. Согласно статистике, самые встречающиеся дефекты произношения те, которые обусловлены нарушениями зубочелюстной системы. Значительно реже наблюдаются нарушения, которые обусловлены дефектами губ. Во всех случаях, какой бы ни была механическая дислалия, необходимо обратиться за консультацией к хирургу или ортодонту.

Если же органических нарушений у ребенка нет, то тогда говорят о функциональной дислалии.

Функциональная форма дислалии имеет несколько видов. Такое деление обусловлено выделением наиболее оптимальных признаков речевого нарушения, что позволяет сделать логопедическое воздействие более целенаправленным. Рассмотрим существующие формы функциональной дислалии.

Акустико-фонематическая дислалия. Отмечается недостаточность развития речевого слуха, вследствие чего происходит смешение звуков, близких по акустическим признакам. Иногда может возникнуть пропуск звуков.

Артикуляторно-фонематическая дислалия. Выражается невозможностью установления верной артикуляционной позы при произношении звука.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. Характеризует искаженное произношение звуков, вследствие неверного усвоения артикуляционных позиций.

Таким образом, функциональные дислалии обычно возникают в детском возрасте, когда идет процесс овладения системой произношения, а механические - в любом возрасте при повреждении органов артикуляции. При функциональных дислалиях нарушается произношение только одного звука, при механических - страдает группа звуков [1, с. 89].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 680 с.

  2. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

Просмотров работы: 603