Изучению групповых культур посвящены исследования многих исследователей, таких как А.Е. Ушницкая, Н.Ф. Бучило, Л.Д. Столяренко, Т.В. Дмитриева. В целом групповую культуру можно определить, как нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и, обусловливающие групповую динамику, результат взаимодействия между групповым мышлением и желаниями отдельных индивидов, а так же совокупность форм отношений и взаимодействий участников группы [1]. Групповые культуры школьных ученических коллективов так же включают в себя нормы, правила и традиции, присущие только им.
Групповая культура «трудного» ученического коллектива требует особого внимания, т.к. исследований по данной проблеме недостаточно. В школьной среде у ребенка формируется знания о мире, расставляются приоритеты, а так же устанавливаются жизненные цели. В «трудном» ученическом коллективе эти составляющие искажены, поэтому его культура заслуживает особого внимания.
К социально-психологическим характеристикам можно отнести: сплоченность как ценностно–ориентационное единство, идентичность учащихся со своим классом, а также, уровень развития группы. Под ценностно–ориентационным единством понимается согласованность мнений членов группы по отношению к значимым для нее объектам, ситуациям, событиям, здесь речь идет о выявления феномена сплоченности группы, а также степени его выраженности. Уровень развития группы включает направление активности как содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса; организованность как способность класса к самоуправляемости, в то числе в трудных или непредвиденных ситуациях; интеллектуальную коммуникативностькак способность класса быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, и психологический климат как преобладание того или иного психологического настроя. Идентичность понимается как осознание учащимся своей принадлежности к той или иной социальной группе, в данном случае к ученическому коллективу [2].
Согласно классификации «трудных» классов Микляевой А.В. и Румянцевой П.В., существуют «субъективно» трудные классы и «объективно» трудные классы, которые делятся на «ситуативно трудные» и «устойчиво трудные» классы. «Устойчиво трудные» классы в свою очередь можно подразделить на: 1) «необучаемые» классы; 2) «немотивированные» классы; 3) «неуправляемые» классы; 4) «внутренне конфликтные» классы; 5) «закрытые» классы; 6) «звездные» классы [4]. Каждый из типов имеет свои особенности, слабые и сильные стороны.
На наш взгляд изучение групповых культур и социально – психологических особенностей «трудных» ученических коллективов необходимо для успешной профилактик и разработки программы по коррекции.
На протяжении двух курсов мы проводили исследования, целью которых являлось изучение групповой культуры и социально–психологических особенностей «трудных» ученических коллективов.
В первом исследовании приняли участие 43 учащихся одной из средних школ г. Архангельска. Выборка состояла из двух «трудных классов», различных по типу (немотивированный класс и звёздный класс): 8 «А» - 19 человек, (10 мальчиков и 9 девочек) и 8 «Б» - 23 человека, (8 мальчиков, и 15 девочек), возраст 14 – 15 лет.
Гипотеза исследования: групповые культуры трудных классов различаются по таким групповым элементам как символика, цели, система ценностей и норм, функционально-ролевая и межличностная структура. Групповая культура в классе «звёздного» типа более развита, чем в классе «немотивированного» типа.
Во втором исследовании приняли участие 48 учащихся одной из средних школ г. Архангельска. Выборка состояла из двух классов: 7 «А» - 24 человека, (19 мальчиков и 5 девочек) и 7 «Б» - 24 человека, (12 мальчиков и 12 девочек), возраст 13 - 14 лет. Из них 7 «А» - «трудный» класс необучаемого и неуправляемого типа.
Гипотеза исследования: показатели социально-психологических характеристик трудного ученического коллектива будут ниже показателей обычного ученического коллектива.
Были получены следующие результаты:
Особенности групповой культуры «трудного» класса звездного типа: способность самостоятельно организовать себя и других; наличие различных символов и атрибутики (информационные стенды, классный уголок), дипломов и грамот за различные мероприятия, признаваемые не всеми учащимися; наличие различных традиций и правил, например, поздравление на праздники, выездные мероприятия, оказывать помощь друг другу и т.д.; есть общий интерес в качестве спортивной деятельности, однако в целом общие цели не чётко сформулированы; уровень ценностно – ориентационного единства высокий, но в структуре ценностей для учащихся важными являются деловые качества, но неважными являются эмоциональные качества. В межличностной структуре для данного вида класса характерны четкие подгруппы успевающих, слабоуспевающих, из малообеспеченных семей и новичков, поэтому наблюдается средний уровень общения. Отсутствие лидера, низкая сплоченность. Групповая культура есть, но она развита недостаточно хорошо.
Особенности групповой культуры «трудного» класса немотивированного типа: неспособность организоваться без четкого контроля; отсутствие символов и атрибутики; сравнительно маленькое количество традиций и правил, в числе которых, приветствовать друг друга и выручать необходимыми предметами по учебе; отсутствие объединяющего интереса и общих целей; уровень ценностно – ориентационного единства средний, не смотря на то, что в структуре ценностей важными являются моральные качества; в межличностной структуре класс подразделяется на группы по полу и по уровню зрелости, поэтому наблюдается низкий уровень общения, отсюда низкая сплоченность. Отсутствует положительный лидер. Групповая культура как таковая почти не развита.
3. При сравнении «трудного» и «обычного» классов выявлен, что уровень сплоченности по ценностно–ориентационному единству в обоих коллективах средний (2 балла). В 7 «А» (трудный класс) часто выбираемые качества относятся к деловому блоку, в 7 «Б» выбраны качества, одинаково относящиеся ко всем трем блокам: деловому, моральному блоку и эмоциональному.
4. По результатам диагностики психолого-педагогической характеристики малой учебной группы были получены следующие результаты: направленность активности и организованность в 7 «Б» незначительно выше, чем в 7 «А» (трудный класс); психологический климат находится на одинаковом уровне; уровень интеллектуальной коммуникативности в 7 «А» незначительно ниже, чем в 7 «Б». Уровень развития в 7 «А» - средний (138 баллов), в 7 «Б» уровень развития так же средний (136 баллов). Статистических различий между данными переменными выявлено не было.
5. По результатам методики измерения идентичности статистических различий также выявлено не было, аффективная и поведенческая составляющая в 7 «Б» немного ниже, чем в 7 «А», когнитивная составляющая находится на одном уровне, а уровень конформности в 7 «Б» ниже, чем в 7 «А».
Таким образом, гипотеза первого исследования подтвердилась, а гипотеза второго исследования не подтвердилась. Вероятно, «трудность» исследуемого класса, является субъективной, и связана только с более низкой успеваемостью класса.
Подводя общий итог, можно сказать о том, что данная тема имеет перспективы для дальнейшего изучения в фундаментальных и прикладных исследованиях, т. к. на данный момент не ясно существуют ли присущие именно «трудному» классу характеристики или каждый класс и «трудный» и обычный обладают уникальными собственными характеристиками.
Список литературы:
Дмитриева Т.В. Оценка психотерапевтического процесса в динамической группе: дисс. … канд. психол. наук. - СПб., 2009. - 198 с.
Дорохова А.В., Игуманов Л.И., Привалихина Т.И. Разрешение конфликтов. – М.: «Академия», 2008. – 192 с.
Кутишенко О.П. Возрастная и педагогическая психология (курс лекций). – Украина: Ин-т соц. работы и упр. НПУ им М.П. Драгоманова; Центр учеб л-ры, 2005. -128 с.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006. – 320 с.